Компоненты учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
Мотивация | Добрый день, ребята. Присаживайтесь пожалуйста. Готовился вчера вечером к уроку, в интернете копался… Такой классный мультик нашёл! По теме!) Весь не покажу-большой. Если будет настроение, скинете на флешку себе папку с материалами, которую я, как обычно, для вас приготовил, и посмотрите. А вот фрагмент этого мультфильма я предлагаю вашему вниманию сейчас. В ходе просмотра попытайтесь отметить, что вас больше всего заинтересовало. Фрагмент 1 Какие вопросы у вас появились по ходу просмотра? Если есть вопросы, попытаемся на них найти ответы в ходе нашего занятия. Но для этого необходимо вспомнить, что мы уже знаем по данной проблеме, и какие знания из ранее изученных разделов могут нам пригодиться. | Слушают учителя. Настраиваются на занятие. Формулируют вопросы (учитель помогает с формулировкой, либо, в случае затруднения, начинает формулировку сам). | Кратко записать на доске. |
Актуализация | Я начинаю фразу, а вы её продолжаете. 1. На тело, погружённое… 2. Если эту силу впервые описал Архимед, значит-это сила… Вот мы с вами и сформулировали тему урока. Немного перефразируя, запишем её так: «Закон Архимеда». Продолжим… 3. Кроме выталкивающей силы, силы Архимеда, направленной…, на тело действует… направленная… 4. Используя рисунки, установите соотношения сил, при которых тело тонет, всплывает, плавает в любой точке объёма жидкости? Проверьте правильность своего выбора по ответам на слайде. 5. Как можно определить силу Архимеда? Постарайтесь привести несколько способов. | Продолжают фразу. …в жидкость, или газ, действует выталкивающая сила. …Архимеда. Записывают тему урока в тетрадях. …вверх …сила тяжести, …вниз. - Из веса в воздухе вычесть вес в жидкости. - Определить вес вытесненной телом жидкости. | Записать тему на доске. (одновременно с рисунком «тело-силы») |
Проблема | Вернёмся к задаче, которую, согласно легенде, решал Архимед. Для того, чтобы её решить, необходимо знать, от каких факторов, от каких величин зависит сила Архимеда. Давайте попробуем это предположить. Ваши мнения? Возможно вы забыли об источниках знаний. | Учащиеся выдвигают предположения (от массы тела, от плотности тела, от объема тела и т. д). Далее проводим анализ вариантов и приходим к затруднению: мы не знаем точно от каких величин и как зависит выталкивающая сила. - наблюдения; - эксперименты. | |
Постановка цели | Провести эксперименты, и установить, от каких факторов зависит сила Архимеда. | Формулируют цель с помощью учителя. Определяют способ действия. | Записать цель на доске. |
План | Работа в малых группах. Предложите план работы Что помогло вам составить план работы? | Предлагают пункты плана и их последовательность | План записан на доске |
Реализация плана | Задание группе 1: Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры, нить. -
определить архимедовы силы, действующие на первое и второе тела; -
сравнить плотности тел; -
сравнить выталкивающие силы; -
сделать вывод о зависимости архимедовой силы от плотности тела. Задание группе 2. Оборудование: сосуд с водой, тела разного объёма из пластилина, динамометр, нить. -
определить архимедову силу, действующую на каждое тело; -
сравнить эти силы; -
сделать вывод о зависимости архимедовой силы от объёма тела. Задание группе 3. Оборудование: сосуды с водой, маслом, динамометр, нить, алюминиевый цилиндр. -
определить архимедовы силы, действующие на тело в воде и в масле; -
чем отличаются эти жидкости? -
установите зависимость архимедовой силы от плотности жидкости. Задание группе 4: Оборудование: кусочек пластилина, сосуд с водой, нить, динамометр. -
кусочку пластилина придайте форму шара, куба, цилиндра; -
поочередно опуская каждую фигурку в воду, с помощью динамометра определите архимедову силу, действующую на неё; -
сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от формы тела. Результаты эксперимента заносятся в таблицу Физическая величина | Зависит/ не зависит | Плотность тела | Не зависит | Объем тела | Зависит | Плотность жидкости | Зависит | Форма тела | Не зависит | Теоретический вывод, формулировка и запись закона Архимеда. | Слушают инструктаж Выполняют экспериментальное задание по плану Представители групп заносят результаты работы в таблицу. Записывают в рабочую тетрадь формулировку и закон Архимеда | !!! от массы??? |
Первичное закрепление | Фронтальное решение типовой задачи (Приложение 1). | Записывают в рабочую тетрадь решение задачи | |
Самостоятельная работа | Учащиеся работают в парах с раздаточным материалом. Каждый в паре решает свою задачу, затем объясняет ее соседу (Приложение 2). Сравнение полученных результатов с эталоном. Выявляются ошибки при решении задач, их причины. При наличии ошибок - устранить. | Индивидуально решают задачи, обсуждают решения в паре Сравнивают решение с эталоном, корректировка при необходимости | |
Контроль | Итак, давайте вернемся к теме и цели нашего занятия. Назовите их. Достигли ли поставленной цели? Что такое Архимедова Сила? Как звучит закон Архимеда? От чего зависит сила Архимеда? | Учащиеся проговаривают тему, цели и полученные результаты Отвечают на вопросы, проговаривают алгоритм решения задач | |
Оценка | Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке с помощью бланков оценки | | |
Рефлексия | Я сегодня открыл для себя… Я научился … Я хочу узнать… Наметить новую цель: Теперь, когда мы знаем что такое сила Архимеда и как ее рассчитать, нам будет полезно и интересно узнать, как человек научился ее использовать. Цель следующего урока: узнать о применении и использовании силы Архимеда. | | |
Домашнее задание: | § 17, № 106, 108. Можно ли было решить задачу Гиерона за меньшее число шагов? | | |