Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Уренская средняя общеобразовательная школа №1
г. Урень Нижегородской области
Методическая разработка урока по теме
«Правильные и неправильные дроби»
Номинация конкурса: «Лучшая методическая разработка учителя – предметника, реализующего принцип дифференциации в условиях урочной формы обучения на уровне основного общего образования»
Выполнила учитель математики
КомароваНаталья Александровна
2015г
Урок по теме «Правильные и неправильные дроби» (5 класс)
Методические комментарии. На изучение темы «Правильные и неправильные дроби» в 5 классе отводится 2 часа. Понятия правильной и неправильной дроби включают в себя определения и свойства (возможно также изучение признаков) и представляют собой компактную модель математического понятия. Небольшой объем и невысокая сложность материала позволяют уложить в отведенные рамки не только традиционное содержание темы, но и довольно обширный методологический компонент содержания. Это создает предпосылки для знакомства на доступном для пятиклассников уровне с процессом возникновения и развития понятия в математике. В основу урока положен принцип дифференциации в условиях урочной формы обучения.
Усвоение методологических знаний на предлагаемом уроке идет по нескольким направлениям:
знакомство с различными видами математических предложений (определение, гипотеза) и их ролью в решении задач и изучении теории;
осознание содержания понятия как совокупности взаимосвязанных
фактов, отраженных в определении, свойствах и признаках;
знакомство с методом познания – классификация.
Конспект урока
Тема урока. Правильные и неправильные дроби. (Математика: Учеб. для 5 кл. сред. Шк./Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, СИ. Шварцбурд. - М: Просвещение. - пункт 25)
Тип урока. Урок изучения нового.
Цели урока.
Учебная задача:
В совместной деятельности с учащимися
1) Выявить содержание понятий правильной и неправильной дроби, используя методы классификации, аналогии, индукции и дедукции;
2) Смоделировать путь познания в математической науке на примере изучения понятий правильной и неправильной дроби.
Диагностируемые цели
В результате изучения темы ученик:
формулирует определения и свойства правильных и неправильных дробей;
использует определение для выбора правильных (неправильных) дробей из
числа предложенных;
приводит примеры и контрпримеры правильных и неправильных дробей;
сравнивает правильные (неправильные) дроби с 1, правильную дробь с неправильной;
имеет представление о строении родовидовых определений;
знает о роли определений в математике, выделяет основные типы задач,
решаемых на основе определений (приведение примеров и узнавание);
умеет применять определения правильной и неправильной дроби к решению практических задач;
выводит следствия из условия принадлежности объекта к данному понятию;
указывает для решения каких задач можно использовать данное определение;
составляет дидактические задачи на применение определения;
различает определение правильной и неправильной дробей при обосновании хода решения задач;
имеет представление о классификации как о приеме познания математических закономерностей.
Структура урока.
I. Мотивационно-ориентировочная часть.
Актуализация имеющихся знаний и умений учащихся.
Создание проблемной ситуации, мотивация.
Постановка учебной задачи (цели) урока.
П. Операционно-познавательная часть.
Выделение существенных свойств понятия.
Моделирование определения.
Осознание определения и способов его получения.
Выведение следствий из определения.
Применение.
III. Рефлексивно-оценочная часть.
Подведение итогов урока.
Самооценка деятельности на уроке.
Постановка домашнего задания.
Ход урока.
Мотивационно-ориентировочная часть.
1. Актуализация имеющихся знаний и умений учащихся.
Вспомним новые понятия с помощью стихотворения. А что показывает числитель дроби, что показывает знаменатель дроби? Какой смысл несёт дробная черта? - Чему вы научились за время изучения этой темы, покажут задачи, которые я предлагаю вам решить: | Приём «ключевые слова»(восстановить стихотворение) Каждый может за версту Видеть___________ черту. Над чертой_______________знайте, Под чертою__________ Дробь такую непременно Мы зовём________________ Знаменатель дроби показывает, на сколько частей разделили целое, а числитель показывает, сколько таких частей взяли. Дробная черта означает действие деления. (выполняют задания устно и у доски) |
2 группа(слабых учащихся)
1. Прочитайте дроби: ; ; ; ; . Назовите числитель, знаменатель каждой дроби. Что показывает числитель и знаменатель дроби?
3 группа(сильных учащихся)
2. Запишите дробью: арбуз разрезали на 16 равных частей, за обедом съели 7 таких долек. Какую часть арбуза съели за обедом? Какая часть арбуза осталась?
3. Как иначе можно записать дроби ; ; ? Как записать 1 в виде дроби с числителем 3? со знаменателем 4? с произвольным знаменателем?
1 группа учащихся
4. Сравните дроби: и ; и ; и ; и .
2. Создание проблемной ситуации, мотивация.
(сравнение последней пары вызывает у учащихся затруднения)
| Мы учились сравнивать только дроби с одинаковыми знаменателями, а у этих дробей знаменатели разные. - Конечно, |
3. Постановка учебной задачи (цели) урока.
- Как вы думаете , чем мы будем сегодня заниматься на уроке? | - Будем учиться сравнивать дроби с разными знаменателями. |
- А я предлагаю выбраться из затруднительного положения так, как предпочитают это делать ученые - математики - решить более общую задачу: изучить числа, похожие на предложенные дроби, выяснить их свойства, дать им названия, а затем использовать их для решения задачи. Принимаете предложение? Как же сформулировать нам цель работы на уроке? (фиксирует предложенные варианты на доске) | - Изучить дроби, похожие на дроби из последней пары. - Изучить дроби с разными знаменателями |
- Вижу, что сейчас нам сложно сформулировать цель урока, давайте тему урока и его цель запишем позже, когда сможем более четко охарактеризовать эти дроби. | . телями. |
II. Операционно-познавательная часть,
Выделение существенных свойств понятия.
На доске записаны дроби: Сравните числитель, и знаменатель каждой дроби. Что заметили? | У одних дробей числитель меньше знаменателя, у других наоборот числитель больше знаменателя или равен ему. |
Добавьте к ним дроби и и разбейте все дроби на группы так, чтобы эти дроби оказались в разных группах. Будем работать по группам 1группа выписывает дроби, у которых числитель меньше знаменателя 2 группа (слабых учащихся) выписывает дроби, у которых числитель равен знаменателю 3 группа выписывает дроби, у которых числитель больше знаменателя. | Групповая работа |
- Как вы разделили дроби на группы? | I группа: ; ; ; ; ; ; . II группа: ; ; . III группа: ; ; ; ; . |
В подобных ситуациях ученые говорят, что произведено разбиение на классы. Его проводят для того, чтобы изучить не каждый объект в отдельности, а целый класс похожих между собой объектов. Такой способ исследования называют методом классификации. Он часто используется в науке(например, классификация растений и животных, в биологии). Очень важным является выбор свойства, по которому производится разбиение на классы -основания классификации. Это свойство должно быть существенным, отражающим характерные особенности исследуемых объектов. | |
Поясните, по какому принципу мы произвели разбиение на классы. Каково было основание классификации? | - В первую группу собраны дроби, которые имеют числитель меньше знаменателя, у дробей второй группы числитель равен знаменателю, в третьей группе - дроби, числитель которых больше знаменателя. |
-Те свойства, что мы указали, являются важными, существенными для проведенного разбиения. Их также называют характеристическими свойствами для каждой группы, а каждая группа имеет собственное название: дроби первой группы называют правильными, второй и третьей групп - неправильными. Думаю, что теперь мы можем записать тему урока и уточнить его цель. Принимаю ваши предложения. | (делают соответствующие записи на доске и в тетрадях). - Тема «Правильные и неправильные дроби». Цель урока - изучить правильные и неправильные дроби. |
Как именно мы хотели бы их изучить? - сформулировать определения правильной и неправильной дроби, установить свойства правильных и неправильных дробей и применить их к решению практических задач. Запишите тему и цель урока в тетрадях. Учитель записывает тему урока как «сердцевину» кластера. Вместе с детьми формулируются и записываются вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы в течении урока. | Приём кластера Какими свойствами обладают эти дроби? Какие дроби правильные,неправильные? Правильные и неправильные дроби Какие задания можно решать с данными дробями? |
2. Моделирование определения.
- Вернемся к трем группам дробей. Вспомните, по какому признаку мы произвели разбиение и опишите какую дробь называют правильной дробью? Неправильной дробью? Каждая группа учащихся пытается сформулировать определение тех дробей, которые они выписывали. | - 1 группа. Правильной дробью называют та- кую дробь, числитель которой, меньше знаменателя; - 2 и 3 группа. Дробь называется неправильной, числитель которой больше или равен знаменателю. если ее числитель больше или равен |
На доске выписываются в два столбца род и видовые отличия каждого понятия:
Правильной дробью называют: 1)дробь 2)числитель, которой меньше знаменателя. | Неправильной дробью называют: 1) дробь 2)числитель которой больше ее знаменателя или 3)равен знаменателю. |
- Сравните выписанные предложения. Что в них общего, и чем они отличаются? | - Предложения похожи по своему строению, в обоих присутствует слово «называют». Оба предложения повествуют о видах дробей, указывают их общие и отличительные (характеристические) свойства. Количество свойств может быть различным и сами свойства различаются. |
-Такого вида предложения в математике называют определениями. На доске выписаны определения правильной и неправильной дроби. Встречались ли мы раньше с определениями в математике? Сформулируйте их. -Как вы думаете, зачем нужны определения, каково их назначение в математике? | (формулируют определения уравнения, корня уравнения, отрезка, луча и т.п.) - Они дают названия, имена понятиям, заменяют длинное описание более коротким. - Определения описывают, раскрывают, что понимается под каким-то словом (термином). - С их помощью люди «договариваются» о точных названиях для понятий. |
3.Осознание определения и способов его получения.
Мы сказали, что у определений в математике двойная роль - называть новые понятия и раскрывать термин. Но тем самым определения помогают нам в решении задач. Убедитесь в этом при выполнении заданий, записанных на доске.
2 группа(слабых учащихся)1.Выпишите из дробей ; ; ; ; правильные (неправильные), обоснуйте (докажите) свой ответ.
2.Приведите пример правильной (неправильной) дроби, обоснуйте свой ответ.
1 группа
3.Запишите все возможные правильные (неправильные) дроби со знаменателем 7; с числителем 5. Корректно ли это задание? Почему?
4.Известно, что х у. Является ли дробь — правильной? Обоснуйте свое утверждение.
3 группа(сильных учащихся)
5.При каких значениях «с» дробь будет неправильной?
6. При каких значениях t дробь будет правильной?
- Какие задания вам показались похожими? Что в них общего? - Есть ли еще похожие задания? - Значит, в этих двух заданиях мы среди предложенных дробей «узнавали»,«признавали» правильные, а во 2 и 3, 5,6 заданиях подбирали дроби, удовлетворяющие определению. Именно такие два рода задач соответствуют тем двум назначениям определений, о которых мы с вами говорили ранее. (Учитель организует фронтальную работу с классом над усвоением задачи № 951). | (выполняют задания в группах с последующей фронтальной работой с подробным обоснованием) - Похожи задания 2 и 3, т.к. в них дроби требуется составить. - В заданиях 1 и 4 дроби уже даны, требуется опредилить, являются ли они правильными или неправильными. - В заданиях 5 и 6 нужно найти значение буквы, удовлетворяющее условию. |
- Какая дробь называется правильной? - Чему равен знаменатель дроби? А в нашем случае меньше какого числа? Запишите эти дроби. № 951(б) – выполните самостоятельно. | Правильные Дробь, у которой числитель меньше знаменателя называется правильной. Знаменатель дроби равен 6. Меньше 6. ; ; ; ; Учащиеся выписывают все неправильные дроби с числителем 5. Затем осуществляется проверка полученных результатов. |
Физкультминутка.
4. Выведение следствий из определения.
Но это ещё не всё, чем полезны определения. Сейчас мы в этом убедимся. Для этого обратимся к числовому лучу. | |
- Назовите точки, которые лежат левее единицы. | Точки А и В лежат левее единицы. |
- Какими дробями являются координаты этих точек? | Координаты этих точек - правильные дроби. |
- Сравните их координаты с единицей. | Их координаты меньше единицы, так как они лежат левее. |
- Какой вывод можно сделать? Сравните правильную дробь с единицей. | Любая правильная дробь меньше единицы. |
- Как расположена дробь на координатном луче по отношению к единице? | Дробь совпадает с единицей, значит она равна единице. |
- Какой дробью является координата точки С? | - Координата точки С - неправильная дробь. |
- Назовите точки, которые лежат правее единицы? | - Точки D и Е лежат правее единицы. |
- Какими дробями являются координаты этих точек? | - Координаты этих точек - неправильные дроби. |
- Сравните их координаты с единицей. | - Их координаты больше 1, так как они лежат правее. |
- Какой общий вывод можно сделать? | - Любая неправильная дробь больше или равна 1. |
- А теперь сравните между собой правильную и неправильную дроби. Какой вывод можно сделать? | Любая правильная дробь меньше любой неправильной дроби. |
- Те предложения, которые вы только что сформулировали в математике, называют гипотезами. Как вы получили эти гипотезы? | - мы сравнили несколько правильных дробей с 1, увидели, что все они меньше 1 и сформулировали свойство для дробей (аналогично для неправильных дробей). |
- Данные гипотезы являются свойствами правильных и неправильных дробей. Выдвинутые гипотезы в математике проверяют путём доказательства. Со схемой и сущностью доказательства мы познакомимся при изучении геометрии в 7 классе. | |
5.Применение.
- А теперь применим полученные свойства к выполнению следующего задания. | |
Сравните дроби 2 группа(слабых учащихся) сравнивают правильные и неправильные дроби; 1 и 3 группа сравнивают правильные и неправильные дроби с 1. | |
- Чем следует воспользоваться при выполнении данного задания? | Следует воспользоваться свойствами правильных и неправильных дробей. |
- Сравните дробь с 1. - Почему? | Дробь правильная, а любая правильная дробь меньше 1. |
- Сравните дробь с 1. - Почему? правильная дробь меньше 1. | Дробь неправильная, а любая неправильная дробь больше 1. |
Сравните дробь с 1. | Они равны, поэтому что дробь это целое, т.е. 1. |
| Учащиеся работают в тетрадях самостоятельно. Затем осуществляется проверка полученных результатов. |
III. Рефлексивно – оценочная часть.
Подведение итогов.
- Итак, давайте подведём итог нашего урока. - Что нового вы сегодня узнали на уроке? | Мы познакомились с правильными и неправильными дробями. |
- Какую дробь называют правильной? | Правильной дробью называют такую дробь, числитель которой меньше знаменателя. |
- Какую дробь называют неправильной? | Неправильной дробью называют дробь, числитель которой больше или равен знаменателю. |
- Как называют такого рода предложения в математике? | Их называют определениями. |
- Сравните правильную и неправильную дроби с 1. Какой вывод можно сделать? | Любая правильная дробь меньше 1, а любая неправильная дробь больше или равна 1. |
- Итак, давайте посмотрим на схему, с помощью, которой мы получили новые знания. | |
Учитель открывает этапы в заготовленной схеме:
Произвели классификацию дробей, сравнивая их числители и знаменатели
Сформулировали определения правильной дроби, неправильной дроби
«Открыли» свойства правильных и неправильных дробей
Применили полученные знания при решении задач
2. Самооценка деятельности на уроке.
- Похожий путь открытия нового знания проделывают ученые. Мы с вами сегодня на уроке попробовали себя в качестве ученых. Понравилось ли вам ощущать себя в такой непривычной роли? Какими качествами, по-вашему, должен обладать настоящий ученый? Какие из них вы почувствовали в себе? Какими вы хотели бы овладеть?
3. Задание на дом ( учитель даёт подробные комментарии к выполнению домашнего задания, если у учащихся возникают вопросы нужно подробно рассмотреть решение у доски)
1) пункт 25(выучить определения и свойства) №№ 951, 952, 975, 976.