1. Мотивация к уроку и целеполагание | Фантастическая добавка. | Отправляемся на машине времени в далекое прошлое. Кто кого и чем бьет? Что же это за слово такое «чело»? Уточняет термин «устаревшие слова» Как сформулируем тему нашего урока? Зачем нам нужны знания об устаревших словах? | Смотрят фрагмент из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» до слов «Царь Иван Васильевич челом бьет…» Отвечают на вопрос Выясняют значение слова «чело». Предполагают, как называются такие слова. Формулируют тему урока и цели их изучения. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | | 1.А сейчас мы продолжим путешествие с помощью А. С. Пушкина и его «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». (Перед учениками тексты сказки.) В выделенных отрывках найдите устаревшие слова и запишите их в облаке слов. Со слов «Дом царевна обошла, Все порядком убрала, ……………….. нищая черница Ходит по двору, клюкой отгоняя пса». Все ли названные слова вам знакомы? Почему вы не можете объяснить? В чем заключается затруднение? | 1.Ученики находят устаревшие слова, объясняют их значение и заносят в облако или в виде рисунка или с помощью онлайн-генератора. Описание правильного ответа: чернавка, сенная, горница, рогатка, полати, черница. Критерий достижения планируемого результата: правильно выписаны слова из текста. Ответы произвольные. Отсутствие знаний об устаревших словах. Знакомство с теоретическими сведениями. Работа с учебником: самостоятельное чтение статьи. |
3. Выявление места и причины затруднения. | | Демонстрирует картинку с изображением девушки. Читает стихотворение. Предлагает выяснить значения некоторых устаревших слов. Ланита, длань, уста и очи- Слова далекой старины! И очень жаль, что в наше время Они почти что не слышны. А как красиво, в самом деле, Звучали пращуров слова. От них сердечко чаще билось, Кружилась больше голова. Какой же девице под силу От них в ту пору устоять, Коль красный молодец захочет Ее себе в супруги взять. Они звучали словно песня, Как мед, собой пьянили кровь И грудь волнительно вздымалась У девиц красных вновь и вновь. « Не опускай очей краснея, Мне полюбившийся цветок, С ланиты розовый румянец Устами мне испить позволь. И если люб тебе я тоже Молчаньем сердце мне не рань. Уста раскрыв для поцелуя, Свою не бойся дать мне длань. Твоих очей не затуманит, Со мною, горькая слеза И никогда над головою Не прогремит беды гроза». Примерно так и много краше Вещали люди в старину, Даря красавицам любимым Средь зим цветущую весну. Б. Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он. Что нового вы узнали? К какой группе устаревших слов относятся записанные нами? Выслушивает варианты ответов учащихся. Предлагает детям рассмотреть изображение женских головных уборов и женской одежды 16 века. Это кокошник, опашень, летник, приволока, шушпан. https://learningapps.org/display?v=ptfqcbyic21 К какой группе устаревших слов принадлежат эти слова и почему? | Предполагают, какие современные слова соответствуют устаревшим словам: «ланита», «длань», «уста», «очи», «персты» и «зеницы» или выполняют задание. https://learningapps.org/253811 Делают записи в листе заданий. Это группа устаревших слов - архаизмы. Эти слова перестали употребляться, потому что место этого слова заняло другое с тем же значением. Эти устаревшие слова называются историзмами, потому что они ушли из употребления, так как перестали пользоваться такими предметами. |
4. Построение проекта выхода из затруднения | | Как узнать, историзмом или архаизмом является устаревшее слово? Составляем алгоритм: «да – нет»: Читаю устаревшее слово. Определяю, существует ли сейчас предмет, явление. Если нет, то это историзм. Если предмет или явление существует, но обозначен уже другим словом, то это архаизм. | На слайде таблица – эталон Устаревшие слова: историзмы (такие предметы, явления уже не существуют) : крепостной, барщина, оброк, кафтан Архаизмы ( слова не употребляются, потому что есть современные синонимы) : перст (палец); дюжина (двенадцать) |
5. Этап реализации построенного проекта 6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону 7. Включение в систему знаний и умений 8. Рефлекия | Фронтальная работа. Самостоятельная работа Самостоятельная работа «Лови ошибку» Групповая работа | Выполняется устно с комментированием (в случае необходимости учитель помогает объяснить значение слова). . | | | | | | | | | | | | | | | | | | Где мы можем встретить устаревшие слова? Можно ли их использовать в современной речи? | | | Работа со стихотворением «Слова далекой старины» Какую окраску придают речи устаревшие слова? | | | | | | | | | Игра «Верю – не верю» 1. Устаревшие слова – слова, вышедшие из активного употребления. 2. Устаревшие слова имеют в толковом словаре пометку обл. 3. Устаревшие слова делятся на историзмы и арготизмы. 4.Историзмы – слова, которые вышли из употребления, потому что ушли из обихода предметы и явления, которые они называли. 5. Устаревшие слова нужны, чтобы передать исторический колорит эпохи. 6. Архаизмы – это слова, обозначающие предметы, которые имеют другое название в современном языке. | Найдите в следующих пословицах устаревшие слова и определите их значение. Развивается умение опознавать устаревшие слова в тексте, определять их вид, аргументировать свой выбор. Добрый швец с запасом шьет. В карете цугом по грибы не ездят. Всяк спляшет, да не как скоморох. Всякий подъячий любит калач горячий. Смелость силе воевода Из лука – не мы, из пищали – не мы, а попеть, поплясать – против нас не сыскать. . Выполняют упражнение на распределение слов на архаизмы и историзмы. https://learningapps.org/516213 Критерий достижения планируемого результата: правильно распределены слова на группы. Выполняют задание на исправление стилистических ошибок (приложение №1) Желающие – задание повышенного уровня (приложение № 3) Две группа писателей выполняют задание «Бестолковый словарь» (приложение №2) Две группы историков выполняют задание на заполнение пропусков. https://learningapps.org/1924881 Лист обратной связи |