Иркутская область
Киренский район
МКОУ «сош с.Макарово»
2014 у.г.
Учитель: Козлова Т.И.
Химия. 8 класс.
Тема урока: Периодическая система Д.И. Менделеева
Цель урока: формирование знаний о структуре периодической системы и её роли в мировом химическом сообществе.
Задачи урока:
изучить строение п.с.х.э.
показать значимость п.с.х.э. при изучении химии;
познакомиться с современными вариантами периодических систем;
доказать, что п.с.х.э. является великим открытием русской науки, в лице Д.И. Менделеева;
формировать умения и навыки пользования таблицей, для извлечения, заложенной в ней информации;
Базовые понятия темы: - Д.И. Менделеев
- периодическая система
- периоды (малые и большие)
- группы(главные и побочные)
- варианты п.с.х.э.:
а) короткий вариант
б) полудлинный вариант
в) длинный вариант
Тип урока: комбинированный
Оборудование: портрет Д.И Менделеева, учебники химии 8кл., 11 кл. (Г.Е. Рудзитис); настенная п.с.х.э. Д.И.Менделеева; мультимедийное учебное пособие по химии (8кл).
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний:
Информация: к моменту открытия периодического закона (1896г. XIXв.) было известно 63 химических элементов. Изучив их особенности, Д.И. Менделеев сформулировал закон.
- экспресс -опрос: сформулируйте периодический закон Д.И. Менделеева
3. Формулируем тему урока, цель, задачи
Задание: продолжите предложение: «Периодический закон стал базой для………»
Поэтому за темой урока «Периодический закон Д.И. Менделеева», должна следовать тема « ?» (называют учащиеся)
- ?: Попробуйте обозначить задачи и цели данного урока
4. Усвоение новых знаний:
Работа с тестом учебника §36 Задача: заполнить таблицу, ответив на поставленные вопросы
Вопрос | Ответ |
1. Кто и когда создал периодическую систему химических элементов? | Д.И. Менделеев. 18 февраля 1869г.-создан первый вариант системы. |
2. Цель создания п.с.х.э. | Классификация химических элементов, согласно их свойствам. |
3. Какова структура п.с.х.э? | П.с.х.э. состоит из горизонтальных рядов (периодов) и вертикальных столбцов (групп), пересечения которых образуют ячейки. Каждая ячейка соответствует определённому химическому элементу и имеет №/п. |
4. Дайте описание периодам. | В таблице семь периодов. Различают малые (1,2,3) периоды. Они содержат не более 8 химических элементов. Большие периоды (4,5,6,7) от 18 и более химических элементов. Седьмой период не завершён. До сих пор, периодически поступает информация об открытии новых химических элементов. На данный момент, открыто 118 химических элементов. |
5. Какую информацию несут периоды? | Любой период (кроме первого) начинается щелочным металлом и заканчивается благородным газом. № периода указывает на число энергетических уровней в атоме. В периоде слева на право металлические свойства х.э. ослабевают, а неметаллические – усиливаются. |
6. Дайте описание группам. | В таблице 8 групп, обозначенных римскими цифрами. Каждая группа делится на две подгруппы: главную (А) и побочную (Б). Главная (А) подгруппа объединяет х.э. как малых, так и больших периодов. Побочная (Б) подгруппа содержит х.э. только больших периодов. |
7. Какую информацию несут группы? | № группы указывает на высшую валентность х.э., а также количество электронов на внешнем энергетическом уровне. В А- группе сверху в низ усиливаются металлические свойства х.э., а неметаллические ослабевают. В Б-группах такая закономерность соблюдается не всегда. |
8. Какое несоответствие с периодическим законом Менделеева вы увидели в п.с.х.э. | Все химические элементы расположены в периодической системе в порядке возрастания атомных весов, но есть исключения: аргон - калий; кобальт – никель; теллур – иод. |
9. Почему п.с.х.э. является великим открытием русской науки, в лице Д.И. Менделеева; | Периодическая закономерность, которая прослеживается в п.с.х.э. позволяет предсказать свойства не только химических элементов, но и образуемых ими простых и сложных веществ. Кроме того, она позволяет предсказать существование неизвестных химических элементов: экабор – скандий; экасилиций - германий экаалюминий – галлий Данная таблица является триумфом русской науки. Химическая наука использует её уже 145 лет. Поэтому п.с.х.э. по праву считается фундаментальной. |
Вывод:
5. Первичная проверка правильности понимания нового материала, коррекция знаний (беседа по изученным вопросам, с использованием мультимедийного учебного пособия: Химия 8кл).
6. Рефлексия (тестирование, с использованием мультимедийного учебного пособия)
7. Подведение итогов урока.
8. Д/З § 36 с.125 №4
Тема урока:
Цели урока:
Знаю | Вопрос | Ответ | Знаю |
| 1. Кто и когда создал периодическую систему химических элементов? | | |
| 2. Цель создания п.с.х.э. | | |
| 3. Какова структура п.с.х.э? | | |
| 4. Дайте описание периодам. | | |
| 5. Какую информацию несут периоды? | | |
| 6. Дайте описание группам. | | |
| 7. Какую информацию несут группы? | | |
| 8. Какое несоответствие с периодическим законом Менделеева вы увидели в п.с.х.э. | | |
| 9. Почему п.с.х.э. является великим открытием русской науки, в лице Д.И. Менделеева; | | |
Вывод: сегодня на уроке я понял(а)
Анализ урока
по химии
Учитель: Козлова Т.И.
Дата проведения:19 03 2014г.
8 класс
Тема урока: «Периодическая система Д.И. Менделеева»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: формирование знаний о структуре периодической системы и её роли в мировом химическом сообществе.
Задачи урока:
Обучающие:
изучить структуру п.с.х.э.
показать значимость п.с.х.э. при изучении химии;
познакомиться с современными вариантами периодических систем;
Развивающие:
Воспитывающие:
Цели и задачи полностью соответствуют теме урока, что позволяет получить глубокие познания при изучении данного вопроса, а также учитывают особенности данного класса.
Также особенности данного класса учтены в используемых, на данном уроке, методах и формах обучения.
Структура урока: | Задачи этапа | Результат |
1.Организационный этап: учащимся выдаются маршрутные листы, которые должны быть заполнены в течение урока. | мотивация учащихся на усвоение новых знаний: приводится пример: закрытие паралимпийских игр фрагмент со словами «невозможно», «я могу». | рефлексия обучающимися границ своего знания – незнания; |
2.Актуализация знаний | контроль знаний по теме предыдущего урока «Периодический закон Д.И. Менделеева»; экспресс-опрос: каждый ученик проговаривает формулировку закона. | учащиеся самостоятельно формулируют тему урока и по вопросам, в выданных им маршрутных листах, определяют задачи урока. |
3.Первичное усвоение новых знаний: характер учебной деятельности: коллективно-распределённый; | используя текст §36, ответить на поставленные, в маршрутном листе, вопросы. Ответ на вопрос согласовывается с учителем, что исключает ошибочный или неточный ответ; по ходу самостоятельной работы учащихся, выполняются познавательно-логические действия: сравнение свойств химических элементов в группах подгруппах периодической системы. | учащиеся ориентированы на получение образовательного продукта (в виде таблицы), знание базовых поня-тий темы, формируются умения и навыки формулировать чёткие ответы на поставленные вопросы; |
4.Первичная проверка понимания | на данном уроке осуществляется поэтапно; ответы, на поставленные вопросы, заносятся в маршрутный лист только после коллективного обсуждения. | у каждого ученика, в маршрутном листе только правильные ответы, ошибки исключены. |
5.Первичное закрепление | использование мультимедийного учебного пособия Химия 8кл. | подборка материала (наглядность и звуковое сопровождение), позволяют задействовать разные виды памяти, что обеспечивает качественное усвоение базовых понятий. |
6.Контроль усвоения | предусмотрено тестирование по данной теме через мультимедийное учебное пособие Химия 8кл. | обсуждение допущенных ошибок и коррекция знаний(по мере необходимости) |
7.Домашнее задание | §36 подготовить ( устно) характеристику химического элемента № 20 |
8.Рефлексия | вывод к таблице начните со слов: «Сегодня на уроке я понял…..» |
Выводы:
Для достижения цели и решения задач урока были задействованы следующие виды деятельности учащихся:
- экспресс – опрос;
- самостоятельная работа с текстом учебника(§36);
- простейшие математические расчёты (метапредметная связь);
- выполнение творческих заданий (через Интернет-ресурсы, энциклопедические справочники);
Актуализация знаний, использование в качестве примера жизненных ситуаций, позволило учащимся самостоятельно сформулировать тему урока и создать мотивацию учебной деятельности, что соответствует требованиям современного урока.
Предложенные для изучения вопросы, отражают задачи урока. Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану, самостоятельная работа обеспечила деятельностный подход к изучению нового материла. Фронтальная работа, направленная на поиск ответов к поставленным вопросам, с участием учителя позволяет избежать ошибок и выстроить логически правильный ответ. Участие учителя, на данном этапе, оправдано особенностями познавательной деятельности учащихся, их недостаточным умением формулировать чёткие ответы на поставленные вопросы.
Закрепление знаний планировалось с использованием мультимедийного учебного пособия (Химия 8кл.). Подборка материала (наглядность и звуковое сопровождение), позволили задействовать разные виды памяти, что обеспечило более качественное усвоение базовых понятий.
- Контроль усвоения, в виде тестирования, осуществлялся при помощи компьютерных технологий, с использованием электронного приложения к учебнику.
- Домашнее задание дано без учёта индивидуальных особенностей (на данном этапе изучения темы это оправдано), что позволит определить уровень усвоения темы данного урока каждым учеником.
- Цель рефлексии достигнута: между незнанием и знанием тонкая грань, которую можно стереть, приложив усилие и желание познать неизвестное.
- На уроке формировались следующие УУД:
работа над смыслообразованием
чтение текста
опрделение главной мысли прочитанного
работа с таблицей
развитие внимания
умение слушать и записывать содержание и объяснение учителя
постановка вопросов
участие в коллективной деятельности
формирование логических умений: сравнение, построение цепочек рассуждений.
В целом цель урока достигнута, учащиеся изучили структуру п.с.х.э., доказали её фундаментальность (145 лет практического использования). На конкретных примерах проводили сравнение свойств элементов. Итогом усвоения новых знаний явился образовательный продукт в виде таблицы.