Обособление уточняющих членов предложения
Цель: сформировать навыки по различению уточняющих членов предложения и других обособленных членов предложения.
Задачи:
Выяснить, какие члены предложения называются уточняющими.
Определить роль уточняющих членов предложения.
Научиться находить их в предложении и правильно ставить знаки препинания.
Составлять предложения с уточняющими членами.
Ход урока
I. Актуализация знаний (Слайд 3)
Что такое обособление?(выделение членов предложения с помощью знаков препинания)
Какие члены предложения могут быть обособленными?(второстепенные члены)
Над чем мы будем продолжать работать?(над постановкой знаков препинания при обособлении)
Кроме определений и обстоятельств, обособляются уточняющие члены предложения.
Формулирование темы урока. (Обособление уточняющих членов предложения)
Определение целей урока
Что мы должны сегодня узнать?
Что мы должны сегодня понять?
Чему мы должны научиться?
II. Словарно-семантическая работа (Слайды 4-7)
1) Сегодня нам встретятся слова обоз и плетень
Знаешь ли ты, что это такое?
Работа со словарем.
http://www.gramota.ru/slovari/dic/?word=%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE&all=x
ОБОЗ, -а; м. 1. Несколько подвод, повозок и т.п. с кладью, следующих друг за другом.
ПЛЕТЕНЬ, -тня; м. Изгородь из сплетённых прутьев, ветвей.
2) Подбери родственные слова к слову точно.
Точный, уточнять, уточнение, уточняющий.
УТОЧНИТЬ, -ню, -нишь; уточнённый; -нён, -нена, -нено; св. что.Сделать более точным, придать большую точность чему-л.
III. Первичное усвоение новых знаний
1) Наблюдение. (Слайд 8)
Запиши предложение.
Там следы невиданных зверей.
Можешь ли ты сказать, где именно автор предложения видел следы невиданных зверей?
Что нам требуется сделать? Уточнить место, где автор видел следы.
Определи, какой член предложения требует уточнения.
Сравни с предыдущим предложением.
Там,(где именно) на неведомых дорожках, следы невиданных зверей.
В каких словах содержится уточняющая информация?
Каким членом предложения они являются?
Почему они выделены запятыми?
2) Открой учебник на стр. 157
Прочитай написанную в упражнении 323 информацию.
3) Прочитай правило на стр.157. (Слайд 9)
Посмотри на таблицу.
Минута релаксации
IV.Первичная проверка понимания (Слайд 10-11)
Проверь свои знания, найди в данных предложениях уточняющие члены.
Наверху под крышей раздался шум.
Туристы расположились на берегу у самой воды.
Там высоко в небе плывут белые облака.
Проверь себя
V. Первичное закрепление
1) Вернемся к упражнению 323. Запиши выделенные курсивом предложения,
2) Посмотри на рисунок. (Слайд 12)
Знакомая ситуация? Некоторые наречия особенно часто становятся уточняемыми словами. Назови эти наречия.
Составь предложения с этими наречиями, используя уточняющие слова.
3) Упражнение 325. Запиши предложение 3. Объясни пропущенные буквы и найди уточняющие члены предложения.
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
(Слайд 13)
Дома из упражнения 325 выписать предложения 2, 4, 6, 8
Читается задание к упражнению.
VII. Рефлексия (подведение итогов занятия) (Слайд 14)
Что нового узнал на уроке?
Что было трудно? А что легко?
Как ты оцениваешь свою работу на уроке?