СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Частица как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Частица как часть речи. § 62.

7 класс.

Цель: закрепить навык различения служебных и знамена­тельных частей речи, дать понятие частицы, познакомить учащихся с разрядами ча­стиц по значению и их ролью в предложении и в речи; вырабо­тать умение отличать частицы от других служебных частей речи (предлогов и союзов).

 

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Частица как часть речи"»

Тема: Частица как часть речи. § 62.

7 класс.

Цель: закрепить навык различения служебных и знамена­тельных частей речи, дать понятие частицы, познакомить учащихся с разрядами ча­стиц по значению и их ролью в предложении и в речи; вырабо­тать умение отличать частицы от других служебных частей речи (предлогов и союзов).


Ход урока.

Организационнный момент.

Опрос.

1.Работа над ошибками в контрольном диктанте.

2. Подготовительные упражнения.

Найти незнакомую часть речи в предложении Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, французу от­дана.

(М. Лермонтов.)

  1. Обозначить приставку и суффикс в следующих словах:

чей-то, кто-либо, который-либо, кто-нибудь, чей-нибудь, кое- что, кое-какой.

- Какая это часть речи?

  1. Записать в тетрадь отрицательные местоимения, объяс­нить графически, как они образованы.

  2. Определить наклонение глаголов и способ образования. Формы наклонения в предложениях: 1) Принеси-ка книгу. 2) Принес бы ты книгу.

3) Пусть он принесет книгу!

  1. С каким наклонением употреблена частица бы в предло­жении С твоей помощью я быстро выучил бы урок?

  2. Вспомнить правила употребления частиц не и ни с раз­личными частями речи. (У доски работают два ученика.)

  3. Привести примеры союзов, которые следует отличать от сочетаний местоимений или наречия с частицей.

8. Записать частицы (о которых шла речь в предыдущих упражнениях).

Учащиеся формулируют 1-й вывод: частиц в русском языке немного, но они играют важную роль.

3.Объяснение нового материала §62.

  1. Анализ материала для наблюдения на с. 167. Делается 2-й вывод: частица — служебная частъ речи, которая вносит в предложение различные оттенки.

  2. Упр. 357. Делается 3-й вывод: частицы служат для образования наклонений глаголов, вносят различные дополнительные оттенки, служат для выражения от­рицания.

  3. Чтение определения частиц на с. 167, к которому делает­ся дополнение: частицы не имеют самостоятельного лексическо­го значения, к ним нельзя поставить вопрос и они не являются членами предложения.

  4. Запись в тетради известных по прошлым урокам частиц: бы, же, пусть (пускай), да, давай — и составление с двумя из них предложений.

4. Тренировочные упражнения.

  1. Определить оттенки значения, которые внесли частицы. Назвать автора и произведение, откуда взят отрывок.


Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! (Н. Го­голь.)

2) Что за уха! Да как жирна! (И. Крылов.) 3) Уж небо осенью ды­шало.

(А. Пушкин.) 4) Что за прелесть эти сказки! (А. Пушкин.)


Далее учащиеся приводят свои литературные примеры, а на доске в это время один ученик записывает пример с части­цей бы. Обращается внимание на место частицы в предложе­нии, на ее значение.

  1. Составление таблицы, отражающей способы образования условного и повелительного наклонений: учащиеся должны по­добрать свои примеры. Возможен другой вариант — таблица дается в готовом виде, ученики объясняют ее.

Условное наклонение

Повелительное наклонение

Да разве найдутся на свете та­кие огни, муки и такая сила, ко­торая пересилила бы русскую силу. (Н. Гоголь.)

Нет такой платы, которая была бы велика за веру в человека.

(Ю. Абдашев.)

3-е л.

Пусть сильнее грянет буря! (М. Горький.)

З-е л.

Пусть ярость благородная вски­пает, как волна! (В. Лебедев-Кумач).

З-е л.

Пусть всегда светит солнце!


4-й вывод: 1) формообразующая частица бы служит для об­разования условного наклонения; 2) с помощью частиц пусть, пускай, да, давай образуется повелительное наклонение. (Ча­стицы пусть, пускай, да прибавляются к глаголу в форме 3-го лица, частицы давай, давайте — к глаголу в форме 1-го лица.)

5. Сопоставление предложений: 1) Сегодня к нам на сбор приедут шефы.Именно сегодня к нам приедут шефы. 2) Лес хорош осенью.Как хорош лес осенью! Определение речевой роли частиц.

5-й вывод: частицы именно, как не обозначают ни предмета, ни признака, ни действия, но вносят в предложение дополни­тельный оттенок — помогают подчеркнуть восхищение.

Домашнее задание: § 62, выписать из любого художественного произведения пять предложений с частицами, служащими для образова­ния форм глагола и вносящими в предложение различные от­тенки значения; повторить правило правописания союзов чтобы, тоже, также. Разобрать предложение На том же тритоньем пруду мы как-то встретили человека с широ­ким и добрым лицом. (Из воспоминаний Г. Севериной о Баг­рицком).