МБОУ Жирновская СОШ, Тацинский район, Ростовская область
Учитель математики: Волкова Татьяна Валентиновна.
Урок геометрии по теме: Средняя линия треугольника.
8 класс
Образовательные цели:
Познакомить учащихся со средней линией треугольника и её свойством;
Сформулировать на основе имеющихся знаний доказательство свойства средней линии треугольника;
Формировать умение решать задачи, на применение свойства средней линии треугольника.
Развивающие цели:
Развивать графические навыки учащихся при построении средних линий треугольника, развивать навыки исследовательской деятельности;
Формировать и развивать умения анализировать свою деятельность при решении задач и доказательстве теоремы;
Формировать умения извлекать необходимую информацию и использовать ее для поиска ответа на вопрос, переносить знания в новые ситуации.
Воспитательные цели:
Формировать умения слушать мнения других, отстаивать свою точку зрения;
Развивать познавательный интерес к предмету.
Ход урока:
Организационный момент. Тема, цели урока.
Слайд 1.
Вступительное слово учителя.
Слайд 2.
«Любопытный отыскивает редкости только затем, чтобы им удивляться, любознательный же затем, чтобы узнать их и перестать удивляться» Р. Декарт.
Я хочу, что бы сегодня на уроке вы были не только любопытными, но и любознательными.
Геометрия очень интересная наука и довольно глубоко изучена, но для нас всё же в ней ещё много тайн. И раскрытие некоторых из них нас сегодня ждут на уроке.
Актуализация знаний. Подготовка к изучению нового материала.
Слайд 3.
Мы сейчас вспомним, что мы знаем о подобных треугольниках: (4 менее подготовленных
-Какие треугольники мы называем подобными? учащихся работают над
тестами-карточками
самостоятельно)
-Какие пары треугольников подобны? Почему? (Один ученик на ИД соединяет
стрелками пары подобных Δ)
(Ученики отвечают на вопросы с
необходимой аргументацией).
- Сформулируйте признаки подобия треугольников.
Изучение нового материала.
Слайд 4.
Всегда интересно открывать, что – то новое. Особенно если это открытие ты сделал сам. Проведём исследовательскую работу, которая поможет нам сделать «научное открытие». Работать будем на модулях, на которых у вас готовые чертежи. Следуйте указаниям чётко и быстро, и тогда у вас обязательно всё получится. Работаем в группах. (1 группа работает с остроугольным Δ, 2 группа с тупоугольным Δ, 3 группа с прямоугольным Δ.)
-Измерьте основание АВ, результат запишите. (Один ученик выполняет на ИД,
-Измерьте боковые стороны АС и ВС, результат запишите. остальные в модулях)
-В середине АС и ВС поставьте соответственно точки М и К.
-Проведите отрезок МК. (вводится определение средней линии).
Определение: отрезок, соединяющий середины двух сторон треугольника, называется средней линией треугольника.
- Измерьте длины отрезков МК и АВ.
-Сравните длину отрезка МК и длину стороны АВ. Ответьте на вопрос: во сколько раз длина отрезка МК меньше длины стороны АВ.
-Сформулируйте гипотезу. (Ученики исследуют, анализируют,
сопоставляют, каждая группа
высказывает свои гипотезы)
Вывод (делает учитель, анализируя гипотезы учеников): проведённое исследование показывает, каков бы ни был треугольник его средняя линия всегда в два раза меньше одной из его сторон. Я поздравляю, сейчас каждый открыл для себя новую теорему, которую мы сейчас докажем.
Слайд 5.
Теорема:
Средняя линия треугольника параллельна его стороне и равна её половине.
Доказательство:
Пусть MN– средняя линия ∆ABC. Докажем, что MNǁAC и MN=AC:2.
∆ABC∾∆MBN по второму признаку (объясните): (Ученики объясняют с
необходимой аргументацией)
(∠B – общий, BM/BA= BN/BC=1/2 )(что следует из подобия Δ?) (Ученики отвечают на
∠1=∠2 и MN/AC=1/2. (что из этого может следовать?) поставленные вопросы)
Из того, что ∠1=∠2 следует, что MNǁAC, а из MN/AC=1/2 следует, что MN=AC/2.
(Учитель ещё раз сам полностью доказывает теорему.)
Первичное осмысление и закрепление нового материала.
Слайд 6.
Решение задач на готовых чертежах: По данным рисунков установить, являются ли отрезки средними линиями?
(Ученики отвечают на вопросы
с необходимой аргументацией).
Построение средней линии треугольника.
Слайд 7.
Построение средней линии треугольника (1-й способ).
(Попробуйте сформулировать алгоритм построения (Ученики предлагают свои варианты)
средней линии треугольника самостоятельно,
следуя из определения).
Учитель обобщает ответы учеников и предлагает
выполнить построение по алгоритму.
Начертите произвольный треугольник ABC. (Ученики строят среднюю линию,
Отметьте середины сторон AB и BC. по предложенному алгоритму
и обозначьте соответственно N и М . в модулях. Один ученик выполняет
NM - средняя линия треугольника ABC демонстрирует на ИД)
Слайд 8.
Построение средней линии треугольника (2-й способ).
Учитель предлагает другой способ построения средней линии.
Начертите произвольный треугольник ABC. (Ученики строят среднюю линию,
С помощью линейки разделите сторону АВ. по предложенному алгоритму
на две равные части и середину обозначьте N. в модулях. Один ученик выполняет
Через точку N проведите прямую, параллельную построение на доске. Учитель
стороне AC. демонстрирует на ИД)
через М.
Измерьте длины отрезков BM и MC и сделайте вывод. (Ученики анализируют и делают NM - средняя линия треугольника ABC. вывод)
5.Физ.минутка.
Учитель говорит стихотворение и показывает движения. (Ученики слушают и повторяют
Быстро встали, улыбнулись, за учителем несложные движения)
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.
6. Закрепление изученного материала.
Работа с учебником.
Слайд 9.
Задача № 564
Дано: ∆ABC,
AB=8 см, BC=5 см, CA=7 см, AM=MB, BN=NC, CP=PA
Найти: P∆MNP
(Один ученик решает у доски с
аргументацией. Остальные решают
задачу на месте в тетрадях,
сверяются с тем, что на доске,
задают вопросы учителю. Ученики,
решившие значительно раньше
задачу, показывают решение
учителю на оценку.)
Подсказки и вопросы:
- Обратите внимание на стороны нового треугольника. Чем они являются для ∆ABC?
- В каком соотношении находятся ∆ABC и ∆MNP?
Решение
AM=MB, BN=NC, CP=PA то MN, NP, PM – средние линии ∆ABC. P∆MNP=MN+NP+PM=AC/2+AB/2+BC/2=(7+8+5)/2=10 (см).
Ответ. P∆MNP =10 см.
Слайд 10.
Задача № 567
Д
ано: ABCD – четырехугольник,
E, F, G, H – середины его сторон. (Ученики решают задачу устно,
Доказать: EFGH – параллелограмм. под руководством учителя)
Подсказки и вопросы:
- Обратите внимание на диагональ АС. Чем она является в ΔABC и ΔACD.
Решение
Пусть ABCD – четырехугольник. E, F, G, H – середины его сторон. Проведем диагональ AC. EF – средняя линия ΔABC и, следовательно, параллельна AC и равна ее половине. Аналогично, HG – средняя линия Δ ACD и, следовательно, параллельна AC и равна ее половине. Таким образом, стороны EF и HG четырехугольника EFGH равны и параллельны. Значит, этот четырехугольник – параллелограмм.
С
лайд 11.
Практическое применение:
Знания о средней линии треугольника так же можно использовать в сельском хозяйстве.
К примеру, найти длину поля.
Задача:
Найти длину поля, если в ней оказалось сто «шагов» полевого
циркуля при условии, что DE = 1м, АD=DB, CE=BE.
(Ученики решают задачу устно)
Решение
АD=DB, CE=BE, то DE – средняя линия ∆ABC, DE=1/2AC значит AC=2DE = 2·1= 2м.
2·100= 200м.
Ответ. 200м
Слайд 12.
Из подобных треугольников, которые получены путём разрезания по средним линиям, можно составить новую геометрическую фигуру, части которой подобны целому треугольнику. Учёные назвали такие фигуры автоподобными. (автоподобная фигура - фрактал ).
До начала 20 века автоподобные фигуры совершенно не изучались. Считалось, что они не являются полноправными математическими объектами, и поэтому их изучение отбрасывалось. Но идеи изучения автоподобных фигур были развиты Б. Мандельбротом. Он в 1975 году ввёл слово «фрактал» (от которого позднее произошли английские термины – дробь, дробный).
Слайд 13.
"Звезда Коха"
Слайд 14.
Аналогичное свойство самоподобия обнаруживают многие объекты в природе, стоит лишь повнимательнее к ним присмотреться.
Примером автоподобной фигуры является золотая спираль, геометрическим свойством этой спирали является то, что каждый следующий виток подобен предыдущему. В форме золотой спирали закручиваются раковины многих моллюсков, в виде этой спирали плетут свою паутину пауки и даже галактика солнечной системы закручивается по золотой спирали.
Слайд 15.
7.Итог урока.
Какой отрезок называют средней линией треугольника?
Сколько средних линий может быть в треугольнике? (Ученики отвечают на Какими способами можно построить среднюю линию Δ? поставленные вопросы)
Каким свойством обладает средняя линия треугольника?
Слайд 16.
8.Рефлексия. (Ученики отвечают на
Что вы узнали нового? вопросы с необходимой
Чему научились? аргументацией)
Что показалось особенно трудным?
Понравился ли урок? (Высказывают свое отношение к уроку
с помощью поднятых сигнальных карточек.
Зеленая – урок понравился, много нового узнал.
Желтая – не совсем понял тему, но что-то
новое узнал.
Красная – урок не понравился.)
Слайд 17.
9.Д\З. №565,566 выучить определение средней линии треугольника и доказательство теоремы о средней линии треугольника и найти другие способы доказательства в дополнительной литературе. (Записывают, слушают, задают вопросы)
Сегодня все хорошо работали, были и любопытными и любознательными, открыли для себя новую теорему, закрепили её при решении задач, и поэтому у нас много зеленых и желтых карточек. И за урок вы получаете оценки… .
Слайд 18.
Спасибо за урок!
Список литературы
Устные упражнения по геометрии для 7-11 классов. Кн. для учителя /И.М. Смирнова, В.А. Смирнов – М.: Просвещение, 2005
Упражнения по планиметрии на готовых чертежах: Пособие для учителя. Авторы: С.М. Саврасова, Г.А. Ястребинецкий – М.: Просвещение, 1987
Задачи по геометрии. Пособие для учащихся 7 -11 кл. общеобразовательных учреждений /Б.Г.Зив, В.М. Мейлер, А.Г. Баханский – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008
Геометрия, 7-9: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И.Юдина – 15 изд. – М.: Просвещение, 2010
Геометрия 7-9: учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. Под ред. А.Я. Цукаря. / В.Н. Руденко, Г.А. Бахурин - 2-е изд. – М.: Просвещение, 1994
Сайты:
Мой университет – www.moi-mummi.ru
http://festival.1september.ru/articles/527602/