СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Закон Архимеда"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответсвии с ФГОС в системно-деятельностном режиме работы. Применяются интерактивные формы работы в классе, ИКТ-технология (презентация, видеофрагменты)

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Закон Архимеда"»

Урок физики в 7-м классе по теме «Закон Архимеда»


Цели урока: создание условий для

- экспериментального установления, и теоретического обоснования закона Архимеда;

- формирования первичных навыков применения формулы для расчёта силы Архимеда;

- развития умения решения экспериментальных задач;

- формирования первичных навыков работы с видеоинформацией;

- совершенствования умения работать в группе.


Планируемый результат

  • установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

  • постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование;


Оборудование:

Динамометр, алюминиевый и медный цилиндры одинакового объёма, сосуд с водой, тела разного объема из пластилина, сосуд с маслом, нить.


Содержание урока

Компоненты учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Мотивация

Добрый день, ребята. Присаживайтесь пожалуйста.

Готовился вчера вечером к уроку, в интернете копался… Такой классный мультик нашёл! По теме!) Весь не покажу-большой. Если будет настроение, скинете на флешку себе папку с материалами, которую я, как обычно, для вас приготовил, и посмотрите. А вот фрагмент этого мультфильма я предлагаю вашему вниманию сейчас.

В ходе просмотра попытайтесь отметить, что вас больше всего заинтересовало.


Фрагмент 1

Какие вопросы у вас появились по ходу просмотра?


Если есть вопросы, попытаемся на них найти ответы в ходе нашего занятия.

Но для этого необходимо вспомнить, что мы уже знаем по данной проблеме, и какие знания из ранее изученных разделов могут нам пригодиться.

Слушают учителя. Настраиваются на занятие.










Формулируют вопросы (учитель помогает с формулировкой, либо, в случае затруднения, начинает формулировку сам).









Кратко записать на доске.


Актуализация

Я начинаю фразу, а вы её продолжаете.

1. На тело, погружённое…


2. Если эту силу впервые описал Архимед, значит-это сила…

Вот мы с вами и сформулировали тему урока.

Немного перефразируя, запишем её так: «Закон Архимеда».


Продолжим…


3. Кроме выталкивающей силы, силы Архимеда, направленной…, на тело действует…

направленная…


4. Используя рисунки, установите соотношения сил, при которых тело тонет, всплывает, плавает в любой точке объёма жидкости?

Проверьте правильность своего выбора по ответам на слайде.


5. Как можно

определить силу Архимеда? Постарайтесь привести несколько способов.



Продолжают фразу.

…в жидкость, или газ, действует выталкивающая сила.

…Архимеда.


Записывают тему урока в тетрадях.




…вверх

…сила тяжести,

…вниз.







- Из веса в воздухе вычесть вес в жидкости.

- Определить вес вытесненной телом жидкости.






Записать тему на доске.



(одновременно с рисунком «тело-силы»)



Проблема

Вернёмся к задаче, которую, согласно легенде, решал Архимед.

Для того, чтобы её решить, необходимо знать, от каких факторов, от каких величин зависит сила Архимеда.

Давайте попробуем это предположить. Ваши мнения?







Возможно вы забыли об источниках знаний.




Учащиеся выдвигают предположения (от массы тела, от плотности тела, от объема тела и т. д). Далее проводим анализ вариантов и приходим к затруднению: мы не знаем точно от каких величин и как зависит выталкивающая сила.

- наблюдения;

- эксперименты.


Постановка цели

Провести эксперименты, и установить, от каких факторов зависит сила Архимеда.

Формулируют цель с помощью учителя.

Определяют способ действия.

Записать цель на доске.

План

Работа в малых группах.

Предложите план работы


Что помогло вам составить план работы?

Предлагают пункты плана и их последовательность

План записан на доске

Реализация плана

  • Инструктаж по технике безопасности (1 мин)

  • Работа в группах. Каждой из четырех групп дается экспериментальное задание (4 мин).

Задание группе 1:

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры, нить.

  1. определить архимедовы силы, действующие на первое и второе тела;

  2. сравнить плотности тел;

  3. сравнить выталкивающие силы;

  4. сделать вывод о зависимости архимедовой силы от

плотности тела.


Задание группе 2.

Оборудование: сосуд с водой, тела разного объёма из пластилина, динамометр, нить.

  1. определить архимедову силу, действующую на каждое тело;

  2. сравнить эти силы;

  3. сделать вывод о зависимости архимедовой силы от объёма тела.


Задание группе 3.

Оборудование: сосуды с водой, маслом, динамометр, нить, алюминиевый цилиндр.

  1. определить архимедовы силы, действующие на тело в воде и в масле;

  2. чем отличаются эти жидкости?

  3. установите зависимость архимедовой силы от плотности жидкости.


Задание группе 4:

Оборудование: кусочек пластилина, сосуд с водой, нить, динамометр.

  1. кусочку пластилина придайте форму шара, куба, цилиндра;

  2. поочередно опуская каждую фигурку в воду, с помощью динамометра определите архимедову силу, действующую на неё;

  3. сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от формы тела.


  • Анализ результатов эксперимента (1 мин).


Результаты эксперимента заносятся в таблицу

Физическая величина

Зависит/ не зависит

Плотность тела

Не зависит

Объем тела

Зависит

Плотность жидкости

Зависит

Форма тела

Не зависит


Теоретический вывод, формулировка и запись закона Архимеда.


Слушают инструктаж




Выполняют экспериментальное задание по плану










































Представители групп заносят результаты работы в таблицу.






Записывают в рабочую тетрадь формулировку и закон Архимеда




















!!! от массы???









Первичное закрепление

Фронтальное решение типовой задачи (Приложение 1).


Записывают в рабочую тетрадь решение задачи


Самостоятельная работа

Учащиеся работают в парах с раздаточным материалом. Каждый в паре решает свою задачу, затем объясняет ее соседу (Приложение 2).

Сравнение полученных результатов с эталоном.

Выявляются ошибки при решении задач, их причины. При наличии ошибок - устранить.

Индивидуально решают задачи, обсуждают решения в паре


Сравнивают решение с эталоном, корректировка при необходимости



Контроль

Итак, давайте вернемся к теме и цели нашего занятия. Назовите их. Достигли ли поставленной цели?

Что такое Архимедова Сила?

Как звучит закон Архимеда?

От чего зависит сила Архимеда?

Учащиеся проговаривают тему, цели и полученные результаты

Отвечают на вопросы, проговаривают алгоритм решения задач


Оценка

Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке с помощью бланков оценки



Рефлексия

Я сегодня открыл для себя…

Я научился …

Я хочу узнать…


Наметить новую цель:

Теперь, когда мы знаем что такое сила Архимеда и как ее рассчитать, нам будет полезно и интересно узнать, как человек научился ее использовать.

Цель следующего урока: узнать о применении и использовании силы Архимеда.



Домашнее задание:

§ 17, № 106, 108.

Можно ли было решить задачу Гиерона за меньшее число шагов?





Цель урока

Содержательная: первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в понятии выталкивающая сила

Деятельностная: формирование у учащихся навыков работы с информацией, постановка и решение проблемы - формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем.

Планируемый

результат

Личностные УУД:

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности

  • установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется

  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

• формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к изучению физики.

Регулятивные УУД:

  • постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

  • сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

  • выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

  • самостоятельно составлять алгоритм своей поисковой деятельности;

  • адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели.

Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять сотрудничество при взаимодействии;

  • брать на себя инициативу в организации совместного действия;

  • согласовывать свои действия с мнением другого;

  • участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Познавательные УУД:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить проблему, аргументировать её актуальность;

  • искать наиболее эффективные средства достижения решения поставленной проблемы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!