Учитель: Петрова Юлия Владимировна
Предмет: физика
Класс: 8 класс
Тема урока: Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Пути совершенствования тепловых двигателей.
Цель (обучения): определить виды и характеристики тепловых машин, а так же рассмотреть особенности их работы на основе закона сохранения и превращения энергии.
Цель (личностного развития): развивать у обучающихся навыки эффективного мышления: умения выделять главное в изучаемом материале, сравнивать изучаемые факты и процессы, делать выводы из наблюдений и экспериментов, умения логически излагать свои мысли.
Ожидаемые результаты:
А: Ученик понимает принцип работы теплового двигателя, учится работать с текстом, строить диалог и сотрудничать в группе и в паре; оценивает работу группы.
В: Ученик применяет ранее изученную информацию; ставит учебную задачу на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно, оценивает себя и работу группы
С: Ученик может решать задачи повышенной сложности (с применением ранее полученной информации), сравнивает, рассуждает, аргументирует свою точку зрения, обменивается знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений и проводит саморефлексию деятельности.
Вре- мя | Этапы урока | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Организационные формы | Оценивание | Ресурсы |
0,5 мин | Организационный момент. Приветствие учащихся. Психологический настрой на урок. | Создание благоприятного психологического климата | Приветствие. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи сегодня на уроке | Желают удачи на уроке друг другу | Фронтальная работа | Похвала | |
1 мин 1,5мин 3 мин | Стадия вызова | Этап мотивации и актуализации (определение темы урока и совместной цели деятельности) | Делит класс на 4 группы (по выбранному цвету) . Распределение ролей. В группы раздать листы оценивания работы группы и листы самооценивания учащихся. Предлагает отгадать ребус, обсудить и назвать тему урока, определить цель. (учитель предлагает записать число, тему урока) Игра «Верю - не верю», на проверку ранее изученной информации. | Ученики объединяются в группы. Распределяют роли. Обсуждают и делают различные предположения Выступления групп Группы дополняют ответы Оценивают себя и других по листу самооценивания | Работа в группах Индивидуальная работа | Листы самооценивания. Листы оценки работы групп | Лист с ребусом |
2 мин | | Побуждение интереса к получению новой информации | демонстрационный эксперимент по картинке. Объясните, почему вылетает пробка в данном опыте. | Обсуждают в группах. Высказываются, дополняют ответы друг друга | Групповая работа | Техника 20 сек , Похвала | Рисунок эксперимента |
10 мин 10 мин | Осмысление содержания | Развитие критического мышления Получение новой информации | Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям: составить кластер по теме 1 группа параграф 22. Тепловые двигатели, примеры, принцип действия тепловых двигателей. 2 группа ДВС (объяснить принцип работы на макете) 3 группа КПД теплового двигателя 4 группа Влияние тепловых машин на окружающую среду | Выполняют предложенные учителем задания: кластер, работа с текстом учебника, с таблицами, справочника. Выступление групп по составленным кластерам, обсуждение сообщений. | Работа в группах | Листы самооценивания. Листы оценки работы групп | Учебник, ресурс с новым материалом, листы А3 для составления кластера, фломастеры |
1,5 мин | Физминутка | снять психическое напряжение путем переключения на другой вид деятельности | Выполняет упражнения | Выполняют зарядку | Фронтальная работа | Похвала, апплодисменты | Компьютер с программой Проигрыватель |
7 мин | Решение задач | Развитие умений применять знания практическиЗакрепить материал новой темы | Урок полезен, всё понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Ещё придётся потрудиться. Да, трудно всё-таки учиться! Качественные задачи: 1. Один из учеников при решении получил ответ, что КПД теплового двигателя равен 200%. Правильно ли решил ученик задачу? (Нет. КПД теплового двигателя не может быть больше 100% или равен 100%) 2. КПД теплового двигателя 45%. Что означает это число? (45% энергии идет на совершение полезной работы, а 55% энергии тратится впустую на обогрев атмосферы, самого двигателя и т.д.) Количественные задачи: 3. Тепловой двигатель за цикл получает от нагревателя энергию, равную 1000 Дж, и отдает холодильнику энергию 800 Дж. Чему равен КПД теплового двигателя? (20%) 4*. Чему равен КПД плавильной печи, в которой на плавление 1 кг меди, взятой при температуре 85 ºС, расходуется 400 г каменного угля? (≈ 5,7%) | Учащиеся в группах обсуждают решение задач, записывают в тетрадь решение. После сравнивают свое решение с модельным ответом, который высвечивается на доске. Задача №4 повышенной сложности, ее решение предложено для выявления и развития ТиО | Групповая работа | Листы самооценивания | Ресурс с задачами для групп, лист модельного ответа на задачи |
5 мин | Рефлексия | Анализ, творческая переработка, интерпритиция изученной информации | Учитель предлагает написать пятиминутное эссе на стикерах разного цвета и наклеить на доске . Мои действия – «Взгляд назад» | Учащиеся пишут, В течении урока я … | Индивидуальная работа | Использование при планировании следующего урока | |
3 мин | Дом. задание | Повторить и закрепить изученный материал | Учитель записывает на доске: 1. § 22-26 учебника; стр. 101 упр 13 №5 2. Упр.13, №4. 3*. «Если природа молчит, это не значит, что она не страдает от человеческих рук». Человек – часть природы, и ее разрушение грозит ему множеством бед. У земли много проблем, и одна из них - тепловые машины. Докажите это на основе изученного материала. | Учащиеся записывают в дневник | Индивидуальная работа | Выявление ТиО | Учебник |
0,5 мин | | | Урока время истекло Я вам ребята благодарна За то, что встретили тепло И поработали ударно. Спасибо вам за урок. | | | | |
Приложения к уроку
Устройства,
Примеры
тепловых машин
Принцип работы
Показывает, какую долю составляет совершаемая двигателем работа от количества теплоты, полученном при сгорании топлива.
Формула
КПД меньше 100%
Сила трения
Топливо
КПД
Служит для характеристики … …,
Формула
Теплообмен с окружающей средой
КПД … 100%, потому что
Для увеличения КПД
Человек использует тепловые машины в
Влияние на окружающую среду
Пути решения проблем
Качественные задачи:
1. Один из учеников при решении получил ответ, что КПД теплового двигателя равен 200%. Правильно ли решил ученик задачу?
2. КПД теплового двигателя 45%. Что означает это число?
Количественные задачи:
3. Тепловой двигатель за цикл получает от нагревателя энергию, равную 1000 Дж, и отдает холодильнику энергию 800 Дж. Чему равен КПД теплового двигателя?
4*. Чему равен КПД плавильной печи, в которой на плавление 1 кг меди, взятой при температуре 85 ºС, расходуется 400 г каменного угля?
Качественные задачи:
1. Один из учеников при решении получил ответ, что КПД теплового двигателя равен 200%. Правильно ли решил ученик задачу?
2. КПД теплового двигателя 45%. Что означает это число?
Количественные задачи:
3. Тепловой двигатель за цикл получает от нагревателя энергию, равную 1000 Дж, и отдает холодильнику энергию 800 Дж. Чему равен КПД теплового двигателя?
4*. Чему равен КПД плавильной печи, в которой на плавление 1 кг меди, взятой при температуре 85 ºС, расходуется 400 г каменного угля?
Качественные задачи:
1. Один из учеников при решении получил ответ, что КПД теплового двигателя равен 200%. Правильно ли решил ученик задачу?
2. КПД теплового двигателя 45%. Что означает это число?
Количественные задачи:
3. Тепловой двигатель за цикл получает от нагревателя энергию, равную 1000 Дж, и отдает холодильнику энергию 800 Дж. Чему равен КПД теплового двигателя?
4*. Чему равен КПД плавильной печи, в которой на плавление 1 кг меди, взятой при температуре 85 ºС, расходуется 400 г каменного угля?
Качественные задачи:
1. Один из учеников при решении получил ответ, что КПД теплового двигателя равен 200%. Правильно ли решил ученик задачу?
2. КПД теплового двигателя 45%. Что означает это число?
Количественные задачи:
3. Тепловой двигатель за цикл получает от нагревателя энергию, равную 1000 Дж, и отдает холодильнику энергию 800 Дж. Чему равен КПД теплового двигателя?
4*. Чему равен КПД плавильной печи, в которой на плавление 1 кг меди, взятой при температуре 85 ºС, расходуется 400 г каменного угля?
Ответы к задачам
Один из учеников при решении получил ответ, что КПД теплового двигателя равен 200%. Правильно ли решил ученик задачу?
(Нет. КПД теплового двигателя не может быть больше 100% или равен 100%)
КПД теплового двигателя 45%. Что означает это число?
(45% энергии идет на совершение полезной работы, а 55% энергии тратится впустую на обогрев атмосферы, самого двигателя и т.д.)
Тепловой двигатель за цикл получает от нагревателя энергию, равную 1000 Дж, и отдает холодильнику энергию 800 Дж. Чему равен КПД теплового двигателя?
(1000Дж-800Дж)/1000Дж*100%=200/1000*100%=20%
4*. Чему равен КПД плавильной печи, в которой на плавление 1 кг меди, взятой при температуре 85 ºС, расходуется 400 г каменного угля?
к
КПД
пд=A/Q*100%, Температура плавления меди 1085 градусов, а в печке начинает нагревать медь с 85 градусов, следовательно ей нужно потратить энергию для нагревания до температуые плавления меди. Q=сm (t2-t1)
Q=385*1*1000=385 кДж
Энергия для плавления меди, Q2 = m * λ
Q=213000*1=213 кДж.
Складываем Q1 и Q2 =213+385=598 кДж
Теперь найдем затраченную энергию: Q=qm,где q-удельная теплота сгорания топлива (q =2,7*10^7 Дж/кг)
Q=q*0,4=10.8*10^6Дж
Теперь найдем кпд
кпд=(598 000/10.8*10^6)*100%=5,54%
Мои действия – «Взгляд назад» В течении урока я
Делал правильно. Что? | |
Делал неправильно. Что? Почему? | |
Двигался наугад. Когда? Почему? | |
Легко было сделать. Что? Почему? | |
Мои выводы | |
Домашнее задание
1. § 22-26 уч-ка; стр. 101 упр. 13 №5
2. Упр.13, №4.
3*. «Если природа молчит, это не значит, что она не страдает от человеческих рук». Сделайте иллюстрацию к высказыванию