СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по технологии "Лоскутное шитье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по технологии раскрывает возможности лоскутного шитья с применением навыков, полученных на предыдущих уроках по материаловедению и ручному шитью. Обучающиеся получат возможность освоить основы  лоскутного шитья.

Просмотр содержимого документа
«Урок по технологии "Лоскутное шитье"»

План-конспект урока по технологии

Предмет: технология ведения дома.

Дата:25.01.2015г.

Класс:

Тема: Машинные швы. Лоскутное шитье.

Техника прямого настрачивания


Модуль: Создание изделий из текстильных материалов.

Раздел: Элементы машиноведения.

Дидактическое обоснование урока:

Цели урока:

1.Образовательные:способствовать формированию представления о современных видах декоративно-прикладного творчества и навыков работы на швейной машине.

2. Развивающие: способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету технология; развитию эстетического вкуса; обогащению словарного запаса и развитию самостоятельности учащихся.

3.Воспитательные: способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям и формированию нравственных и эстетических качеств личности.

4.Профориентационные: развивать уважение к труду, ремесленникам и работающему человеку.

Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база: телевизор, ноутбук, швейная машина, фланелеграф, утюг, ножницы, х/б ткань, нитки ideal, иглы, булавки, линейка, карандаш.

Дидактическое обеспечение: учебник, презентация «Лоскутное шитье», видео «Ремесла. Лоскутное шитье», образцы изделий, выполненные в лоскутной технике, демонстрационный материал поэтапного выполнения блока в технике прямого настрачивания,

Учебно-техническая документация- Инструкционная карта. Лоскутное шитье. Материалы для контроля знаний учащихся: раздаточный материал и тесты по машиноведению.

Методы обучения: рассказ, объяснение, демонстрация, иллюстрация, тренировочные упражнения, частично поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, бригадно-звеньевая.

Словарная работа: свивальник,половичок, экосумка, интерьерное панно, старинные меры длины на Руси.

Тип урока: комбинированный

Литература:

Учебник О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая Технология. Обслуживающий труд.5кл.: учебник-3-е изд., стереотип.-Москва,2014,изд.Дрофа

Методическое пособие к учебнику О.А.Кожиой «Технология. Обслуживающий труд.5-8 класс»/О.А.Кожина и др.- М.Дрофа, 2015.

О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. 6.Маркуцкая

Мозговая Галина Георгиевна, Картушина Галина Борисовна Технология. Швейное дело.5-9 класс2015 Просвещение

Библиотека журнала «Школа и производство»

Библиотека журнала «Технология. Всё для учителя»

http://nsportal.ru/irina-igorevna

http://festival.1september.ru/articles/616180/

http://idi-k-nam.ru/rubric/2966898

http://www.openclass.ru/user

http://proshkolu.info

www.uchportal.ru

https://www.youtube.com/watch

Ход урока.

1.Организационный момент

  • Приветствие;

  • Проверка явки учащихся;

  • Проверка готовности к уроку (Готовы ли вы к уроку? Что включает в себя подготовка к нашему уроку ? Тетрадь, рабочая коробка с игольницей, объект труда- вышивка отделки на фартук.

2.Актуализация опорных знаний учащихся.

Мы сегодня продолжим творить о красоту.

Название декоративно-прикладного вида искусства происходит от латинского слова decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности. Сфера декоративно-прикладного искусства чрезвычайно широка: от эстетического оформления предметов повседневного пользования посуды, различного рода инструментов, мебели, тканей, личного холодного и огнестрельного оружия - до художественной организации целых архитектурно-парковых комплексов. Сюда же относится оформление интерьеров декоративными росписями, декоративной скульптурой, барельефами, плафонами, вазами и т.п. Ряд очень важных видов декоративно-прикладного искусства связан со стремлением "украсить" самого себя, своих родных и своё жилище.

Мы с вами I полугодие изучали один из самых древнейших видов искусства отделки одежды и предметов быта.

Какой это вид искусства? Вышивка.

А что мы с вами вышивали? Фартук для куколки-травницы, салфеточку.

А какое творческое домашнее задание вы вышиваете сейчас? Отделку нагрудника и кармана для фартука.

Давайте вспомним, на что нужно обратить внимание, выполняя качественно д/з?

В вышивке отделки симметричных деталей должна быть линия середины.

Работа не имеет узелков ни с лицевой, ни с изнаночной сторон.

Направление верхних полукрестов «смотрят» в одном направлении.

Обменяйтесь друг с другом своими работами и оцените работу.

Выборочно учитель спрашивает поставленные оценки и задается д/з: продолжить вышивку.

Конечно же, глядя на ваши работы искренне понимаешь мастериц, которые искусно украшали свои работы стежками вышивки.

Но откуда же брали ткани наши прабабушки и прапрабабушки.

Конечно же, У каждой семьи был свой небольшой участок. За полем вырубали небольшой лес, сжечь его, железными крюками расцарапать землю, по весне бросали просто семя льна и лен вырастал долгим-долгим. Такое «заполье» занимало примерно20×20м, осенью лён собирали, и лишь зимними вечерами прялки и ткали домотканую ткань.

3.Изучение нового материала.

Но во второй половине XIX появились мануфактуры, на которых изготавливали яркие однотонные и ткани с рисунком. Они стоили очень дорого и мастерицы каждый лоскуток «пускали в дело».

Так и зародилось на Руси Лоскутное шитье-

искусство сочетания разных по форме и цвету лоскутов.

Это удивительное искусство сначала развивалось в крестьянской среде. Предметы деревенского быта чаще всего были и полезны и красивы. Редкая крестьянская изба не имела лоскутного одеяла, сшитого из кусочков отслужившей свой срок одежды. Чего только мастерицы не творят из разноцветных лоскутков! Ими создавалось и создается множество разнообразнейших вещей - от тряпичных кукол, одеял, скатертей, подушек, занавесок, прихваток, ковриков до панно и картин, а также сумок, жакетов и жилетов. Сначала мастерицы сшивали лоскутки вручную, а после , когда покупали швейные машины с радостью красиво , быстро и прочно стачивали лоскуты на швейной машине. Вот и мы с вами сегодня будем искусницами, потому, что тема нашего урока :

Машинные швы.

Лоскутное шитье.

Техника прямого настрачивания

Откройте тетради и запишите тему урока в тетрадь.

А какую же цель мы с вами сегодня поставим перед собой на нашем уроке? Хочу вам напомнить, что цель начинается со слова научиться. Чему вы сегодня хотите научиться? Цель: Научиться строчить на швейной машине. Да, действительно, сегодня мы с вами научимся выполнять стачной шов. Стачной шов относится к группе соединительных машинных швов. Предназначен он для соединения двух или нескольких одинаковых по величине деталей. Для выполнения шва детали складывают лицевой стороной внутрь, скрепляют сметочными ручными стежками, проводят прямую линию на расстоянии 5-20мм и ориентируясь на карандашную линию прокладывают машинную строчку. После стачивания швы ВСЕГДА!!! Обязательно утюжатся.

Что же нам с вами сегодня понадобиться для того, чтобы мы выполнили задуманное.

Утюг

Швейная машина

Булавки

Ножницы

Чертежные принадлежности

Школьная мастерская

Расскажите правила безопасной работы с инструментами и принадлежностями (пары жеребьевкой определяются про что они будут отвечать).

4.Закрепление знаний учащихся.

Прежде, чем приступим к работе, давайте проверим все ли вам понятно?

Задание 1. Форма работы: фронтальная.

С помощью рисунков дать определение названий:

  1. Расстояние от среза детали до строчки- это__________________

  2. Расстояние между двумя последовательными проколами иглы- называется____________



.

Мини-тест

Вопрос № 1 
С каким приводом скорость бытовой швейной машины будет больше?

 ручным
 электрическим
 ножным

Вопрос № 2
Для чего нужна зубчатая рейка двигателя ткани?

 для регулирования длины стежка
 для подъема лапки
 для обратной подачи ткани
 для движения ткани вперед

Вопрос № 3 
Начиная работу на швейной машине, что нужно опускать в первую очередь?

 иглу
 лапку

Вопрос № 4 
К какой группе швов относится " стачной" шов?

 краевые
 соединительные
 отделочные

Вопрос № 5
Что такое шов?

 ряд повторяющихся стежков на ткани
 место соединения нескольких деталей
 расстояние между одинаковыми проколами иглы
 расстояние от строчки до среза детали

Вопрос № 6

Что такое " строчка"?

 ряд повторяющихся стежков на ткани
 расстояние между одинаковыми проколами иглы
 расстояние от строчки до среза детали

Вопрос № 7

Маховое колесо швейной машины необходимо вращать?

 на себя
 от себя

5.Физкультминутка. проводится дежурным по классу.

6.Усвоение новых знаний. Практическая работа

Тема: Настрочной шов. Настрачивание лицевой стороны детского нагрудника в технике прямого настрачивания.

Цель: научиться ровно строчить на швейной машине.

Лоскутное шитье-искусство сочетания разных по форме и цвету лоскутов. Вводный инструктаж: презентация

7.Самостоятельная работа по УТД

Во время работы проводится текущий инструктаж.

При необходимости корректировки учитель повторно показывает учащимся основные приемы работы на швейной машине.

Инструкционная карта.

Лоскутное шитье.

Техника прямого настрачивания.

Задача: освоить приемы работы на на швейной машине.


Материалы: лоскуты ярких цветов, нитки.

Инструменты:

швейная машина,

утюг

Приспособления: булавки, линейка, карандаш

5.По направлению

движения часовой стрелки обрезать лоскут. Прикладываем линейку к стороне центрального треугольника и, продляя её, провести линию и обрезать лишний лоскут.

1.Определиться с центральным самым ярким лоскутом. Расположить его лицевой стороной вверх на лицевой стороне основы и сколоть булавкой.

Самоконтроль:

Работать с булавками предельно осторожно. Использовать только тонкие портновские булавки.

6.Следующий лоскут наложить к образованному срезу, сколоть, провести линию на расстоянии 10мм и стачать.


Выполнить ВТО и обрезать лишний лоскут.

2. На центральный многоугольник накладывается другой лоскут лицом к лицу , совмещая один из срезов. Сколоть детали булавками . Провести карандашом линию стачивания.

Самоконтроль: 1. Булавки вкалывать только перпендикулярно линии стачивания.

7.Продолжить работу, пришивая лоскуты в направлении по часовой стрелке.

Самоконтроль: Следить за качеством выполнения машинных швов и ВТО

3. Стачным швом соединить все три детали.

Самоконтроль: Припуск на шов 10 мм.

Самоконтроль: Следить за качеством выполнения машинных швов и ВТО

4. Расколоть булавки, вкалывая их в булавницу. Проутюжить шов стачивания. Отвернуть верхний лоскут на лицевую сторону и отутюжить работу с лицевой стороны.

Лоскутное шитье- это народное прикладное искусство, имеющее богатые многовековые традиции. Чтобы сшить лоскутное изделие всё нужно хорошо обдумать. Далее сшить необходимое количество блоков, а после собрать блоки и декоративные элементы в свой шедевр.

Желаю удачи!!!!

Выполняя практическую работу дети не просто машинные строчки (метод обучения-тренировочные упражнения), но и решают не простую задачу подбора лоскутов по цвету( метод- частично-поисковый)

В процессе выполнения учащимися самостоятельной работы учитель проводит целевые обходы и текущие инструктажи.

С целью настроить детей на работу после перемены своими вопросами акцентирую внимание детей на важном в работе:

Назовите алгоритм заправки верхней нити.

На что важно обратить внимание при работе на швейной машине?

Домашнее задание: Продолжить вышивку отделки, на домашней швейной машине попробовать изготовить лоскутный блок (по желанию)

9.Заключительный инструктаж

Подведение итогов работы урок;

Анализ типичных ошибок

Закрепление знаний. (дизайнерский тренажер)

Лоскутное шитье- трудоемкий и творческий процесс. Но я думаю, что очень благодарный. Как дом строится из кирпичей, так и лоскутные изделия собраны из блоков. Мы сейчас с вами подумаем какие изделия можно выполнить из лоскутных квадратиков (блоков) и какие можно декорировать элементами лоскутного шитья.

Умницы! Фантазия у вас развита хорошо.

Но сейчас мы поиграем в дизайнеров. Каждый стол получит свой дизайнерский заказ. На обдумывание даю вам 3 минутки.

Задание (форма работы- бригадно-звеньевая); метод- частично-поисковый)

Обоснуй и убери лишнее; составь композицию заказанного вам изделия.

  • Лоскутное одеяло;

  • Наволочка;

  • Экосумка

  • .Половичок

  • Интерьерное панно

  • Фартук

10.Рефлексия

Что вам больше всего понравилось на уроке?

Какое изделие из лоскутов тебе захотелось изготовить?

11.Уборка рабочего места






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!