СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Слои твердой Земли"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Слои твердой Земли" в 5 классе по ФГОС. Цель:сформировать представление о внутреннем строенииЗемли, создать условия для эффективного усвоения знаний о внутреннем строении Земли.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Слои твердой Земли"»

Урок географии по ФГОС по теме «Слои твердой Земли»

Технологическая карта урока

Предмет: география

Учитель: Власова Е.Г.

Класс: 5

Тема урока: «Слои твердой Земли»

Цель: сформировать представление о внутреннем строении Земли, создать условия для эффективного усвоения знаний о внутреннем строении Земли.

Задачи:

1. Обучающие: способствовать формированию знаний о строении Земли, познакомить учащихся с методами изучения Земли.

2. Развивающие: развивать умение систематизировать информацию; способствовать развитию умений выделять главное в тексте, уметь работать с рисунками, развивать внимание и речь.

3. Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету, воспитывать позитивное отношение к себе и одноклассникам через возможность самореализации на уроке.

Планируемые образовательные результаты:

личностные:

  • осознавать себя жителем планеты Земля;

  • уметь выбирать источники географической информации для обучения;

  • умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

метапредметные:

  • уметь организовывать свою деятельность;

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

предметные:

  • знать и объяснять существенные признаки и понятия: «литосфера», «земная кора», использовать их для решения учебных задач;

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Практическая работа: построение модели твердой Земли.

Виды самостоятельных и творческих заданий: создание модели Земли, схемы “Методы исследования внутреннего строения Земли.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, видеофрагменты, разноцветный пластилин, дощечки для лепки, схема “Внутренне строение Земли”

Методы и приемы, способствующие достижению планируемых результатов:

Словесные (беседа, рассказ), наглядные (иллюстрация рисунков и демонстрация видеофрагментов), практические (задания на основе текста и рисунков учебника, создание модели твердой Земли).

Технологии: игровая, групповая, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая.

Формы и виды диагностики и контроля: урок-путешествие “Путешествуя к центру Земли”.

Приемы рефлексии: закончи фразу, фотография на память.

УМК: Учебник « География. Начальный курс» 5 класс Летягин А.А. под общей редакции В.П.Дронова. - М.: Вентана - Граф, 2015, рабочая тетрадь к учебнику, атлас с комплектом контурных карт.













Структура и ход урока



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационно-
мотивационный

- Здравствуйте, ребята.

Улыбнитесь друг другу и мне тоже. Садитесь.

Долгожданный дан звонок начинается урок. Ребята, сегодня у нас необычный урок, урок-путешествие.

Надеюсь, наша работа на уроке будет плодотворной, а вы активны.

Приветствуют учителя, проводят самоконтроль.

Приводят рабочее место в порядок.

2. Закрепление пройденного материала



«Лотерея» - дети вытягивают вопрос и отвечают

1. Назовите планеты земной группы…

2. Планеты-гиганты…

3. Между какими планетами расположена Земля…

4. Самая большая планета Солнечной системы…


Учащиеся отвечают на вопросы учителя.




3. Этап мотивации (самоопределения) к

учебной деятельности (5 минут)





Учитель мотивирует обучающихся к уроку:

- Ребята, что нас окружает?..

Земная твердь, воздух, вода, живая природа - образуют взаимосвязанные друг с другом оболочки Земли - геосферы. (Слайд 1)

- Как вы считаете, зачем нам необходимо изучать оболочки Земли?

- Сегодня мы начнём изучать планету Земля с оболочки, название которой скрыто в ребусе. (Слайд 2)

- Чтобы узнать что такое литосфера и - каково её строение, нам надо выяснить внутреннее строение Земли.

Что же находится внутри - Нашей матушки Земли?

- Итак, мы начинаем наше путешествие.




Учащиеся отвечают на вопросы учителя

По очереди комментируют, участвуют в диалоге.



Разгадывают ребус.


4. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

(3 мин)


Выясняет опорные знания:

- Как, по современным представлениям - возникла Земля?

- Какие планеты относят к земной группе?

- В какой части солнечной системы они расположены?

- Каковы форма и размеры Земли?

Учащиеся рассказывают о современных гипотезах возникновения планеты Земля, называют формы Земли.

5. Работа с текстом учебника

(5мин)



Каково внутреннее строение Земли?

- Для более подробной информации о внутреннем строении земли, мы разделимся на группы:

- Для выполнения задания нам поможет текст учебника на стр. 29-30

1 группа подготовит рассказ о ядре;

2 группа – о мантии;

3 группа - о земной коре.

Результаты своих открытий занесем в рабочую тетрадь

- Давайте послушаем отчеты групп, о проделанной работе.

- Из каких же слоев состоит наша планета земля?

- Возможна ли жизнь внутри Земли?

Работают с рисунком учебника

Ответы на вопросы:

- Ядро, мантия, земная кора

Групповая работа

Отчеты групп

Ответы

6. Этап выявления места и причины затруднения

(3 мин)




Просмотрим видеофрагмент и совершим мысленное путешествие к центру Земли. http/www.youtube.com/watch?v=dfgvgrКТОgg


Учитель организует беседу по первичному пониманию:

- С чем можно сравнить внутреннее строение Земли?

- Каково внутреннее строение Земли? Если сравнить нашу планету с яйцом, то получим некоторое сходство. Какое?

- Что хотят показать этим сравнением учёные?

Итак, Земля имеет послойное строение –(Слайд 3,4)

Просмотр видеофрагмента







Учащиеся отвечают на вопросы учителя

По очереди комментируют, участвуют в диалоге.










7. Этап построения проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания)

(7 мин)





Наше путешествие продолжается.

Найдите в учебнике определение понятия “литосфера”

- Земную кору и верхнюю часть мантии называют литосферой (Слайд 5)

- Литосфера не является цельной оболочкой, а состоит из плит, которые находятся в постоянном движении. Плиты двигаются по размягченной мантии как по маслу в горизонтальном направлении со скоростью 1-6 см в год и вертикальном направлен (со скоростью несколько мм в год).

- Силы, которые вызывают движение литосферных плит, возникают при перемещении вещества мантии.

Откройте учебник на стр. 31, атлас Прочитайте, какие названия имеют литосферные плиты. На какой литосферной плите мы с вами живем? (Слайд 6)

Путешествие продолжается.

Посмотрите видеофрагмент “Изучение Земли”.

1. Прочитайте текст в учебнике на с. 31-33

“Как ученые изучают внутреннее строение Земли”.

2. На какие глубины Земли может опуститься человек?


Учащиеся читают текст.

Находят в тексте понятие, информацию.


Выполняют взаимопроверку в парах…



Учащиеся отвечают на вопросы учителя




Учащиеся работают с рисунком в учебнике, атласом




Просмотр видеоролика

Ответы учащихся


8.Этап реализации построенного проекта. (7мин)


Организует работу:

- Используя материал учебника стр. 29-33 заполните пропуски в таблице «Внутреннее строение Земли» (Слайд 7,8) .


Контролирует выполнение работы:

- Проверим?

Читают текст.

Находят в тексте понятие, информацию.

Выполняют самоконтроль.

Выполняют взаимопроверку в парах.

9. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. (2 мин)


- Давайте поиграем. Игра «Эрудит»

- Расскажите о литосфере, земной коре, мантии, ядре как можно больше.

Начинаете рассказ со слов: «Я знаю, что литосфера это…

Составляют устно рассказ













10. Физминутка



(Слайд 9)








11. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. (5 мин)

Учитель формулирует задание, организует самостоятельную работу с учебником: Практическая работа «Строим свою модель Земли» (с. 33-34)

Контролирует выполнение работы.

Выполняют практическую работу.


12. Этап включения в систему знаний и повторения. (3 мин)

Прочитать стихотворение и вставить слова по смыслу.

(Слайд 10)

Земля – сложнейший организм,

Внутри отлажен механизм.

В центре расположено ____,

Из железа и ____оно.

Из ____слоев там состоит,

Но много тайн еще хранит…

Слой ____ – поверх ядра,

В нем расплавлены все ____.

Магма – мантии частица-

В лаву может превратиться

Самый верхний слой – ____,

Очень тонкая она.

У неё свои загадки,

Слои она сминает в складки.

Отвечают на вопросы учителя.

По очереди комментируют, участвуют в диалоге.







13. Домашнее задание

Прочитать §6, стр.29 - 34, выучить основные понятия

Выполнить задание в р.т. №1, 3 (Слайд 11)


Записывают д/з

Задают вопросы по выполнению д/з

14. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Наше путешествие завершается. Мы хорошо потрудились.

Прием “Фотография на память”

На шаблонах, изображающих голову человека . нарисуйте свой портрет, отражающий ваше эмоциональное состояние на уроке.

Выставление оценок.

Рисуют свой портрет, анализируют свое состояние



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!