1. Обучающие: способствовать формированию знаний о строении Земли, познакомить учащихся с методами изучения Земли.
2. Развивающие: развивать умение систематизировать информацию; способствовать развитию умений выделять главное в тексте, уметь работать с рисунками, развивать внимание и речь.
3. Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету, воспитывать позитивное отношение к себе и одноклассникам через возможность самореализации на уроке.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационно- мотивационный | - Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу и мне тоже. Садитесь. Долгожданный дан звонок начинается урок. Ребята, сегодня у нас необычный урок, урок-путешествие. Надеюсь, наша работа на уроке будет плодотворной, а вы активны. | Приветствуют учителя, проводят самоконтроль. Приводят рабочее место в порядок. |
2. Закрепление пройденного материала | «Лотерея» - дети вытягивают вопрос и отвечают 1. Назовите планеты земной группы… 2. Планеты-гиганты… 3. Между какими планетами расположена Земля… 4. Самая большая планета Солнечной системы… | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. |
| | |
3. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (5 минут) | Учитель мотивирует обучающихся к уроку: - Ребята, что нас окружает?.. Земная твердь, воздух, вода, живая природа - образуют взаимосвязанные друг с другом оболочки Земли - геосферы. (Слайд 1) - Как вы считаете, зачем нам необходимо изучать оболочки Земли? - Сегодня мы начнём изучать планету Земля с оболочки, название которой скрыто в ребусе. (Слайд 2) - Чтобы узнать что такое литосфера и - каково её строение, нам надо выяснить внутреннее строение Земли. Что же находится внутри - Нашей матушки Земли? - Итак, мы начинаем наше путешествие. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя По очереди комментируют, участвуют в диалоге. Разгадывают ребус. |
4. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (3 мин) | Выясняет опорные знания: - Как, по современным представлениям - возникла Земля? - Какие планеты относят к земной группе? - В какой части солнечной системы они расположены? - Каковы форма и размеры Земли? | Учащиеся рассказывают о современных гипотезах возникновения планеты Земля, называют формы Земли. |
5. Работа с текстом учебника (5мин) | Каково внутреннее строение Земли? - Для более подробной информации о внутреннем строении земли, мы разделимся на группы: - Для выполнения задания нам поможет текст учебника на стр. 29-30 1 группа подготовит рассказ о ядре; 2 группа – о мантии; 3 группа - о земной коре. Результаты своих открытий занесем в рабочую тетрадь - Давайте послушаем отчеты групп, о проделанной работе. - Из каких же слоев состоит наша планета земля? - Возможна ли жизнь внутри Земли? | Работают с рисунком учебника Ответы на вопросы: - Ядро, мантия, земная кора Групповая работа Отчеты групп Ответы |
6. Этап выявления места и причины затруднения (3 мин) | Просмотрим видеофрагмент и совершим мысленное путешествие к центру Земли. http/www.youtube.com/watch?v=dfgvgrКТОgg Учитель организует беседу по первичному пониманию: - С чем можно сравнить внутреннее строение Земли? - Каково внутреннее строение Земли? Если сравнить нашу планету с яйцом, то получим некоторое сходство. Какое? - Что хотят показать этим сравнением учёные? Итак, Земля имеет послойное строение –(Слайд 3,4) | Просмотр видеофрагмента Учащиеся отвечают на вопросы учителя По очереди комментируют, участвуют в диалоге. |
| | |
| | |
7. Этап построения проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания) (7 мин) | Наше путешествие продолжается. Найдите в учебнике определение понятия “литосфера” - Земную кору и верхнюю часть мантии называют литосферой (Слайд 5) - Литосфера не является цельной оболочкой, а состоит из плит, которые находятся в постоянном движении. Плиты двигаются по размягченной мантии как по маслу в горизонтальном направлении со скоростью 1-6 см в год и вертикальном направлен (со скоростью несколько мм в год). - Силы, которые вызывают движение литосферных плит, возникают при перемещении вещества мантии. Откройте учебник на стр. 31, атлас Прочитайте, какие названия имеют литосферные плиты. На какой литосферной плите мы с вами живем? (Слайд 6) Путешествие продолжается. Посмотрите видеофрагмент “Изучение Земли”. 1. Прочитайте текст в учебнике на с. 31-33 “Как ученые изучают внутреннее строение Земли”. 2. На какие глубины Земли может опуститься человек? | Учащиеся читают текст. Находят в тексте понятие, информацию. Выполняют взаимопроверку в парах… Учащиеся отвечают на вопросы учителя Учащиеся работают с рисунком в учебнике, атласом Просмотр видеоролика Ответы учащихся |
8.Этап реализации построенного проекта. (7мин) | Организует работу: - Используя материал учебника стр. 29-33 заполните пропуски в таблице «Внутреннее строение Земли» (Слайд 7,8) . Контролирует выполнение работы: - Проверим? | Читают текст. Находят в тексте понятие, информацию. Выполняют самоконтроль. Выполняют взаимопроверку в парах. |
9. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. (2 мин) | - Давайте поиграем. Игра «Эрудит» - Расскажите о литосфере, земной коре, мантии, ядре как можно больше. Начинаете рассказ со слов: «Я знаю, что литосфера это… | Составляют устно рассказ |
| | |
| | |
| | |
| | |
10. Физминутка | (Слайд 9) | |
| | |
| | |
11. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. (5 мин) | Учитель формулирует задание, организует самостоятельную работу с учебником: Практическая работа «Строим свою модель Земли» (с. 33-34) Контролирует выполнение работы. | Выполняют практическую работу. |
12. Этап включения в систему знаний и повторения. (3 мин) | Прочитать стихотворение и вставить слова по смыслу. (Слайд 10) Земля – сложнейший организм, Внутри отлажен механизм. В центре расположено ____, Из железа и ____оно. Из ____слоев там состоит, Но много тайн еще хранит… Слой ____ – поверх ядра, В нем расплавлены все ____. Магма – мантии частица- В лаву может превратиться Самый верхний слой – ____, Очень тонкая она. У неё свои загадки, Слои она сминает в складки. | Отвечают на вопросы учителя. По очереди комментируют, участвуют в диалоге. |
| | |
| | |
13. Домашнее задание | Прочитать §6, стр.29 - 34, выучить основные понятия Выполнить задание в р.т. №1, 3 (Слайд 11) | Записывают д/з Задают вопросы по выполнению д/з |
14. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Наше путешествие завершается. Мы хорошо потрудились. Прием “Фотография на память” На шаблонах, изображающих голову человека . нарисуйте свой портрет, отражающий ваше эмоциональное состояние на уроке. Выставление оценок. | Рисуют свой портрет, анализируют свое состояние |