2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | Актуализация опорных знаний Цель: активизировать имеющиеся знания о природной зоне Арктике Самоопределение к деятельности Постановка учебной задачи Цель: создать условия для проведения учащимися анализа своих действий Открытие нового знания Цель: организовать работу по изучению нового материала в группах Физминутка Цель: обеспечить активный отдых учащихся, снять утомление Первичное закрепление знаний Подведение итогов работы Рефлексия учебной деятельности Цель: организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата УД | - С какой природной зоной мы знакомились на прошлом уроке? - Я предлагаю вам проверить знания по этой теме с помощью графического диктанта. Учитель читает предложения. Если высказывание верное, учащиеся ставят знак «+». Если высказывание неверное, ставят знак «–». 1. Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана (-). 2. Территория Арктики не имеет коренного населения(+). 3. В Арктике для растений и животных сложились суровые условия (+). 4. В ледяной зоне растут кедры, березы, липы (-) 5. В Арктике обитают белые медведи, моржи, тюлени (+). 6. Арктический заповедник расположен на острове Врангеля (+). 7. Большое скопление птиц на скалах называют «птичьи базары» (+). О т в е т ы: – + + – ++ + (на доске) -Оцените свою работу на листе самооценки. - Какой вывод можно сделать по природной зоне арктических пустынь? - Сегодня мы поговорим о новой природной зоне России, которая граничит с Арктикой. И она называется? - Посмотрите на иллюстрацию, что вы знаете об этой природной зоне? ( слайды3-4) -Слово «тундра» в переводе с финского означает «плоский безлесный холм», а другое значение этого слова: «бесплодная или враждебная территория - Какова будет цель нашего урока? (слайд 5) - Что нам нужно узнать? На какие вопросы хотите получить ответ? Напишите свои вопросы на осенних листочках и мы поместим их на "Дерево познания". - Я думаю, что в течение урока мы найдём ответы на все ваши вопросы. - Ребята, я предлагаю вам ответить на следующие вопросы "Верите ли вы ,что..." -Зима может длиться 8 месяцев? - Существует берёза высотой 50 см? - Ноги куропатки покрыты перьями до самых когтей? На эти вопросы мы тоже в течение урока узнаем ответы. - А теперь вспомним план, по которому мы изучаем природные зоны. ( на доске) 1. Географическое положение, климат 2.Растительный мир тундры 3. Животные тундры 4. Человек и тундра 5. Экологические проблемы - Сегодня на уроке мы будем с вами исследователями. Для того, чтобы познакомиться с новой природной зоной, мы разбились по группам (географы, зоологи, ботаники, социологи, экологи) -Каждая группа будет работать по своей теме, которая обозначена на ваших карточках. -Все помнят правила работы группы? У вас на партах лежат задания, дополнительный материал. Ваша задача распределить обязанности каждого человека в группе, внимательно прочитать задание, найти ответ. На эту работу вам отводится 5-7 минут. Если возникнут трудности, поднимете красный кружок. Приступайте к работе. Слайд - Сейчас спикер от каждой группы будет отвечать, а вы внимательно послушайте, у кого возникнут вопросы вы сможете их задать. - Заполняйте таблицу по зоне «Тундра», слушая товарищей. Прошу выйти спикера группы географов и озвучить ответы на вопросы. - Какой вывод вы предлагаете записать в таблицу? - Выполнили пункт плана? (отмечаем на доске) Прошу выйти спикера группы ботаников и озвучить ответы на вопросы. - Какой вывод вы предлагаете записать в таблицу? - Выполнили пункт плана? Прошу выйти спикера группы зоологов и озвучить ответы на вопросы. - Какой вывод вы предлагаете записать в таблицу? Прошу выйти спикера группы социологов и озвучить ответы на вопросы. - Какой вывод вы предлагаете записать в таблицу? Прошу выйти спикера группы экологов и озвучить ответы на вопросы. - Подумайте, какие экологические проблемы в зоне тундры выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите. - Какова была цель нашего урока? - На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили? ( "Дерево познания") - Вернёмся к нашим вопросам "Верите ли вы, что .." Как бы вы сейчас ответили на них? - Как вы считаете, мы достигли цели? С помощью чего? - Почему растительный и животный мир тундры богаче, чем в зоне арктических пустынь? - Как вы думаете, смогли бы вы там жить? - Где могут пригодиться вам полученные на уроке знания? Подведение итогов работы групп. -Что скажете о работе группы? -Справились они с заданием? -Оцените работу в группе. - Предлагаю вам сделать краткий вывод по уроку, составив Синквейн: 1.Сущ-ное 2.Два прил-ных 3.Три глагола 4.Фраза 5.Предложение | -Арктика. Самостоятельная работа детей. (перфокарты) Взаимопроверка. - Это очень суровый край, действительно настоящее царство льда и снега с сильными ветрами, пургой, низкой температурой зимой и даже когда наступает лето, температура на несколько градусов выше нуля. К жизни в этих суровых условиях сумели приспособиться немногие виды живых организмов. - Тундра. (слайд 2) - Там всегда холодно. - Познакомиться с новой природной зоной. Работа в группе ( по одному вопросу от каждой группы) - Узнать, где расположена тундра? - Какие в тундре животные, кроме оленей? - Чем занимаются люди в тундре? - Какой там климат? - Есть ли растения? Дети сигнализируют на пальцах, показывая знак плюс или минус. Ответы детей. Дети поделены на группы. 1 группа Географы - географическое положение и климат (учебник с. 84-85, атлас, карта) 2группа Ботаники –растительный мир (гербарий, учебник с. 85-88) 3 группа –Зоологи - животный мир ( учебник с. 88-90, атлас с.17) 4 группа –Социологи - деятельность человека (учебник с .90-91) 5 группа – Экологи – эколог. проблемы ( учебник с. 91-92) Дети работают в группах. По одному от группы выступают по своей теме, пользуясь карточкой-помощницей ( см. приложение 1) Сам-но заполняют таблицу ( см. приложение 2) ( слайд 6) Протянулась вдоль берегов северных морей. Зима долгая (7-8 месяцев) и очень суровая (мороз до -50°). Лето короткое, прохладное. ( слайды 7-12) Растения низкорослые, стелются по земле. Карликовая берёзка, карликовая ива, голубика, морошка, ягель. ( слайды 13-16) Густой мех или оперение. Олень, лемминг, песец, росомаха, полярная сова, белая куропатка, гуси, утки, кулики, комары, мошки. ( слайды 17-19) Оленеводство, рыболовство, охота, добыча полезных ископаемых: нефти, газа. ( слайды 20-21) Работа в тетради с. 44 задание 5. - Познакомиться с новой природной зоной. Да. - Верим. - С помощью нашей совместной работы. - Потому что зона тундры находится южнее, чем зона арктических пустынь. - В путешествиях, чтобы лучше знать климат нашей Родины. Работа в группах 1.Равнина 2.холодная, безлесная 3.протянулась, занимает, нарушается 4.Южнее зоны арктических пустынь 5.Это тундра. |