СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии в 5 классе по теме "Грибы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по биологии в 5 классе по теме "Грибы".

Урок по "открытию новых знаний"

Основная цель урока: формирование у обучающихся способов распознавания грибов на основе классификационных характеристик и знаний их особенности жизнедеятельности.

Задачи:

1.Создать условия для расширения понятийной базы за счет включения в нее новых элементов, характеризующих царство грибов: мицелий, хитин, грибница, симбиоз, вегетативное размножение.

2.Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать строение клетки гриба со строением клеток организмов, обобщать факты и явления клеточного строения всех организмов;

3.Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе, презентации продукта деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии в 5 классе по теме "Грибы"»

Технологическая карта

1. Ф.И.О. учителя:

2. Класс: 5 «Б» класс. Дата: Предмет биология № урока по расписанию: 3

3. Тема урока:   «Общая характеристика Царства Грибов».                          _                                                          _.

4. Место и роль урока в изучаемой теме: 4 урок в теме «Многообразие живых организмов»

5. Цель урока формирование у обучающихся способов распознавания грибов на основе классификационных характеристик и знаний их особенности жизнедеятельности.

Задачи:

  1. Создать условия для расширения понятийной базы за счет включения в нее новых элементов, характеризующих царство грибов: мицелий, хитин, грибница, симбиоз, вегетативное размножение.

  2. Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать строение клетки гриба со строением клеток организмов, обобщать факты и явления клеточного строения всех организмов;

  3. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе, презентации продукта деятельности.


Планируемые результаты:

  1. Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов, характеризующих царство грибов: мицелий, хитин, грибница, симбиоз, вегетативное размножение, 5 баллов

  2. Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать строение клетки гриба со строением клеток организмов, обобщать факты и явления клеточного строения всех организмов, 5 баллов

  3. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе, презентации продукта деятельности, 5 баллов.


Этап урока

Время, мин

Цель этапа

Содержание учебного материала

Активные приемы обучения, направленные на:

Ресурсы/

Формируемые УУД (или их элементы) /средства диагностики

1 Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

2 мин.

1. Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

2. Эмоционально настроить учащихся на урок. Подвести детей к теме урока

Учитель эмоционально настраивает учащихся на урок, приветствует.

Урок начинается с прочтения стихотворения.

Ребята отвечают на вопрос в конце стихотворения и определяют тему урока самостоятельно.

Прогноз по названию (по стихотворению)

Умение смотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность


2. Этап актуализации и пробного учебного действия;

5 мин.

1. Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии


2. Актуализировать знания учащихся,

систематизация и обобщение имеющихся знаний; создание проблемной ситуации

Учитель приглашает познакомиться с Царством Грибов и создает проблемную ситуацию, приводя факты о том, что Грибы не относятся ни к животным, ни к растениям.

Ребята выявляют проблему урока:

Что такое Гриб? И почему их отнесли к отдельному Царству?

Систематизируют и проверяют имеющиеся знания, выполняя тест.

Слева от высказываний нужно поставть или «+», если согласен, или « - », если не согласен, или да/нет.


Корзина фактов.











Самостоятельная работа в парах: выполняют тест.

«ДА-нетка», или «Согласен или несогласен».


Умение самоопределения


Умение сравнения фактов







У каждого на парте текст теста.


Умение актуализации известного для получения нового

Умение организовывать взаимодействие в паре

3. Этап выявления места и причины затруднения;

1 мин.

1. Анализ учащимися возникшей ситуации, определение причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей

2. Составление плана урока для приобретения новых знаний

После выполнения теста вместе выясняют количество правильных и неправильных ответов.

У всех получился разный ответ, выявляют проблему - почему не все одинаково ответили на тест?


Проблемный диалог

У каждого тест на столе


Умение анализировать факты




4. Этап построения проекта выхода из затруднения

2 мин.

Постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации


Обсуждают план урока, чтобы ответить на проблемный вопрос урока.


Составление плана, фронтальная работа

Умение планировать и организовывать свою учебную деятельность


5. Этап реализации построенного проекта.

15 мин.

1. Включение учащихся в целенаправленную деятельность,

по возможности включения детей в ситуацию выбора метода решения проблемы, решение проблемы детьми с помощью выбранного метода, фиксирование нового алгоритма (понятия) в языке и знаково


Каждая группа получает в конвертах задание:

1. Прочитать текст по учебнику или дополнительный материал

2. Выделить главное и оформить в виде схемы

3. Подготовить рассказ по своему вопросу

Работа в группах:

Работа с учебником.


Составление схем, используя картинки и новые понятия.



Умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.


Развитие умения анализировать, сравнивать строение клеток организмов, обобщать факты и явления клеточного строения и жизнедеятельности грибов.

На партах у каждой группы лежат конверты с отпечатанными схемами и дополнительный материал, который они должны наклеить на схему, согласно своему заданию


6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

10 мин.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы:

проговаривание и прослушивания нового знания

1. Аутотреннинг

Учащиеся выполняют упражнение на слова:

«Вырос гриб на тонкой ножке.

Встань и ты, постой немножко.

Крышу сделай над собой,

Как из шляпки грибной.

( физкульминутка с движениями и музыкой про грибочки)

Все тихонечко вздохнем,

Вновь грибы учить начнем».


2. Ответственные групп представляют итоги работы группы, рассказывая по своему опорному конспекту.

Физкультминутка по теме «Грибы»











Презентация результатов деятельности














Умения презентации продукта деятельности.


Использование ресурсов сети Интернета - физминутка

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

2 мин.

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков,

каждый должен сделать для себя вывод о том, что он умеет делать


2. Применение нового знание в типовых заданиях.

Учитель предлагает учащимся

вернуться к вопросам теста и попробовать ответить на них еще раз.

Выяснить: улучшился ли результат?

Благодаря чему улучшился?


Сравнение и анализ результатов выполнения теста.

Работа с тестом








фронтальная беседа


Проба применения умения анализировать, сравнивать строение клеток организмов, обобщать факты и явления клеточного строения и жизнедеятельности грибов.


8. Этап включения в систему знаний и повторения

4 мин.

1. Включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление

2. Закрепление и повторение изученного материала.

3. На основе полученных знаний решить биологические задачки

Решение биологических задач

1. Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном и том же месте?

2. Задача для “мозгового штурма”. Известно,что шляпочные грибы растут около определенных видов деревьев. Белые грибы – около берез,рыжики в сосновых и еловых лесах, подосиновики около осин. Проблема: с чем связано такое“доброжелательное соседство” грибов и деревьев.

3. Задача “мозговой штурм”. В одной местности в 2011 году отравились грибами 36 человек. После беседы выяснилось, что они собирали грибы около шоссейных дорог. Почему?

4. Шляпки трубчатых и пластинчатых грибов часто окрашены в красный, желтый и др. цвета. Однако эта окраска не имеет ничего общего с фотосинтезом. Как вы знаете, фотосинтез у них не происходит. А как же питаются шляпочные грибы?

Решение биологических задач: групповая работа с обсуждением результата.



Проба применения умения анализировать, сравнивать строение клеток организмов, обобщать факты и явления клеточного строения и жизнедеятельности грибов в практической деятельности.


На парте у каждой группы отпечатанные тексты биологических задач.



Умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе с презентацией результата деятельности



9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

4 мин.

1. Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

2. Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Учитель организует рефлексию:

Раздаёт учащимся лист самооценки (для заполнения). В этом листе учащийся оценивает свою работу на уроке (заполняет таблицу), отмечает свое отношение к уроку (отмечает смайлик) и выставляет себе оценку за урок (на термометре закрашивает деления), особо обращая внимание на уровень сформированности умения из задачи урока – это же важно


Работа с таблицей, выбор смайликов, работа с рисунком «Термометр»

Умение самооценивания

Информация о домашнем задании


Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Задаёт домашнее задание учащимся

Всем: Параграф 12, вопросы на стр. 67,

На выбор выполнить одно из творческих заданий.


Инструктаж домашнего задания по выбору













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!