Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат с. Ванновского
Урок по цветоводству
и декоративному садоводству в 5 классе
Разнообразие цветковых культур
Подготовила:
учитель-дефектолог высшей категории
учитель трудового обучения
Шмелева Светлана Федоровна
с. Ванновское
2017-2018
Дата ____________________
ТЕМА: Разнообразие цветковых культур.
Цели: 1) ознакомить с разнообразием культурных цветковых растений;
2) развивать внимание, память, мышление, расширять словарный запас, устную и письменную речь;
3) воспитывать интерес к предмету, трудолюбие, заботливое отношение к растениям, самостоятельность, бережного отношения к инструментам.
Оборудование: ученическая доска, рабочие тетради, ручки, спецодежда, инвентарь.
ПЛАН УРОКА.
Организационный момент. Приветствие, доклад дежурного, проверка готовности к уроку, настрой на урок.
Вопросы и задания для 1,2 группы | Инд работа: вопросы и задания для 3 группы |
Повторение. |
Назовите определение «культурные цветковые растения». Расскажите о разнообразии форм жизни растений. | Какие растения называют цветковыми? |
Домашнее задание |
Сколько загадок вы отгадали? Выполните задание в Рабочей тетради. № 2 (записать отгадки в таблицу) | Выберите среди рисунков отгадки на загадки по домашнему заданию. |
Изучение нового материала. Сообщение темы и целей урока. Тема урока: Разнообразие цветковых культур. Сегодня мы ознакомимся с видами культурных и дикорастущих цветковых растений, разницей между ними. Введение в тему. Справедливо считается, что растения открывают потайную дверцу в неизведанный органический мир, мир ошеломляющего многообразия жизни, мир природы. Уже первое знакомство с растениями не может не вызвать восторга от удивительных творений природы, от возникающего чувства сопричастности с окружающим нас миром живого. Растения создавали ту атмосферу, кислородом которой мы дышим. Растения создавали в веках и тысячелетиях запасы органического вещества нашей планеты, без которого немыслима жизнь человека, растении – это его здоровье и здоровье будущих поколений. |
Рассказ по теме. Почему же растения имеют такое значение в нашей жизни? Значение и разнообразие цветковых растений Растения - это живые организмы, обладающие комплектом признаков, позволяющих отличать их от представителей других царств (дробянок, грибов, животных) и связанных с особенностями питания. Значение растений в природе: 1. Растения, благодаря фотосинтезу, представляют собой энергетическую и пищевую базу для всех остальных организмов. 2. Участие в круговороте кислорода, воды, углекислого газа, минеральных и органических веществ. 3. Влияние на климат. 4. Взаимосвязанная эволюция с другими организмами. 5. Санитарная роль как поглотителей загрязняющих веществ. Значение растений в практической деятельности человека: 1. Пищевые и кормовые растения. 2. Лекарственные растения. 3. Технические: прядильные, дубильные, эфирномасличные каучуконосные, красящие. 4. Дающие древесину. 5. Декоративные. Среди растений на земле имеется огромное количество видов культурных цветковых растений, которые человек выращивает для украшения своего дома, двора, улиц городов и других населенных пунктов. |
Физкультминутка. Упражнения для рук и плечевого пояса, для поясничного отдела. |
Растения можно разделить на группы по сроку их жизни на многолетние, двулетние и однолетние. Деревья и кустарники - многолетние растения. Например, некоторые дубы живут больше тысячи лет. Среди трав встречаются как многолетние, так и однолетние, и двулетние. Например, ландыш, одуванчик, мать-и-мачеха, крапива. Надземные части большинства таких травянистых растений отмирают осенью. Весной они развиваются заново, так как в почве под снегом у этих растений сохраняются корни и другие подземные органы с почками. Многолетние растения принято обозначать специальным значком: . Однолетние растения живут всего один год (один сезон). Например, фиалка, лебеда, редис, гречиха, рожь, пшеница петуния, бархатцы весной развивается из семян, зацветают, образуют плоды с семенами и после этого отмирают. Такие растения обозначаются знаком . Двулетние растения живут почти два года. Например, у лунарии, виолы, лопуха большого в первый год развиваются обычно только корни, стебли и листья. На второй год эти растения развивают новые побеги, цветут и образуют плоды с семенами, а к осени отмирают. Двулетники обозначают значком . Цветковые растения настолько многообразны, что всех перечислить, уйдет много времени. Есть растения для украшения дворов, улиц, помещений. Есть красивоцветущие, которые выращивают ради красивых цветов, а есть растения, которые выращивают из-за листвы, формы куста или стеблей. Все растения разделяют на группы по определенным признакам. Одно растение может относиться к разным группам по различным признакам. Например, хлорофитум – комнатное растение, декоративнолиственное, хорошо очищает воздух, нетребовательное к уходу, легко размножается. Так, определяя признаки растения, можно составить характеристику этого растения. |
Работа со справочной литературой. Рассмотрите каталог комнатных растений, выберите любое растение и прочитайте ее характеристику. |
Просмотр презентации разнообразие цветковых растений. Повторяйте за учителем названия растений. |
Закрепление изучаемого материала. Ответьте на вопросы и запишите ответы. |
Какое значение имеют растения в природе и жизни человека? Какими значками обозначают многолетние растения, двулетние и однолетние растения? Какие растения из рисунков в презентации растут в цветниках школы? | Какие растения называют цветковыми? Выберите среди рисунков цветы, которые растут в цветниках нашей школы. |
Домашнее задание. Учить записи в тетради. |
Подведение итогов. Какую тему изучали? Что запомнили? Выставление оценок учащимся за устные ответы. Уборка инструмента дежурным в группе. Подготовка учащихся и класса к передаче следующему педагогу. |
Рефлексия Понравился урок или все понятно – красный кружок. Не очень понравился урок или не все понятно – зеленый кружок. Не понравился урок ничего не понятно – синий кружок. |
Приложение.
Лист Рабочей тетради. Тема. Культурные цветковые растения.
Задание № 1. Запишите определения.
Культурные растения ___________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Дикорастущие растения ________________________________________________________
Задание № 2. Запишите отгадки под загадками.
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
_____________________
Из луковки вырос,
Но в пищу негож.
На яркий стаканчик
Цветок тот похож.
_______________________
Посадили зернышко -
Вырастили солнышко.
_______________________
Над лугом парашютики
Качаются на прутике.
_______________________
Каждый, думаю, узнает,
Если в поле побывает,
Этот синенький цветок,
Всем известный …
_____________________
В цветнике цветы,
Невероятной красоты,
Любуйся, но не трогай,
В шипах усеяна вся …
Автор: Леонов В.А.
________________
С клумбы мы на вас глядим,
Мы спросить у вас хотим:
Почему и там, и тут
Нас «анютины» зовут?
______________________
Задание № 3. Заполните таблицу. Запишите отгадки в таблицу.
Культурные цветковые растения | Дикорастущие цветковые растения. |
| |
| |
| |
| |
| |
Задание № 4. Раскрасьте только культурные цветковые растения.
Список используемых источников.
http://raskrasochka.net/cvety/2510-obvesti-po-tochkam-risunki-s-cvetami-i-raskrasit-ih.html
http://ljubimyj-detskij.ru/zagadki/675-detyam-zagadki-o-rasteniyakh-kust.html
http://scienceland.info/biology6/plants-diversity
http://e-lib.gasu.ru/eposobia/botany/00/03/img04.htm
https://znanija.com/task/18973979
http://sadyrad.ru/poleznoe/mnogoletnie-rastenija-i-kustarniki.html