СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочий лист к уроку по по теме Грибы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок может быть использован на уроке биологии в 5 классе ФГОС. Материал содержит технологическую карту,лист самооценки, приложение, которое может быть использовано для работы с текстом

Просмотр содержимого документа
«Лист самооценки123»

Лист самооценки

Тема урока: Фамилия учащегося:

Задание

Критерии оценивания

Оценка

1. Подпишите название Частей гриба на рисунке


5 баллов - если правильно названы 4 части гриба

4 балла если правильно указано 3 части

3 балла -2 части

Меньше 2 частей 2 балла


2. Сформулируйте определение микориза

Если указаны все отличия поставьте себе 5 баллов

4 балла - если, допущена неточность в ответе

3 балла, если указан только один признак?


3.Сравните строение мукора и пеницилла

Указаны все отличия – 5 баллов

Допущена неточность - 4 балла

Указан один признак - 3 балла


4. Составьте кластер "Значение грибов в природе и для человека"

Если у вас указано 6 признаков -поставьте 5 балла

5-4 признака -4 балла

3 признака 3 балла

Менее 3 признаков 2 балла


5. Ответьте на вопросы теста

0 ошибка – 5

1-2 ошибки -4

3 ошибки -3

более 3 ошибок – 2.


6. Подведите итог

20 баллов - "5".

18-19 баллов "4"

15-17 баллов "3"

Количество баллов меньше 15- "2"



Лист самооценки

Тема урока: Фамилия учащегося:

Задание

Критерии оценивания

Оценка

1. Подпишите название Частей гриба на рисунке


5 баллов - если правильно названы 4 части гриба

4 балла если правильно указано 3 части

3 балла -2 части

Меньше 2 частей 2 балла


2. Сформулируйте определение микориза

Если указаны все отличия поставьте себе 5 баллов

4 балла - если, допущена неточность в ответе

3 балла, если указан только один признак?


3.Сравните строение мукора и пеницилла

Указаны все отличия – 5 баллов

Допущена неточность - 4 балла

Указан один признак - 3 балла


4. Составьте кластер "Значение грибов в природе и для человека"

Если у вас указано 6 признаков -поставьте 5 балла

5-4 признака -4 балла

3 признака 3 балла

Менее 3 признаков 2 балла


5. Ответьте на вопросы теста

0 ошибка – 5

1-2 ошибки -4

3 ошибки -3

более 3 ошибок – 2.


6. Подведите итог

20 баллов - "5".

18-19 баллов "4"

15-17 баллов "3"

Количество баллов меньше 15- "2"







1. Наука, занимающаяся изучением грибов:

А) Микология Б) Ботаника В)Экология

2. В строении грибов различают:

А) Плодовое тело и ножку Б) Грибница и плодовое тело В)Лист ,мицелий и грибница

3.Симбиоз грибницы с корнем дерева называется

а) мицелий б) плодовое тело в) микориза

4. Грибы питаются:

а) только путем фотосинтеза, б) готовыми органическими веществами,

в) только органическими веществами живых организмов,

г) только поселяясь на продуктах питания.

5. Грибы размножаются:

а) спорами,   б) семенами,   в) частью корня,    г) частью стебля.

6. Грибы поселяются…

а) На деревьях и в низкой траве,  б) На полях и лугах,

в) На растениях, животных и их остатках,

7. Гриб, поселяющийся на хлебе.

а) мукор б) масленок в) фитофтора


1. Наука, занимающаяся изучением грибов:

А) Микология Б) Ботаника В)Экология

2. В строении грибов различают:

А) Плодовое тело и ножку Б) Грибница и плодовое тело В)Лист ,мицелий и грибница

3.Симбиоз грибницы с корнем дерева называется

а) мицелий б) плодовое тело в) микориза

4. Грибы питаются:

а) только путем фотосинтеза, б) готовыми органическими веществами,

в) только органическими веществами живых организмов,

г) только поселяясь на продуктах питания.

5. Грибы размножаются:

а) спорами,   б) семенами,   в) частью корня,    г) частью стебля.

6. Грибы поселяются…

а) На деревьях и в низкой траве,  б) На полях и лугах,

в) На растениях, животных и их остатках,

7. Гриб, поселяющийся на хлебе.

а) мукор б) масленок в) фитофтора


1. Наука, занимающаяся изучением грибов:

А) Микология Б) Ботаника В)Экология

2. В строении грибов различают:

А) Плодовое тело и ножку Б) Грибница и плодовое тело В)Лист ,мицелий и грибница

3.Симбиоз грибницы с корнем дерева называется

а) мицелий б) плодовое тело в) микориза

4. Грибы питаются:

а) только путем фотосинтеза, б) готовыми органическими веществами,

в) только органическими веществами живых организмов,

г) только поселяясь на продуктах питания.

5. Грибы размножаются:

а) спорами,   б) семенами,   в) частью корня,    г) частью стебля.

6. Грибы поселяются…

а) На деревьях и в низкой траве,  б) На полях и лугах,

в) На растениях, животных и их остатках,

7. Гриб, поселяющийся на хлебе.

а) мукор б) масленок в) фитофтора






1. Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном и том же месте?

2. На Украине в 1996году отравились грибами 36 человек. После беседы выяснилось, что они собирали грибы около шоссейных дорог. Почему они отравились?

3. Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволам деревьев, а в сырую дальше. Почему?

1. Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном и том же месте?

2. На Украине в 1996году отравились грибами 36 человек. После беседы выяснилось, что они собирали грибы около шоссейных дорог. Почему они отравились?

3. Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволам деревьев, а в сырую дальше. Почему?

1. Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном и том же месте?

2. На Украине в 1996году отравились грибами 36 человек. После беседы выяснилось, что они собирали грибы около шоссейных дорог. Почему они отравились?

3. Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволам деревьев, а в сырую дальше. Почему?

1. Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном и том же месте?

2. На Украине в 1996году отравились грибами 36 человек. После беседы выяснилось, что они собирали грибы около шоссейных дорог. Почему они отравились?

3. Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволам деревьев, а в сырую дальше. Почему?

1. Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном и том же месте?

2. На Украине в 1996году отравились грибами 36 человек. После беседы выяснилось, что они собирали грибы около шоссейных дорог. Почему они отравились?

3. Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволам деревьев, а в сырую дальше. Почему?

1. Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном и том же месте?

2. На Украине в 1996году отравились грибами 36 человек. После беседы выяснилось, что они собирали грибы около шоссейных дорог. Почему они отравились?

3. Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволам деревьев, а в сырую дальше. Почему?

1. Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном и том же месте?

2. На Украине в 1996году отравились грибами 36 человек. После беседы выяснилось, что они собирали грибы около шоссейных дорог. Почему они отравились?

3. Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволам деревьев, а в сырую дальше. Почему?



Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии»

Технологическая карта урока биологии (5 класс)

Учитель биологии: Сергушева Г.Н., МБОУ СОШ №2 п. Николаевка.

Тема урока

Царство Грибы

Цель урока

Создать условия для систематизации знаний учащихся о строении и жизнедеятельности грибов и формирования представлений у  учащихся  о грибах, их видах, особенностях строения и способе размножения;

Предметные задачи

  • продолжить формирование представлений о видах грибов

  • познакомиться с понятиями грибница, гифы, микориза

  • показать взаимосвязь между высшими растениями и грибами;

  • сформировать знания об особенностях строения и способе размножения грибов

Формируемые универсальные учебные действия

Познавательные: Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой

( текст в схему и пр.)..

Личностные: участвовать в творческой работе, сотрудничать с учителем и сверстниками. ответственно относятся к выполнению учебных задач

Регулятивные: продолжить формирование самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные: Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в пар, формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога,

используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе, договариваться о совместной деятельности, приходить к общему решению.

Тип урока

усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС

Результат урока

Ученик должен знать:

- какие бывают виды грибов;

- что микориза это взаимополезное существование;

- как питаются и размножаются грибы;

- какую роль выполняют в природе и для человека

Используемые приемы, методы, технологии обучения

технология развития критического мышления, ИКТ, проблемное обучение, смысловое чтение.

Оборудование и ресурсы урока

ноутбук, мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал. Учебник: Н.И.Сонин, В.И. Сонина Биология. Живой организм. 6 класс- М.: Дрофа 2013 г


Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Организационный момент


Цель этапа: мотивация учащихсяк работе на уроке, создание ситуации успеха.


1 мин.


Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Включение в деловой ритм.

Здравствуйте ребята! Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Создание благоприятной рабочей обстановки.

Проверка готовности класса к уроку. Включение учащихся в деятельность.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2. Актуализация знаний и субъективного опыта учащихся. Мотивация к учебной деятельности.


Цель: повторить теоретические знания по теме, проверить умение применять теоретические знания на практике, выявить затруднения в индивидуальной деятельности учащегося.


3 мин











Активизировать знания о многообразии органического мира Быстро мобилизовать учащихся на работу, включить их в деловой ритм.

- Мы продолжаем путешествовать по царствам природы.

. С представителями, какого царства мы уже познакомились?(Бактерии)
– Отгадайте загадки, которые я вам предлагаю,  и вы узнаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить на уроке.

Учитель предлагает отгадать загадки и найти ключевое слово :

«Под сосною у тропинки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет ботинка,

Шляпка есть-

Нет головы».

И на горке, и под горкой

Под березой и под елкой

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят

Совершенно верно это гриб.

Итак, тема нашего урока ? (обращение к учащимся)"Грибы".

Открываем рабочие тетради записываем тему урока. Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока.

Организует обсуждение

Вопросы:

Что вы знаете о них?

Где вы с ними встречались?

Перечислите названия грибов, которые вы знаете?

– А на какие вопросы вы бы хотели получить ответы?

А теперь мы с вами выполним небольшую работу. У меня в лотке лежат организмы

Отберите из них тех, которые вы считаете

грибами (муляжи различных шляпочных грибов, дрожжи, ацидофильный грибок, заплесневелый кусок хлеба, трутовик). Вызвать ученика к лотку и проверить.

Вывод:

Эти предметы все грибы.

Изучением грибов занимается особая наука - микология, Эта наука получила свое название от греческого слова МИКОС(гриб).


А какие вы знаете группы грибов? давайте посмотрим на экран и сравним насколько названные вами группы отличаются от групп, выделяемых микологами:

-ШЛЯПОЧНЫЕ

- ПЛЕСНЕВЫЕ

- ГРИБЫ - ПАРАЗИТЫ

- ДРОЖЖИ

Учитель формулирует проблемный вопрос о том

Почему такие разные грибы относятся к одному царству?

К этому вопросу мы вернемся в конце урока

Слушают учителя.

Отгадывают загадку.

Находят ключевое слово "Грибы".




















Предлагают и согласовывают с учителем тему (главный вопрос) урока. Осознают цель предстоящей деятельности, определяют задачи









Воспроизводят имеющиеся знания о грибах. Синтезируют имеющиеся знания и применяют их для сравнения.














узнают предмет изучения науки микология




Предполагаемые ответы

-шляпочные грибы

-плесень










Затрудняются ответить




П:

-учатся строить высказывания; учатся анализировать, обобщать.

Коммуникативные УУД:

-учатся культуре общения.

Р:

-фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

-волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

П: общеучебные умения структурировать знания

Л: анализ, сравнение, синтез

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

Цель :Сформировать представление об истории открытия процесса "фотосинтеза"



7-10 мин












Какое строение имеют грибы? 

Перед вами на экране находится рисунок гриба. Зарисуйте его в тетрадь и подпишите вместо цифр названия частей грибов, используя учебник на стр. 64


Проверяем. Как называется часть гриба под номером 1,2,3. Кто подписал 4? (этой части, нет на рисунке, но есть в тексте учебника)


Оцените себя: 5 баллов - если правильно названы 4 части гриба

4 балла если правильно указано 3 части

3 балла -2 части

Меньше 2 частей 2 балла


Какую часть мы называем грибом, а что является основной частью?


Нити, из которых состоит гриб, называются гифы.

Где вы чаще всего находите шляпочные грибы? А почему именно в этих местах?


Ребята, посмотрите на слайд, вы видите корни дерева, оплетенные грибницей, такое образование носит  название микориза. А в учебнике отношения гриба и дерева называют «Дружба», почему?

В чем заключается эта дружба? (стр учебника 65)

Как гриб питается? Что гриб получает от дерева? Сформулируйте определение микориза (взаимополезные отношения между гифом гриба и корнями растений)

Сравните данные вами определения с тем как оно правильно звучит (слайд на экране)

Как размножаются грибы? Ответить на этот вопрос вы сможете просмотрев видеороллик

Сделать вывод о размножении

Давайте вспомним какие еще, кроме шляпочных, встречаются грибы?

На каких продуктах вам приходилось видеть плесень? К ним относятся гриб мукор и пеницилл? Чем они отличаются друг от друга? Запишите отличия в тетрадь, разделив страницу на две половины (работа с раздаточным материалом)

Сравните с текстом на слайде экрана

Если указаны все отличия поставьте себе 5 баллов

4 балла - если

Какие еще грибы упомянались в начале урока? Где используются дрожжи?

Воспринимают информацию;

Выделяют существенные признаки строения грибов.

Выполняют работу в тетрадях, рисуют рисунок. соотносят его с рисунком в учебнике, подписывают части гриба.

Проверяют и оценивают себя



Высказывают свои предположения, осуществляют поиск ответов на поставленные вопросы. Предположительные ответы:

Грибом называют ту часть, которая возвышается над почвой.. Основная часть гриба – грибница, состоящая из множества ветвящихся нитей, находится под землей.

грибы часто растут рядом с деревьями


Потому, что они приносят друг другу пользу . Гриб питается готовыми органическими веществами, от дерева получает органические вещества

.

Микориза это (взаимополезные отношения между гифом гриба и корнями растений)




Предполагаемый вывод:

Размножаются спорами


Предполагаемый ответ:

-на испортившихся, старых продуктах питания


Работа с текстом, смысловое чтение, оформление таблицы



Самопроверка и оценивание

Предполагаемые ответы:

Дрожжи, используются в хлебопекарне.

П:

- учатся ориентироваться в тексте, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение).

- учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием,

- учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

К:

- учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

- учатся выражать свои мысли.

Р: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

6. Закрепление знаний и способов действий

Цель: Обеспечить усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации



5 -7 мин










мы сегодня с вами на протяжении всего урока говорили о грибах, давайте подведем итог и составим «кластер» на тему «Грибы», укажем, какую роль грибы играют в природе и жизни человека.

Значение грибов



ГРИБЫ


Осмысливают задание (определяют последовательность действий). Заполняют "кластер". Соотносят полученный результат со своими предположениями (осуществляют взаимопроверку), корректируют свои записи.


П:

- учатся, находить и использовать нужную информацию.

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

К: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся  выражать свои мысли.

Р: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

7. Проверка понимания. (Тест с самопроверкой по эталону)


Цель:

Установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала;


5-7 мин


Предлагает выполнить задания. Задание выполняем на листах, которые лежат у вас на парте.

1. Наука, занимающаяся изучением грибов:

А) Микология Б) Ботаника В)Экология


2. В строении грибов различают:

А) Плодовое тело и ножку

Б) Грибница и плодовое тело

В)Лист ,мицелий и грибница

3.Симбиоз грибницы с корнем дерева называется

а) мицелий

б) плодовое тело

в) микориза

4. Грибы питаются:

а) только путем фотосинтеза,

б) готовыми органическими веществами,

в) только органическими веществами живых организмов,

г) только поселяясь на продуктах питания.

5. Грибы размножаются:

а) спорами,  

б) семенами,  

в) частью корня,  

 г) частью стебля.

6. Грибы поселяются…

а) На деревьях и в низкой траве,              

б) На полях и лугах,

в) На растениях, животных и их остатках,

7. Гриб, поселяющийся на хлебе.

а) мукор

б) масленок

в) фитофтора

Оцените соседа по парте, поставив 1 балл за каждый правильный ответ

Взаимопроверка (на слайде ответы)

0 ошибка – 5

1-2 ошибки -4

3 ошибки -3

более 3 ошибок – 2. Выставление оценок!

Время выполнения –3 мин.


Осмысливают задание (определяют последовательность действий).           Отвечают на вопросы (осмысливают основные этапы своей деятельности).  Работают с тестовым заданием.    

     

Соотносят полученный результат со своими предположениями (осуществляют взаимопроверку), корректируют свои записи. Оценивают друг друга




П:

- учатся использовать нужную информацию.

- учатся строить высказывания;

К: - учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.  

Р:

- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. 

8. Подведение итогов

Цель: Дать анализ и оценку успешности достижения цели


2-3 мин.















Определяет меру продвижения к цели учащимися

. Организует подводящий диалог

- Внимание. Давайте подведем итоги урока.

Вспомните вопрос. который звучал в начале урока:

- Почему такие разные грибы относятся к одному царству? Ответьте на него

Какие задачи мы поставили в начале урока?

- Всё мы выполнили?


Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.  

Предполагаемый ответ:

У них общее строение

Все они состоят из  грибницы, гифов  














П:

- учатся ориентироваться в, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию.

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

К: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся  выражать свои мысли.

Р: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

-оценивание качества своей и общей учебной деятельности

9. Домашнее задание.

Цель: задать домашнее задание, пояснить его.


2 мин.

















Рефлексия

Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности.

1-2 мин.


Комментирует домашнее задание.

1. Выпоолняют все

§12, вопросы к параграфу на стр. 67

Последующие задания выполняются по желанию

2. сочинить сказку с участием грибов.

3. оформить галерею грибника: нарисовать шляпочные грибы и дать к ним краткие пояснения.

4. устное сообщение «Грибы-рекордсмены» (необычные грибы);

5. решить биологические задачи

1. Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном и том же месте?

2. На Украине в 1996году отравились грибами 36 человек. После беседы выяснилось, что они собирали грибы около шоссейных дорог. Почему они отравились?



Организует рефлексию

"Лесенка успеха"

– нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.

Примите исходное положение.


А теперь оцените свою работу.


Максимально за урок вы могли набрать баллов. За баллов поставьте себе %. Это отличная работа на уроке. за 4 , вы хорошо поработали. За 3, не огорчайтесь в следующий раз у вас все получится. За 2, вам необходимо внимательно прочитать параграф и повторить материал еще раз.

Спасибо за работу на уроке.

Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания



















Оценивают свою работу на уроке












Р:

- ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

- мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий.                                            







К: - учатся  выражать свои мысли.

Р: - учатся осуществлять самоконтроль










Просмотр содержимого документа
«приложение 1»

Грибница мукора – это  одна разросшаяся и разветвленная клетка со множеством ядер. На концах нитей грибницы развиваются круглые головки со спорами (спорангии). Созревшие спорангии, лопаясь, разбрасывают огромное количество черных спор. Попав в благоприятные условия споры прорастают и образуют новые грибницы мукора. Мукор развивается на остатках пищи.


Грибница пеницилла, в отличие от грибницы мукора, состоит из ветвящихся нитей, разделённых перегородками на клетки. Споры пеницилла расположены не в головках, как у мукора, а на концах некоторых нитей грибницы в мелких кисточках. Поэтому и гриб по-русски назван кистевиком (пенициллом). Его используют для приготовления лекарства




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!