СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по технологии в 7 классе «Художественная обработка древесины, выжигание по дереву»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приобретение и закрепление навыков работы выжигательным аппаратом  при художественном оформлении изделий из древесины.

Просмотр содержимого документа
«Урок по технологии в 7 классе «Художественная обработка древесины, выжигание по дереву»»











Урок по технологии в 7 классе

«Художественная обработка древесины, выжигание по дереву»




Учитель технологии Терентьев В.Б.



















Розовская СОШ

2016 – 2017 учебный год





Урок № 19

Тема: Художественная обработка древесины, выжигание по дереву.

Цель занятия: приобретение и закрепление навыков работы выжигательным аппаратом  при художественном оформлении изделий из древесины.

Задачи:

  • Сформировать у учащихся представление о технологии выжигания по дереву, технике выжигания».

  • Развивать моторику рук, продолжить развитие навыков самоконтроля при выполнении технологических операций.

  • Воспитывать ответственное отношение к труду, внимание, аккуратность, усидчивость, самостоятельность.

Методы: информационно-сообщающий, объяснительно-демонстрационный, наглядный, словесный, практический, метод выработки умений и навыков.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, физика, история.

Материально-техническое оснащение урока: электровыжигатели, заготовки, изделия из древесины, копировальная бумага.

Ход урока:

1. Организационная часть.

1. проверка готовности;

2.обеспечение необходимыми материалами, инструментами, оборудованием.

2. Повторение пройденного материала.

Давайте, ребята, вспомним, из какого материала сделаны наши работы?

Из древесины, из фанеры.

Что такое древесина?

Древесина – ткань растений, плотный материал, из которого состоят ствол, корни и ветви деревьев. Ствол – множество собранных воедино и натянутых, как струны длинных клеток-трубок, камбия, оболочка которых состоит из целлюлозы.

Что собой представляет фанера?

Фанера – листовой древесный материал, склеенные пластины с перекрестным расположением волокон.

Какие породы древесины вы знаете?

Хвойные и лиственные.

Какие свойства древесины вы знаете?

Физические. Механические.

Обработка древесины: резать, пилить, строгать, шлифовать, расщеплять, гнуть, править, обжигать.

Художественное оформление изделий из древесины: окрашивание, лакирование, вощение, резьба, обжиг, выжигание.

3. Объяснение нового материала

Существует несколько способов выжигания по дереву: пиротипия (горячее печатание клеймами), пирография (горячее рисование), выжигание в горячем песке или на открытом пламени, на солнце увеличительным стеклом, выжигание кислотами, трением на токарном станке.

Выжигание (пирография) – один из самых доступных способов художественной обработки древесины мягких пород (липа, осина, ольха), с маловыраженной текстурой. Оно очень полезно в развитии внимательности, аккуратности, усидчивости. Способствует развитию тонкой моторики рук. В этой технике можно обработать любые изделия. Они сразу становятся яркими и декоративными. В качестве изобразительного материала можно выжечь геометрический или растительный орнамент, цветы, фигурки животных, сюжетные композиции.

Выжигание по дереву известно уже давно. В той или иной форме выжигание по дереву можно встретить в культуре любого народа. Первые предметы быта, украшенные выжженным узором, датируются приблизительно 700 годом до н.э. и обнаружены в Перу.

В средние века в Европе выжигание уже стало не только формой народного творчества, но и искусством. Им занимались многие знаменитые художники Рембрант, Брюйер, Пабло Пикассо, писатель Виктор Гюго. В старину для выжигания использовали специальные заточенные под определенный узор клейма или металлические стержни, которые накаливали докрасна, а на деревянных панелях домов, балконах, балках, ставнях часто выжигали раскаленной кочергой или шпагой.

В ХХ веке появились первые электрические приборы для выжигания.

В России это одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества. Выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой, живописными работами. Как правило, выжигание применяется при отделке любых деревянных изделий, которые имеют практическое назначение. Шкатулки и разделочные доски, хлебницы и солонки, мебель и сувениры, игрушки и ложки, рамки, все это можно украсить при помощи выжигания. Материалом для изделий может служить как массив древесины, так и различные пиломатериалы (фанера, дерево-стружечные плиты). После выжигания изделия покрываются лаком, вощатся. Также в выжженный рисунок можно вводить краски (водные, масленые), после чего изделия также лакируется или вощатся.

4. Практическая работа.

Ход работы

Устройство электровыжигателя


Правила безопасной работы при выжигании:

  1. Включать прибор для выжигания в сеть только с разрешения учителя.

  2. Работать только исправным прибором.

  3. Оберегать руки и одежду от прикосновения раскаленного пера.

  4. Не оставлять прибор включенным в сеть.

  5. Выжигать надо только по сухой древесине.

  6. Ручку с пером вставить в держатель прибора.

  7. Хорошо проветривать помещение.

8. Не наклонять голову близко к месту выжигания.

9. Нельзя сильно нажимать на перо выжигателя.

10. После окончания работы электровыжигатель должен быть отключен от электрической сети.

Сегодня мы будем выжигать картинку на фанере. Тема нашей работы: «Международный женский день 8 марта».

Последовательность работы:

На прошлых занятиях мы с вами подготовили наши работы, произвели:

  • Шлифование поверхности пиломатериала абразивной шкуркой;

  • Разметку изделия по предварительно выбранному и изготовленному шаблону;

  • Выпиливание по контуру изделия с последующей зачисткой кромок.

Сегодня мы поучимся работать с выжигательным аппаратом.

  • Держатель с иглой удерживаем как карандаш, работа напоминает рисование.

  • Способы выжигания.

В зависимости от времени воздействия раскаленной иглы на поверхность древесины, также изменяя мощность выжигательного аппарата можно получать различные тона выжигаемого контура, точек и штрихов  (от более светлого к более темному).  

  • Перевод рисунка на изделие с кальки (выполнили ранее)(приложение 2)

  • Выжигание по контуру.

Приступаем к практическому выполнению задания.

Учащиеся получают технологическую карту (приложение 1)

Начальным этапом выжигания является тренировочная работа на обрезке доски или фанеры.  Выжигаем линии, штрихи, точки различной толщины, с поворотом иглы в различных направлениях.

Разминка через 10 минут

После тренировки приступаем к выжиганию, перенесенного на прошлых занятиях контура,   на изделии.

Во время выполнения работы производится контроль качества выполняемой работы со стороны учителя, а также взаимоконтроль.


5. Оценивание качества. Подведение итогов.

Применение сравнительного метода. Характеристика и оценивание по следующим критериям: объем выполненной работы, качество, аккуратность. Совместное обсуждение выполненной практической работы. Если есть вопросы и ошибки: совместный их разбор.


6. Рефлексия.

Обучающиеся должны подобрать фразеологизмы, определяющие характер их деятельности на уроке, например:

  • работал, засучив рукава (старательно);

  • бил баклуши (бездельничал);

  • витал в облаках (фантазировал не о чём);

  • зарубил на носу (запомнил крепко);

  • работал спустя рукава (кое-как);

  • тише воды, ниже травы (скромно);

  • клевал носом (засыпал);

  • слушал краем уха (невнимательно);

  • работал не покладая рук (усердно трудился).


7. Домашнее задание: вспомнить и повторить все что известно о пропильной резьбе (выпиливание лобзиком).

Уборка мастерской.

Проветривание.

Всем спасибо за урок.



























Приложение 1

Технологическая карта на выжигание рисунка на древесине






















Приложение 2