5
Конспект урока по новой истории в 9 классе по теме: «Изменение взглядов на государство и общество»
Цели: - познакомить учащихся с основными идейными методами осуществления идей либералов, консерваторов, социалистов, марксистов;
- выяснить, интересы каких слоёв общества отражали данные учения;
- развивать умение анализировать, сравнивать, делать вывод, работать с историческим источником;
Оборудование: компьютер, презентация, материалы для проверки домашнего задания
Ход урока.
1. Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания:
Проверка знаний по теме: «Культура XIX века»
3. Сообщение темы и целей урока.
( сл. 2) Цели урока:
( сл. 3) План урока:
1.Каким быть обществу?
2.Разрешено всё, что не запрещено.
3.Сохранять традиционные ценности.
4.Почему появились социалистические учения.
5.« Золотой век человечества не позади нас, а впереди».
6.Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
7.Анархизм.
4. Изучение нового материала.
1) рассказ учителя:
- ( сл. 4) Философов- мыслителей 19 века волновали вопросы:
1) Как развивается общество?
2) Что предпочтительнее: реформа или революция?
3) Куда движется история?
- Они искали ответы и на проблемы, возникшие с рождение индустриального общества:
1) какими должны быть взаимоотношения между государством и личностью?
2) как выстроить отношения между личностью и церковью?
3) каковы взаимоотношения между новыми классами – промышленной буржуазией и наёмными рабочими?
- Почти до конца XIX века европейские государства не вели борьбу с бедностью, не проводили социальные реформы, низшее классы не имели своих представителей в парламенте.
( сл.5) В XIX веке в Западной Европе оформились 3 основных общественно- политических течения:
1) либерализм
2) консерватизм
3) социализм
- Изучая новый материал, мы с вами должны будем заполнить данную таблицу.
( сл. 6)
Линия сравнения | Либерализм | Консерватизм | Социализм | | | Социализм |
Главные принципы | | | | | | |
Роль государства в экономической жизни | | | | | | |
Отношение к социальным вопросам | | | | | | |
Пути решения социальных вопросов | | | | | | |
( сл. 7)
- рассмотрим основные принципы либерализма.
от латинского – liberum – относящийся к свободе. Своё развитие либерализм получил в 19 веке, как в теории, так и практике.
- Давайте сделаем предположение, какие принципы они провозгласят?
Принципы:
Право человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом.
Право на свободу слова, печати собраний.
Право на участие в решении государственных дел
- Считая важной ценностью индивидуальную свободу, либералы должны были определить её границы. И данная граница определялась словами: « Разрешено всё, что не запрещено законом»
- А как выдумаете, какой из двух путей развития общества они выберут: реформу или революция? Обоснуйте свой ответ.( сл. 8)
( сл.9) Требования, которые выдвигали либералы :
Ограничение деятельности государства законом.
Провозгласить принцип разделения власти.
Свобода рынка, конкуренции, свободная торговля.
Ввести социальное страхование по безработице, инвалидности, пенсионное обеспечение престарелых.
Гарантировать минимальную зарплату, ограничить продолжительность трудового дня
- В последней трети XIX века появляется новый либерализм, которые заявляли о том, что государство должно проводить реформы, защищать наименее значимые слои, предотвращать революционные взрывы, уничтожить вражду между классами, добиваться всеобщего благосостояния.
( сл. 10) Новые либералы требовали:
Ввести страхование по безработице и инвалидности
Ввести пенсионное обеспечение престарелых
Государство должно гарантировать минимальную з/п
Уничтожить монополии и восстановить свободную конкуренцию
( сл. 11)
Английская палата вигов выдвинула из своей среды самую яркую фигуру британского либерализма – Уильяма Гладстона, который провёл ряд реформ: избирательную, школьную, огранов самоуправления и др. О них мы будем говорить подробнее, когда будем изучать историю Англии.
( сл. 12)
- Но всё же более влиятельной идеологией был консерватизм.
от латин. conservatio – охранять, сохранять.
Консерватизм - учение, возникшее в 18 веке, стремившееся обосновать необходимость сохранения старого порядка и традиционных ценностей
( сл. 13)
- Консерватизм стал усиливаться в обществе в противовес распространению идей либерализма. Главный его принцип - сохранить традиционные ценности: религию, монархию, национальную культуру, семью и порядок.
- в отличие от либералов консерваторы признавали:
Право государства на сильную власть.
Право на регулирование экономики.
( сл. 14)
- поскольку общество уже испытало много революционных потрясений, угрожавших сохранности традиционного порядка, консерваторы признавали возможность проведения
« охранительных» социальных реформ только как самое крайнее средство.
-( сл. 15)
Боясь усиления «новолиберализма», консерваторы согласились с тем, что
1) общество должно стать более демократичным,
2) необходимо расширить избирательные права,
3) государство не должно вмешиваться в экономику
( сл. 16) В результате лидеры английской ( Бенждамин Дизраэли) и германской ( Отто фон Бисмарк) консервативной партии стали социальными реформаторами – у них не было другого выхода в условиях роста популярности либерализма.
( сл. 17)
Наряду с либерализм и консерватизмом в XIX веке в Западной Европе стали популярны социалистические идеи о необходимости отмены частной собственности и защите общественных интересов и идеи уравнительного коммунизма.
- общественный и государственный строй, принципами которого являются:
1) установление политические свобод;
2) равенство в правах;
3) участие работников в управлении предприятиями, на которых они работают.
4) обязанность государства регулировать экономику.
( сл. 18)
« Золотой век человечества не позади нас , а впереди» - эти слова принадлежат графу Анри Сен – Симону. В свих книгах он излагал планы переустройства общества.
Считал, что общество состоит из двух классов – праздных собственников и трудящихся индустриалов.
- Давайте определим, кто мог относиться к первой группе, а кто ко второй?
- К первой группе относятся: крупные землевладельцы, капиталисты-рантье, военные и крупные чиновники.
- Ко второй группе ( 96% населения) относятся все люди, занимающиеся полезной деятельностью: крестьяне, наёмные рабочие, ремесленники, фабриканты, купцы, банкиры, учёные, художники.
- Доходы собственников считал паразитическими. Не выступал против частной собственности, а лишь против её злоупотребления. Считал возможным убедить собственников честно делиться своими доходами с «младшими братьями», используя для этого проповедь христианской морали.
( сл. 19)
Шарль Фурье предлагал преобразовать общество с помощью объединения тружеников – фаланг, в которых сочеталось бы промышленное и сельское хозяйство. В них не будет заработной платы и наёмного труда. Все доходы распределяются в соответствии с величиной вложенного каждым « таланта и труда». В фаланге будет сохраняться имущественное неравенство. Каждому гарантируется жизненный минимум. Фаланга предоставляет своим членам школы, театры, библиотеки, организует праздники.
( сл. 20)
Роберт Оуэн в своих работах пошёл дальше, читая необходимым замену частной собственности общественной и отмену денег.
2) работа по учебнику
- прочитать о марксизме и выделить их основные положения
( сл. 21)
3) рассказ учителя:
-( сл. 22)
Ревизионизм — идейные направления, провозглашающие необходимость пересмотра какой-либо устоявшейся теории или доктрины.
- Человеком, который пересмотрел учение К. Маркса на предмет соответствия его реальной жизни общества в последней трети 19 века, стал Эдуард Бернштейн
( сл. 23)
Эдуард Бернштейн увидел, что
1) развитие акционерной формы собственности увеличивает число собственников наряду с монополистическими объединениями сохраняются средне и мелкие собственники;
2) классовая структура общества усложняется, появляются новые слои
3) усиливается неоднородность рабочего класса – существуют квалифицированные и неквалифицированные рабочие с разной оплатой труда.
4) рабочие ещё не готовы взять на себя самостоятельное управление обществом.
Он пришёл к выводу:
Переустройство обществ может быть достигнуто путём экономических и социальных реформ, проводимых через всенародно и демократически выбранные органы власти.
( сл. 24)
Анархизм (- от греч. аnarcia ) – безвластие.
- Внутри анархизма существовали самые разные левые и правые течения: бунтарские ( террористические акты) и кооператоров.
- Какие черты характеризовали анархизм?
( сл. 25)
1. Верой в хорошие стороны человеческой природы.
2. Верой в возможность между людьми общения, основанного на любви.
3. Необходимо уничтожить власть, осуществляющую насилие над личностью.
( сл. 26) видные представители анархизма
5. Подведение итога урока:
( сл. 27)
6. Домашнее задание:
Параграф 9-10, записи, таблица.
Приложение:
- в ходе объяснения нового материала должна получиться такая таблица:
Линия сравнения | Либерализм | Консерватизм | Социализм |
Главные принципы | Предоставление личности прав и свобод, сохранение частной собственности, развитие рыночных отношений, разделение властей | Сохранение строго порядка, традиционных ценностей, частной собственности и сильной государственной власти | Уничтожение частной собственности, установление имущественного равенства, прав и свобод |
Роль государства в экономической жизни | Государство не вмешивается в экономическую сферу | Государственное регулирование экономики | Государственное регулирование экономики |
Отношение к социальным вопросам | Государство не вмешивается в социальную сферу | Сохранение сословных и классовых различий | Государство обеспечивает предоставление социальных прав всем гражданам |
Пути решения социальных вопросов | Отрицание революции, путь преобразования - реформа | Отрицание революции, реформа как крайнее средство | Путь преобразования - революция |