Все желтое пишем. А зеленое запоминаем- учим
Двадцать седьмое сентября.
1.Орфографическая разминка Вставьте пропущенные буквы.
Р…скошный, л…хмотья, б…ёт, …бросила, бе…полезный, погон..т, ш…пот, …дают…ся, р…стения, уст…лали.
Устно 2. Повторяем материал прошлых уроков
Ззначение слова бывает прямым и переносным!
Переносное значение образуется на основе сходства предметов или явлений.
Переносное значение слова определяется только в сочетании с другими словами.
Например, золотые серьги. Золотые – прямое значение.
Золотые руки. Слово золотые используется в переносном значении.
Чтобы отличить прямое значение слова от переносного, нужно представить выражение буквально. То есть, нарисовать мысленную картинку.
Вот сладкое мороженое.
Оно действительно сладкое, у него сладкий вкус.
А сладкий сон? Мы можем лизнуть сон, попробовать его на вкус?
Нет. Слово «сладкий» используется тут в переносном значении и обозначает «приятный».
В лексике языка есть общеупотребительные слова – это слова, которые понимают и используют все русские люди (ходить, дом, красивый и так далее).
Но есть и необщеупотребительные слова – те слова, употребление которых ограничено.
А необщеупотребительные слова бывают разными.
Это профессиональные слова, диалектные слова, жаргонизмы (жаргоны)
Необщеупотребительные слова отражаются в специальных словарях – это словари профессионализмов и терминов, словари диалектов и словари жаргонов.
В толковых словарях такие слова можно узнать по особым пометам (обл, жарг. и так далее).
3. Устно Сегодня мы узнаем о еще одном способе пополнения лексического состава нашего языка.
Прочитайте стихотворение
Много языков на свете разных —
Выучить их все не смог бы я;
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть «изюминка» своя.
Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный русский,
Для меня родной лишь он один!
Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл!
Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова,
Новое он всё вбирал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива!
Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!
- О чём это стихотворение? Да. О русской речи О русских словах. А как можно понять выделенную строчку Развиваясь быстро, динамично. Что значит развивается язык? (Значит пополняется. Слова приходят из других языков)
В речи у нас много иностранных слов, например, слова, называющие наши любимые горячие напитки, – все знатные иностранцы. Говоря «кофе», например, вы произносите арабское слово. Завезенное в Европу арабское слово превратилось в Англии в «каффи», у французов – в «кафэ», в Германии – в «каффе», в Нидерландах – в «коффие». Из Голландии оно прибыло к нам. Наши прадеды превратили его в «кофей», подогнав его к уже привычному для них слову «чай»: «чайку-кофейку попить».
– Итак, почему можно сказать, что мы знаем много языков? (Потому что многие слова пришли к нам из других стран, сохранив свое произношение).
– Еще один способ пополнения лексического состава нашего языка – заимствованные слова.
– Запишите тему урока «Исконно русские и заимствованные слова».
Устно 4. Прочитайте теоретический материал учебника, стр. 67,68. И письменно ответьте на вопрос
- Почему язык заимствует слова из другого языка? Работа по учебнику
Дополнительная информация
Заимствованные слова составляют не более 10% от общего количества слов русского языка. Заимствование происходит в результате экономических, политических, культурных контактов с другими народами. В процессе употребления большая часть заимствованных слов подвергается влиянию заимствующего языка. Постепенно заимствованные слова входят в число слов общеупотребительных и уже не воспринимаются как иноязычные. В разные эпохи в исконный язык (общеславянский, восточнославянский, собственно русский) проникали слова из других языков. Заимствование слов продолжается и современным русским языком.
В зависимости от того, из какого языка пришли те или иные слова, могут быть выделены два типа заимствований:
1) заимствования родственные — заимствования из старославянского языка (например, враг).
2) заимствования иноязычные — заимствования из греческого, латинского языков, тюркские, скандинавские, западноевропейские (романские, германские и др.) (диктант).
-Как вы думаете, почему заимствованные слова составляют такую малую часть (10 %) от всего словарного состава русского языка?
Роль заимствований :Заимствование увеличивает лексическое богатство языка, служит источником новых корней, других словообразовательных элементов и терминов, расширяет и нюансирует номенклатуру понятий, используемых в разных областях жизни общества. Процесс заимствования органичен для языка, является естественной формой языковых контактов и источником языковых изменений.
А теперь сделайте зарядку. Встаньте!
Поднимите руки, дети, – это раз, Повертите головой – это два, Три – руками три хлопка,
На четыре – руки шире, Пять – руками помашите. Шесть – на место тихо сесть.
- Как отличить заимствованные слова от исконно русских, если под рукой нет словаря? Есть несколько признаков. Признаки заимствования ЗАПИСАТЬв тетрадь для теорет. работ
Старославянизмы | Исконно русские слова |
ра, ла,ре, ле (такие сочетания букв) | оро, оло,ере |
жд | ж |
щ | ч |
а, е, ю (все слова которые начинаются на эти буквы) | я, о, у |
5. Распределите слова в два столбика
Бразды, борозда, рождение, ворота, надежда, берег, врата, брег, глава, млеко, голова, агнец(это ягненок), единица, юродивый (это уродливый) молоко, здоровый, здравый, пещера, надёжный, горожанин
.6. Подберите собственные примеры для каждой группы слов. Например, нрав-сноровка, глад-голод
младой- ?, посредине-? , ? -сторож, хлад -холод , ?-короткий, ?- дерево
из старославянского языка было заимствовано много сложных слов, прежде всего с начальным элементом благо-, а затем по такой модели стали образовываться и исконно русские слова. Поэтому слова благодарить, благодушный, благополучие, благородный, благословить, благоприятный — это старославянизмы (в них один корень), а слова благодеяние, благожелатель, благозвучный, благоразумный — исконно русские (в них два корня).
7. Из словарика «Пиши правильно!» и «Произноси правильно!» выпишите иноязычные слова, пользуясь данными признаками.
(Фанера, агрессия, миллион, пиджак, центнер, профессиональный).
8. упр 124 с 70