Урок по технологии в 7 классе
«Художественная обработка древесины, выжигание по дереву»
Учитель технологии Терентьев В.Б.
Розовская СОШ
2016 – 2017 учебный год
Урок № 19
Тема: Художественная обработка древесины, выжигание по дереву.
Цель занятия: приобретение и закрепление навыков работы выжигательным аппаратом при художественном оформлении изделий из древесины.
Задачи:
Сформировать у учащихся представление о технологии выжигания по дереву, технике выжигания».
Развивать моторику рук, продолжить развитие навыков самоконтроля при выполнении технологических операций.
Воспитывать ответственное отношение к труду, внимание, аккуратность, усидчивость, самостоятельность.
Методы: информационно-сообщающий, объяснительно-демонстрационный, наглядный, словесный, практический, метод выработки умений и навыков.
Межпредметные связи: изобразительное искусство, физика, история.
Материально-техническое оснащение урока: электровыжигатели, заготовки, изделия из древесины, копировальная бумага.
Ход урока:
1. Организационная часть.
1. проверка готовности;
2.обеспечение необходимыми материалами, инструментами, оборудованием.
2. Повторение пройденного материала.
Давайте, ребята, вспомним, из какого материала сделаны наши работы?
Из древесины, из фанеры.
Что такое древесина?
Древесина – ткань растений, плотный материал, из которого состоят ствол, корни и ветви деревьев. Ствол – множество собранных воедино и натянутых, как струны длинных клеток-трубок, камбия, оболочка которых состоит из целлюлозы.
Что собой представляет фанера?
Фанера – листовой древесный материал, склеенные пластины с перекрестным расположением волокон.
Какие породы древесины вы знаете?
Хвойные и лиственные.
Какие свойства древесины вы знаете?
Физические. Механические.
Обработка древесины: резать, пилить, строгать, шлифовать, расщеплять, гнуть, править, обжигать.
Художественное оформление изделий из древесины: окрашивание, лакирование, вощение, резьба, обжиг, выжигание.
3. Объяснение нового материала
Существует несколько способов выжигания по дереву: пиротипия (горячее печатание клеймами), пирография (горячее рисование), выжигание в горячем песке или на открытом пламени, на солнце увеличительным стеклом, выжигание кислотами, трением на токарном станке.
Выжигание (пирография) – один из самых доступных способов художественной обработки древесины мягких пород (липа, осина, ольха), с маловыраженной текстурой. Оно очень полезно в развитии внимательности, аккуратности, усидчивости. Способствует развитию тонкой моторики рук. В этой технике можно обработать любые изделия. Они сразу становятся яркими и декоративными. В качестве изобразительного материала можно выжечь геометрический или растительный орнамент, цветы, фигурки животных, сюжетные композиции.
Выжигание по дереву известно уже давно. В той или иной форме выжигание по дереву можно встретить в культуре любого народа. Первые предметы быта, украшенные выжженным узором, датируются приблизительно 700 годом до н.э. и обнаружены в Перу.
В средние века в Европе выжигание уже стало не только формой народного творчества, но и искусством. Им занимались многие знаменитые художники Рембрант, Брюйер, Пабло Пикассо, писатель Виктор Гюго. В старину для выжигания использовали специальные заточенные под определенный узор клейма или металлические стержни, которые накаливали докрасна, а на деревянных панелях домов, балконах, балках, ставнях часто выжигали раскаленной кочергой или шпагой.
В ХХ веке появились первые электрические приборы для выжигания.
В России это одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества. Выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой, живописными работами. Как правило, выжигание применяется при отделке любых деревянных изделий, которые имеют практическое назначение. Шкатулки и разделочные доски, хлебницы и солонки, мебель и сувениры, игрушки и ложки, рамки, все это можно украсить при помощи выжигания. Материалом для изделий может служить как массив древесины, так и различные пиломатериалы (фанера, дерево-стружечные плиты). После выжигания изделия покрываются лаком, вощатся. Также в выжженный рисунок можно вводить краски (водные, масленые), после чего изделия также лакируется или вощатся.
4. Практическая работа.
Ход работы
Устройство электровыжигателя
Правила безопасной работы при выжигании:
Включать прибор для выжигания в сеть только с разрешения учителя.
Работать только исправным прибором.
Оберегать руки и одежду от прикосновения раскаленного пера.
Не оставлять прибор включенным в сеть.
Выжигать надо только по сухой древесине.
Ручку с пером вставить в держатель прибора.
Хорошо проветривать помещение.
8. Не наклонять голову близко к месту выжигания.
9. Нельзя сильно нажимать на перо выжигателя.
10. После окончания работы электровыжигатель должен быть отключен от электрической сети.
Сегодня мы будем выжигать картинку на фанере. Тема нашей работы: «Международный женский день 8 марта».
Последовательность работы:
На прошлых занятиях мы с вами подготовили наши работы, произвели:
Шлифование поверхности пиломатериала абразивной шкуркой;
Разметку изделия по предварительно выбранному и изготовленному шаблону;
Выпиливание по контуру изделия с последующей зачисткой кромок.
Сегодня мы поучимся работать с выжигательным аппаратом.
В зависимости от времени воздействия раскаленной иглы на поверхность древесины, также изменяя мощность выжигательного аппарата можно получать различные тона выжигаемого контура, точек и штрихов (от более светлого к более темному).
Приступаем к практическому выполнению задания.
Учащиеся получают технологическую карту (приложение 1)
Начальным этапом выжигания является тренировочная работа на обрезке доски или фанеры. Выжигаем линии, штрихи, точки различной толщины, с поворотом иглы в различных направлениях.
Разминка через 10 минут
После тренировки приступаем к выжиганию, перенесенного на прошлых занятиях контура, на изделии.
Во время выполнения работы производится контроль качества выполняемой работы со стороны учителя, а также взаимоконтроль.
5. Оценивание качества. Подведение итогов.
Применение сравнительного метода. Характеристика и оценивание по следующим критериям: объем выполненной работы, качество, аккуратность. Совместное обсуждение выполненной практической работы. Если есть вопросы и ошибки: совместный их разбор.
6. Рефлексия.
Обучающиеся должны подобрать фразеологизмы, определяющие характер их деятельности на уроке, например:
работал, засучив рукава (старательно);
бил баклуши (бездельничал);
витал в облаках (фантазировал не о чём);
зарубил на носу (запомнил крепко);
работал спустя рукава (кое-как);
тише воды, ниже травы (скромно);
клевал носом (засыпал);
слушал краем уха (невнимательно);
работал не покладая рук (усердно трудился).
7. Домашнее задание: вспомнить и повторить все что известно о пропильной резьбе (выпиливание лобзиком).
Уборка мастерской.
Проветривание.
Всем спасибо за урок.
Приложение 1
Технологическая карта на выжигание рисунка на древесине

Приложение 2



