СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: «Серединный перпендикуляр к отрезку, как геометрическое место точек».

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводят в 7 классе в разделе задачи на построение. Задачи на построение - это задачи, которые выполняют с использованием только циркуля и линейки без делений. Проводится решение по определённому алгоритму. Важность этих задач заключается в том, что они учат мыслить, рассуждать и анализировать, так как помимо построения учащемуся необходимо провести доказательство верности построенного, основанное на полученных ранее знаний, а так же провести исследование, тоесть определить, всегда ли данная задача имеет решение и сколько решений существует.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: «Серединный перпендикуляр к отрезку, как геометрическое место точек».»

Урок по теме: «Серединный перпендикуляр к отрезку, как геометрическое место точек». Цели:
  1. Дать представление о новом классе задач - построение геометрических фигур с помощью циркуля и линейки без масштабных делений;

  2. Ввести понятие ГМТ;

  3. Дать определение серединного перпендикуляра научить строить его и доказать терему о серединном перпендикуляре, а так же обратную ей;

  4. Выполнить геометрические построения, которые рекомендуется проводить в курсе геометрии с помощью циркуля и линейки.

Раздаточный материал (Р.М.Приложение №1)

Задачи на построение циркулем и линейкой без делений решаются чаще всего по определённой схеме:

I. Анализ: Чертят искомую фигуру схематично и устанавливают связи между данными задачи и искомыми элементами.

II. Построение: По намеченному плану выполняют построение циркулем и линейкой.

III. Доказательство: Доказывают, что построенная фигура удовлетворяет условиям задачи.

IV. Исследование: Проводят исследование, при любых ли данных задача имеет решение и если имеет, то сколько решений (выполняют не во всех задачах).

Вот несколько примеров элементарных задач на построение, которые мы с вами будем рассматривать:

  1. Отложить отрезок, равный данному (изучено ранее)

  2. Построение серединного перпендикуляра к отрезку:

  1. построить середину данного отрезка;

  2. построить прямую, проходящую через заданную точку и перпендикулярно заданной прямой (точка может лежать или не лежать на заданной прямой).

  1. Построение биссектрисы угла;

  2. Построение угла равного данному

Серединный перпендикуляр к отрезку.



Определение: Серединным перпендикуляром к отрезку называется прямая проходящая через середину отрезка и перпендикулярная к нему.

Задача: «Построить серединный перпендикуляр к отрезку»

  1. Анализ (слайд №2)

m М




А О В


N (Рисунок 1)

  1. Построение (слайд №3)

М


m


А В


N (Рисунок 2)



АВ;

MN AB

MN ∩ AB

О – середина АВ


Описание построения: (слайд№4)


  1. Луч а; А – начало луча

  2. Окружность (А ; r =m )

Окружность ∩ а = В; АВ = m

  1. Окружность1 (А; r1 m/2)

  2. Окружность2 (В; r1)

  3. Окружность1 ∩ Окружность2 =

  4. MN ; MN ∩AB =0 , (МN = L)

где MN AB ,O – середина AB

III.Доказательство (слайд №5,6)

1.Рассм ∆ AMN и ∆ BNM:

AM = MB=BN=AN=r2 , следовательно AM = BN , AN = BM
MN – общая сторона


M

r1 r1




A B

r1 r1




N (Рисунок 3)

Следовательно, ∆ AMN = ∆ BNM (по 3-м сторонам),

Следовательно

1= 2 (по определению равных ∆)

3= 4 (по определению равных ∆)

2. ∆ MAN и ∆ NBM – равнобедренные (по определению) →

1 = 4 и 3 = 2(по свойству равнобедренных ∆)

3.Из пунктов.1 и 2 → 1 = 3 следовательно MO – биссектриса равнобедренного ∆ AMB

Следовательно, по свойству равнобедренных ∆-ов

MO – медиана, т.е. O – середина AB

MO – высота, т.е. MO AB (MO = MN)

4 Таким образом мы доказали, что MN – серединный перпендикуляр к отрезку AB

IV.Исследование

Данная задача имеет единственное решение, т.к. любой отрезок имеет только одну середину, и через заданную точку можно провести единственную прямую перпендикулярную данной.

Определение: Геометрическое множество точек (ГМТ) — это множество точек, обладающих некоторым свойством. ( Р.М. Приложение №2)

Известные вам ГМТ:

  1. Серединный перпендикуляр к отрезку – это множество точек, равноудаленных от концов отрезка.

  2. Окружность – это множество точек, равноудаленных от заданной точки – центра окружности.

  3. Биссектриса угла – множество точек, равноудаленных от сторон угла

Итак, докажем теорему:


Теорема: «Каждая точка серединного перпендикуляра к отрезку равноудалена от концов этого отрезка».




М








А О В (Рисунок 4)

Дано:

АВ; МО – серединный перпендикуляр

Доказать:

АМ = ВМ

Доказательство:

1.МО – серединный перпендикуляр (по условию) →

O – середина отрезка АВ , MO АВ

2. Рассмотрим ∆ АМО и ∆ ВМО - прямоугольные

  • МО – общий катет

  • АО = ВО (О – середина АВ) →

∆ АМО = ∆ ВМО (по 2-м катетам)

→ АМ=ВМ (по определению равных треугольников, как соответствующие стороны)

Что и требовалось доказать


Домашнее задание: «Доказать теорему, обратную данной»


Теорема: «Каждая точка, равноудаленная от концов отрезка, лежит на серединном перпендикуляре к этому отрезку».




М








А О В (Рисунок 5)

Дано:

АВ;

МА=МВ

Доказать:

Точка М лежит на серединном перпендикуляре


Доказательство:

  1. Т.к. МА=МВ (по условию) →∆ АМВ – равнобедренный (по определению)

  2. Проведем МО АВ, т.е. опустим hАВ

  3. Т.к. АВ – основание равнобедренного ∆АМВ, то МО – медиана → АО=ОВ (по cвойству равнобедренного треугольника)

Т.о. МО – серединный перпендикуляр, содержащий все точки, равноудаленные от концов отрезка .

Свойство серединных перпендикуляров к сторонам треугольника

Они пересекаются в одной точке и эта точка является центром описанной окружности около треугольника, мы изучим в восьмом классе.







Приложение № 1



План решения задач на построение циркулем и линейкой.

  1. Анализ

  2. Построение

  3. Доказательство

  4. Исследование

Пояснение.

  1. При выполнении анализа схематично чертят искомую фигуру и устанавливают связь между данными задачи и искомыми элементами.

  2. По намеченному плану выполняют построение циркулем и линейкой.

  3. Доказывают, что построенная фигура удовлетворяет условиям задачи.

  4. Проводят исследование: при любых ли данных задача имеет решение и если имеет, то сколько решений?

Примеры элементарных задач на построение:

  1. Отложить отрезок, равный данному.

  2. Построить серединный перпендикуляр к отрезку.

  3. Построить середину отрезка.

  4. Построить прямую, проходящую через данную точку, перпендикулярно заданной прямой (Точка может лежать или не лежать на заданной прямой).

  5. Построить биссектрису угла.

  6. Построить угол равный данному.



Приложение №2.



Геометрическое место точек (ГМТ)- это множество точек, обладающих некоторым свойством.

Примеры ГМТ:

  1. Серединный перпендикуляр к отрезку – это множество точек, равноудалённых от концов отрезка.

  2. Окружность – это множество точек, равноудаленных от заданной точки – центра окружности.

  3. Биссектриса угла – это множество точек, равноудалённых от сторон угла.

Теорема:

Каждая точка серединного перпендикуляра к отрезку равноудалена от концов этого отрезка.

Комментарий:

Дано: отрезок АВ, МО – серединный перпендикуляр

Доказать: АМ=ВМ

Домашнее задание:

Сформулировать и доказать обратную теорему.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя