СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Тундра"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является логическим продолжением предыдущих уроков по теме "Природные зоны". Это урок-исследование изучение нового материала.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Тундра"»


Урок окружающего мира

Программа: Школа России

Авторы: А.А.Плешаков

Тема: Природная зона. Тундра

Тип урока: изучение нового материала (урок-исследование)

Формы работы: фронтальная, в группах, индивидуальная.

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представления о тундре, как о природной зоне.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с зоной тундры;

  • учить характеризовать природную зону по плану;

  • развивать исследовательские качества: учить анализировать, рассуждать, делать выводы;

  • развивать познавательный интерес у учащихся, умение сравнивать, работать с картой.

Планируемые результаты:

Личностные

  • осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности;

  • принимать самостоятельные решения и выдвигать идеи;

Метапредметные

Регулятивные УУД:

  • - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

 Коммуникативные УУД:

  • - слушать и понимать речь других;

  • - совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;

  • - учиться работать в группе, брать на себя ответственность.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать полученную информацию;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

Предметные

  • получить представление о природной зоне тундры;

  • познакомиться с географическим положением тундры, с климатическими условиями зоны;

  • узнать особенности растительного и животного мира тундры;

  • познакомиться с населением тундры и его деятельностью.

Оборудование:

  • карточки с материалами и заданиями;

  • лист самооценки;

  • перфокарты;

  • гербарии растений;

  • презентация "Тундра";

  • карта "Природные зоны России".

Ход урока



№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Мотивация к учебной деятельности

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке

Предлагаю взять для урока такой девиз: (прочтите его) «Окружающий нас мир интересно познавать.

Его тайны и загадки все готовы разгадать!». (слайд 1)

-Как вы понимаете это выражение?


1 уч-ся читает вслух

2.





































3.










4.
































5.
















6.






7.












































8.

























9.

Актуализация опорных знаний

Цель: активизировать имеющиеся знания о природной зоне Арктике































Самоопределение к деятельности









Постановка учебной задачи

Цель: создать условия для проведения учащимися анализа своих действий

























Открытие нового знания

Цель: организовать работу по изучению нового материала в группах










Физминутка

Цель: обеспечить активный отдых учащихся, снять утомление


Первичное закрепление знаний










































Подведение итогов работы

























Рефлексия учебной деятельности

Цель: организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата УД


- С какой природной зоной мы знакомились на прошлом уроке?

- Я предлагаю вам проверить знания по этой теме с помощью графического диктанта.

Учитель читает предложения. Если высказывание верное, учащиеся ставят знак «+». Если высказывание неверное, ставят знак «–».

1. Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана (-).

2. Территория Арктики не имеет коренного населения(+).

3. В Арктике для растений и животных сложились суровые условия (+).

4. В ледяной зоне растут кедры, березы, липы (-)

5. В Арктике обитают белые медведи, моржи, тюлени (+).

6. Арктический заповедник расположен на острове Врангеля (+).

7. Большое скопление птиц на скалах называют «птичьи базары» (+).

О т в е т ы: – + + – ++ + (на доске)

-Оцените свою работу на листе самооценки.

- Какой вывод можно сделать по природной зоне арктических пустынь?











- Сегодня мы поговорим о новой природной зоне России, которая граничит с Арктикой. И она называется?

- Посмотрите на иллюстрацию, что вы знаете об этой природной зоне? ( слайды3-4)

-Слово «тундра» в переводе с финского означает «плоский безлесный холм», а другое значение этого слова: «бесплодная или враждебная территория

- Какова будет цель нашего урока? (слайд 5)



- Что нам нужно узнать? На какие вопросы хотите получить ответ? Напишите свои вопросы на осенних листочках и мы поместим их на "Дерево познания".








- Я думаю, что в течение урока мы найдём ответы на все ваши вопросы.


- Ребята, я предлагаю вам ответить на следующие вопросы "Верите ли вы ,что..."


-Зима может длиться 8 месяцев?

- Существует берёза высотой 50 см?

- Ноги куропатки покрыты перьями до самых когтей?

На эти вопросы мы тоже в течение урока узнаем ответы.

- А теперь вспомним план, по которому мы изучаем природные зоны. ( на доске)

1. Географическое положение, климат

2.Растительный мир тундры

3. Животные тундры

4. Человек и тундра

5. Экологические проблемы


- Сегодня на уроке мы будем с вами исследователями. Для того, чтобы познакомиться с новой природной зоной, мы разбились по группам (географы, зоологи, ботаники, социологи, экологи)

-Каждая группа будет работать по своей теме, которая обозначена на ваших карточках.

-Все помнят правила работы группы?

У вас на партах лежат задания, дополнительный материал. Ваша задача распределить обязанности каждого человека в группе, внимательно прочитать задание, найти ответ. На эту работу вам отводится 5-7 минут. Если возникнут трудности, поднимете красный кружок. Приступайте к работе.

Слайд





- Сейчас спикер от каждой группы будет отвечать, а вы внимательно послушайте, у кого возникнут вопросы вы сможете их задать.



- Заполняйте таблицу по зоне «Тундра», слушая товарищей.

Прошу выйти спикера группы географов и озвучить ответы на вопросы.

- Какой вывод вы предлагаете записать в таблицу?

- Выполнили пункт плана? (отмечаем на доске)



Прошу выйти спикера группы ботаников и озвучить ответы на вопросы.

- Какой вывод вы предлагаете записать в таблицу?

- Выполнили пункт плана?

Прошу выйти спикера группы зоологов и озвучить ответы на вопросы.

- Какой вывод вы предлагаете записать в таблицу?





Прошу выйти спикера группы социологов и озвучить ответы на вопросы.

- Какой вывод вы предлагаете записать в таблицу?



Прошу выйти спикера группы экологов и озвучить ответы на вопросы.

- Подумайте, какие экологические проблемы в зоне тундры выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.

- Какова была цель нашего урока?

- На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили? ( "Дерево познания")

- Вернёмся к нашим вопросам "Верите ли вы, что .." Как бы вы сейчас ответили на них?

- Как вы считаете, мы достигли цели? С помощью чего?

- Почему растительный и животный мир тундры богаче, чем в зоне арктических пустынь?

- Как вы думаете, смогли бы вы там жить?

- Где могут пригодиться вам полученные на уроке знания?

Подведение итогов работы групп.

-Что скажете о работе группы?

-Справились они с заданием?

-Оцените работу в группе.

- Предлагаю вам сделать краткий вывод по уроку, составив

Синквейн:

1.Сущ-ное

2.Два прил-ных

3.Три глагола

4.Фраза

5.Предложение




-Арктика.







Самостоятельная работа детей.

(перфокарты)











Взаимопроверка.


- Это очень суровый край, действительно настоящее царство льда и снега с сильными ветрами, пургой, низкой температурой зимой и даже когда наступает лето, температура на несколько градусов выше нуля. К жизни в этих суровых условиях сумели приспособиться немногие виды живых организмов.




- Тундра. (слайд 2)

- Там всегда холодно.





- Познакомиться с новой природной зоной.


Работа в группе ( по одному вопросу от каждой группы)

- Узнать, где расположена тундра?

- Какие в тундре животные, кроме оленей?

- Чем занимаются люди в тундре?

- Какой там климат?

- Есть ли растения?









Дети сигнализируют на пальцах, показывая знак плюс или минус.







Ответы детей.









Дети поделены на группы.

1 группа Географы - географическое положение и климат (учебник с. 84-85, атлас, карта)

2группа Ботаники –растительный мир (гербарий, учебник с. 85-88)

3 группа –Зоологи - животный мир ( учебник с. 88-90, атлас с.17)

4 группа –Социологи - деятельность человека (учебник с .90-91)

5 группа – Экологи – эколог. проблемы ( учебник с. 91-92)





Дети работают в группах. По одному от группы выступают по своей теме, пользуясь карточкой-помощницей ( см. приложение 1)

Сам-но заполняют таблицу ( см. приложение 2)


( слайд 6)



Протянулась вдоль берегов северных морей. Зима долгая (7-8 месяцев) и очень суровая (мороз до -50°). Лето короткое, прохладное.



( слайды 7-12)


Растения низкорослые, стелются по земле. Карликовая берёзка, карликовая ива, голубика, морошка, ягель.

( слайды 13-16)



Густой мех или оперение. Олень, лемминг, песец, росомаха, полярная сова, белая куропатка, гуси, утки, кулики, комары, мошки.



( слайды 17-19)


Оленеводство, рыболовство, охота, добыча полезных ископаемых: нефти, газа.


( слайды 20-21)




Работа в тетради с. 44 задание 5.



- Познакомиться с новой природной зоной.

Да.



- Верим.


- С помощью нашей совместной работы.


- Потому что зона тундры находится южнее, чем зона арктических пустынь.


- В путешествиях, чтобы лучше знать климат нашей Родины.









Работа в группах





1.Равнина

2.холодная, безлесная

3.протянулась, занимает, нарушается

4.Южнее зоны арктических пустынь

5.Это тундра.


10.


11.

Домашнее задание




Оценивание

Прочитать текс учебника с. 84-93, ответить на вопросы. Т. с. 42 зад.1,2, подготовить сообщение об одном из растений или животных тундры.

- Оцените свою работу на протяжении всего урока

- Урок полезен, всё понятно.

-Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

- Ещё придётся потрудиться. Да, трудно всё-таки учиться.







( слайд 22)


Дети сигнализируют.











3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!