СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Преломление света"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преломление света - тема из раздела физики "Геометрическая оптика". За этим уроком выполняется работа по определению показателя преломления света. К уроку на сайте есть презентация.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Преломление света"»



Областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение

«Сельскохозяйственный техникум»



Урок по теме:

«Преломление света»















Преподаватель физики: Кабанова Г.И.



2017г.

Тема: «Преломление света»

Цель урока:

Сформировать представление о явлении преломлении света и его применении в различных жизненных ситуациях

Образовательные задачи:

  • Изучить явление и законы преломления света,

  • понять отличие абсолютного и относительного показателя.

Развивающие задачи:

  • Формировать познавательный интерес к оптическим явлениям в окружающем мире и практической деятельности человека,

Воспитательные цели:

  • Воспитать ценностное отношение у процессу учения, волевую саморегуляцию на всех этапах урока

Место урока в системе уроков данного раздела:

урок в разделе «Электродинамика», второй в главе «Световые волны». После него будет выполняться лабораторная работа тема «Определение показателя преломление света».

Тип урока:

Комбинированный (урок формирования и первичного закрепления новых знаний)

Основные термины и понятия:

Луч падающий, луч отраженный, луч преломленный, угол падения, угол отражения, угол преломления, отражающая поверхность, законы преломления.

Межпредметные связи:

Геометрия, черчение, астрономия, биология

Используемые ресурсы

  • компьютер,

  • мультимедийный проектор,

  • тетрадь,

  • лабораторное оборудование

Планируемые результаты:

На уровне запоминания

  • распознавать: лучи падающий и отраженный, преломленный, угол падения и угол отражения, угол преломления.

  • воспроизводить: закон преломления света.

  • описывать: особенности хода лучей в разных оптически плотных средах.

На уровне понимания

понимать зависимость угла преломления от скорости света в среде

На уровне применения

  • применять знания законов преломления к объяснению явлений

  • изображать на чертеже световые пучки с помощью световых лучей

  • строить ход лучей в различных средах





1.Организационный момент


Цель: сконцентрировать студентов на учебной работе.

Учащиеся готовятся к уроку, организовывают рабочее место

Словесный , мотивация учебной деятельности

Фронтальный

2.Проверка д/з

Цель: контроль и коррекция знаний

Повторение свойств отражения света (СЛАЙД 1-2).

Выполнение теста(приложение)



Выполняют тест после опроса.


Наглядный, словесный


Фронтальный, индивидуальный

2.Актуализация урока сообщение темы урока


Цель:

●Постановка проблемы

●Поиск решения


Мы рассматривали с вами распространение света в однородной среде. Что- то изменится, если свет будет распространяться в различных средах?

Объясните наблюдаемые явления: 1)ВИДЕО с монетой(слайд 3)

2)Что происходит с карандашом, помещенным в стакан с водой?

В каком месте преломляется?

3)Посмотрите на монету, лежащую на столе. Опустите монету в воду. Что наблюдаете? Как следствие из опыта - дно пруда, речки, водоема представляется увеличенным.

Через какие среды проходит свет? Так что же происходит со светом?

И так тема сегодняшнего урока: «Преломление света». слайд4.

Студенты проходят к умозаключению по каждому опыту.

Выделяют главную общую черту - переход света из одной среды в другую сопровождается изменением его распространения.

Наглядный, словесный,

Проблемный эксперимент

фронтальная

3.Целеполагания


Цель: обобщение и формулировка цели урока

Подводит учащихся к пониманию цели и задач урока.

Чтобы понимать это явление, что нам будет необходимо сделать на уроке?

Цель урока:

Изучить явление преломления света.

Задачи урока:

-вывести закон преломления;

- ввести понятия относительного показателя преломления, абсолютного показателя преломления;

-научится применять преломления при построении хода лучей.


Что вы понимаете под словом изучить явление? Слайд5

обсуждают и делают выводы.


Наглядный, словесный,

познавательный


Коллективное целеполагание

фронтальный

4. Изучение нового материала





  1. Провожу демонстрации (опыты по фильму «Геометрическая оптика»)

Пронаблюдаем за ходом луча при переходе света из воздуха в стекло.( Называю лучи, нормаль, углы.) Изменится ли угол преломления, если менять угол падения?

  1. Работа с комментарием по слайду

- А теперь изобразим проделанный опыт на чертеже. Ученик называет элементы чертежа. Слайд6,7,8,9,10

  1. Вывожу закон преломления на основе принципа Гюйгенса.

  2. Что показывает относительный показатель преломления? В этом заключается физический смысл n.

  3. Побуждает к высказыванию своего мнения

  1. Следят за объяснением учителя

  2. Наблюдают демонстрацию

  3. Делают попытки сформулировать законы

  4. Строят ход лучей в тетради

  5. Выполняют запись в тетрадь закона

Наглядный, словесный,

познавательный

комплексный метод формирования информационной компетенции (учебно-исследовательская работа, предполагающая лабораторное наблюдение)

Фронтальный

Ввести понятие величин: относительный показатель преломления, абсолютный показатель преломления.


  1. Вводится понятие абсолютного показателя преломления

-Так как максимальная скорость света в вакууме, то показатель преломления данной среды относительно вакуума назвали абсолютным n=c/v, он показывает?

n зависит от свойств среды:

-плотности ρ1 2 =n1 n2

-упругих деформаций

-температуры

- длины волны λ1 λ2= n1 n2


  1. Организую работу с таблицей Слайд 11

-Как вы думаете, почему в таблице дается показатель преломления среды относительно воздухе.

Принимают участие в диалоге

Выполняют запись в тетрадь определения

Выполняют чертеж в тетрадь

Наглядный,

познавательный словесный

Комплексный метод формирования информационной компетенции

Фронтальная, индивидуальная

Закрепление изученного

Цель: применить новые знания на опыте

Объявляется самостоятельная работа для закрепления: (приложение)

1.Используя свечу, экран с щелью, плоскопараллельную пластину, наблюдать преломление света и на листочках с наблюдением преломления отметить на рисунке буквами:

луч падающий, луч преломленный и перпендикуляр;

-измерить угол падения луча,

-измерить угол преломления луча,

Слайд 13


1.Выполняют задания,

2.Устанавливают причинно-следственные связи между объектами


Проблемная задача

Наглядный,

Технология оценивания образовательных достижений

Работа в парах, индивидуальная

  1. Итог

Цель: подведение итогов усвоение знаний

Проверить усвоение материала, выявить проблемы понимания материала слайд 15, 14



Отвечают на вопросы (со слайда).


Подводят итог урока

Технология оценивания образовательных достижений

(коллективное подведение итогов)

фронтальная

  1. Домашнее задание

Цель: настрой на самообразование

Подготовить сообщение с презентацией о мираже.


Слайд 16


Задают вопросы по содержанию домашнего задания

Метод формирования готовности к самообразованию на основе устойчивой учебно- познавательной деятельности

фронтальная

  1. Рефлексия

Цель: научить анализировать свою деятельность


Слайд

Что знаю

Что узнал

Что хочу знать





Благодарю учащихся за работу на уроке.


Анализируют свою деятельность

Технология оценивания образовательных достижений

фронтальная