Класс: 4
Предмет: Окружающий мир
Учебник, авторы: «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова, УМК «Начальная школа XXI века»
Тема урока: Северные соседи России
Тип урока: комбинированный
Цель урока: познакомить учащихся с северными соседями России: Данией и Финляндией.
Планируемые результаты:
- показать различия между странами Данией и Финляндией;
- дать представление о культуре, и жизни в Дании и Финляндии;
- уметь проводить сравнение по определенным критериям между странами;
Метапредметные:
Познавательные: извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в иллюстрации; обобщать полученную информацию и на её основании строить вывод.
Коммуникативные: умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться и учиться сотрудничеству при групповой работе.
Личностные: оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; профилактика здоровья.
Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Задачи:
- сформировать представление об жизни и культуре в Дании и Финляндии;
- учить работать с текстом, извлекать необходимую информацию и на её основе строить вывод;
- На основании полученной информации провести сравнение между северными странами Данией и Финляндией;
- развивать навыки работы в группах;
- формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;
Ресурсы: Учебник «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова, УМК «Начальная школа XXI века»; методическое обеспечение; дидактический материал; ТСО; раздаточный материал.
Этапы урока, содержание (задания) | Время | Деятельность учителя ( описание, прямая речь) | Деятельность учащихся (описание, предполагаемые ответы) | Формы, методы и приемы обучения | Формируемые УУД |
Орг. момент | 1 мин. | Ребята постройтесь пожалуйста как на физкультуре. Теперь рассчитайтесь на 1,2,3, 4 номера. Хорошо теперь слушайте меня внимательно. 1 номера- ваш стол Финляндия;2 номера- ваш стол Дания;3 номера- ваш стол Финляндия; 4 номера- ваш стол Дания. | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. | Словесный | |
Актуализация знаний | 2 мин. | - Ребята, а что вы изучали на прошлом уроке? - Какие это соседи? На какой стороне света от России они располагаются? - Вам было интересно работать на прошлом уроке по подгруппам? - Тогда сегодня мы с вами проведем похожий урок. | - Тему Соседи России - это Китай и Япония. - Это восточные соседи России. - да | Словесный (беседа) | Коммуникативные: слушать и понимать других; Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме. |
Целеполагание. | 1 мин. | - Но сегодня мы с вами познакомимся с нашими северными соседями. Эти соседи, как вы уже догадались - Дания и Финляндия! | Слушают учителя | Словесный (беседа) | Личностные: самоопределение, Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Открытие нового знания и самостоятельная работа. | 20 мин. | - Сейчас, ребята, я раздам вам конверты. Внутри вы найдете пустую табличку с названием вашей страны. Внимательно прочитайте её. Там есть критерии, по которым вам необходимо дать характеристику вашей страны. 1. Столица 2.Расположена на (островах, материке) 3. Национальные праздники и традиции(дед Мороз) 4. Климат 5. Что выращивают и производят в стране. 6. Жители о своей стране. 7. Кто населяет? 8. Занятия и увлечения местных жителей. 9. Природа страны (животные и растения) 10. Интересные и знаменитые места, памятники. 11. Знаменитые люди 12. Интересны факты и особенности страны. Основным вашем помощником при заполнении таблички будет учебник! Для Финляндии – это страницы 64-65, а для Дании 66, 67, 68. Так же, в конвертах лежат листочки с дополнительной информацией об этих странах и интересных фактах о ней. Ребята, послушайте внимательно задание которое вам надо сделать. Каждая команда по очереди исходя из полученной информации очень оригинально и красиво представляет свою страну на табличке, а именно рекламирует свою страну так чтобы нам захотелось её посетить. Вам всё понятно? Тогда на подготовку вам даю 15-20 минут. Команда которая будет готова раньше поднимает руку. | Внимательно слушают задание. Рассматривают таблички. Читают текст в учебнике и дополнительную информацию о стране, анализируют и дают характеристику, заполняя табличку. | Словесный (разъясненяе учителя) Практический (работа с учебником; работа в группах) Наглядный (иллюстрации в учебнике) | Коммуникативные: умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; договариваться и учиться сотрудничеству при групповой работе. Познавательные: умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; ориентироваться на развороте учебника; Познавательные: на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные: самопроверка и коррекция. |
Изучение нового материала. | 13 мин. | И так первой выступает команда туроператоров из Финляндии. Встречаем под аплодисменты. (Презентация, подготовленная учителем). Чтение текста. Отлично вот мы и узнали много интересного про Финляндию. А теперь я проверю вас, как вы внимательно слушали. 1)Что интересного вы узнали о Финляндии? 2)Как называется столица Дании? 3)Какие особенности у финнов? 4)Где живёт Финский Дед Мороз и как его зовут? Отлично молодцы. А мы встречаем нашу следующую команду. Это ребята из Копенгагена. (Презентация, подготовленная учителем). Чтение текста. 1)Какого сказочного писателя из Дании вы знаете? 2) Как называется столица Дании? 3)Какие интересные места есть в Дании? 4)Что в Дании изобрели? 5)Какой знаменитый памятник стоит в Копенгагене? Спасибо, вы молодцы и я вижу вы много запомнили. - Ребята, сейчас по поближе познакомились с Данией и Финляндией. Как вы думаете, какая из этих стран больше похожа на Россию? Почему? | Каждая команда выходит к доске и представляет свою страну, другая команда, дававшая характеристику этой же стране, так же выходит и представляет страну, дополняет характеристику своих предшественников. Остальные учащиеся внимательно слушают. Отвечают на вопросы учителя. - Что это страна болот, что есть тематический парк Angry Birds. - Хельсинки - Очень любят музыку, танцы, рыбалку и горнолыжный спорт. - Его зовут Йолупукки и он живёт в Лапландии. - Это Ганс Христиан Андерсен. - Копенгаген - Это Леголенд; Скандинавский диснейленд. - Конструктор Лего и бутерброд. - Памятник русалочке. - Финляндия, так как у нас похожий климат – суровые зимы и тайга. У нас тоже есть свой Дед Мороз. И в России тоже водятся медведи. | Словесный (рассказ учащихся) Наглядный (презентация) Словесный (фронтальная беседа) Словесный (рассказ учащихся) Наглядный (презентация) Словесный (фронтальная беседа) Словесный (фронтальная беседа) | Познавательные: на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные: умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; договариваться и учиться сотрудничеству при групповой работе. |
Домашнее задание. | 1 мин. | Откройте дневники и запишите домашнее задание. - Дома вам необходимо будет подготовить небольшой пересказ сказки Андерсена. | Записывают домашнее задание. | Словесный | |
Подведение итога урока | 1 мин. | - О каких странах мы сегодня говорили на уроке? - Ребята, а в какой стране вам больше понравилось? Почему? | - О Дании и Финляндии Личное мнение учащихся и его аргументация. | Словесный (беседа) | Познавательные: обобщать полученную информацию и на её основании строить вывод. Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; |
Рефлексия | 1 мин. | - У вас в конвертах лежат цветные флажки. Поднимите зеленый флажок те команды, которые работали слаженно, быстро. Поднимите желтый флажок та команда, которая затрудняла при работе с информацией, но всё равно старалась быть активна. И поднимите красный флажок та команда, которой было трудно работать. Ребята спасибо вам за замечательный урок. До новых встреч. | Команда оценивают свою работу на уроке. | Словесный (беседа). | Регулятивные: Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ФИНЛЯНДИЯ
Критерий | Характеристика |
1. Столица | Хельсинки |
2.Расположена на (островах, материке) | |
3. Национальные праздники и традиции(дед Мороз) | |
4. Климат | |
5. Что выращивают и производят в стране. | |
6. Жители о своей стране. | |
7. Кто населяет? | |
8. Занятия и увлечения местных жителей. | |
9. Природа страны (животные и растения) | |
10. Интересные и знаменитые места, памятники. | |
11. Знаменитые люди | |
12. Интересны факты и особенности страны. | |
ФИНЛЯНДИЯ
Критерий | Характеристика |
1. Столица | Хельсинки |
2.Расположена на (островах, материке) | |
3. Национальные праздники и традиции(дед Мороз) | |
4. Климат | |
5. Что выращивают и производят в стране. | |
6. Жители о своей стране. | |
7. Кто населяет? | |
8. Занятия и увлечения местных жителей. | |
9. Природа страны (животные и растения) | |
10. Интересные и знаменитые места, памятники. | |
11. Знаменитые люди | |
12. Интересны факты и особенности страны. | |
ДАНИЯ
Критерий | Характеристика |
1. Столица | Копенгаген |
2.Расположена на (островах, материке) | |
3. Национальные праздники и традиции(дед Мороз) | |
4. Климат | |
5. Что выращивают и производят в стране. | |
6. Жители о своей стране. | |
7. Кто населяет? | |
8. Занятия и увлечения местных жителей. | |
9. Природа страны (животные и растения) | |
10. Интересные и знаменитые места, памятники. | |
11. Знаменитые люди (например, писатели) | |
12. Интересны факты и особенности страны. | |
ДАНИЯ
Критерий | Характеристика |
1. Столица | Копенгаген |
2.Расположена на (островах, материке) | |
3. Национальные праздники и традиции(дед Мороз) | |
4. Климат | |
5. Что выращивают и производят в стране. | |
6. Жители о своей стране. | |
7. Кто населяет? Официальный язык. | |
8. Занятия и увлечения местных жителей. | |
9. Природа страны (животные и растения) | |
10. Интересные и знаменитые места, памятники. | |
11. Знаменитые люди (например, писатели) | |
12. Интересны факты и особенности страны. | |
Интересные факты о Финляндии
1. Финляндию называют “страной тысячи озер” совсем без преувеличения. В стране насчитывается порядка 190 000 озер! Они занимают примерно 9% всей площади Финляндии.
2. В Финляндии самая чистая питьевая вода. Конечно же ее спокойно можно пить из крана.
3. Финны очень большие и страстные любители бань и саун. Так, на 5,1 миллиона жителей приходится 1,7 миллиона бань и саун. Получается, примерно одна баня на трех финнов.
4. Примерно четверть страны находится за полярным кругом. Но, несмотря на местами суровый климат, Финляндия очень популярна у туристов. Каждый год страну посещает около 7-8 млн. туристов. А еще тут можно увидеть северное сияние и оленей на улицах городов
5. Финны известные организаторы чудных чемпионатов. Именно тут проводятся соревнования по переноске жен, по бросанию мобилы на дальность, футбол в грязи, соревнования по ловле комаров, метанию сапога и прочим забавным состязаниям.
6. В финских городах можно запросто встретить зайцев. Они не боятся людей и по размерам чуть больше своих лесных братьев.
7. В Финляндии 2 государственных официальных языка – финский и шведский. При этом, многие финны хорошо понимают английский и немецкие языки. Так что у туристов обычно не бывает проблем в этой стране
8. Финляндию часто называют «землей полуночного солнца», потому что в июне и июле солнце светит весь день и всю ночь.
9. Игра Angry Birds стала символом Финляндии. Все финские магазины завалены продукцией на тему злых птичек, а тематические парки тут открываются один за другим.
10. Именно в Финляндии живет Линус Торвальдс – том самом создатель ядра операционной системы Linux, ныне распространяемой совершенно бесплатно по всему миру. Ныне Линус жив, трудится в компании Linux Foundation.
11. 1 мая - Ваппу. В Финляндии Первомай, или Ваппу (Vappu), - веселый и шумный праздник студентов. Его название происходит от имени католической святой Вальпургии, день памяти которой приходится на 1 мая. Народные гулянья по всей Финляндии начинаются накануне, 30 апреля. Повсюду воздушные шары, флаги, музыка.
Интересные факты о Финляндии
1. Финляндию называют “страной тысячи озер” совсем без преувеличения. В стране насчитывается порядка 190 000 озер! Они занимают примерно 9% всей площади Финляндии.
2. В Финляндии самая чистая питьевая вода. Конечно же ее спокойно можно пить из крана.
3. Финны очень большие и страстные любители бань и саун. Так, на 5,1 миллиона жителей приходится 1,7 миллиона бань и саун. Получается, примерно одна баня на трех финнов.
4. Примерно четверть страны находится за полярным кругом. Но, несмотря на местами суровый климат, Финляндия очень популярна у туристов. Каждый год страну посещает около 7-8 млн. туристов. А еще тут можно увидеть северное сияние и оленей на улицах городов
5. Финны известные организаторы чудных чемпионатов. Именно тут проводятся соревнования по переноске жен, по бросанию мобилы на дальность, футбол в грязи, соревнования по ловле комаров, метанию сапога и прочим забавным состязаниям.
6. В финских городах можно запросто встретить зайцев. Они не боятся людей и по размерам чуть больше своих лесных братьев.
7. В Финляндии 2 государственных официальных языка – финский и шведский. При этом, многие финны хорошо понимают английский и немецкие языки. Так что у туристов обычно не бывает проблем в этой стране
8. Финляндию часто называют «землей полуночного солнца», потому что в июне и июле солнце светит весь день и всю ночь.
9. Игра Angry Birds стала символом Финляндии. Все финские магазины завалены продукцией на тему злых птичек, а тематические парки тут открываются один за другим.
10. Именно в Финляндии живет Линус Торвальдс – том самом создатель ядра операционной системы Linux, ныне распространяемой совершенно бесплатно по всему миру. Ныне Линус жив, трудится в компании Linux Foundation.
11. 1 мая - Ваппу. В Финляндии Первомай, или Ваппу (Vappu), - веселый и шумный праздник студентов. Его название происходит от имени католической святой Вальпургии, день памяти которой приходится на 1 мая. Народные гулянья по всей Финляндии начинаются накануне, 30 апреля. Повсюду воздушные шары, флаги, музыка.
Интересные факты о Дании
1. Государственный флаг Дании считается самым старым действующим флагом в мире. Его официальное утверждение прошло в далеком 1219 году.
2. Конструкторы для детей LEGO были придуманы в Дании еще в 1949 году. Через несколько лет они стали с успехом продаваться по всему миру. Для еще большей популяризации этого конструктора руководством компании было принято решение построить настоящий парк развлечений из элементов конструктора Lego! На данный момент в мире насчитывается 6 "Леголендов", крупнейший из которых находится в Дании на полуострове Ютландия.
3. Сказки Ганса Христиана Андерсена хорошо известны во всем мире. Особо популярностью пользуются такие сказки, как «Новое платье короля», «Русалочка» и «Гадкий утенок».
4. Официальный язык – датский. Большинство датчан владеют одним или двумя иностранными языками. Наиболее популярным является английский.
5. Самым распространенным транспортом в Дании является велосипед.
6. Температура в стране практически круглый год держится на отметке +10..+20 градусов Цельсия.
7. Столица Дании — Копенгаген полностью окружен водой.
8. В Копенгагене расположен знаменитый памятник «Русалочка» и «Мир Ганса Христиана Андерсена» Этот сказочный мир - один из замечательных музеев Дании. Внутри вы увидите чудесные картины, рисунки, карикатуры, скульптуры, восковые композиции и видеоинсталляции со сценками из самых любимых сказок детства: «Русалочки», «Дюймовочки», «Оловянного солдатика», «Огнива», «Снежной Королевы» и многих других. А в импровизированном кабинете писателя Андерсен (вернее, его восковая копия) сидит за дубовым столом и любуется заоконными пейзажами Копенгагена.
9. 3 декабря – день Люсии. Он празднуется по всей стране в детских садах, больницах, школах и других учреждениях. Небольшая группа, состоящая в основном из девочек, проходит по коридорам с песней «Санта Люсия». Девочки одеты в белые платья, а на голове той, которая возглавляет процессию, - венец из зажженных свечей. Она и есть Люсия.
Интересные факты о Дании
1. Государственный флаг Дании считается самым старым действующим флагом в мире. Его официальное утверждение прошло в далеком 1219 году.
2. Конструкторы для детей LEGO были придуманы в Дании еще в 1949 году. Через несколько лет они стали с успехом продаваться по всему миру. Для еще большей популяризации этого конструктора руководством компании было принято решение построить настоящий парк развлечений из элементов конструктора Lego! На данный момент в мире насчитывается 6 "Леголендов", крупнейший из которых находится в Дании на полуострове Ютландия.
3. Сказки Ганса Христиана Андерсена хорошо известны во всем мире. Особо популярностью пользуются такие сказки, как «Новое платье короля», «Русалочка» и «Гадкий утенок».
4. Официальный язык – датский. Большинство датчан владеют одним или двумя иностранными языками. Наиболее популярным является английский.
5. Самым распространенным транспортом в Дании является велосипед.
6. Температура в стране практически круглый год держится на отметке +10..+20 градусов Цельсия.
7. Столица Дании — Копенгаген полностью окружен водой.
8. В Копенгагене расположен знаменитый памятник «Русалочка» и «Мир Ганса Христиана Андерсена» Этот сказочный мир - один из замечательных музеев Дании. Внутри вы увидите чудесные картины, рисунки, карикатуры, скульптуры, восковые композиции и видеоинсталляции со сценками из самых любимых сказок детства: «Русалочки», «Дюймовочки», «Оловянного солдатика», «Огнива», «Снежной Королевы» и многих других. А в импровизированном кабинете писателя Андерсен (вернее, его восковая копия) сидит за дубовым столом и любуется заоконными пейзажами Копенгагена.
9. 3 декабря – день Люсии. Он празднуется по всей стране в детских садах, больницах, школах и других учреждениях. Небольшая группа, состоящая в основном из девочек, проходит по коридорам с песней «Санта Люсия». Девочки одеты в белые платья, а на голове той, которая возглавляет процессию, - венец из зажженных свечей. Она и есть Люсия.