СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме «Строение и жизнедеятельность грибов» 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся  знаний о происхождение и жизни грибов.

 

Задачи:

Обучающие:- познакомить учащихся с особенностями строения грибов на примере шляпочных и жизнедеятельностью грибов: строением, питанием, размножением; выявить черты сходства с  растениями и животными и собственные отличительные черты.

 

Развивающие: развитие познавательного интереса на основе противоречия между имеющимися знаниями и представлениями и научными фактами.

Воспитательные: воспитание чувства ответственного отношения к окружающим нас живым организмам.

 

ХОД УРОКА:

 

1.

Сообщение общей цели и ожидаемых результатов при изучении темы. 

Изучая данную тему, вы значительно расширите свои знания о грибах, об их огромном разнообразии. Узнаете много интересного и удивительного о строении грибов, о способах размножения, о роли грибов в природе, о пользе и опасности для человека.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Строение и жизнедеятельность грибов» 6 класс»

Урок по теме «Строение и жизнедеятельность грибов» 6 класс


Учитель биологии МБОУ СОШ № 3 Черненченко Т.А.


Цель урока: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся знаний о происхождение и жизни грибов.


Задачи:

Обучающие:- познакомить учащихся с особенностями строения грибов на примере шляпочных и жизнедеятельностью грибов: строением, питанием, размножением; выявить черты сходства с растениями и животными и собственные отличительные черты.


Развивающие: развитие познавательного интереса на основе противоречия между имеющимися знаниями и представлениями и научными фактами.

Воспитательные: воспитание чувства ответственного отношения к окружающим нас живым организмам.


ХОД УРОКА:


1.

Сообщение общей цели и ожидаемых результатов при изучении темы. 

Изучая данную тему, вы значительно расширите свои знания о грибах, об их огромном разнообразии. Узнаете много интересного и удивительного о строении грибов, о способах размножения, о роли грибов в природе, о пользе и опасности для человека.


АКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ЗНАНИЙ. (суммирование имеющихся знаний о грибах как правильных так и неправильных, можно записывать на доске)

– Кто из вас знает, что такое грибы? Что вы о них знаете? Где вы с ними встречались? Перечислите названия грибов, которые вы знаете. Где растут грибы?


Постановка проблемного вопроса

– Что объединяет все предметы, разложенные на столе (на столе разложены муляжи различных шляпочных грибов, палочка дрожжей, ацидофильный грибок, заплесневелый кусок хлеба)

  1. ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛА осуществляется на основе работы с учебником Н.И. Сонин Биология: - 6 класс. Лабораторные тетради-6 класс Н.И. Сонин.


Грибы как самостоятельное царство

Грибы относятся к низшим споровым растениям. Известно их более 100 тысяч видов. По размерам и строению они очень разнообразны и условно подразделяются на низшие и высшие. Выделены в самостоятельное царство.

Распространение

Грибы встречаются не только в лесу, Многие водятся в таких местах, где

вообще нет лесов. Раньше думали, что в африканской пустыне Сахаре грибы не растут. Казалось бы, что в таких условиях, где очень сухой воздух и совсем нет влаги, а вместо влажной земли – раскаленный песок, грибы расти не могут. Но ботаники насчитали в этой пустыне 28 видов грибов.

Признаки сходства грибов с животными и растениями

Задание: Прочитайте текст на стр. 102 ,2-3 абзац, найдите, что общего у грибов с растениями и животными.

животных

растений

  1. гетеротрофами, питаются готовыми органическими веществами;

  2. в клеточных стенках содержится хитин, как у насекомых или крабов;

  3. углеводы запасаются в виде гликогена;

  4. способны образовывать мочевину.

  1. неподвижны;

  2. постоянно растут верхушечной частью;

  3. имеют прочные клеточные стенки;

  4. способны синтезировать витамины и гормоны;

  5. часто осуществляют вегетативное размножение.

Отличительные особенности грибов.

Задание: Прочитайте текст на стр. 102, 2-3 абзац, найдите, что характерно только для грибов.

Строение гриба

То, что мы видим и собираем, не само растение, а всего лишь его часть – плоды или плодовые тела, что–то вроде огурца или яблока. Само же тело скрывается под землей, оно не похоже на обычное растение: длинные тонкие нити, от которых расходятся во все стороны белые паутинки (гифы). Это не корни, а основное тело гриба – грибница (мицелий).
Нити грибницы (гифы) растут от центра в разные стороны. На грибнице формируются плодовые тела, которые мы собираем и называем грибом.

ПОНЯТИЯ : (вывешиваются на стенд), плакат №5.

схематичный рисунок с подписями делается в тетрадь

Мицелий — соединительная ткань, состоящая из нитей - гиф и являющаяся основной частью гриба. Мицелий находится в земле или внутри дерева, на котором растет гриб.

Гифы — клетки гриба. Толщина обычной гифы — одна сотая миллиметра, длина — в пять-десять раз больше.

Плодовое тело — это видимая часть гриба, которая собирается и употребляется в пищу.

Шляпка является той частью плодового тела гриба, на нижней стороне которой расположены пластинки, трубочки или шипики.

Ножка — это часть гриба, к которой крепится шляпка.

Общее покрывало — белая кожистая оболочка, обволакивающая молодой гриб и делающая его похожим на яйцо. Когда шляпка гриба вырастает и расправляется, общее покрывало разрывается и остается у основания ножки как своеобразный чехол. Это влагалище, или вольва. Иногда следы общего покрывала остаются в виде кожистых чешуек на шляпке. Наиболее заметно оно у мухоморов, а также у вольвариелл.

Частное покрывало — тонкая, похожая на паутинку кожица, которая натянута между краями шляпки и ножкой совсем молодых грибов. Когда шляпка расправляется, эта защитная пленка лопается и остается висеть в виде тонких лоскутков или нитей по краям шляпки или на ножке, часто же она полностью исчезает. Остатки частного покрывала можно обнаружить на ножке опенка серо-пластинчатого.

Гименофор - спорообразующая ткань.

Споры — это органы размножения грибов, они образуются в огромных количествах на пластинках и в трубочках.

Жизнедеятельность грибов:

Питание грибов

Грибы получают питательные вещества из окружающей среды. Питательные вещества всасываются в растворенной форме через стенки клеток. По способу питания грибы можно разделить на три основные группы: сапротрофы, симбионты и паразиты.

Грибы-сапротрофы питаются за счет разложения отмерших растительных остатков (опавших листьев, хвои, веток, древесины и т. п.). Грибы-симбионты получают питательные вещества не только из лесной подстилки, но и из корней древесных пород. Они вступают с деревьями в своеобразную форму сожительства (симбиоз), образуют на корнях деревьев так называемую микоризу, или грибокорень. Посредством микоризы грибы всасывают органические вещества, вырабатываемые деревьями. Микоризный симбиоз полезен не только для грибов, но и для деревьев. При помощи микоризы они получают из почвы воду, минеральные вещества.

Грибы-симбионты сожительствуют с определенными породами деревьев. Так, подосиновики растут, как правило, под осинами, подберезовики - под березами, дубовики - по соседству с дубами и т. д. Однако большое количество микоризных грибов могут жить не с одной, а с многими древесными породами. Например, подосиновик образует микоризу не только с осиной, но и с березой, а белый гриб сожительствует почти с пятьюдесятью деревьями.
Микориза — «грибокорень» — симбиоз мицелия гриба с верхними корнями дерева. Корни дерева получают от гриба минеральные соли и воду, а гриб от корней дерева — сахар. Микоризу образуют мухоморы, трубчатые, лисички, сыроежки, млечники, рядовки, лаковицы, волоконницы и свинушки. Это означает, что все они растут под деревьями, причем, как правило, под деревьями определенного вида.

Грибы-паразиты поражают живые ткани растительных и животных организмов, вызывая различные заболевания.

Размножение грибов

Плодовые тела грибов образуют споры, количество которых может достигать миллионов. Споры появляются на пластинках или в трубочках с нижней стороны шляпки гриба. Здесь они надежно защищены от дождя в период своего созревания. Созрев, споры осыпаются. Споры грибов очень мелкие и легкие, поэтому малейшего дуновения ветра достаточно, чтобы разнести их и рассеять где попало. Для того чтобы из рассеянных спор появился новый гриб, необходимо чтобы спора должна попала именно в то место, где она сможет развиваться. Кроме того, для этого необходимы определенная температура и влажность. Попав в благоприятные условия, спора прорастает в гифу. Далее гифы растут, ветвятся, и постепенно образуется мицелий, а затем и плодовое тело.

3.ЗАКРЕПЛЕНИЕ – ТЕСТ из лабораторной тетради к учебнику Сонин Н.И.


РЕФЛЕКСИЯ

Вопросы: Правильно ли говорим: «Собирать грибы»?

Следует ли грибы вырывать из земли?

Что нового и необычного вы узнали о грибах?

Что из полученных знаний противоречит вашим представлениям?


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Прочитать § 32 и записи в тетради



ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

http://school-collection.edu.ru/

http://www.grib.softrain.info/index-3.php

http://www.esmastif.ru/interesno-znat/227-siedobnie-i-yadovitie-gribi.html

http://www.ecosystema.ru/08nature/fungi/m09dvo.htm







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!