СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Устаревшие слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен опыт использования мультимедийных творческих работ, различных интернет- сервисов.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Устаревшие слова"»

Тема занятия

Устаревшие слова

Класс 6

Программа

Тип урока


Урок «открытия» новых знаний.


Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.

Предметные результаты


Ученик научится проводить лексический анализ слова; соблюдать лексические нормы в письменных высказываниях.

Ученик получит возможность научиться извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа.



Метапредметные результаты


Соблюдение в практике речевого общения стилистических норм современного русского языка


Этапы урока:


Учитель

Ученики

1. Мотивация к уроку и целеполагание

Фантастическая добавка.












Отправляемся на машине времени в далекое прошлое.




Кто кого и чем бьет?

Что же это за слово такое «чело»?

Уточняет термин «устаревшие слова»




Как сформулируем тему нашего урока?

Зачем нам нужны знания об устаревших словах?



Смотрят фрагмент из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» до слов «Царь Иван Васильевич челом бьет…»


Отвечают на вопрос

Выясняют значение слова «чело».

Предполагают, как называются такие слова.



Формулируют тему урока и цели их изучения.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
















1.А сейчас мы продолжим путешествие с помощью А. С. Пушкина и его «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». (Перед учениками тексты сказки.)

В выделенных отрывках найдите устаревшие слова и запишите их в облаке слов.

Со слов

«Дом царевна обошла,
Все порядком убрала,
………………..

нищая черница
Ходит по двору, клюкой
отгоняя пса».





Все ли названные слова вам знакомы?

Почему вы не можете объяснить?

В чем заключается затруднение?


1.Ученики находят устаревшие слова, объясняют их значение и заносят в облако или в виде рисунка или с помощью онлайн-генератора.

Описание правильного ответа: чернавка, сенная, горница, рогатка, полати, черница.

Критерий достижения планируемого результата: правильно выписаны слова из текста.







Ответы произвольные.



Отсутствие знаний об устаревших словах.



Знакомство с теоретическими сведениями.

Работа с учебником: самостоятельное чтение статьи.



3. Выявление места и причины затруднения.





Демонстрирует картинку с изображением девушки.

Читает стихотворение.

Предлагает выяснить значения некоторых устаревших слов.



Ланита, длань, уста и очи-
Слова далекой старины!
И очень жаль, что в наше время
Они почти что не слышны.
А как красиво, в самом деле,
Звучали пращуров слова.
От них сердечко чаще билось,
Кружилась больше голова.
Какой же девице под силу
От них в ту пору устоять,
Коль красный молодец захочет
Ее себе в супруги взять.
Они звучали словно песня,
Как мед, собой пьянили кровь
И грудь волнительно вздымалась
У девиц красных вновь и вновь.
« Не опускай очей краснея,
Мне полюбившийся цветок,
С ланиты розовый румянец
Устами мне испить позволь.
И если люб тебе я тоже
Молчаньем сердце мне не рань.
Уста раскрыв для поцелуя,
Свою не бойся дать мне длань.
Твоих очей не затуманит,
Со мною, горькая слеза
И никогда над головою
Не прогремит беды гроза».
Примерно так и много краше
Вещали люди в старину,
Даря красавицам любимым
Средь зим цветущую весну.



Б. Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он.








Что нового вы узнали? 

К какой группе устаревших слов относятся записанные нами?

Выслушивает варианты ответов учащихся.





Предлагает детям рассмотреть изображение женских головных уборов и женской одежды 16 века. Это кокошник, опашень, летник, приволока, шушпан.

https://learningapps.org/display?v=ptfqcbyic21

К какой группе устаревших слов принадлежат эти слова и почему?




Предполагают, какие современные слова соответствуют устаревшим словам: «ланита», «длань», «уста», «очи», «персты» и «зеницы» или выполняют задание.

 

https://learningapps.org/253811



Делают записи в листе заданий.



































Это группа устаревших слов - архаизмы. Эти слова перестали употребляться, потому что место этого слова заняло другое с тем же значением.



Эти устаревшие слова называются историзмами, потому что они ушли из употребления, так как перестали пользоваться такими предметами.





4. Построение проекта выхода из затруднения



















Как узнать, историзмом или архаизмом является устаревшее слово?

Составляем алгоритм: «да – нет»:

  1. Читаю устаревшее слово.

  2. Определяю, существует ли сейчас предмет, явление.

  3. Если нет, то это историзм.

  4. Если предмет или явление существует, но обозначен уже другим словом, то это архаизм.

На слайде таблица – эталон


Устаревшие слова:

историзмы (такие предметы, явления уже не существуют) : крепостной, барщина, оброк, кафтан

Архаизмы ( слова не употребляются, потому что есть современные синонимы) : перст (палец); дюжина (двенадцать)

5. Этап реализации построенного проекта



















6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону













7. Включение в систему знаний и умений






















8. Рефлекия


Фронтальная работа.




















Самостоятельная работа



























Самостоятельная

работа

«Лови ошибку»







Групповая работа

Выполняется устно с комментированием (в случае необходимости учитель помогает объяснить значение слова).

















.










 



 



 



 



 



 




Где мы можем встретить устаревшие слова?

Можно ли их использовать в современной речи?

 


Работа со стихотворением «Слова далекой старины»

Какую окраску придают речи устаревшие слова?


 



 























 







Игра «Верю – не верю»

1. Устаревшие слова – слова, вышедшие из активного употребления.

2. Устаревшие слова имеют в толковом словаре пометку обл.

3. Устаревшие слова делятся на историзмы и арготизмы.

4.Историзмы – слова, которые вышли из употребления, потому что ушли из обихода предметы и явления, которые они называли.

5. Устаревшие слова нужны, чтобы передать исторический колорит эпохи.

6. Архаизмы – это слова, обозначающие предметы, которые имеют другое название в современном языке.

Найдите в следующих пословицах устаревшие слова и определите их значение. Развивается умение опознавать устаревшие слова в тексте, определять их вид, аргументировать свой выбор.

  1. Добрый швец с запасом шьет.

  2. В карете цугом по грибы не ездят.

  3. Всяк спляшет, да не как скоморох.

  4. Всякий подъячий любит калач горячий.

  5. Смелость силе воевода

  6. Из лука – не мы, из пищали – не мы, а попеть, поплясать – против нас не сыскать.

.

Выполняют упражнение на распределение слов на архаизмы и историзмы.

https://learningapps.org/516213

Критерий достижения планируемого результата: правильно распределены слова на группы.





















Выполняют задание на исправление

стилистических ошибок (приложение №1)

Желающие – задание повышенного уровня (приложение № 3)





Две группа писателей выполняют задание «Бестолковый словарь» (приложение №2)

Две группы историков выполняют задание на заполнение пропусков.

https://learningapps.org/1924881





Лист обратной связи

























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!