СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Пути совершенствования тепловых двигателей.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урк по теме "Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Пути совершенствования тепловых двигателей."  разрабтан с применением ИКТ,  приемов критическго мышления. Задания подбраны таким образом, чтобы у учащихся была возможность взаимодействовать в группах  и  парах. Подобраны качественные и расчетные задачи как простого уровня, так и повышенной слжности. Для пробуждения интереса к деятельноси применяются ребусы, работа над кластерами.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Пути совершенствования тепловых двигателей.»


Учитель: Петрова Юлия Владимировна

Предмет: физика

Класс: 8 класс

Тема урока: Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Пути совершенствования тепловых двигателей.

Цель (обучения): определить виды и характеристики тепловых машин, а так же рассмотреть особенности их работы на основе закона сохранения и превращения энергии.

Цель (личностного развития): развивать у обучающихся навыки эффективного мышления: умения выделять главное в изучаемом материале, сравнивать изучаемые факты и процессы, делать выводы из наблюдений и экспериментов, умения логически излагать свои мысли.

Ожидаемые результаты:

А: Ученик понимает принцип работы теплового двигателя, учится работать с текстом, строить диалог и сотрудничать в группе и в паре; оценивает работу группы.

В: Ученик применяет ранее изученную информацию; ставит учебную задачу на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно, оценивает себя и работу группы

С: Ученик может решать задачи повышенной сложности (с применением ранее полученной информации), сравнивает, рассуждает, аргументирует свою точку зрения, обменивается знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений и проводит саморефлексию деятельности.



Вре-

мя

Этапы

урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационные формы

Оценивание

Ресурсы

0,5 мин

Организационный момент. Приветствие учащихся. Психологический настрой на урок.

Создание благоприятного психологического климата

Приветствие. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи сегодня на уроке

Желают удачи на уроке друг другу

Фронтальная работа

Похвала


1 мин





1,5мин







3 мин


Стадия вызова

Этап мотивации и актуализации (определение темы урока и совместной цели деятельности)

Делит класс на 4 группы (по выбранному цвету) . Распределение ролей. В группы раздать листы оценивания работы группы и листы самооценивания учащихся.


Предлагает отгадать ребус, обсудить и назвать тему урока, определить цель.

(учитель предлагает записать число, тему урока)



Игра «Верю - не верю», на проверку ранее изученной информации.

Ученики объединяются в группы. Распределяют роли.





Обсуждают и делают различные предположения

Выступления групп

Группы дополняют ответы


Оценивают себя и других по листу самооценивания



Работа в группах













Индивидуальная работа


Листы самооценивания. Листы оценки работы групп









Лист с ребусом

2 мин


Побуждение интереса к получению новой информации

демонстрационный эксперимент по картинке. Объясните, почему вылетает пробка в данном опыте.

Обсуждают в группах. Высказываются, дополняют ответы друг друга

Групповая работа

Техника 20 сек , Похвала

Рисунок эксперимента

10 мин



10 мин

Осмысление содержания

Развитие критического мышления Получение новой информации

Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям: составить кластер по теме

1 группа параграф 22. Тепловые двигатели, примеры, принцип действия тепловых двигателей.

2 группа ДВС (объяснить принцип работы на макете)

3 группа КПД теплового двигателя

4 группа Влияние тепловых машин на окружающую среду

Выполняют предложенные учителем задания: кластер, работа с текстом учебника, с таблицами, справочника.

Выступление групп по составленным кластерам, обсуждение сообщений.

Работа в

группах




Листы самооценивания. Листы оценки работы групп

Учебник, ресурс с новым материалом, листы А3 для составления кластера, фломастеры

1,5 мин

Физминутка

снять психическое напряжение путем переключения на другой вид деятельности

Выполняет упражнения

Выполняют зарядку

Фронтальная работа

Похвала, апплодисменты

Компьютер с программой Проигрыватель

7 мин

Решение задач

Развитие умений применять знания практическиЗакрепить материал новой темы


Урок полезен, всё понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Ещё придётся потрудиться.

Да, трудно всё-таки учиться!

Качественные задачи

1. Один из учеников при решении получил ответ, что КПД теплового двигателя равен 200%. Правильно ли решил ученик задачу? (Нет. КПД теплового двигателя не может быть больше 100% или равен 100%)

2. КПД теплового двигателя 45%. Что означает это число? (45% энергии идет на совершение полезной работы, а 55% энергии тратится впустую на обогрев атмосферы, самого двигателя и т.д.)

Количественные задачи:

3. Тепловой двигатель за цикл получает от нагревателя энергию, равную 1000 Дж, и отдает холодильнику энергию 800 Дж. Чему равен КПД теплового двигателя? (20%)

4*. Чему равен КПД плавильной печи, в которой на плавление 1 кг меди, взятой при температуре 85 ºС, расходуется 400 г каменного угля? (≈ 5,7%)


Учащиеся в группах обсуждают решение задач, записывают в тетрадь решение.

После сравнивают свое решение с модельным ответом, который высвечивается на доске.

Задача №4 повышенной сложности, ее решение предложено для выявления и развития ТиО

Групповая работа

Листы самооценивания

Ресурс с задачами для групп, лист модельного ответа на задачи

5 мин

Рефлексия

Анализ, творческая переработка, интерпритиция изученной информации

Учитель предлагает написать пятиминутное эссе на стикерах разного цвета и наклеить на доске .

Мои действия – «Взгляд назад»



Учащиеся пишут, В течении урока я …


Индивидуальная работа

Использование при планировании следующего урока


3 мин

Дом. задание

Повторить и закрепить изученный материал

Учитель записывает на доске:

1. § 22-26 учебника; стр. 101 упр 13 №5

2. Упр.13, №4.

3*. «Если природа молчит, это не значит, что она не страдает от человеческих рук». Человек – часть природы, и ее разрушение грозит ему множеством бед. У земли много проблем, и одна из них - тепловые машины. Докажите это на основе изученного материала.

Учащиеся записывают в дневник

Индивидуальная работа

Выявление ТиО

Учебник


0,5 мин



Урока время истекло

Я вам ребята благодарна

За то, что встретили тепло

И поработали ударно.

Спасибо вам за урок.










Приложения к уроку









Устройства,







Примеры

тепловых машин




Принцип работы






















Показывает, какую долю составляет совершаемая двигателем работа от количества теплоты, полученном при сгорании топлива.

Формула

КПД меньше 100%

Сила трения

Топливо


КПД





Служит для характеристики … …,

Формула







Теплообмен с окружающей средой






КПД … 100%, потому что


Для увеличения КПД





















Человек использует тепловые машины в







Влияние на окружающую среду














Пути решения проблем








Качественные задачи

1. Один из учеников при решении получил ответ, что КПД теплового двигателя равен 200%. Правильно ли решил ученик задачу? 

2. КПД теплового двигателя 45%. Что означает это число? 

Количественные задачи:

3. Тепловой двигатель за цикл получает от нагревателя энергию, равную 1000 Дж, и отдает холодильнику энергию 800 Дж. Чему равен КПД теплового двигателя?

4*. Чему равен КПД плавильной печи, в которой на плавление 1 кг меди, взятой при температуре 85 ºС, расходуется 400 г каменного угля?


Качественные задачи

1. Один из учеников при решении получил ответ, что КПД теплового двигателя равен 200%. Правильно ли решил ученик задачу? 

2. КПД теплового двигателя 45%. Что означает это число? 

Количественные задачи:

3. Тепловой двигатель за цикл получает от нагревателя энергию, равную 1000 Дж, и отдает холодильнику энергию 800 Дж. Чему равен КПД теплового двигателя?

4*. Чему равен КПД плавильной печи, в которой на плавление 1 кг меди, взятой при температуре 85 ºС, расходуется 400 г каменного угля?

Качественные задачи

1. Один из учеников при решении получил ответ, что КПД теплового двигателя равен 200%. Правильно ли решил ученик задачу? 

2. КПД теплового двигателя 45%. Что означает это число? 

Количественные задачи:

3. Тепловой двигатель за цикл получает от нагревателя энергию, равную 1000 Дж, и отдает холодильнику энергию 800 Дж. Чему равен КПД теплового двигателя?

4*. Чему равен КПД плавильной печи, в которой на плавление 1 кг меди, взятой при температуре 85 ºС, расходуется 400 г каменного угля?


Качественные задачи

1. Один из учеников при решении получил ответ, что КПД теплового двигателя равен 200%. Правильно ли решил ученик задачу? 

2. КПД теплового двигателя 45%. Что означает это число? 

Количественные задачи:

3. Тепловой двигатель за цикл получает от нагревателя энергию, равную 1000 Дж, и отдает холодильнику энергию 800 Дж. Чему равен КПД теплового двигателя?

4*. Чему равен КПД плавильной печи, в которой на плавление 1 кг меди, взятой при температуре 85 ºС, расходуется 400 г каменного угля?

Ответы к задачам

  1. Один из учеников при решении получил ответ, что КПД теплового двигателя равен 200%. Правильно ли решил ученик задачу? 

(Нет. КПД теплового двигателя не может быть больше 100% или равен 100%)

  1. КПД теплового двигателя 45%. Что означает это число?

(45% энергии идет на совершение полезной работы, а 55% энергии тратится впустую на обогрев атмосферы, самого двигателя и т.д.)

  1. Тепловой двигатель за цикл получает от нагревателя энергию, равную 1000 Дж, и отдает холодильнику энергию 800 Дж. Чему равен КПД теплового двигателя?

(1000Дж-800Дж)/1000Дж*100%=200/1000*100%=20%

4*. Чему равен КПД плавильной печи, в которой на плавление 1 кг меди, взятой при температуре 85 ºС, расходуется 400 г каменного угля?


  1. к

    КПД

    пд=A/Q*100%,

  2. Температура плавления меди 1085 градусов, а в печке начинает нагревать медь с 85 градусов, следовательно ей нужно потратить энергию для нагревания до температуые плавления меди. Q=сm (t2-t1)
    Q=385*1*1000=385 кДж

  3. Энергия для плавления меди, Q2 = m * λ

Q=213000*1=213 кДж. 

  1. Складываем Q1 и Q2 =213+385=598 кДж

  2. Теперь найдем затраченную энергию: Q=qm,где q-удельная теплота сгорания топлива (q =2,7*10^7 Дж/кг)
    Q=q*0,4=10.8*10^6Дж

  3. Теперь найдем кпд

кпд=(598 000/10.8*10^6)*100%=5,54%










Мои действия – «Взгляд назад» В течении урока я

Делал правильно. Что?




Делал неправильно. Что? Почему?




Двигался наугад. Когда? Почему?




Легко было сделать. Что? Почему?


Мои выводы





Домашнее задание

1. § 22-26 уч-ка; стр. 101 упр. 13 №5

2. Упр.13, №4.

3*. «Если природа молчит, это не значит, что она не страдает от человеческих рук». Сделайте иллюстрацию к высказыванию


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!