Просмотр содержимого документа
«Урок по теме : Труд-основа жизни. 5 класс»
Технологическая карта урока (схема)
Ф.И.О. составителя
Белкина Елена Викторовна
1. Класс: ________5________ Предмет_____ОДНКНР______________
2. Тема урока:- «Труд-основа жизни».______________________________________________________________________________________________
3. Место и роль урока в изучаемой теме:__Раздел 2. Нравственные ценности российского народа.________________________________________________________________________________
Цель деятельности учителя (цель урока) | Цель: Организация учебных ситуаций для формирования положительного отношения к собственному труду и труду других людей. Задачи: Обучающая: Развивающая: развивать способность к целеполаганию, анализу, обобщению; развивать у детей коммуникативные навыки Воспитательная: |
Тип урока (см. таблицу 1) | Усвоение новых знаний |
Планируемые образовательные результаты (есть в раб. программе) | Предметные умение назвать нравственные качества человека труда, привести примеры и дать оценку |
Метапредметные П: способность выделять нужную информацию, взаимодействовать с учителем и одноклассниками Р: способность самостоятельно формулировать цели урока, умение планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, корректировать свою деятельность К: умение излагать свои мысли в устной форме, высказывать свою точку зрения, слушать и слышать других |
Личностные: признание (осознание) ценности созидательного труда |
Методы и формы обучения (см. таблицу 1) | Методы: наблюдение, эвристический, поисковый Формы: индивидуальная, групповая, коллективная |
Образовательные ресурсы (адреса сайтов, ссылки на источники) | |
Оборудование (см. таблицу 1) | Проектор; мультимедийная презентация. Учебно-методическое обеспечение «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Поляков. – М: Вентана-Граф, 2013 |
Основные понятия (по предмету) | Труд, трудолюбие |
Организационная структура урока
Этапы урока (см.таблицу 2) | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Деятельность учителя (см. таблицу 1) | Деятельность учеников (см. таблицу 1) | Формы организации взаимодействия | УУД (кодификатор УУД) |
1.Организационный момент | Вступительное слово учителя: | Учитель показывает слайды с картинами о труде Включает фрагмент мультфильма Включает куплет песни | Смотрят слайды. Смотрят фрагмент мультфильма. Слушают куплет песни. | Коллективная | Личностные (Л) |
Познавательные (П) |
Коммуникативные (К) сотрудничают с учителем |
Регулятивные (Р) |
2.Проверка домашнего задания | | | | | Л: |
П: |
К: |
Р: |
3. Целеполагание | Задаёт вопросы ученикам | - Какая тема объединяет эти картины? -Какая тема поднимается в этой песне? -Какая тема поднимается в этом мультфильме? - О чем мы будем сегодня говорить на уроке? Предположите, какая тема нашего урока? Тема урока: В труде – основа жизни». | Выдвигают предположения на поставленный вопрос | Коллективная | К: сотрудничают с учителем К: обсуждают, высказывают собственное мнение, прислушиваются к мнению других Р: осознают, что уже известно и что предстоит усвоить |
4.Открытие нового знания | Нарисовать в тетрадях «дерево жизни». Проверка выполнения задания. Задаёт вопросы ученикам | Корень дерева обозначает момент вашего рождения, ствол – вся ваша дальнейшая жизнь, ветви – те задачи, которые вам предстоит решать в течение жизни. В качестве вершины необходимо обозначить самое важное в жизни. Что является самым главным для человека? СЕМЬЯ и ТРУД. Всё, чем мы сегодня пользуемся – это результаты ТРУДА предыдущих поколений и живущих ныне. Всё создано умом и руками тружеников. | Выражают свои мысли в устной речи в соответствии с поставленным вопросом. | Коллективная Индивидуальная | К: обмениваются мнениями, умеют слушать, слышать, выражают свою точку зрения; П: выделяют необходимую информацию, анализируют, делают выводы |
5.Превичное закрепление. | | | | | |
6. Самостоятельная работа. | Учитель предлагает выполнить задания по рядам. Формулирует задание Прочитать притчу. Прочитать сказку. Прочитать пословицы. | Формулирует задание 1 ряд. Прочитать притчу. Записать, какова её главная мысль. 2 ряд. Прочитать сказку К. Ушинского «Два плуга?» Записать ответ на вопрос: -Какова житейская мудрость сказки. 3 ряд. Прочитать пословицы. Записать ответ на вопрос: О каком отношении к труду в них говорится? | Читают и анализируют сказку, притчу, пословицы. Выражают свои мысли в устной и письменной речи в соответствии с поставленной целью. | Коллективная Индивидуальная | К: обмениваются мнениями, умеют слушать, слышать, выражают свою точку зрения; Л: формирование уважительного отношения к семьям одноклассников К: выражают свою точку зрения, аргументируют свою позицию П: выделяют необходимую информацию, анализируют, делают выводы |
7. Повторение | Формулируем вывод. | Издавна прославлялся трудолюбивый человек и высмеивался ленивый, не желающий ничего делать. Человек трудится всю жизнь. Если в какой-то момент своей жизни человек будет лениться, чему-нибудь не научится, то всю оставшуюся жизнь ему придётся это навёрстывать. | | | П: выделяют необходимую информацию, анализируют, делают выводы |
8.Контроль и оценка | | | | | |
9. Д/з, инструктаж по его выполнению | Инструктаж по его выполнению | Составить и записать в тетрадь рассказ о человеке семьи, который является примером трудолюбия. | | | |
10.Рефлексия | | | | | |
Прочитать притчу. Записать, какова её главная мысль.
Рабочая тетрадь Н.Ф.Виноградова ОДНКНР 5 класс. М.: 2019г. Стр.23-24
_____________________________________________________________________________________
2.Сказка К. Ушинского «Два плуга».
Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.
Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже еще лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
- От труда, мой милый, - отвечал тот, - а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
Ответьте на вопрос:
-«Какова житейская мудрость сказки К. Ушинского «Два плуга?»
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3. Прочитать пословицы. Записать ответ на вопрос:О каком отношении к труду в них говорится?
Без дела жить - только небо коптить.
Терпенье и труд все перетрут.
Лентяй да шалопай – два родных брата.( шалопай – бездельник).
Труд человека кормит, а лень портит.
Хочешь есть калачи – не лежи на печи.
________________________________________________________________________________________