СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме " Причастие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для учащихся 7 классов. Первый в системе уроков по теме "Причастие". В процессе работы на уроке сопоставляются причастия и глаголы, причастия и прилагательные, сравниваются их грамматические признаки. Урок ориентирован не только на усвоение новых теоретических знаний, но и на воспроизведение уже имеющихся, на закрепление навыков синтаксического разбора предложений, развитие орфографической зоркости.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме " Причастие"»


Тема урока: Причастие.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-путешествие с использованием лингвистической сказки.

Технология: элементы игровой технологии.

Цель: дать представление о причастии как особой форме глагола.

Задачи:

- познакомить учащихся с основными грамматическими признаками, которые свойственны причастию;

- формировать умение отличать причастия от прилагательных;

- учить самостоятельно делать выводы, используя метод наблюдения;

- расширять словарный запас учащихся;

- развивать память, мышление;

- воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: проектор, компьютер; раздаточный материал, учебник «Русский язык». 7 класс. / Алматы «Атамура», 2007.


Ход урока


  1. Организационный момент.

Приветственное слово учителя.

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

А теперь давайте настроимся на работу, а я желаю вам хороших оценок и прочных знаний

2.Сегодня на уроке мы познакомимся с новым для вас понятием.

Запишите тему урока: Причастие.

Объясните, как вы понимаете это слово?
Выделим орфограммы. (при , ча )
Исторически приставка стала частью корня. (причастие – причастный, приближенный)

Обратимся к словам В.И.Даля.

Как вы понимаете слова В.И. Даля?

“Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного”

Давайте вспомним, что такое глагол и прилагательное.

3.Повторение пройденной темы

  1. Что называется глаголом?

  2. Сколько наклонений у глагола?

  3. Что называется инфинитивом?

  4. Назовите времена глагола?

  5. Сколько спряжений у глагола?






Давайте, выполним задание.

Выпишите из предложений в столбик однокоренные слова.

а) Осыпаются астры в садах,
Желтый клён под окошком желтеет. (И. Бунин)

б) Мелькает желтый лист на зелени дерева.

в) Волнуется желтеющая нива.

Какие слова вы выписали? (желтеет, желтый, желтеющий)
Давайте определим, что обозначают эти слова, какой частью речи являются?

В первом предложении?
Во втором?
В третьем?

Желтеет – действие - глагол.

Желтый - признак предмета - имя прилагательное.

Желтеющий - ?

Вспомним слова В.И.Даля: “Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного”.

Это слово похоже на глагол? (нет)
На прилагательное? Чем? (отвечает на вопрос какой?)

Сравним эти два слова – желтый и желтеющий.
Желтый обозначает постоянный признак, а желтеющий?
Изменяется цвет, т.е. признак временный, признак, приобретенный во времени или по действию.

Таким образом, признак причастия отличается от признака прилагательного.

Итак, глагол обозначает действие, прилагательное – признак.

Что же будет обозначать причастие? (признак, но только по действию)

4. Прочитаем, что сказано о причастии в учебнике на странице 125, выделенное жирным шрифтом.




5. Мотивация.

Итак, тема нашего урока: «Что такое причастие?»

Откройте тетради, запишите число и тему.


6 . Объяснение нового материала.

Я предлагаю вам отправиться в лингвистическое путешествие.

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве Морфология жил-был король (по щелчку мышки появляется король). Однажды собрал он на бал своих поданных (щелчок мышки). Во дворец прибыли Глаголы и Прилагательные. Но начало приёма почему-то откладывалось. Оказалось, что к королю с жалобой на бесприютную жизнь обратились суффиксы (щелчок мышки). Король внимательно посмотрел на них и не узнал, только суффикс –енн– был ему знаком.

- Ребята, а вам знаком этот суффикс? К какой части речи из тех, что прибыли во дворец, он принадлежит? (Прилагательному).

Стали просить суффиксы у короля Морфологии определить их к какой-нибудь части речи. Глаголы-добряки сразу же вызвались помочь). Они подбежали к суффиксам, встали впереди них, чтобы получились новые слова (щелчок мышки).

- Ребята, попробуйте произнести слова, которые получились. Нравятся они вам? Вот и королю не понравились. А почему, по вашему мнению, не понравились слова королю? (Трудно произносятся). Как вы думаете, что нужно изменить, чтобы слова стали понятными для всех? (Окончания). И тут выручили Прилагательные (щелчок мышки). Они отдали свои окончания. И вот что получилось (щелчок мышки). Прочтите получившиеся слова.

Получилась особая форма глагола. И назвали её причастием.

Очень метко сказал о причастиях В.И. Даль, автор знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка» : «Часть речи, причастия к глаголу, в образе прилагательного». В.И. Даль обратил внимание не только на содержание, но и на форму причастия, поскольку своим «внешним видом» оно действительно напоминает прилагательное.

- Вспомните, по каким признакам мы отличаем имя прилагательное от других частей речи? Подходят ли эти признаки причастию?


Работа в парах.

Имя прилагательное

Причастие

  1. Вопросы: какой? какая? какое?

  2. Признак предмета.

  3. Н.Ф. – им. п., ед. ч., м.р.

  4. Изменяется по родам, падежам, числам.

  5. Окончания ая- яя, ое-ее, ую-юю …

  1. Вопросы: какой? какая? какое?

  2. Признак предмета.

  3. Н.Ф. – им. п., ед. ч., м.р.

  4. Изменяется по родам, падежам, числам.

  5. Окончания ая- яя, ое-ее, ую-юю …

(Проверка результатов)

- Причастия тесно связаны и с глаголами. Какие признаки глагола подходят причастию?


Работа в парах.

Глагол

Причастие

  1. Действие предмета

  2. Время.

  3. Вид.

  4. Возвратность.

  5. Зависимые слова.

  1. Действие предмета

  2. Время.

  3. Вид.

  4. Возвратность.

  5. Зависимые слова.


Вывод: в причастиях заложены признаки и глаголов, и прилагательных.

Эту двойственность причастия заметили и древние грамматисты, дав ему имя «причастия», то есть причастия к имени и глаголу. Совмещение в одном слове признаков разных частей речи делает эти слова более богатыми содержательно, а поэтому и более экономными, на что обратил внимание еще М.В. Ломоносов (щелчок мышки): «Сии глагольные имена служат к обращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».

7. Составление опорного конспекта.

- Откройте учебники на стр. 94. Внимательно прочтите параграф §30 и выпишите в лингвистическую тетрадь, какие признаки прилагательного и глагола совмещает причастие. ( Самопроверка).



Давайте проанализируем словосочетания и посмотрим, какие признаки есть у причастия:

I в. – анализирует а, б, в
II в. – анализирует г, д, ж



(учитель записывает все признаки на доске:

род;
число;
падеж;
время;
вид;
возвратность.

От каких частей речи берет эти признаки причастие? (от прилагательного и глагола)
Как вы думаете, какие признаки у причастия от глагола, а какие от прилагательного?

Попробуем составить таблицу (I в.- признаки глагола; II в.- признаки прилагательного).

Признаки глагола

Признаки прилагательного

1. Вид

1. Падеж

2. Время

2. Число

3. Возвратность

3. Род

Проверка по вариантам. Запись второго столбика.

Обобщим. Что вы узнали о признаках причастия?

Признаки. которые причастие заимствует от глагола – это постоянные признаки. А признаки прилагательного – непостоянные.

Итак, вернемся к нашему плану.



- Опираясь на данный конспект, дайте определение причастию. (Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? Причастия бывают совершенного и несовершенного вида. Изменяются по временам, числам и падежам.)

- Ребята, я вам открою секреты причастия. Чтобы легче было узнать его среди других частей речи, запомните суффиксы .



Проверим, кто обладает хорошей памятью. В течение 1 минуты вам нужно запомнить суффиксы, а затем записать их в тетрадь. (Проверка задания).

Второй секрет (щелчок мышки): причастия можно заменить сочетанием «тот, который + глагол, от которого причастие образовано».

Например (щелчок мышки): летящий – тот, который летит.

Третий секрет (щелчок мышки): причастия обозначают временный признак. Как вы понимаете эти слова?

Обратите внимание на лицо принцессы. Что она делает? (Улыбается). Значит - улыбающаяся. Это признак постоянный? (меняется изображение). Сохранился ли признак сейчас? Признак длился определённое время (щелчок мышки). Можно ли сказать, что слово «улыбающаяся» является причастием?

Итак, теперь вы все секреты причастия знаете, проверим, сможете ли применять полученные знания на практике.

8. Практическая работа.

Задание 1 . Докажите, что мы причастия.

(Воспользуйтесь секретами)


Бегущий

Спасенный

Принесший

Забытый

Любимый

Ведомый

Уставший


Тот, который бежит

Тот, которого спасли

Тот, который принес

Тот, которого забыли

Тот, которого любят

Тот, которого ведут

Тот, который устал


Задание 2 . Определите признаки глагола и прилагательного у причастия.

Самостоятельная работа.

Дувший с моря ветер всё время усиливался.

Проверка.

Глагольные признаки:

Признаки прилагательного:

  1. Прошедшее время

  2. Несовершенный вид

  3. Невозвратное

  4. Дувший (откуда?) с моря

  5. «Что делавший?»

  1. Мужской род, единственное число, именительный падеж

  2. Окончание –ий

  3. Ветер (какой?) дувший

  4. Определение


9. Обобщение.

Тест . Найдите словосочетания с причастиями.

1) лаявшая собака
2) волнистые волосы
3) крикливый ребёнок
4) дремлющий ребёнок
5) старший брат
6) растаявший снег
7) построенный дом
8) дремучий лес
9) плывущие облака
10) пожелтевший лист

Ответы: 1, 4, 6, 7, 9, 10

10. Домашнее задание : §34, упр. 388.

11. Подведение итогов и рефлексия.

- Вновь обратимся к теме урока. Что такое причастие?

- Какие признаки прилагательного есть у причастия? Признаки глагола?

- Какой признак обозначают причастия?

- Назовите суффиксы причастий.

Посмотрите в свои тетради и определите, все ли из списка короля Морфологии у вас получается.

  1. Умею пользоваться «секретами»

  2. Нахожу в причастии признаки глагола и прилагательного

  3. Умею отличить от других частей речи


Если все 3 пункта вы сможете утвердить, то поставьте себе 3 уровень (самый высокий) знаний о причастии.

Если 2 пункта – второй уровень.

Если 1 пункт, то пока лишь первый.

Сдайте листки с вашим уровнем знакомства с причастием.

- Стихотворение П.Чеснокова поможет вам лучше запомнить, что такое причастие.

Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.


Спасибо за урок!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!