СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме «Правильные и неправильные дроби» (5 класс)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  по теме «Правильные и неправильные дроби» (5 класс)

Методические комментарии. На изучение темы «Правильные и неправильные дроби» в 5 классе отводится 2 часа. Понятия правильной и неправильной дроби включают в себя определения и свойства (возможно также изучение признаков) и представляют собой компактную модель математиче­ского понятия. Небольшой объем и невысокая сложность материала позво­ляют уложить в отведенные рамки не только традиционное содержание те­мы, но и довольно обширный методологический компонент содержания. Это создает предпосылки для знакомства на доступном для пятиклассников уровне с процессом возникновения и развития понятия в математике.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Правильные и неправильные дроби» (5 класс)»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Уренская средняя общеобразовательная школа №1

г. Урень Нижегородской области









Методическая разработка урока по теме

«Правильные и неправильные дроби»







Номинация конкурса: «Лучшая методическая разработка учителя – предметника, реализующего принцип дифференциации в условиях урочной формы обучения на уровне основного общего образования»










Выполнила учитель математики

КомароваНаталья Александровна





2015г

Урок по теме «Правильные и неправильные дроби» (5 класс)

Методические комментарии. На изучение темы «Правильные и неправильные дроби» в 5 классе отводится 2 часа. Понятия правильной и неправильной дроби включают в себя определения и свойства (возможно также изучение признаков) и представляют собой компактную модель математиче­ского понятия. Небольшой объем и невысокая сложность материала позво­ляют уложить в отведенные рамки не только традиционное содержание те­мы, но и довольно обширный методологический компонент содержания. Это создает предпосылки для знакомства на доступном для пятиклассников уровне с процессом возникновения и развития понятия в математике. В основу урока положен принцип дифференциации в условиях урочной формы обучения.

Усвоение методологических знаний на предлагаемом уроке идет по нескольким направлениям:

  • знакомство с различными видами математических предложений (определение, гипотеза) и их ролью в решении задач и изучении тео­рии;

  • осознание содержания понятия как совокупности взаимосвязанных
    фактов, отраженных в определении, свойствах и признаках;

  • знакомство с методом познания – классификация.

Конспект урока

Тема урока. Правильные и неправильные дроби. (Математика: Учеб. для 5 кл. сред. Шк./Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, СИ. Шварцбурд. - М: Просвещение. - пункт 25)

Тип урока. Урок изучения нового.

Цели урока.

Учебная задача:

В совместной деятельности с учащимися

1) Выявить содержание понятий правильной и неправильной дроби, используя методы классификации, аналогии, индукции и дедук­ции;

2) Смоделировать путь познания в математической науке на примере изучения понятий правильной и неправильной дроби.

Диагностируемые цели

В результате изучения темы ученик:

  • формулирует определения и свойства правильных и неправильных дробей;

  • использует определение для выбора правильных (неправильных) дробей из
    числа предложенных;

  • приводит примеры и контрпримеры правильных и неправильных дробей;

  • сравнивает правильные (неправильные) дроби с 1, правильную дробь с не­правильной;

  • имеет представление о строении родовидовых определений;

  • знает о роли определений в математике, выделяет основные типы задач,
    решаемых на основе определений (приведение примеров и узнавание);

  • умеет применять определения правильной и неправильной дроби к решению практических задач;

  • выводит следствия из условия принадлежности объекта к данному понятию;

  • указывает для решения каких задач можно использовать данное определение;

  • составляет дидактические задачи на применение определения;

  • различает определение правильной и неправильной дробей при обосновании хода решения задач;

  • имеет представление о классификации как о приеме познания математических закономерностей.




Структура урока.

I. Мотивационно-ориентировочная часть.

  1. Актуализация имеющихся знаний и умений учащихся.

  2. Создание проблемной ситуации, мотивация.

  3. Постановка учебной задачи (цели) урока.
    П. Операционно-познавательная часть.


  1. Выделение существенных свойств понятия.

  2. Моделирование определения.

  3. Осознание определения и способов его получения.

  4. Выведение следствий из определения.

  5. Применение.

III. Рефлексивно-оценочная часть.

  1. Подведение итогов урока.

  2. Самооценка деятельности на уроке.

  3. Постановка домашнего задания.

Ход урока.

Мотивационно-ориентировочная часть.

1. Актуализация имеющихся знаний и умений учащихся.

  • Какую тему мы изучаем на послед­них нескольких уроках математики?

Вспомним новые понятия с помощью стихотворения.








А что показывает числитель дроби, что показывает знаменатель дроби?




Какой смысл несёт дробная черта?


- Чему вы научились за время изуче­ния этой темы, покажут задачи, кото­рые я предлагаю вам решить:


  • Дроби.

Приём «ключевые слова»(восстановить стихотворение)


Каждый может за версту

Видеть___________ черту.

Над чертой_______________знайте,

Под чертою__________

Дробь такую непременно

Мы зовём________________

Знаменатель дроби показывает, на сколько частей разделили целое, а числитель показывает, сколько таких частей взяли.

Дробная черта означает действие деления.




(выполняют задания устно и у дос­ки)

2 группа(слабых учащихся)

1. Прочитайте дроби: ; ; ; ; . Назовите числитель, знаменатель каждой дроби. Что показывает числитель и знаменатель дроби?

3 группа(сильных учащихся)

2. Запишите дробью: арбуз разрезали на 16 равных частей, за обедом съели 7 таких долек. Какую часть арбуза съели за обедом? Какая часть арбуза осталась?

3. Как иначе можно записать дроби ; ; ? Как записать 1 в виде дроби с числителем 3? со знаменателем 4? с произвольным знаменателем?

1 группа учащихся

4. Сравните дроби: и ; и ; и ; и .

2. Создание проблемной ситуации, мотивация.

(сравнение последней пары вызывает у учащихся затруднения)

  • Почему вы не можете сравнить две - последние дроби?



  • Хотели бы вы научиться сравнивать такие дроби?

  • Мы учились сравнивать только дроби с одинаковыми знаменателя­ми, а у этих дробей знаменатели разные.
    - Конечно,

3. Постановка учебной задачи (цели) урока.

- Как вы думаете , чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

- Будем учиться сравнивать дроби с разными знаменателями.

- А я предлагаю выбраться из затруднительного положения так, как предпочитают это делать ученые - математики - решить более общую за­дачу: изучить числа, похожие на предложенные дроби, выяснить их свойства, дать им названия, а затем использовать их для решения задачи. Принимаете предложение?

Как же сформулировать нам цель работы на уроке? (фиксирует предложенные варианты на доске)












- Изучить дроби, похожие на дроби из последней пары.

- Изучить дроби с разными знаменателями

- Вижу, что сейчас нам сложно сформулировать цель урока, давайте тему урока и его цель запишем позже, когда сможем более четко охарактеризовать эти дроби.

. телями.

II. Операционно-познавательная часть,

  1. Выделение существенных свойств понятия.

На доске записаны дроби:


Сравните числитель, и знаменатель каждой дроби. Что заметили?



У одних дробей числитель меньше знаменателя, у других наоборот числитель больше знаменателя или равен ему.

Добавьте к ним дроби и и разбейте все дроби на группы так, чтобы эти дроби оказались в разных группах. Будем работать по группам

1группа выписывает дроби, у которых числитель меньше знаменателя

2 группа (слабых учащихся) выписывает дроби, у которых числитель равен знаменателю

3 группа выписывает дроби, у которых числитель больше знаменателя.





Групповая работа


- Как вы разделили дроби на группы?

I группа: ; ; ; ; ; ; .

II группа: ; ; .

III группа: ; ; ; ; .

  • В подобных ситуациях ученые говорят, что произведено разбиение на классы. Его проводят для того, чтобы изучить не каждый объект в отдельно­сти, а целый класс похожих между собой объектов. Такой способ исследования называют методом классифика­ции. Он часто используется в науке(например, классификация растений и животных, в биологии). Очень важным является выбор свойства, по которому производится разбиение на классы -основания классификации. Это свойство должно быть существенным, от­ражающим характерные особенности исследуемых объектов.­


Поясните, по какому принципу мы произвели разбиение на классы.

Каково было основание классификации?

- В первую группу собраны дроби, которые имеют числитель меньше знаменателя, у дробей второй груп­пы числитель равен знаменателю, в третьей группе - дроби, числитель которых больше знаменателя.

-Те свойства, что мы указали, являются важными, существенными для проведенного разбиения. Их также называют характеристическими свойствами для каждой группы, а каждая группа имеет собственное название: дроби первой группы называют правильными, второй и третьей групп - непра­вильными.

Думаю, что теперь мы можем записать тему урока и уточнить его цель. Принимаю ваши предложения.








(делают соответствующие записи на доске и в тетрадях).

- Тема «Правильные и неправиль­ные дроби». Цель урока - изучить правильные и неправильные дроби.


Как именно мы хотели бы их изучить? - сформулировать определения правильной и неправильной дроби, установить свойства правильных и неправильных дробей и применить их к решению практических задач. Запишите тему и цель урока в тетрадях.


Учитель записывает тему урока как «сердцевину» кластера. Вместе с детьми формулируются и записываются вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы в течении урока.

Приём кластера
­
Какими свойствами

обладают эти дроби?

Какие дроби правильные,неправильные?



Правильные и

неправильные дроби



Какие задания можно решать

с данными дробями?


2. Моделирование определения.

- Вернемся к трем группам дробей.

Вспомните, по какому признаку мы произвели разбиение и опишите какую дробь называют правильной дробью? Неправильной дробью?

Каждая группа учащихся пытается сформулировать определение тех дробей, которые они выписывали.

- 1 группа. Правильной дробью называют та- кую дробь, числитель которой, меньше знаменателя;


- 2 и 3 группа. Дробь называется неправильной, числитель которой больше или равен знаменателю. если ее числитель больше или равен


На доске выписываются в два столбца род и видовые отличия каждого понятия:

Правильной дробью называют:

1)дробь

2)числитель, которой меньше знаменателя.

Неправильной дробью называют:

1) дробь

2)числитель которой больше ее знаменателя или

3)равен знаменателю.

- Сравните выписанные предложения.
Что в них общего, и чем они отличаются?

- Предложения похожи по своему строению, в обоих присутствует слово «называют».

  • Оба предложения повествуют о
    видах дробей, указывают их общие
    и отличительные (характеристические) свойства.

  • Количество свойств может быть
    различным и сами свойства различаются.

-Такого вида предложения в матема­тике называют определениями. На дос­ке выписаны определения правильной и неправильной дроби. Встречались ли мы раньше с определениями в математике? Сформулируйте их.

-Как вы думаете, зачем нужны определения, каково их назначение в математике?

(формулируют определения уравнения, корня уравнения, отрезка, луча и т.п.)



- Они дают названия, имена понятиям, заменяют длинное описание более коротким.

- Определения описывают, раскрывают, что понимается под каким-то словом (термином).

- С их помощью люди «договариваются» о точных названиях для понятий.


3.Осознание определения и способов его получения.

Мы сказали, что у определений в ма­тематике двойная роль - называть новые понятия и раскрывать термин. Но тем самым определения помогают нам в решении задач. Убедитесь в этом при выполнении заданий, записанных на доске.

2 группа(слабых учащихся)1.Выпишите из дробей ; ; ; ; правильные (неправильные), обос­нуйте (докажите) свой ответ.

2.Приведите пример правильной (неправильной) дроби, обоснуйте свой от­вет.


1 группа

3.Запишите все возможные правильные (неправильные) дроби со знаменателем 7; с числителем 5. Корректно ли это задание? Почему?

4.Известно, что х у. Является ли дробь — правильной? Обоснуйте свое утверждение.

3 группа(сильных учащихся)

5.При каких значениях «с» дробь будет неправильной?

6. При каких значениях t дробь будет правильной?




- Какие задания вам показались похожими? Что в них общего?

- Есть ли еще похожие задания?



- Значит, в этих двух заданиях мы среди предложенных дробей «узнавали»,«признавали» правильные, а во 2 и 3, 5,6 заданиях подбирали дроби, удовлетворяющие определению. Именно такие два рода задач соответствуют тем двум назначениям определений, о которых мы с вами говорили ранее.

(Учитель организует фронтальную работу с классом над усвоением задачи № 951).

(выполняют задания в группах с последующей фронтальной работой с подробным обоснованием)

- Похожи задания 2 и 3, т.к. в них дроби требуется составить.

- В заданиях 1 и 4 дроби уже даны, требуется опредилить, являются ли они правильными или неправильными.

- В заданиях 5 и 6 нужно найти значение буквы, удовлетворяющее условию.

  • Прочитайте задание. Какие дроби надо написать?

- Какая дробь называется правильной?


- Чему равен знаменатель дроби?

  • Каким должен быть числитель правильной дроби?

А в нашем случае меньше какого числа?

Запишите эти дроби.

951(б) – выполните самостоятельно.



Правильные


Дробь, у которой числитель меньше

знаменателя называется правильной.

Знаменатель дроби равен 6.




Меньше 6.

; ; ; ;

Учащиеся выписывают все неправильные дроби с числителем 5. Затем осуществляется проверка полученных результатов.


Физкультминутка.

4. Выведение следствий из определения.

Но это ещё не всё, чем полезны определения. Сейчас мы в этом убедимся. Для этого обратимся к числовому лучу.


- Назовите точки, которые лежат левее единицы.


Точки А и В лежат левее единицы.

- Какими дробями являются координаты этих точек?


Координаты этих точек - правильные дроби.

- Сравните их координаты с единицей.

Их координаты меньше единицы, так как они лежат левее.

- Какой вывод можно сделать? Сравните правильную дробь с единицей.


Любая правильная дробь меньше единицы.

- Как расположена дробь на координатном луче по отношению к единице?


Дробь совпадает с единицей, значит она равна единице.

- Какой дробью является координата точки С?

- Координата точки С - неправильная дробь.

- Назовите точки, которые лежат правее единицы?

- Точки D и Е лежат правее единицы.

- Какими дробями являются координаты этих точек?

- Координаты этих точек - неправильные дроби.

- Сравните их координаты с единицей.

- Их координаты больше 1, так как они лежат правее.

- Какой общий вывод можно сделать?

- Любая неправильная дробь больше или равна 1.

- А теперь сравните между собой правильную и неправильную дроби. Какой вывод можно сделать?


Любая правильная дробь меньше любой неправильной дроби.

- Те предложения, которые вы только что сформулировали в математике, называют гипотезами. Как вы получили эти гипотезы?

- мы сравнили несколько правильных дробей с 1, увидели, что все они меньше 1 и сформулировали свойство для дробей (аналогично для неправильных дробей).

- Данные гипотезы являются свойствами правильных и неправильных дробей.

Выдвинутые гипотезы в математике проверяют путём доказательства. Со схемой и сущностью доказательства мы познакомимся при изучении геометрии в 7 классе.


5.Применение.

- А теперь применим полученные свойства к выполнению следующего задания.


Сравните дроби 2 группа(слабых учащихся) сравнивают правильные и неправильные дроби;

1 и 3 группа сравнивают правильные и неправильные дроби с 1.


- Чем следует воспользоваться при выполнении данного задания?


Следует воспользоваться свойствами правильных и неправильных дробей.

- Сравните дробь с 1.


- Почему?

Дробь правильная, а любая правильная дробь меньше 1.

- Сравните дробь с 1.

- Почему? правильная дробь меньше 1.

Дробь неправильная, а любая неправильная дробь больше 1.

Сравните дробь с 1.

Они равны, поэтому что дробь это целое, т.е. 1.

Учащиеся работают в тетрадях самостоятельно. Затем осуществляется проверка полученных результатов.


III. Рефлексивно – оценочная часть.

  1. Подведение итогов.

- Итак, давайте подведём итог нашего урока.

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?




Мы познакомились с правильными и неправильными дробями.

- Какую дробь называют правильной?

Правильной дробью называют такую дробь, числитель которой меньше знаменателя.

- Какую дробь называют неправильной?

Неправильной дробью называют дробь, числитель которой больше или равен знаменателю.

- Как называют такого рода предложения в математике?


Их называют определениями.

- Сравните правильную и неправильную дроби с 1. Какой вывод можно сделать?


Любая правильная дробь меньше 1, а любая неправильная дробь больше или равна 1.

- Итак, давайте посмотрим на схему, с помощью, которой мы получили новые знания.


Учитель открывает этапы в заготовленной схеме:

Произвели классификацию дробей, сравнивая их числители и знаменатели


Сформулировали определения правильной дроби, неправильной дроби


«Открыли» свойства правильных и неправильных дробей


Применили полученные знания при решении задач


2. Самооценка деятельности на уроке.

- Похожий путь открытия нового зна­ния проделывают ученые. Мы с вами сегодня на уроке попробовали себя в качестве ученых. Понравилось ли вам ощущать себя в такой непривычной роли? Какими качествами, по-вашему, должен обладать настоящий ученый? Какие из них вы почувствовали в себе? Какими вы хотели бы овладеть?



3. Задание на дом ( учитель даёт подробные комментарии к выполнению домашнего задания, если у учащихся возникают вопросы нужно подробно рассмотреть решение у доски)

1) пункт 25(выучить определения и свойства) №№ 951, 952, 975, 976.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!