СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Словесные информационные модели"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по разделу "Информационные модели"

Просмотр содержимого документа
«Анализ басен»

Басни И. А. Крылова - прекрасная школа наблюдений жизни, явлений, характеров. Басни заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображением характеров действующих лиц, в частности животных, насекомых, птиц. Каждая прочитанная басня вызывает у человека раздумья. Итак, басни И. А. Крылова разоблачают разные недостатки человеческих характеров и учат искусству жить достойно.

В басне «Волк и ягненок» характеры персонажей четко определены: Ягненок олицетворяет беззащитность, Волк — силу. Мораль выплывающая отсюда: справедливая защита не имеет силы для тех, кто намеревается делать несправедливость. У Крылова волк становится воплощением неумолимой злой силы, жестокости и своеволия, а развитие сюжета на наших глазах раскрывает механизм действия этой жестокой силы. Читатели становятся свидетелями всего, что происходит с героями. В начале басни Ягненок не пугается Волка, ведь он никому ничем не вредит и не нарушает установленные правила. Бессмысленные обвинения, которые выдвигает Волк, Ягненок с легкостью опровергает. В ответах Ягненка есть чувство собственного достоинства. На какое-то мгновение читателям даже кажется, что Ягненок загнал Волка в тупик, потому что хищник не имеет больше аргументов для обвинения. Но из этого вовсе не выплывает, что после встречи с Волком Ягненок останется невредимым. Как раз наоборот. Каждый достойный ответ Ягненка еще больше раздражает Волка. Наконец своевольному хищнику надоедает выискивать мнимые вины своей жертвы и он показывает свою сущность.

Читая басню «Демьянова уха», понимаешь: история, которую рассказывает автор, совсем не о конкретных Демьяне и Фоке и не о похлебке и чрезмерной гостеприимности. Демьян олицетворяет такие черты, как навязчивость, придирчивость, назойливость, неумение с уважением относиться к желаниям другого человека. И еще басня учит: красивые намерения не всегда имеют добрые последствия.

Невежд разоблачает И. А. Крылов в басне «Обезьяна и очки». Некоторые люди очень похожи на персонажа басни: не способны понять какое-то явление, они возражают или запрещают его.

Немало действующих лиц басен И. А. Крылова будто пришли из народных сказок. Их «характеры» хорошо известные, но автор создает такие ситуации, в которых раскрывается их сущность.

Неумение работать совместно, беспокоясь об общем деле, а не о собственных вкусах, олицетворяют персонажи басни «Лебедь, Щука и Рак». Последняя строка этой басни - «И только воз и ныне там» - стал крылатым выражением. Иногда с помощью этих слов характеризуют состояние дел человека, который не способен завершить начатое. Басня помогает понять: прежде чем взяться за какое-то дело, нужно хорошо взвесить и свои возможности, и возможности своих соучастников. Иначе выйдет из того дела «только мучение».

Лисица - персонаж многих сказок. Этот образ используют, когда нужно изобразить хитрость, лукавость. В басне «Ворона и Лисица» именно ухищрения помогают Лисице завладеть шматом сыра. Но басня осуждает не лукавость и ухищрения, а подхалимство и тех, кто верит любым словам, лишь бы только они были приятными.

В басне «Квартет» великий баснописец безжалостно критикует глупость, отсутствие элементарных умений, профессионализма и согласия, без которых хороший результат невозможен. К чему это может привести, прекрасно показано в басне "Квартет". Однажды в лесу звери затеяли сыграть квартет. Они достали ноты, взялись за инструменты "и сели на лужок под липки пленять своим искусством свет. Ударили в смычки, дерут, а толку нет". "Музыканты" принялись искать причину плохой игры и решили, что все из-за того, что они неправильно сидят. Несколько раз они менялись местами, усаживались "чинно в ряд", но это не дало желаемого результата. Ведь дело не в том, как рассядутся артисты, а в умении владеть инструментом, исполнять на нем музыкальные произведения. Только профессионал-соловей, прилетевший на шум, открыл глаза горе-музыкантам: "Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней… А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь". В общем деле нужны не только профессионализм и умение, очень важно иметь согласие.

В басне «Стрекоза и муравей» Крылов создаёт образ ленивой и легкомысленной, стремящейся только к развлечениям Стрекозы. Синонимы к слову легкомысленность: несерьёзность, беспечность, поверхностность, бездумность, верхоглядство, ветреность. Стрекоза в вихре веселья вообще не замечает, что кто-то трудится даже летом. В басне показано преимущество трудолюбия и опасность праздности и лени.

В басне «Кукушка и петух» разыгрывается целое представление, в котором речь идет как бы о музыкальных способностях, но на самом деле автор едко высмеивает тех, кто льстит, преследуя свои цели. Высмеивается невежество. Кукушка - это серая невзрачная птичка. Петух называет ее красавицей. Однообразное “ку-ку” сравнивает с песнями соловья. Петуха кукушка называет “мой милый петушок”, “мой куманек”. Она утверждает, что он поет “лучше райской птички”, хотя райская птичка отличается красивым опереньем, но не пеньем. Чтобы преуспеть в жизни, некоторые льстят, подхалимничают.

Просмотр содержимого документа
«Басни Крылова»

ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК


Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.

* * *

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвётся в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав,— судить не нам;

Да только воз и ныне там.



СЛОН И МОСЬКА


По улицам Слона водили,

Как видно напоказ.—

Известно, что Слоны в диковинку у нас,—

Так за Слоном толпы зевак ходили.

Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.

Увидевши Слона, ну на него метаться,

И лаять, и визжать, и рваться,

Ну так и лезет в драку с ним.

«Соседка, перестань срамиться,—

Ей шавка говорит,— тебе ль с Слоном возиться?

Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идёт

Вперёд

И лаю твоего совсем не примечает».—

«Эх, эх! — ей Моська отвечает,—

Вот то-то мне и духу придаёт,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

Пускай же говорят собаки:

«Ай, Моська! знать, она сильна,

Что лает на Слона!»


СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ


Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол, и дом.

Всё прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настаёт;

Стрекоза уж не поёт:

И кому же в ум пойдёт

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползёт она:

«Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!» —

«Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето? » —

Говорит ей Муравей.

«До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило».—

«А, так ты...» — «Я без души

Лето целое всё пела».—

«Ты всё пела? это дело:

Так поди же, попляши!»


ВОРОНА И ЛИСИЦА


Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

* * *

Вороне где-то Бог послал кусочек сыра;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать совсем уж было собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близёхонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр,— Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие пёрушки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло,—

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во всё воронье горло:

Сыр выпал — с ним была плутовка такова.





КУКУШКА И ПЕТУХ


«Как, милый Петушок,

поёшь ты громко, важно!» —

«А ты, Кукушечка, мой свет,

Как тянешь плавно и протяжно:

Во всём лесу у нас такой певицы нет!» —

«Тебя, мой куманёк, век слушать я готова».—

«А ты, красавица, божусь,

Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,

Чтоб начала ты снова...

Отколь такой берётся голосок?

И чист, и нежен, и высок!..

Да вы уж родом так, собою невелички,

А песни, что твой соловей!» —

«Спасибо, кум; зато, по совести моей,

Поёшь ты лучше райской птички,

На всех ссылаюсь в этом я».

Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!

Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,—

Всё ваша музыка плоха!..»

* * *

За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку.









ТРИШКИН КАФТАН


У Тришки на локтях кафтан продрался.

Что долго думать тут? Он за иглу принялся:

По четверти обрезал рукавов —

И локти заплатил. Кафтан опять готов;

Лишь на четверть голее руки стали.

Да что до этого печали?

Однако же смеётся Тришке всяк,

А Тришка говорит: «Так я же не дурак

И ту беду поправлю:

Длиннее прежнего я рукава наставлю».

О, Тришка малый не простой!

Обрезал фалды он и полы,

Наставил рукава, и весел Тришка мой,

Хоть носит он кафтан такой,

Которого длиннее и камзолы.

* * *

Таким же образом, видал я, иногда

Иные господа,

Запутавши дела, их поправляют,

Посмотришь: в Тришкином кафтане щеголяют.

ВОЛК И ЯГНЕНОК

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем;

А вот о том как в Баснях говорят.


Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться;

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный рыскал Волк.

Ягнёнка видит он, на добычу стремится;

Но, делу дать хотя законный вид и толк,

Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питьё

Моё

С песком и с илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву».—

«Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью

От Светлости его шагов я на сто пью;

И гневаться напрасно он изволит:

Питья мутить ему никак я не могу».—

«Поэтому я лгу!

Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!

Да помнится, что ты ещё в запрошлом лете

Мне здесь же как-то нагрубил:

Я этого, приятель, не забыл!» —

«Помилуй, мне ещё и отроду нет году»,—

Ягнёнок говорит. «Так это был твой брат».—

«Нет братьев у меня».— «Так это кум иль сват

И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.

Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,

Вы все мне зла хотите

И, если можете, то мне всегда вредите,

Но я с тобой за их разведаюсь грехи».—

«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать,

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».—

Сказал и в тёмный лес Ягнёнка поволок.

КВАРТЕТ

Проказница-Мартышка,

Осёл,

Козёл

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки,—

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка.—

Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы;

Тогда пойдёт уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!»

Расселись, начали Квартет;

Он всё-таки на лад нейдёт.

«Постойте ж, я сыскал секрет! —

Кричит Осёл,— мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем».

Послушались Осла: уселись чинно в ряд;

А всё-таки Квартет нейдёт на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры,

Кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить

сомненье:

«Пожалуй,— говорят,— возьми на час терпенье,

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть,

Скажи лишь, как нам сесть!» —

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней,—

Им отвечает Соловей,—

А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь»

ДЕМЬЯНОВА УХА


«Соседушка, мой свет!

Пожалуйста, покушай ». —

«Соседушка, я сыт по горло».— «Нужды нет,

Ещё тарелочку; послушай:

Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!» —

«Я три тарелки съел».— «И, полно, что за счёты:

Лишь стало бы охоты,

А то во здравье: ешь до дна!

Что за уха! Да как жирна:

Как будто янтарём подёрнулась она.

Потешь же, миленький дружочек!

Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!

Ещё хоть ложечку! Да кланяйся, жена!» —

Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку

И не давал ему ни отдыху, ни сроку;

А с Фоки уж давно катился градом пот.

Однако же ещё тарелку он берёт:

Сбирается с последней силой

И — очищает всю. «Вот друга я люблю! —

Вскричал Демьян.— Зато уж чванных не терплю.

Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милой!»

Тут бедный Фока мой,

Как ни любил уху, но от беды такой,

Схватя в охапку

Кушак и шапку,

Скорей без памяти домой —

И с той поры к Демьяну ни ногой.

***

Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;

Но если помолчать вовремя не умеешь

И ближнего ушей ты не жалеешь,

То ведай, что твои и проза и стихи

Тошнее будут всем Демьяновой ухи.


ЛИСИЦА И ВИНОГРАД


Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нём винограду кисти рделись.

У кумушки глаза и зубы разгорелись,

А кисти сочные как яхонты горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним ни зайдёт,

Хоть видит око,

Да зуб неймёт.

Пробившись попусту час целой,

Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен — ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьёшь».






Просмотр содержимого документа
«Вопрос»

Какие черты характера людей и отношения между людьми смоделировал в этой басне автор?





Какие черты характера людей и отношения между людьми смоделировал в этой басне автор?





Какие черты характера людей и отношения между людьми смоделировал в этой басне автор?





Какие черты характера людей и отношения между людьми смоделировал в этой басне автор?





Какие черты характера людей и отношения между людьми смоделировал в этой басне автор?




Просмотр содержимого документа
«Рефлексия»










Оцени свою работу

У меня всё получалось!

Это здорово!

Получалось неплохо, но надо ещё работать.

Было трудно, не всё получалось…




Оцени свою работу

У меня всё получалось!

Это здорово!

Получалось неплохо, но надо ещё работать.

Было трудно, не всё получалось…








Оцени свою работу

У меня всё получалось!

Это здорово!

Получалось неплохо, но надо ещё работать.

Было трудно, не всё получалось…





Оцени свою работу

У меня всё получалось!

Это здорово!

Получалось неплохо, но надо ещё работать.

Было трудно, не всё получалось…








Оцени свою работу

У меня всё получалось!

Это здорово!

Получалось неплохо, но надо ещё работать.

Было трудно, не всё получалось…





Оцени свою работу

У меня всё получалось!

Это здорово!

Получалось неплохо, но надо ещё работать.

Было трудно, не всё получалось…


Просмотр содержимого документа
«Схема Стили»






























Просмотр содержимого документа
«Урок Словесные модели»

МКОУ «Островская СОШ»











Урок информатики

в 9 классе на тему «Словесные информационные модели»




Подготовила и провела:

учитель информатики и ИКТ

Румянцева Надежда

Александровна



п. Островское 2017

Цель урока: сформировать представления учащихся о словесных информационных моделях.

Задачи урока:

Образовательные:

  • закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, видах информационных моделей, словесных информационных моделях;

  • систематизировать полученные знания.

Развивающие:

  • развивать творческие способности, логическое мышление учащихся;

  • развивать исследовательские умения и навыки учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;

  • воспитывать умение самостоятельно оценивать результат своей деятельности и работы своих одноклассников;

  • вырабатывать умение работать в парах.

Тип урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений ​и навыков, продолжительность – 40 минут.

Формы работы на уроке: самостоятельная, парная и индивидуальная работа.

Методы: словесный (рассказ), наглядный, диалогический.

Межпредметные связи: литература, география, история и др.

Основные понятия: модель, моделирование, словесная информационная модель.

Оборудование: компьютерный класс, учебник для 9 класса Л.Л. Босовой «Информатика», раздаточный материал (приложения).

План урока:

    1. Организационный момент

    2. Актуализация знаний и постановка темы урока

    3. Изучение нового материала

    4. Закрепление изученного материала

    5. Итоги урока, рефлексия

    6. Домашнее задание

Ход урока:

I. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, выясняет отсутствующих на уроке.

II. Актуализация знаний и постановка темы урока

Обсуждаются следующие вопросы:

  1. Что такое модель? Виды моделей.

  2. Какие модели называют натурными?

  3. Какие модели называют информационными?

  4. Какие существуют виды информационных моделей?

Итак, словесные информационные модели рассматриваются как подмножество знаковых информационных моделей. (Учащиеся записывают тему урока).

III. Изучение нового материала

Словесные описания весьма разнообразны, они могут быть выполнены в разных стилях. (Учащимся предлагается схема, отражающая разнообразие стилей). Прежде всего, различают разговорный и книжный стили.

Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика.

Книжный стиль имеет следующие разновидности: научный, официально-деловой, публицистический, художественный.

  • Научный стиль используется для передачи точной научной информации. Наиболее важными качествами научного стиля являются логичность и четкость изложения. В текстах научного стиля присутствует большое количество слов-профессионализмов.

  • Официально-деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке и служит для оформления документов (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности).

  • Публицистический стиль встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, интервью и характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, призывностью.

  • Художественный стиль – это стиль художественных произведений. Его основное назначение – воздействовать на читателя или слушателя с помощью образных средств языка (сравнений, метафор, эпитетов и др.)

Давайте рассмотрим примеры, приведенные в § 2.3 учебника. Здесь представлены исторические, биологические, географические, художественные и другие словесные информационные модели.

IV. Закрепление изученного материала

Сегодня мы остановимся на таком литературном жанре как басня - пример художественного стиля. Этот жанр можно рассматривать как своеобразную модель человеческих отношений. Сейчас вы работаете в парах с текстами басен И.А. Крылова. Каждая пара получает текст одной из басен, проводит его анализ и готовит ответ на вопрос:

«Какие черты характера людей и отношения между людьми смоделировал в этой басне автор?».

Затем один человек из пары выносит общую точку зрения на публичное обсуждение. (Учащиеся работают с текстами басен и отвечают на поставленный вопрос).

V. Итоги урока, рефлексия

Итак, работа с различными словесными информационными моделями (историческими, биологическими, географическими, художественными и другими) требует вдумчивого отношения к прочитанному и анализа.

Сейчас оцените свою работу на уроке (карточки для рефлексии)

VI. Домашнее задание

Приложения


Схема «Стили»

Тексты басен И.А.Крылова

Вопрос для анализа текста басни

Карточки для рефлексии