Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «ТЕПЛОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ, ТРАНСПОРТ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ», 10 класс»
План-конспект урока физики в 10 классе по теме
«ТЕПЛОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ, ТРАНСПОРТ
И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»
ЦЕЛИ УРОКА:
познавательные – учащиеся должны знать
а) принцип работы тепловой машины;
б) физический смысл понятия КПД;
по развитию – учащиеся должны уметь
а) анализировать, сравнивать, делать выводы;
б) выяснить роль тепловых двигателей в жизни людей;
воспитательные –
а) формировать у учащихся представление о том. Знание законов природы позволяет человеку решать разнообразные практические задачи, причём, решение этих задач без знания соответствующих законов невозможно;
б) убедить учащихся в важности бережного отношения к окружающей нас среде.
Оборудование: модели тепловых двигателей, плакат «ДВС. Паровая турбина».
Урок проводится в форме семинара.
ПЛАН УРОКА
I. Организационный момент.
II. Выступления учащихся
Виды транспорта и использование на них тепловых двигателей.
Устройство и значение тепловых двигателей.
Влияние транспорта на окружающую среду.
Пути решения экологических проблем:
создание новых типов двигателей;
разработка средств защиты атмосферы и гидросферы;
новинки в мире тепловых двигателей.
III. Обсуждение вопросов.
IV. Итоги урока.
V. Домашнее задание: § 49, заполнить таблицу.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя: «Озоновый слой ─ охранительный щит Земли».
II. Выступления учащихся
Вид транспорта | Тип двигателя |
| |
После выполнения задания получается таблица:
Вид транспорта | |
Автомобильный | Поршневой ДВС (карбюраторный, дизельный) |
Железнодорожный | Дизельный, электрический |
Водный | ДВС, паровая турбина |
воздушный | Поршневой, реактивный, турбореактивный |
Учитель. Мы видим, сколь разнообразен мир транспорта. Сердцем подавляющего большинства транспортных средств служит тепловой двигатель. Поэтому послушаем сообщение об устройстве тепловых двигателей и их значении.
Прослушав это выступление, учащиеся заполняют карточку «Схема теплового двигателя», где указывают его основные узлы и записывают происходящие в устройстве процессы.
Учитель. Повсеместное использование тепловых двигателей в транспортных средствах пагубно действует на окружающую среду. Все это выдвигает ряд серьезных проблем перед человеческим сообществом.
Далее следует сообщение о негативных последствиях применения тепловых двигателей. При обсуждении учащиеся должны записать главное.
Учитель. Мы выяснили экологическую роль последствий работы тепловых двигателей и составили чёткие физические представления об их влиянии на процессы, происходящие на Земле. Теперь нужно наметить пути и способы ликвидации экологических последствий. Заслушиваем ещё одно выступление ученика.
Названные в нём направления работы учащиеся записывают:
а) экологическая экспертиза всех технических транспортных средств, проверка их на наличие защитных фильтров, добавок в топливо, способствующих полному сгоранию;
б) создание новых безопасных для среды типов двигателей.
III. Обсуждение вопросов.
В завершение урока классу предлагается ответить на следующие вопросы:
1. Каковы основные узлы тепловых двигателей?
2. Какие роли выполняют в тепловом двигателе «нагреватель», «рабочее тело», «холодильник»?
3. Что такое КПД двигателя?
4. по какой формуле рассчитывают КПД двигателя?
IV. Итоги урока.
Анализ и оценка работы учащихся на уроке.
V. Дома предлагаю каждому заполнить следующую таблицу. Желательно воспользоваться информацией из Интернета.
Сведения о двигателе | Вид теплового двигателя |
Паровая или газовая турбина | Двигатель внутреннего сгорания | Реактивный двигатель |
Вид топлива | | | |
Рабочее тело | | | |
Нагреватель | | | |
Холодильник | | | |
Достоинства | | | |
Недостатки | | | |
Применение | | | |
Перспективы совершенствования | | | |