СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме «Удельная теплота плавления»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме «Удельная теплота плавления»

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Удельная теплота плавления»»


Технологическая карта урока

Урок по теме «Удельная теплота плавления»

Предмет: физика

Класс: 8

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: ученик получает знания о физической величине – удельная теплота плавления и применяет их для решения задач в процессе работы с текстами физического содержания.

Планируемые достижения учащихся на уроке:

Метапредметные УУД:

Познавательные:

Ученик:

- систематизирует, сопоставляет, анализирует, обобщает и интерпретирует информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

- заполняет и дополняет таблицы, схемы, диаграммы, тексты;

- находит в тексте требуемую информацию, представляет информацию в сжатой словесной форме;

- ориентируется в содержании текста, понимает целостный смысл текста;

- выбирает наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные:

Ученик:

- развивает монологическую и диалогическую речь;

- организует интерактивный диалог со средствами обучения;

- работает в группе.

Регулятивные:

Ученик:

- действует по алгоритму изучению физической величины (удельная теплота плавления);

- принимает учебную задачу;

- видит и исправляет указанные ошибки, оценивает результат действий на уроке с помощью автоматизации контроля, адекватно принимает оценку.

Личностные:

Ученик:

- формирует адекватную, позитивную самооценку, осознает необходимость саморазвития;

- фиксирует изменения в уже имеющихся знаниях и применяет их для решения задач.

Предметные:

Ученик:

- распознаёт и объясняет на базе имеющихся знаний условия протекания тепловых явлений: плавление, кристаллизация;

- описывает изученные тепловые явления: плавление, кристаллизация, используя физическую величину – удельная теплота плавления;

- применяет формулу Q = λm для решения задач и вычисляет значение:

  • количества теплоты, необходимого для плавления кристаллического тела;

  • количества теплоты, выделяемого при кристаллизации жидкости.

Источники информации: учебник «Физика». 8 класс./ А.В. Перышкин; конструктор уроков «Физика 8» издательства «Просвещение».

Оборудование: ноутбук, проектор, раздаточный материал (карточки для самостоятельной работы, рефлексии и оценки деятельности на уроке), презентация конструктор уроков «Физика 8» .

Структура урока:

1. Этап мотивации к учебной деятельности, актуализации знаний и пробного учебного действия.

2. Этап постановки проблемы.

3. Этап построения проекта выхода из затруднения.

4. Этап реализации построенного проекта.

5. Этап первичного закрепления во внешней речи.

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

7. Этап первичного включения нового знания в систему знаний и повторение нового знания.

8. Этап фиксации нового знания и оценки собственной деятельности.

9. Этап домашнего задания.

Ход урока:

  1. Этап мотивации к учебной деятельности, актуализации знаний и пробного учебного действия.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Вы готовы к новым открытиям?

- Вы сможете получить знания о физической величине, работая с физическим текстом?

- Вы готовы к оценке собственной деятельности на уроке?

- На прошлом уроке вы научились читать графики плавления и отвердевания льда.

Слайд 1.

- Как изменяется температура, во время плавления льда?

- Во время процесса плавления лед получает энергию от сгоревшего топлива. Из закона сохранения энергии следует, что она не может исчезнуть.

- Да.



- Да.


- Да.


Включение в учебную деятельность.




- Из графика видно, что пока лед плавится, его температура не меняется.

  1. Этап постановки проблемы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- На что же расходуется энергия топлива во время плавления льда?

Слайд 2.

- Какими источниками информации вы сможете воспользоваться, чтобы дать ответ?

- Найдите ответ на поставленный вопрос в тексте учебника и озвучьте его.






- Выясните:

- почему требуется разное количество теплоты для превращения различных кристаллических веществ в жидкость, при условии, что вещества имеют температуру плавления и одинаковую массу?

- Вы назвали ранее не встречавшуюся физическую величину – удельная теплота плавления, о которой необходимо на уроке получить знания.

- Сформулируйте тему урока и цель урока.



Высказывают свои предположения.

Определяют причины затруднения:

- для ответа на поставленный вопрос недостаточно имеющихся знаний.







- информацию можно найти в учебнике, в сети Интернет, в энциклопедии.

Читают текст учебника, дают ответы на вопросы.

- Вся энергия, которую получает кристаллическое тело, после того как оно нагрето до температуры плавления, расходуется на разрушение кристаллической решётки твёрдого тела.

- У различных кристаллических веществ разная удельная теплота плавления. Количество теплоты, необходимое для плавления вещества зависит от табличной величины – удельной теплоты плавления.




- Удельная теплота плавления.

- Используя алгоритм изучения физической величины получить знания об удельной теплоте плавления и применить эти знания для выполнения заданий.

  1. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Удельная теплота плавления физическая величина, уточните, по какому алгоритму вы изучаете любую физическую величину?









- Используя учебник, подготовьте устное сообщение об удельной теплоте плавления по алгоритму изучения физической величины


- Действуем по алгоритму изучения физической величины:

1. Дать определение физической величине.

2.Указать какой буквой обозначается физическая величина.

3. Указать формулу физической величины.

4. Назвать единицы измерения физической величины.

5. Указать физический смысл физической величины (что она показывает?).

6. Применение формул для решения задач.



  1. Этап реализации построенного проекта.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Контролирую самостоятельную работу.




Работают индивидуально, самостоятельно. Находят в текстах требуемую информацию, готовят устные ответы по алгоритму.

  1. Этап первичного закрепления во внешней речи.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Прошу вас рассказать об удельной теплоте плавления, придерживаясь пунктов алгоритма.

Слайд 3.

Слайд 4.


Слайд 5.

Слайд 6.

- Как изменяется внутренняя энергия воды массой 1 кг при температуре 0 0С при отвердевании?


- Как изменяется внутренняя энергия льда массой 1кг, взятого при 0 0С при плавлении?


Ученики рассказывают об удельной теплоте плавления, придерживаясь пунктов алгоритма.

1. Определение. Физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо сообщить кристаллическому телу массой 1 кг, чтобы при температуре плавления полностью перевести его в жидкое состояние, называется удельной теплотой плавления.

2. Удельная теплота плавления обозначается буквой λ (лямбда).

3. Формула λ= Q/m

4. Единица удельной теплоты плавления 1 Дж/кг.

5. Это означает, что для превращения куска льда массой 1кг, взятого при 00С, в воду такой же температуры требуется затратить 3,4 ∙105 Дж энергии.





6. Для решения задач применяют формулы:

Q = λ ∙ m;

λ = Q / m;

m = Q / λ.


- При отвердевании воды выделяется 3,4 ∙ 105 Дж теплоты, при этом внутренняя энергия воды уменьшается.

-При плавлении точно такое же количество теплоты поглощается, внутренняя энергия увеличивается.

  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Выполните работу с деформированным тестом «Удельная теплота плавления», заполните пропуски в тексте (приложение 1).

- Осуществите самопроверку полученного вами текста по предложенному эталону.

Слайд 7.

- Сформулируйте затруднения, которые вы испытали при выполнении задания, укажите ошибки, и осуществите коррекцию самостоятельно.

Организую самостоятельную работу и взаимопроверку:

- Используя схему формулы, выберите задания (работа в парах).

Приложение 2.

Интерактивный тренинг

Контролирую выполнение работы:

- Каковы результаты выполненного задания? ( Задания интерактивные.)

Работают с деформированным тестом, заполняют пропуски в тексте.





Сравнивают свою работу с эталоном, определяют ошибки и осуществляют их исправление самостоятельно.










Заполняют и дополняют таблицы, схемы, диаграммы:

- на компьютере производит выбор задания и его выполнение, затем обсуждается в паре, принимается общее решение.















Осуществляют предварительную оценку:

- сообщают о выполнении задания и результате.

  1. Этап первичного включения нового знания в систему знаний и повторение нового знания.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организую самостоятельную работу. Выполните пробный интерактивный тест (приложение 3). Ответ на 5 вопрос находится в тексте «Аморфные тела. Плавление аморфных тел» стр.42. Имеется возможность исправить не верные ответы, правильные сохраняются.


- Выполняют на компьютере тест.



- Работают с текстом физического содержания.



- Осуществляют предварительную оценку и коррекцию знаний.

- Сообщают о выполнении и результатах.

  1. Этап фиксации нового знания и оценки собственной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организую индивидуальный контроль:

- Выполните контрольный тест (приложение 4).

Оцените результат:

100 % - «5»

80 % - «4»

60 % - «3»

Акцентирую внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке:

- Какова цель нашего урока?





- Вы достигли цели урока?






Проанализируйте свою деятельность на уроке, заполнив карточку рефлексии «Всё в моих руках» ( приложение 5).

Слайд 8. Рефлексия: всё в моих руках.

Каждый обводит на листе свою раскрытую ладонь, а внутри контура каждого пальца письменно фиксирует свою оценку содержания занятия или собственной деятельности, общее эмоциональное состояние.



-Выполняют на компьютере тест.

- Сообщают о результатах работы.






- Действуя по алгоритму, получаем знания о физической величине – удельная теплота плавления и применяем их для решения задач.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке:

- Да, мы изучили понятие удельной теплоты плавления, и ее единицы, получили формулу для расчета Q=λm, научились применять формулу при решении задач.

- Учащиеся заполняют лист рефлексии.

  1. Этап домашнего задания.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- домашнее задание: § 15, упр.12(5),

Задание 1. Поставьте на плиту две одинаковые жестяные банки. В одну налейте воду массой 0,5 кг, в другую положите несколько кубиков льда той же массы. Заметьте, сколько времени потребуется, чтобы вода в обеих банка закипела. Напишите краткий отчет о вашем опыте и объясните его результаты.

- Урок окончен. Благодарю вас всех за работу.

Записывают задание в дневник.


Выявляют затруднения в домашнем задании (если они есть).










Приложение 3



Приложение 4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!