СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теории литературы "Вольнолюбивая лирика"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучая вольнолюбивую лирику А.С. Пушкина, целесообразно с семиклассниками изучить материал по теории литературы: тематические группы лирики, ввести понятие пафоса, углубить знания о тропах.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теории литературы "Вольнолюбивая лирика"»

Урок по теории литературы в 7 классе


Тема. Вольнолюбивая и философская лирика. Метафора. Пафос


Цель: изучит литературоведческие термины; углубить знания учащихся о

лирике: вольнолюбивой, философской; углубить понятие метафоры,

раскрыть понятие пафоса, его виды.


Ход урока

  1. Оргмомент


  1. Проверка д/з


? 1. А.С. Пушкин в Южной ссылке.

2. История создания стихотворения «Узник»

3. Чтение стихотворения «Узник» наизусть.


  1. АОЗ


? 1. Что такое лирика?

2. Как вы понимаете с/с «вольнолюбивая лирика»?

3. Почему Пушкин использовал образ орла-невольника?

4. Почему поэт очеловечивает орла? Какие художественно -

выразительные средства он использует для этого?

! 5. Почему стихотворение стало любимой народной песней?


  1. Стихотворение «Кавказ»


  1. Выразительное чтение стихотворения «Кавказ»

  2. Беседа


? - обратите внимание на последовательно сменяющие друг друга

величественные картины кавказской природы.

  • какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт, чтобы передать торжественное величие открывшейся ему панорамы Кавказа?

  • проследите, как изображает Пушкин смену тишины вечных снегов гулом и рёвом бушующего Терека. Какую роль играют здесь глаголы, входящие в метафоры?


  1. Новый материал


Работа с литературоведческими терминами.

1.

Метафора (от греч. metaphora – перенос) – перенос значения слова,

основанное на уподоблении одного предмета или явления

другому по сходству или по контрасту;

- скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений,

в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но

подразумеваются.



МЕТАФОРА


олицетворение овеществление

уподобление живому существу уподобление предмету

(«Гвозди б делать из этих людей:

Крепче б не было в мире гвоздей»)


2. ЛИРИКА

тематические группы

гражданская

«Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны»

= вера в талантливость русского народа; воспевание науки; гражданского самосознания

философская

«Цветок», «Если жизнь тебя обманет...»

= глубокие раздумья о счастье, о любви, о жизни и смерти, о смысле жизни; о бесконечности и скоротечности бытия.

пейзажная

= передаёт внутреннее состояние поэта через изображение природы.

любовная

= чувства любви, дружбы, преданности


вольнолюбивая

= устремление поэта к свободе, воле, простору в широком смысле этих слов

/в основном в творчестве А.С. Пушкина/


\/ Лирическое произведение обладает способностью вмещать общечеловеческий смысл не смотря на то, что оно передаёт переживания автора (лирического героя), каждый читатель может «узнать» в них собственные мысли и чувства.


  1. Пафос – эмоционально-оценочное отношение к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств (глубокое, страстное чувство)


Страсть – чувство, испытываемое человеком, в котором выражается всё его стремление души, желание, искренность в достижении чего-либо.


ПАФОС

  • утверждающий /Д. Дефо «Робинзон Крузо»/

  • отрицающий /Д. Свифт «Путешествие Гулливера»/

  • героический /М. Горький «Старуха Изергиль», «Д. Олдридж «Последний дюйм», Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»/

  • драматический /Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»/

  • трагический /Н. Островский «Гроза», «Бесприданница», Джованьоли «Спартак»/

  • сатирический /М.Салтыков-Щедрин «Сказки»/

  • комический / Д.К.Джером «Трое в лодке, не считая собаки», А.П. Чехов «Лошадиная фамилия»/

  • сентиментальный /Н.Карамзин «Бедная Лиза», И.Гёте «Страдания юного Вертера», Ж.-Ж. Руссо «Новая Элоиза»/

  • романтический / М. Горький «Песня о Соколе», Д.Г. Байрон «Паломничество Чайльд Гарольда»/


4. Риторический вопрос (от греч. ritor – оратор) – вопрос, не предполагающий

ответа; выступает в значении утверждения; усиливает эмоциональность

высказывания. / «Цветок», «Если жизнь тебя обманет...»/

  1. Итог

? 1. Назовите главное и отличительное свойство лирики?

2. На какие тематические группы подразделяют поэзию?

3. Что такое пафос? Какие виды пафоса выделяют?

4. Что такое риторический вопрос? Какую роль он выполняет?


  1. Д/з. стр. 100 – 103, прочитайте стихотворения А. Пушкина «Обвал», «Рдеет облаков летучая гряда» (определите тематическую направленность, пафос)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!