Урок исследовательский час
Тема: «Метод исследования – эксперимент»
Цель: Формировать понятие «мысленный и реальный эксперимент».
Развивать умение выдвигать гипотезы, экспериментировать с целью проверки предположений, проводить опыты.
Ход занятия:
I. Психологический настрой: Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
II. Вступительная беседа: Выполняя свои исследовательские проекты, вы выдвигали гипотезы. Что вы предпринимали для ее подтверждения?
-Какими методами пользовались
-Какие методы называются теоретическими?
- Какие практическими?
III. Постановка проблемы:
-Что это за шум? Кто это там спорит?
Ученики старшеклассники входят в класс и просят разрешить их спор.
Перед детьми сосуд с узким горлом и сваренное вкрутую яйцо. Вопрос:
-Можно ли яйцо целиком поместить в сосуд?
-Ребята, выскажите свои предположения.
-А как можно доказать правильность утверждения? (Провести эксперимент)
Старшеклассники под руководством учителя показывают опыт.
-Ребята, а кто может объяснить, как удалось яйцо поместить в сосуд?
VI .Введение в тему: Скажите, каким методом мы пользовались для
доказательства гипотезы? Кто догадался, как звучит тема нашего урока?
(1 слайд) - Сегодня на уроке мы научимся экспериментировать, проводить опыты, подтверждающие, либо отрицающие выдвинутую гипотезу.
(2 слайд)
V. Работа в тетрадях: -Запишите сегодняшнее число и тему урока.
-Что же такое эксперимент?
(3 слайд) Эксперимент - это важнейший из методов исследования.
Проводятся эксперименты с целью проверки предположений. Эксперименты бывают: мысленные и реальные.
Реальный эксперимент - это проведение опыта, с какими – либо веществами. Мысленный эксперимент – прослеживание событий по представлению, то есть в уме.
(4 слайд)
VI.Мысленный эксперимент: Давайте мы с вами представим ситуацию. Вместо того, чтобы пойти утром в школу, вы пошли в гости к другу.
-Как отреагирует ваш друг на визит?
-Что скажет его мама?
-Как поступит учитель, не обнаружив вас в классе?
-Каковы будут действия ваших родителей?
- К какому выводу вы пришли?
-Стоит ли в реальной жизни повторять этот эксперимент?
-Как вы считаете, нужны ли в жизни мысленные эксперименты?
-Реальные эксперименты куда интереснее мысленных, ведь проводя их, мы воочию может убедиться, что происходит с объектом исследования, узнать о его свойствах, о составе. Поэтому мы сейчас с вами будем учиться проводить эксперименты, но прежде давайте повторим правила техники безопасности
V. Повторение правил ТБ:
1. Нельзя пить из лабораторной посуды.
2. Нельзя нюхать и пробовать на вкус содержимое .
3. Нельзя брать в рот лабораторные принадлежности .
4.Опыт проводить под контролем учителя, родителей.
VII. Практическая работа.
-Перед вами план проведения опыта, внимательно изучи его, выдвини свою гипотезу, запиши ее в тетрадь.
-Приступайте к выполнению работы.
-Каков результат? Какой кусочек растворился быстрее?
-Целый, или половинка?
-Подтвердилась ли выдвинутая тобой гипотеза?
-Запиши результат в тетрадь.
(5 слайд) - Почему так произошло, объясни.
Опыт № 2
-А теперь давайте выдвинем новую гипотезу.
-Как вы считаете, два одинаковых кусочка сахара, помещенные одновременно в холодную и горячую воду, растворятся тоже одновременно? Запишите предположение в тетрадь.
-Приступайте к проведению опыта.
-Что произошло? Подтвердилась ли гипотеза?
-Почему так произошло? Запиши результат в тетрадь.
(6слайд)
VIII. Работа в группах:
-Рассмотрите внимательно закрепленные на соломинке и прикрепленные к штативу воздушные шарики. Обратите внимание на то, что шарики находятся в равновесии. Сейчас консультанты (ученики старших классов) «уколют» иголкой один из шаров. Что произойдет? Выскажи свои предположения
-А теперь внимательно пронаблюдай эксперимент.
-Подтвердилась ли твоя гипотеза?
Каждая группа озвучивает свою гипотезу и рассказывает о том, подтвердилась ли она, или нет. Объясняя, почему нарушилось равновесие, какой вывод можно сделать (7 слайд)
IХ. Физминутка. - Вы устали?
-Вы устали!
-Ну, тогда все дружно встали.
(8 слайд) - Вы видели танцующую ватку?
-Тогда смотрите.
С помощью электрофорной машины ватка с одного шарика перемещается на другой.
-А может, мы тоже потанцуем?
(Танец маленьких утят)
Х. Показ опытов старшеклассниками.
-Не одна серьезная наука не обходится без экспериментов. Скоро вы перейдете в пятый класс и начнете изучать химию, физику, биологию. Ваши старшие товарищи уже многому научились и хотят показать вам что – то интересное.
Опыт № 1
-Как вы думаете, ребята, есть ли электричество в овощах и фруктах? Перед вами прибор гальванометр, он улавливает даже самые маленькие колебания электрического тока. Давайте проверим, есть ли электрический ток в картофеле, яблоке, лимоне?
-Подтвердилось ваше предположение?
Опыт № 2
-Перед вами емкость с водой на дне этой емкости монетка. Как можно с помощью стакана и свечи вынуть из емкости монетку, не замочив рук? (Как правило, у детей ничего не выходит, старшеклассники демонстрируют опыт)
Опыт № 3
-Ребята, а кто у нас самый сильный? Двум ученикам предлагается растянуть две полусферы, из которых откачан воздух. До тех пор, пока воздух не попадет внутрь сфер, растянуть их невозможно.
Вывод: Не всегда важна сила, знания и смекалка творят чудеса. Сила - в знаниях.(9 слайд)
ХI. Конкурс сказок.
-Ребята, а вы любите сказки?
-Какие сказки вы знаете?
-А какие волшебные предметы встречаются в сказках?
- Послушайте отрывки из сказок и скажите, на какой современный прибор это похоже? Учитель читает отрывки из сказок: «Сказка о золотом петушке», «Сказка о коньке-горбунке», «Сказка о царе Салтане» и т. д.
-На что похоже перо жар-птицы? (фонарик)
-Петушок? (радар)
-Яблочко на блюдечке? (сотовый телефон)
-Ковер–самолет? (самолет)
-Сапоги–скороходы? (коньки, ролики)
XII. Рефлексия - С каким методом исследования познакомились?
- Какие бывают эксперименты?
- Какой из них наиболее точный?
- А сейчас возьмите у себя на столе маленькие сердечки
и закрепите их на доске, если сегодняшний урок вас
чему-то научил и понравился вам.