СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме Условия прорастания семян

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  биологии по теме " Условия прорастания семян"  для 6 класса с использованием исследовательской деятельности и элементами проблемного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме Условия прорастания семян»

Тема урока: Условия прорастания семян

Цель урока:

  • Создание условий для выявления учащимися условий прорастания семян;



Задачи урока:

  • Личностные УУД- развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;

  • Регулятивные УУД- развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию;

  • Коммуникативные УУД - умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять разные роли;

  • Познавательные УУД- умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах;


Оборудование: слайдовая презентация, видеофрагмент, наборы цветной бумаги, ножницы, книга …..«Как бобы пароход разорвали»

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Психологический настрой учащихся:

Учитель:

- Ребята, посмотрите внимательно на облака (на доске висят три облака: ярко-голубое, бледно-голубое, серо-голубое). Какое облачко вам больше нравится? Возьмите и поставьте на парту то, которое соответствует вашему настроению. Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех. 

1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Жизнь цветкового растения начинается с семян. Семена растений различаются по форме, окраске, размерам, весу, но все они имеют сходное строение.
– Какое строение имеет семя фасоли?
– Какое строение имеет зерновка пшеницы?
– Чем различаются зародыши двудольных и однодольных растений?
– Что такое семя?

2. Изучение нового материала

Чтение рассказа из хрестоматии «Как бобы пароход разорвали»

(рассказ читается не до конца)

Учитель: почему бобы пароход разорвали?

Учащиеся: высказывают предположения, почему бобы могли разорвать пароход, а сухие семена лежат без изменения годами;

Учитель:

что общего между прочитанным мной рассказом, сухими семенами бобов и темой сегодняшнего урока?

Учащиеся:

определяют тему урока: условия прорастания семян и записывают себе в тетрадь

(запись темы урока на доске)

Учитель: попробуем определить уровень ваших знаний по данной теме, выполнив тест (поскольку тест включает вопросы как на изученный материал, так и новый, то ошибки в ответах допускаются и оценка не ставится)

Выполнение учащимися теста

1.Какие условия не влияют на прорастание семян?

а) свет, б) тепло, в) вода, г) воздух.

2.Почему семена гороха сеют глубже, чем семена укропа?

а) они содержат больше питательных веществ, б) они меньше нуждаются в освещении,

в) они требуют больше тепла,

г) они требуют меньше кислорода.

3.Почему всходы, оказавшиеся под водой, погибают?

а) им не хватает света, б)прекращается питание, в) им не хватает кислорода, г) прекращается рост.

4.Глубина посева семян зависит от:

а) формы семян, б) температуры окружающей среды, в) размера семян и типа почвы, г) числа семядолей в семени.

5.Зачем прорастающим семенам нужен кислород?

а) для фотосинтеза, б) для дыхания, в) для поглощения воды, г) для поглощения минеральных солей.

6.При прорастании семян первым из частей зародыша развивается:

а) корень, б) стебель, в) лист, г) побег

Обсуждение выполненного задания:

- есть ли вопросы, на которые вы затруднялись ответить?

-какие из вопросов вызвали затруднения?

-а не связаны ли эти вопросы с нашей темой урока?

-давайте ещё раз озвучим цели и задачи сегодняшнего урока

Рефлексия выполненного задания.

Учитель: Вы, молодцы, и постарались выполнить задание, но у вас у всех возникли разные затруднения, но учения без затруднений не бывает.

Как вы относитесь к затруднениям? (К затруднению надо относиться спокойно, остановимся, подумаем, выявим причину затруднения, улыбнемся и пожелаем себе и друг другу успеха, чтобы найти путь выхода из затруднения.)

Н а ваших столах лежат смайлики, выберите тот, который соответсвует вашему настроению, закрепите его на доске.




Весело

Задумался

Грустно




Учитель: урок у нас сегодня будет необычный, урок – исследование.

- Давайте вспомним этапы проведения исследования. (выбрать тему, вспомнить, что мы знаем по этой теме, сформулировать гипотезу, задачи, поиск информации, опыт (наблюдение), вывод).

- попробуем сформировать цель нашего урока «Изучение условий прорастания семян»

- Давайте попробуем сформировать гипотезу. Мы предположили, что для прорастания семян необходимы: тепло, свет, пища, почва, вода и воздух

- Формулируем задачи

  1. Какие условия необходимы для прорастания семян?

  2. Отличаются ли условия прорастания семян для разных растений?

  3. В какие сроки сеют семена?

  4. На какую глубину сеют семена?

А теперь мы приступим к решению наших задач. Приступаем к сбору информации.

- Где вы можете ее найти?

Предлагаю заслушать результаты опытов, которые проводили наши исследователи.

  1. Выступление первой группы: «Влияние воды на прорастание семян»

В два стакана поместили одинаковое количество семян. В первом стакане семена оставили сухими, а во второй налили немного воды. Через 3-4 дня в стакане, где была вода, семена проросли.

Вывод: вода необходима для прорастания семян, так как зародыш может потреблять только растворенные питательные вещества семени.  

Учитель: Вода активизирует вещества, способствующие превращению крахмала в глюкозу, которая перемещается в зону роста, клетки, питаясь, начинают делиться и увеличиваться в размерах. Зародыш использует растворимые соединения и семя прорастает.

Для прорастания семян различных растений требуется разное количество воды.

Семена засухоустойчивых растений (просо) поглощают воды в несколько раз меньше собственного веса, семена огурцов и кабачков поглощают воды больше, чем просо. А вот семена риса, который всегда растет "стоя в воде", очень хорошо прорастает под водой.

  1. Выступление второй группы экспертов: «Изучение необходимости кислорода для прорастания семян»

В два стакана положили семена. В один - налили воды так, чтобы частично закрывала семена, в другой воды до краев. Оставили в тепле. Через несколько дней получили результат: семена частично залитые водой набухли и проросли, а полностью залитые водой - набухли, но не проросли.

Вывод: толща воды в стакане не пропускала к семенам воздух. Не получая кислорода, семена и зародыш погибли.

Учитель: Зачем нужен кислород? Для роста зародыша нужна энергия, которая заключена в питательных веществах. Во время дыхания под действием кислорода энергия освобождается и используется зародышем для роста. Этот процесс сопровождается выделением тепла.

Дышат и сухие семена, если они живые. Но у сухих семян это процесс идет очень слабо. Поэтому следует сохранять семена в хорошо проветриваемых помещениях, содержать их в бумажных пакетах или мешках, но не упаковывать в полиэтиленовые пакеты, которые не пропускают воздух.

  1. Выступление третьей группы экспертов. «Влияние температурных условий на прорастание семян»

Одну часть семян поместили в теплое место, другую - в холодильник. Спустя несколько дней наблюдали: в тепле семена быстро дали корешки, а семена в холодильнике лишь слабо проклюнулись, а некоторые не проросли.

Вывод: при проращивании необходимо учитывать температурные условия, знать при какой температуре прорастают те или иные семена.

Учитель: На прорастание семян влияют температурные условия.

Одним растениям для прорастания их семян нужно много тепла, другие прорастают при достаточно низких температурах. Например, семена огурца, тыквы, перца прорастают при температуре +15, +18 градусов, это теплолюбивые растения. Их чаще сначала проращивают дома и в виде рассады уже высаживают в теплое время на грядки.

Семена гороха, редьки, укропа могут всходить при температуре +2 градуса. Это холодостойкие растения. Перечисленные особенности учитываются при определении сроков посева.

Учитель: Способность семян прорастать при определенных температурах связано у многих растений с их географической родиной. Выходцы из северных районов Земли прорастают при более низких температурах, чем выходцы из южных, особенно тропических, районов. Например, семена овса могут прорастать при температуре 0...+1 0С, а семена кукурузы — только при температуре не ниже +12 0С. Минимальная температура для прорастания семян дыни, сладкого перца, пальм, орхидей, бегоний, кактусов, узамбарской фиалки составляет +20...+25 0С.

  1. Выступление четвертой группы экспертов. «Влияние количества запасных питательных веществ на прорастание семян»

Эндосперм однодольных и семядоли двудольных растений содержат питательные вещества для первоначального роста зародыша. Он использует их при прорастании. Мы исследовали влияние количества питательных веществ для прорастания семени.

В первую чашку Петри поместили целые семена фасоли, с двумя семядолями, во вторую – семена, у которых удалили по одной семядоле.

Спустя пять дней, целые семена с двумя семядолями благополучно проросли, дали корешки, стебельки и семядольные листья. Во второй лишь часть семян с одной семядолей проросли, в не проросших семенах зародышу не хватило питательных веществ для прорастания.

Из данного опыта сделали вывод: прорастание семян зависит от запаса питательных веществ в семени. Чем больше веществ, тем быстрее прорастает семя. Для посева необходимо отбирать крупные, здоровые семена.

Учитель: На какую глубину можно заделывать семена?

  1. Выступление пятой группы «Влияние глубины заделки семян в почву»

При посадке семян необходимо учитывать глубину заделки в почву. Для эксперимента мы взяли семена фасоли и посадили их в почву на разную глубину. В первом стакане семя поместили на глубину большую, чем требуют правила заделки, во втором – по правилам заделки на глубину до трех сантиметров. В первом случае семя дольше по времени всходило, во втором – быстрее и проросток развивался быстрее.

При посадке семян необходимо учитывать:

1. Глубина заделки зависит от размера семени:

а) чем крупнее семя, тем глубже его сеют.
б) мелкие семена заделывают в почву не очень глубоко, а некоторые даже сеют на поверхности почвы, слегка присыпав их слоем почвы не более 2 мм.
в) крупные сеют на глубину до 5 см
г) средних размеров – на глубину 2-3 см

2. Глубина заделки семян зависит от качества почвы.

В песчаную почву семена сеют глубже, чем в плотную глинистую, т.к. песчаная почва более рыхлая, чем глинистая, она быстрее теряет влагу и высыхает. В глинистой влаги достаточно, но уже на небольшой глубине в ней очень мало воздуха. В глинистой почве проросткам трудно пробиваться на поверхность к свету.

6.Выступление шестой группы «Влияние света на прорастание семян»

Для опыта были одновременно посажены семена фасоли в двух стаканах. Один стакан был помещен в темный шкаф, второй оставлен на свету. Через пять дней семена взошли с одинаковой скоростью

Вывод: Таким образом, из опыта можно сделать вывод, что всхожесть семян не зависит от присутствия света, особенно это относится к семенам с темной кожурой, т. к. она не пропускает свет.

Учитель: Таким образом, мы определили, какие условия необходимы для прорастания семян,

- Что вы записали в таблицу? Какие условия необходимы для прорастания семян? (вода, воздух, тепло, питательные вещества)


Задание: Поставьте знак «+» для каждого опыта

Условия

Опыт

1

2

3

4

5

6

Вода







Воздух







Тепло







Питательные

вещества







Глубина

заделки







Свет








Учитель: В процессе прорастания семян также выделяются свои этапы, а каждый этап выполняет свою функциональную нагрузку.(видеофрагмент). 

Учитель: Какие выделяют этапы при прорастании семян?

Задание: Используя текст учебника § 38 стр. 181 определите и дайте название основным этапам.

Этапы прорастания семян.
1 этап – Поглощение воды. 
2 этап – Набухание семян. 
3 этап – Увеличение размеров. Деление клеток. 
4 этап – Появление корешка. 
5 этап – Появление зародышевого побега. 

Прорастание семян начинается с поглощения ими воды: они набухают. Набухают как всхожие, так и невсхожие семена. Набухшие невсхожие семена загнивают, а всхожие - прорастают. Вода активизирует вещества, способствующие превращению нерастворимого крахмала (запасного вещества) в растворимую глюкозу, которая перемещается в зону роста, клетки зародыша начинают делиться и увеличиваться в размерах. Первый видимый признак роста – появление корешка. Он прорывает кожуру семени, растет вниз, закрепляя семя в почве. Затем появляется почка – зародышевый побег. 

3. Закрепление:

Учитель: И в заключение урока я предлагаю вам составить схему-аппликацию «Прорастание семян», при этом необходимо подписать при каких условиях это может произойти.

  1. Рефлексия задания.

Учитель:

- У кого возникли затруднения?

- В каком месте возникло затруднение?

- Почему возникло затруднение?

Молодцы, вы разобрались со строением растительной клетки и смогли выполнить самостоятельную работу.

Замените смайлики на доске, если у вас изменилось настроение.


  1. Подведение итогов урока.

  1. Какую цель мы ставили в начале урока?

  2. Достигли ли мы поставленной цели?

  3. Как нам это удалось?

  4. Подумайте кому нужны знания о прорастании семян.


  1. Домашнее задание:



§38

  • Выясните, как проращивают семена в вашей семье, какие семена вы проращиваете



















































  1. Опыт «Влияние воды на прорастание семян»


Для опыта взяли два одинаковых стакана.

В оба стакана поместили одинаковое количество семян.

В первом стакане семена оставили сухими, а во второй - налили немного воды. Наблюдение провели через 3-4 дня.

Мы увидели : в стакане, где была вода, семена проросли.


Сделали вывод: вода необходима для прорастания семян, так как зародыш может потреблять только растворенные питательные вещества семени.  






  1. Опыт «Изучение необходимости кислорода для прорастания семян»

Для опыта взяли два одинаковых стакана.

В оба стакана положили семена ( можно фасоль или горох или тыкву)

В один стакан - налили воды так, чтобы частично закрывала семена, в другой воды до краев. Оставили в тепле.

Через несколько дней (3-4 дня) наблюдали результат: семена частично залитые водой набухли и проросли, а полностью залитые водой - набухли, но не проросли.


Сделали вывод: толща воды в стакане не пропускала к семенам воздух. Не получая кислорода, семена и зародыш погибли.






  1. Опыт «Влияние температурных условий на прорастание семян»


Для опыта взяли два одинаковых стакана. Один стакан вместе с семенами поместили в теплое место, другой - в холодильник. Через несколько дней (3-4 дня) наблюдали: в тепле семена быстро дали корешки, а семена в холодильнике лишь слабо проклюнулись, а некоторые не проросли.


Сделали вывод: при проращивании необходимо учитывать температурные условия, знать при какой температуре прорастают те или иные семена.



  1. Опыт «Влияние количества запасных питательных веществ на прорастание семян»

Для опыта взяли два одинаковых стакана или чашки Петри.

Эндосперм однодольных и семядоли двудольных растений содержат питательные вещества для первоначального роста зародыша. Он использует их при прорастании..

В первую чашку Петри поместили целые семена фасоли, с двумя семядолями, во вторую – семена, у которых удалили по одной семядоле.

Спустя 4-5 дней, целые семена с двумя семядолями благополучно проросли, дали корешки, стебельки и семядольные листья. Во второй лишь часть семян с одной семядолей проросли, в не проросших семенах зародышу не хватило питательных веществ для прорастания.


Из данного опыта можно сделать вывод: прорастание семян зависит от запаса питательных веществ в семени. Чем больше веществ, тем быстрее прорастает семя. Для посева необходимо отбирать крупные, здоровые семена.






  1. Опыт «Влияние глубины заделки семян в почву»

При посадке семян необходимо учитывать глубину заделки в почву. Для эксперимента были взяты семена фасоли, которые посадили в почву на разную глубину.

В первом стакане семя поместили на глубину большую, чем требуют правила заделки, во втором – по правилам заделки на глубину до трех сантиметров. В первом случае семя дольше по времени всходило, во втором – быстрее и проросток развивался быстрее.

Делаем вывод;

При посадке семян необходимо учитывать:

1. Глубина заделки зависит от размера семени:

а) чем крупнее семя, тем глубже его сеют.
б) мелкие семена заделывают в почву не очень глубоко, а некоторые даже сеют на поверхности почвы, слегка присыпав их слоем почвы не более 2 мм.
в) крупные сеют на глубину до 5 см
г) средних размеров – на глубину 2-3 см







  1. Опыт «Влияние света на прорастание семян»


Для опыта были одновременно посажены семена фасоли в двух стаканах. Один стакан был помещен в темный шкаф, второй оставлен на свету. Через пять дней семена взошли с одинаковой скоростью


Сделали вывод: Таким образом, из опыта можно сделать вывод, что всхожесть семян не зависит от присутствия света, особенно это относится к семенам с темной кожурой, т. к. она не пропускает свет.

































Тест «Условия прорастания семян»

1.Какие условия не влияют на прорастание семян?

а) свет, б) тепло, в) вода, г) воздух.

2.Почему семена гороха сеют глубже, чем семена укропа?

а) они содержат больше питательных веществ, б) они меньше нуждаются в освещении,

в) они требуют больше тепла,

г) они требуют меньше кислорода.

3.Почему всходы, оказавшиеся под водой, погибают?

а) им не хватает света, б)прекращается питание, в) им не хватает кислорода, г) прекращается рост.

4.Зачем прорастающим семенам нужен кислород?

а) для фотосинтеза, б) для дыхания, в) для поглощения воды, г) для поглощения минеральных солей.

5.При прорастании семян первым из частей зародыша развивается:

а) корень, б) стебель, в) лист, г) побег

Тест «Условия прорастания семян»

1.Какие условия не влияют на прорастание семян?

а) свет, б) тепло, в) вода, г) воздух.

2.Почему семена гороха сеют глубже, чем семена укропа?

а) они содержат больше питательных веществ, б) они меньше нуждаются в освещении,

в) они требуют больше тепла,

г) они требуют меньше кислорода.

3.Почему всходы, оказавшиеся под водой, погибают?

а) им не хватает света, б)прекращается питание, в) им не хватает кислорода, г) прекращается рост.

4.Зачем прорастающим семенам нужен кислород?

а) для фотосинтеза, б) для дыхания, в) для поглощения воды, г) для поглощения минеральных солей.

5.При прорастании семян первым из частей зародыша развивается:

а) корень, б) стебель, в) лист, г) побег

Тест «Условия прорастания семян»

1.Какие условия не влияют на прорастание семян?

а) свет, б) тепло, в) вода, г) воздух.

2.Почему семена гороха сеют глубже, чем семена укропа?

а) они содержат больше питательных веществ, б) они меньше нуждаются в освещении,

в) они требуют больше тепла,

г) они требуют меньше кислорода.

3.Почему всходы, оказавшиеся под водой, погибают?

а) им не хватает света, б)прекращается питание, в) им не хватает кислорода, г) прекращается рост.

4.Зачем прорастающим семенам нужен кислород?

а) для фотосинтеза, б) для дыхания, в) для поглощения воды, г) для поглощения минеральных солей.

5.При прорастании семян первым из частей зародыша развивается:

а) корень, б) стебель, в) лист, г) побег

Тест «Условия прорастания семян»

1.Какие условия не влияют на прорастание семян?

а) свет, б) тепло, в) вода, г) воздух.

2.Почему семена гороха сеют глубже, чем семена укропа?

а) они содержат больше питательных веществ, б) они меньше нуждаются в освещении,

в) они требуют больше тепла,

г) они требуют меньше кислорода.

3.Почему всходы, оказавшиеся под водой, погибают?

а) им не хватает света, б)прекращается питание, в) им не хватает кислорода, г) прекращается рост.

4.Зачем прорастающим семенам нужен кислород?

а) для фотосинтеза, б) для дыхания, в) для поглощения воды, г) для поглощения минеральных солей.

5.При прорастании семян первым из частей зародыша развивается:

а) корень, б) стебель, в) лист, г) побег

Задание: Поставьте знак «+» для каждого опыта


Условия

Опыт


1

2


3

4

5

6

Вода







Воздух







Тепло







Питательные

вещества







Глубина

заделки







Свет









Задание: Поставьте знак «+» для каждого опыта


Условия

Опыт


1

2


3

4

5

6

Вода







Воздух







Тепло







Питательные

вещества







Глубина

заделки







Свет









Задание: Поставьте знак «+» для каждого опыта


Условия

Опыт


1


2

3

4

5

6

Вода







Воздух







Тепло







Питательные

вещества







Глубина

заделки







Свет




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!