СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"»

Открытый урок по русскому языку в 8 классе

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.

Цель урока:

Отработать навыки учащихся по постановке тире между подлежащим и сказуемым.

Задачи:

Обучающие:Систематизировать знания учащихся о постановке тире между подлежащим и сказуемым; углубить знания учащихся о нормах пунктуации

Развивающие: Формировать навык использования нового пунктуационного правила на практике; формировать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, умение учиться и способность организовать свою деятельность; развивать коммуникативную и информационную компетентность; способствовать развитию грамотной, точной, выразительной речи, позволяющей ученику наиболее точно выражать собственные мысли, чувства, эмоции;

Воспитательные: воспитывать интерес к выразительным возможностям русского языка; прививать любовь и интерес к русскому языку через художественное слово


Оборудование:

эпиграф «Удивление – путь к познанию»

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

- Добрый день, ребята, Я думаю, он по-настоящему добрый. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь своему соседу по парте, улыбнитесь всем, улыбнитесь новому дню, солнцу (слайд-1).

II.Актуализация опорных знаний. Объявление темы урока.

Учитель. Я предлагаю вам прослушать сказку и отгадать, какая будет сегодня тема урока.

Лингвистическая сказка.

Жила-была Связка Быть. Она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени. Но как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла:

− В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня трудится Тире.

− Хорошо, − соглашалось Подлежащее, − но при условии, что я буду существительным в Именительном падеже, Числительным или неопределённой формой Глагола.

− Согласно, − кивало Сказуемое, - но я тоже ставлю свои условия: требования Подлежащего – это и мои требования. Кроме того, не ставьте передо мной сравнительные союзы и частицу НЕ.

На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода прошедшего или будущего времени.


Учитель: О чем же идет речь в сказке?

О постановке тире между подлежащим и сказуемым.

Учитель: Сформулируйте тему урока. ( Слайд-2 )

Учитель: Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

О правилах постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Учитель. Какие цели перед собой поставите? (…)

Учитель. Продолжите предложения. ( Слайд 3-4 )

Учитель: Запишите число, классная работа

Актуализация знаний. «Микрофон»

Прежде чем открывать что-то новое, надо повторить то, что изучали ранее.

Задание 1.

Учитель: Продолжите предложения.

1. Грамматическая основа – это...

2. Главные члены предложения – это... ( подлежащее и сказуемое ).

3. Подлежащее чаще всего выражается... ( именем существительным и местоимением )

4. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется... ( простым глагольным сказуемым ).

5. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое...( состоит из вспомогательного глагола и инфинитива ).

6. Составное именное сказуемое – это… ( сказуемое, состоящее из глагола-связки и именной части ).

7. Привидите пример простого глагольного сказуемого

8. Привидите пример составного глагольного сказуемого

9. Привидите пример составного именного сказуемого

10. Какие знак препинания вы знаете?


Учитель: Знаете ли вы историю тире?

Историческая справка о знаке препинания тире.

Родоначальницей русской пунктуации по праву можно считать точку. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин «знаки препинания» восходит к глаголу препинать – «остановить, задержать в движении».Заимствованы были названия только двух знаков: дефис (чёрточка) — из нем. Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из французского tiret, tїrer (тянуть)

Тире [-]относится к более поздним знакам. Существует мнение, что его ввёл в употребление русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Однако доказано, впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“.

Тире многозначно. Его используют в простых предложениях, в предложениях с прямой речью, при оформлении реплик диалога, в неполных предложениях, в сложных предложениях. Из-за своей многозначности поэты и писатели любят тире, превращая его в главное средство авторской пунктуации


-А когда же ставится тире? Давайте посмотрим на слайд и вспомним.

(диалог, прямая речь). ( Слайды 5-6 )


Диалог.

- Яночка, привет! А что ты читаешь?

- Я читаю произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

-Ого, Яночка, ты читаешь умные книжки! Обычно девочки читают романы о любви.

- Почему же, «Капитанская дочка» тоже о любви. Только это не простая любовь.


Прямая речь.

«Я люблю книги: каждая из них мне кажется чудом, а писатель магом, я не могу говорить о книгах иначе, как с волнением, с радостным энтузиазмом», - писал М.Горький.


Учитель: Давайте откроем учебники на стр. 53 и составим алгоритм постановки тире между подлежащим и сказуемым.




Задание 1. ( Слайд 7-8 )

Учитель: Исправьте ошибки в постановке тире между подлежащим и сказуемым, если они есть. Мотивируйте свой выбор. За помощью обращайтесь к алгоритму.

Учитель: Проверьте свою работу. ( Слайд )

Книга лучший друг человека. (Сущ в им.п – сущ в им.п)

Шестью шесть тридцать шесть. (числ. – числ)

Охранять природу любить родину.(инфин. – инфин.)

Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.( - значит).

Поле КАК разноцветный ковёр. ( сущ. как сущ. )

Ты между сестёр СЛОВНО белая ворона. ( сущ. словно сущ.)

В лесу воздух чист и свеж. ( сказуемые – крат.прилаг.)

Задание 2 упражнение 87 четные предложения

Задание 3.

Учитель: Прочитайте текст. ( Слайд 9)

Чтобы оценить доброту и понять её значение, надо непременно самому испытать ее: надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нём, надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар.

Чужая доброта это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится; это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить (рано или поздно, уверенно или неуверенно) своею добротою.

Великое счастье почувствовать в своём сердце огонь доброты и дать ему волю к жизни. В этот миг, в эти часы человек находит в себе своё лучшее, слышит пение своего сердца. Забывается «я» и «своё», исчезает «чужое», ибо оно становится «моим» и «мною». И для вражды и ненависти не остаётся места в душе. (По И. Ильину)

Учитель: Какова тема текста? ( Тема доброты )

Учитель: Основная мысль текста? ( Добрые поступки всегда порождают доброту в людях. Испытав доброту, человек сам хочет совершить добрые дела .)

Учитель: Выпишите предложения, где необходимо поставить тире между подлежащим и сказуемым, обоснуйте свой выбор.

Учитель. Проверьте себя. ( Слайд 10)

Чужая доброта - это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится; это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение.

Великое счастье - почувствовать в своём сердце огонь доброты и дать ему волю к жизни.

Задание 4 Изменить предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.

Повесть «Капитанская дочка» была историческим произведением.

Основу повести составляют картины восстания Емельяна Пугачева

Маша Миронова стала любимым женским образом автора.

  • Повесть «Капитанская дочка» - историческое произведение.

  • Картины восстания Емельяна Пугачева -основа повести.

  • Маша Миронова - любимый женский образ автора.

Рефлексия

Учитель: Итак, скажите, пожалуйста, смогли ли вы на уроке справиться с задачами, которые поставили для себя в начале урока? ( Слайд 11 ).

Предлагаю пройти тест и проверить, насколько хорошо вы усвоили тему и поставить себе оценку.

( Тест перед каждым учеником )



Поставь +, если в предложении нужно ставит тире. Поставь -, если не нужно.

Предложения.

1

Труд как блестящая сталь.

2

О решенном говорить только

путать.

3

Беседовать с писателями других веков

значит путешествовать.

4

Бедность не порок.

5

Июнь лишь начало лета.

6

Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

7

Сердце наше вечная тайна

для нас самих.

8

Знать много языков значит иметь много

ключей к одному

замку.

9

Искусство это мышление в образах.

10

Судьбы людей как истории планет.


11

Он просто мой хороший знакомый.

12

Агата Кристи самый популярный автор детективного жанра.



Учитель. Проверьте себя. ( Слайд )



Поставь +, если в предложении нужно ставит тире. Поставь -, если не нужно.

Предложения.

1

-

Труд как блестящая сталь.

2

+

О решенном говорить – только

путать.

3

+

Беседовать с писателями других веков –

значит путешествовать.

4

-

Бедность не порок.

5

+

Июнь - лишь начало лета.

6

-

Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

7

+

Сердце наше – вечная тайна

для нас самих.

8

+

Знать много языков – значит иметь много

ключей к одному

замку.

9

+

Искусство – это мышление в образах.

10

-

Судьбы людей как истории планет.


11

-

Он просто мой хороший знакомый.

12

+

Агата Кристи -самый популярный автор детективного жанра.


Учитель: Поставьте себе оценку. ( Слайд )

12 баллов – 5.

10-11 баллов – 4.

6 – 9 баллов – 3.

Учитель: Итак, скажите, пожалуйста, смогли ли вы на уроке справиться с задачами, которые поставили для себя в начале урока? ( Слайд 11 ).

И закончить урок я хочу словами:

Человек рождается на свет,

Чтоб дерзать, творить, а не иначе,

Чтоб оставить в жизни добрый свет

И решать все трудные задачи.

Человек рождается на свет…

Для чего?.. Ищите свой ответ.

Учитель: Ребята, предлагаю вам оценить наш урок с помощью фразеологизмов: ХЛОПАЛ УШАМИ, СЧИТАЛ ВОРОН, ШЕВЕЛИЛ МОЗГАМИм


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!