1. Ф.И.О. учителя:
2. Класс: 5 «Б» класс. Дата: Предмет биология № урока по расписанию: 3
3. Тема урока: «Общая характеристика Царства Грибов». _ _.
4. Место и роль урока в изучаемой теме: 4 урок в теме «Многообразие живых организмов»
5. Цель урока формирование у обучающихся способов распознавания грибов на основе классификационных характеристик и знаний их особенности жизнедеятельности.
Этап урока | Время, мин | Цель этапа | Содержание учебного материала | Активные приемы обучения, направленные на: | Ресурсы/ Формируемые УУД (или их элементы) /средства диагностики |
1 Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | 2 мин. | 1. Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности 2. Эмоционально настроить учащихся на урок. Подвести детей к теме урока | Учитель эмоционально настраивает учащихся на урок, приветствует. Урок начинается с прочтения стихотворения. Ребята отвечают на вопрос в конце стихотворения и определяют тему урока самостоятельно. | Прогноз по названию (по стихотворению) | Умение смотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия; | 5 мин. | 1. Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии 2. Актуализировать знания учащихся, систематизация и обобщение имеющихся знаний; создание проблемной ситуации | Учитель приглашает познакомиться с Царством Грибов и создает проблемную ситуацию, приводя факты о том, что Грибы не относятся ни к животным, ни к растениям. Ребята выявляют проблему урока: Что такое Гриб? И почему их отнесли к отдельному Царству? Систематизируют и проверяют имеющиеся знания, выполняя тест. Слева от высказываний нужно поставть или «+», если согласен, или « - », если не согласен, или да/нет. | Корзина фактов. Самостоятельная работа в парах: выполняют тест. «ДА-нетка», или «Согласен или несогласен». | Умение самоопределения Умение сравнения фактов У каждого на парте текст теста. Умение актуализации известного для получения нового Умение организовывать взаимодействие в паре |
3. Этап выявления места и причины затруднения; | 1 мин. | 1. Анализ учащимися возникшей ситуации, определение причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей 2. Составление плана урока для приобретения новых знаний | После выполнения теста вместе выясняют количество правильных и неправильных ответов. У всех получился разный ответ, выявляют проблему - почему не все одинаково ответили на тест? | Проблемный диалог | У каждого тест на столе Умение анализировать факты |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения | 2 мин. | Постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации | Обсуждают план урока, чтобы ответить на проблемный вопрос урока. | Составление плана, фронтальная работа | Умение планировать и организовывать свою учебную деятельность |
5. Этап реализации построенного проекта. | 15 мин. | 1. Включение учащихся в целенаправленную деятельность, по возможности включения детей в ситуацию выбора метода решения проблемы, решение проблемы детьми с помощью выбранного метода, фиксирование нового алгоритма (понятия) в языке и знаково | Каждая группа получает в конвертах задание: 1. Прочитать текст по учебнику или дополнительный материал 2. Выделить главное и оформить в виде схемы 3. Подготовить рассказ по своему вопросу | Работа в группах: Работа с учебником. Составление схем, используя картинки и новые понятия. | Умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе. Развитие умения анализировать, сравнивать строение клеток организмов, обобщать факты и явления клеточного строения и жизнедеятельности грибов. На партах у каждой группы лежат конверты с отпечатанными схемами и дополнительный материал, который они должны наклеить на схему, согласно своему заданию |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | 10 мин. | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: проговаривание и прослушивания нового знания | 1. Аутотреннинг Учащиеся выполняют упражнение на слова: «Вырос гриб на тонкой ножке. Встань и ты, постой немножко. Крышу сделай над собой, Как из шляпки грибной. ( физкульминутка с движениями и музыкой про грибочки) Все тихонечко вздохнем, Вновь грибы учить начнем». 2. Ответственные групп представляют итоги работы группы, рассказывая по своему опорному конспекту. | Физкультминутка по теме «Грибы» Презентация результатов деятельности |
Умения презентации продукта деятельности. Использование ресурсов сети Интернета - физминутка |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | 2 мин. | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков, каждый должен сделать для себя вывод о том, что он умеет делать 2. Применение нового знание в типовых заданиях. | Учитель предлагает учащимся вернуться к вопросам теста и попробовать ответить на них еще раз. Выяснить: улучшился ли результат? Благодаря чему улучшился? Сравнение и анализ результатов выполнения теста. | Работа с тестом фронтальная беседа | Проба применения умения анализировать, сравнивать строение клеток организмов, обобщать факты и явления клеточного строения и жизнедеятельности грибов. |
8. Этап включения в систему знаний и повторения | 4 мин. | 1. Включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление 2. Закрепление и повторение изученного материала. 3. На основе полученных знаний решить биологические задачки | Решение биологических задач 1. Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном и том же месте? 2. Задача для “мозгового штурма”. Известно,что шляпочные грибы растут около определенных видов деревьев. Белые грибы – около берез,рыжики в сосновых и еловых лесах, подосиновики около осин. Проблема: с чем связано такое“доброжелательное соседство” грибов и деревьев. 3. Задача “мозговой штурм”. В одной местности в 2011 году отравились грибами 36 человек. После беседы выяснилось, что они собирали грибы около шоссейных дорог. Почему? 4. Шляпки трубчатых и пластинчатых грибов часто окрашены в красный, желтый и др. цвета. Однако эта окраска не имеет ничего общего с фотосинтезом. Как вы знаете, фотосинтез у них не происходит. А как же питаются шляпочные грибы? | Решение биологических задач: групповая работа с обсуждением результата. | Проба применения умения анализировать, сравнивать строение клеток организмов, обобщать факты и явления клеточного строения и жизнедеятельности грибов в практической деятельности. На парте у каждой группы отпечатанные тексты биологических задач. Умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе с презентацией результата деятельности |
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | 4 мин. | 1. Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. 2. Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | Учитель организует рефлексию: Раздаёт учащимся лист самооценки (для заполнения). В этом листе учащийся оценивает свою работу на уроке (заполняет таблицу), отмечает свое отношение к уроку (отмечает смайлик) и выставляет себе оценку за урок (на термометре закрашивает деления), особо обращая внимание на уровень сформированности умения из задачи урока – это же важно | Работа с таблицей, выбор смайликов, работа с рисунком «Термометр» | Умение самооценивания |
Информация о домашнем задании | | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Задаёт домашнее задание учащимся Всем: Параграф 12, вопросы на стр. 67, На выбор выполнить одно из творческих заданий. | Инструктаж домашнего задания по выбору | |