Открытый урок по русскому языку в 8 классе
Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.
Цель урока:
Отработать навыки учащихся по постановке тире между подлежащим и сказуемым.
Задачи:
Обучающие:Систематизировать знания учащихся о постановке тире между подлежащим и сказуемым; углубить знания учащихся о нормах пунктуации
Развивающие: Формировать навык использования нового пунктуационного правила на практике; формировать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, умение учиться и способность организовать свою деятельность; развивать коммуникативную и информационную компетентность; способствовать развитию грамотной, точной, выразительной речи, позволяющей ученику наиболее точно выражать собственные мысли, чувства, эмоции;
Воспитательные: воспитывать интерес к выразительным возможностям русского языка; прививать любовь и интерес к русскому языку через художественное слово
Оборудование:
эпиграф «Удивление – путь к познанию»
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Добрый день, ребята, Я думаю, он по-настоящему добрый. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь своему соседу по парте, улыбнитесь всем, улыбнитесь новому дню, солнцу (слайд-1).
II.Актуализация опорных знаний. Объявление темы урока.
Учитель. Я предлагаю вам прослушать сказку и отгадать, какая будет сегодня тема урока.
Лингвистическая сказка.
Жила-была Связка Быть. Она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени. Но как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла:
− В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня трудится Тире.
− Хорошо, − соглашалось Подлежащее, − но при условии, что я буду существительным в Именительном падеже, Числительным или неопределённой формой Глагола.
− Согласно, − кивало Сказуемое, - но я тоже ставлю свои условия: требования Подлежащего – это и мои требования. Кроме того, не ставьте передо мной сравнительные союзы и частицу НЕ.
На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода прошедшего или будущего времени.
Учитель: О чем же идет речь в сказке?
О постановке тире между подлежащим и сказуемым.
Учитель: Сформулируйте тему урока. ( Слайд-2 )
Учитель: Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
О правилах постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Учитель. Какие цели перед собой поставите? (…)
Учитель. Продолжите предложения. ( Слайд 3-4 )
Учитель: Запишите число, классная работа
Актуализация знаний. «Микрофон»
Прежде чем открывать что-то новое, надо повторить то, что изучали ранее.
Задание 1.
Учитель: Продолжите предложения.
1. Грамматическая основа – это...
2. Главные члены предложения – это... ( подлежащее и сказуемое ).
3. Подлежащее чаще всего выражается... ( именем существительным и местоимением )
4. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется... ( простым глагольным сказуемым ).
5. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое...( состоит из вспомогательного глагола и инфинитива ).
6. Составное именное сказуемое – это… ( сказуемое, состоящее из глагола-связки и именной части ).
7. Привидите пример простого глагольного сказуемого
8. Привидите пример составного глагольного сказуемого
9. Привидите пример составного именного сказуемого
10. Какие знак препинания вы знаете?
Учитель: Знаете ли вы историю тире?
Историческая справка о знаке препинания тире.
Родоначальницей русской пунктуации по праву можно считать точку. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.
Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин «знаки препинания» восходит к глаголу препинать – «остановить, задержать в движении».Заимствованы были названия только двух знаков: дефис (чёрточка) — из нем. Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из французского tiret, tїrer (тянуть)
Тире [-]относится к более поздним знакам. Существует мнение, что его ввёл в употребление русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Однако доказано, впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“.
Тире многозначно. Его используют в простых предложениях, в предложениях с прямой речью, при оформлении реплик диалога, в неполных предложениях, в сложных предложениях. Из-за своей многозначности поэты и писатели любят тире, превращая его в главное средство авторской пунктуации
-А когда же ставится тире? Давайте посмотрим на слайд и вспомним.
(диалог, прямая речь). ( Слайды 5-6 )
Диалог.
- Яночка, привет! А что ты читаешь?
- Я читаю произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
-Ого, Яночка, ты читаешь умные книжки! Обычно девочки читают романы о любви.
- Почему же, «Капитанская дочка» тоже о любви. Только это не простая любовь.
Прямая речь.
«Я люблю книги: каждая из них мне кажется чудом, а писатель магом, я не могу говорить о книгах иначе, как с волнением, с радостным энтузиазмом», - писал М.Горький.
Учитель: Давайте откроем учебники на стр. 53 и составим алгоритм постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Задание 1. ( Слайд 7-8 )
Учитель: Исправьте ошибки в постановке тире между подлежащим и сказуемым, если они есть. Мотивируйте свой выбор. За помощью обращайтесь к алгоритму.
Учитель: Проверьте свою работу. ( Слайд )
Книга— лучший друг человека. (Сущ в им.п – сущ в им.п)
Шестью шесть — тридцать шесть. (числ. – числ)
Охранять природу — любить родину.(инфин. – инфин.)
Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.( - значит).
Поле КАК разноцветный ковёр. ( сущ. как сущ. )
Ты между сестёр СЛОВНО белая ворона. ( сущ. словно сущ.)
В лесу воздух чист и свеж. ( сказуемые – крат.прилаг.)
Задание 2 упражнение 87 четные предложения
Задание 3.
Учитель: Прочитайте текст. ( Слайд 9)
Чтобы оценить доброту и понять её значение, надо непременно самому испытать ее: надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нём, надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар.
Чужая доброта это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится; это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить (рано или поздно, уверенно или неуверенно) своею добротою.
Великое счастье почувствовать в своём сердце огонь доброты и дать ему волю к жизни. В этот миг, в эти часы человек находит в себе своё лучшее, слышит пение своего сердца. Забывается «я» и «своё», исчезает «чужое», ибо оно становится «моим» и «мною». И для вражды и ненависти не остаётся места в душе. (По И. Ильину)
Учитель: Какова тема текста? ( Тема доброты )
Учитель: Основная мысль текста? ( Добрые поступки всегда порождают доброту в людях. Испытав доброту, человек сам хочет совершить добрые дела .)
Учитель: Выпишите предложения, где необходимо поставить тире между подлежащим и сказуемым, обоснуйте свой выбор.
Учитель. Проверьте себя. ( Слайд 10)
Чужая доброта - это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится; это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение.
Великое счастье - почувствовать в своём сердце огонь доброты и дать ему волю к жизни.
Задание 4 Изменить предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.
Повесть «Капитанская дочка» была историческим произведением.
Основу повести составляют картины восстания Емельяна Пугачева
Маша Миронова стала любимым женским образом автора.
Повесть «Капитанская дочка» - историческое произведение.
Картины восстания Емельяна Пугачева -основа повести.
Маша Миронова - любимый женский образ автора.
Рефлексия
Учитель: Итак, скажите, пожалуйста, смогли ли вы на уроке справиться с задачами, которые поставили для себя в начале урока? ( Слайд 11 ).
Предлагаю пройти тест и проверить, насколько хорошо вы усвоили тему и поставить себе оценку.
( Тест перед каждым учеником )
№ | Поставь +, если в предложении нужно ставит тире. Поставь -, если не нужно. | Предложения. |
1 | | Труд как блестящая сталь. |
2 | | О решенном говорить только путать. |
3 | | Беседовать с писателями других веков значит путешествовать. |
4 | | Бедность не порок. |
5 | | Июнь лишь начало лета. |
6 | | Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек. |
7 | | Сердце наше вечная тайна для нас самих. |
8 | | Знать много языков значит иметь много ключей к одному замку. |
9 | | Искусство это мышление в образах. |
10 | | Судьбы людей как истории планет. |
11 | | Он просто мой хороший знакомый. |
12 | | Агата Кристи самый популярный автор детективного жанра. |
Учитель. Проверьте себя. ( Слайд )
№ | Поставь +, если в предложении нужно ставит тире. Поставь -, если не нужно. | Предложения. |
1 | - | Труд как блестящая сталь. |
2 | + | О решенном говорить – только путать. |
3 | + | Беседовать с писателями других веков – значит путешествовать. |
4 | - | Бедность не порок. |
5 | + | Июнь - лишь начало лета. |
6 | - | Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек. |
7 | + | Сердце наше – вечная тайна для нас самих. |
8 | + | Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку. |
9 | + | Искусство – это мышление в образах. |
10 | - | Судьбы людей как истории планет. |
11 | - | Он просто мой хороший знакомый. |
12 | + | Агата Кристи -самый популярный автор детективного жанра. |
Учитель: Поставьте себе оценку. ( Слайд )
12 баллов – 5.
10-11 баллов – 4.
6 – 9 баллов – 3.
Учитель: Итак, скажите, пожалуйста, смогли ли вы на уроке справиться с задачами, которые поставили для себя в начале урока? ( Слайд 11 ).
И закончить урок я хочу словами:
Человек рождается на свет,
Чтоб дерзать, творить, а не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый свет
И решать все трудные задачи.
Человек рождается на свет…
Для чего?.. Ищите свой ответ.
Учитель: Ребята, предлагаю вам оценить наш урок с помощью фразеологизмов: ХЛОПАЛ УШАМИ, СЧИТАЛ ВОРОН, ШЕВЕЛИЛ МОЗГАМИм