СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по творчеству А. С. Пушкина. 5 класс. «Природа и человек в стихотворениях А. С. Пушкина. Анализ стихотворения «Зимнее утро».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по творчеству А. С. Пушкина. 5 класс. «Природа и человек в стихотворениях А. С. Пушкина. Анализ стихотворения «Зимнее утро».»

Урок по творчеству А. С. Пушкина. 5 класс.

Тема: «Природа и человек в стихотворениях А. С. Пушкина. Анализ стихотворения «Зимнее утро».

Цель урока:

Понимание идеи и художественного своеобразия стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро» через анализ поэтического текста.

Задачи:

Предметные:

восприятие стихотворения, совершенствование навыков анализа поэтического текста, совершенствование навыков владения теоретическим аппаратом (эпитет, сравнение, олицетворение…).

Метапредметные:

Умение принимать и сохранять учебную задачу, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий

Личностные:

развитие познавательной активности, коммуникативных развитие и обогащение речи учащихся,

развитие умения выделять средства выразительности речи.

формирование духовно-нравственной компетентности.

Тип урока: урок  комплексного применения знаний.







И с каждой осенью я

расцветаю вновь…

И пробуждается поэзия во мне…

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут…

А. С. Пушкин

Ход урока.

I.Организационный момент. Приветствие учителя. Здравствуйте, ребята!

Проверьте, все ли у вас есть на парте, необходимое для работы.



II. Подготовительная работа. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: давайте оценим свой рабочий настрой, свое настроение при помощи сигнальных карточек.

Мы с вами продолжаем изучение творчества великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. С его творчеством вы знакомились в начальной школе. Каждый новый урок углубляет , систематизирует ваши знания о поэте. Прежде, чем мы приступим к изучению нового материала, определим цели и способы действия, предлагаю проверить домашнее задание, которое было у нас, как всегда, вариативное. Каждому учащемуся предлагалось выбрать определенную роль на уроке – историк- биограф, поэт, актер, художник.

III. Проверка Д.З.

Учитель:

1. У нас – прекрасная выставка рисунков к стихам А. С. Пушкина ( «Няне», «Зимний вечер», «Зимнее утро».) Молодцы наши художники!

2. Мы с вами проводили «Заочную экскурсию по пушкинским местам: Каким?

(Москва -Царскосельский лицей- Петербург- Михайловское – Болдино)

Звучит отрывок о Москве из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

3.Устный монологический ответ:

«Рассказ о ссылке в Михайловское» - историки.

В 1824г. Пушкин был выслан в Михайловское по приказу царя за то, что в своих произведениях смело осуждал несправедливость существующих порядков, крепостное право, призывал бороться против них.

В Михайловском жил А.С. Пушкин одиноко, без родных и друзей, каждый шаг его был под наблюдением. И только няня Арина Родионовна, добрая, отзывчивая, любившая Пушкина как родного, была с ним рядом. С ней он вёл задушевные беседы в долгие зимние вечера, читал ей только что написанные стихи, слушал её песни, сказки.


(ПОКАЗ СЛАЙДОВ)

Отметка.


Беседа:

4. Из начальной школы вы знаете, что няню Пушкина звали Арина Родионовна .

Какой вы представляете себе няню Пушкина?

Рассказ о няне. Стихотворение «Няне» – биографы,

или отрывок из сказки наизусть «Темной ночью Елисей…»

5. Синквейн «Арина Родионовна» -поэты

Синквейн «А. С. Пушкин» - поэты

Отметки.

IV.Формулирование темы урока, целеполагание и актуализация знаний.

Учитель:

Давайте посмотрим с вами на эпиграфы к нашему уроку. Как вы их понимаете? А как вы думаете, любил ли Александр Сергеевич Пушкин свою родную землю, природу?



Михайловские рощи, поля не только несли утешение от тревог и горя, но и рождали творческие силы. Самые обыкновенные картины превращались под пером поэта в прекрасные образы.



(С детских лет любовь к родной природе прочно вошла в сердце Александра Сергеевича Пушкина. Поэт не раз подчёркивал, что секрет красоты родных мест, волнующих душу, в удивительном русском пейзаже, в который можно «всматриваться и вслушиваться» бесконечно, и тогда откроется «очей очарованье», захочется рассказывать и писать об увиденном. )

Докажем это.

Выразительное чтение стихотворения «Зимнее утро» - актеры

Спасибо! Молодцы! Отметка.

Перейдем к другому этапу урока.



V. Учитель предлагает тему: «Природа и человек в стихотворениях А. С. Пушкина. Анализ стихотворения «Зимнее утро».

Мы постараемся раскрыть тайны этого стихотворения.

Каковы цели урока?

(Ответить на вопрос: «Что хотел сказать автор в стихотворении?», определить роль изобразительно-выразительных средств).

Каковы способы достижения цели?

(читать, находить нужную информацию, сопоставлять)

Учитель предлагает план изучения произведения:

«Дети, сегодня на уроке вы будете в роли библиографов, исследователей и экспериментаторов».

VI. Усвоение новых знаний.

Какова тема стихотворения?

Какие 2 мира изображены в стихотворении?

(Природа и человек ).

Чтобы определить основную мысль надо ответить на вопросы:

Менялось ли настроение стихотворения? В какой момент? Как?

Учитель ставит проблемный вопрос:

Как (с помощью каких приемов) автору удалось передать, что лирический герой стихотворения сумел преодолеть печаль?

VII. Исследова­тельская работа (анализ текста стихотворения «Зимнее утро»).

Работа в парах.

Заполняем таблицу, используя словарь литературоведческих терминов

Какие два мира открываются перед читателем?

Мир природы

Внутренний мир человека Мир дома

Образ, характеристика, средства выразительности

Образ, характеристика, средства выразительности

день

вьюга

мгла

луна


небо

тучи

небеса

лес




поля

берег

чудесный

злилась

…носилась……

…как бледное пятно……

мутное

мрачные

голубые………

прозрачный чернеет недавно сьоль густые………

пустые………

Милый для меня………

эпитет

олицетворени……..

олицетворение

……..

………

………

………

………

друг


ты

печь

блеском

треском

кобылка


конь

прелестный, ………..

печальная

трещит


веселым………

бурая………

нетерпеливый…….

эпитет

……..

……..

……..

Какое настроение создаётся?

Красота, восхищение, восторг

оптимистическое

Вывод по таблице:

Как соотнесены мир природы и мир человека?

(они связаны, едины. Вечер -грусть . Утро - радость)

Как, с каким настроением надо читать стихотворение?


VIII. Творческая работа.

Учитель предлагает заменить все найденные в стихотворении изобразительные средства(тропы) своими словами, словосочетаниями.

(Учащиеся наблюдают, что изменилось. Приходят к выводу, что тропы и композиция имеют первостепенное значение в художественном тексте и помогают автору выразить основную мысль.)

IX.Рефлексия.

Учащиеся продолжают предложение:

Сегодня на уроке я узнал …

Для меня стало открытием …

Мне сегодня удалось …

X.Самооценка. Работа с карточками.

Отметки учителя. Молодцы!. Хорошо поработали!. Всем спасибо!

XI.Заключительное слово учителя.

Ребята, в вашей жизни будут и вьюги, и злые метели, но на смену им обязательно придет солнечное и счастливое «Зимнее утро». Живите, надейтесь и верьте в лучшее, наслаждайтесь красотой природы, щедро делитесь своим счастьем с другими. Пусть нетерпеливый конь, символ жизненной дороги и движения вперед, несет вас к счастливой жизни. Не останавливайтесь в пути!

Это и есть духовное завещание Александра Сергеевича Пушкина своим читателям.

XII. Д.з - рисунок к пушкинскому стихотворению или

синквейн «Зимнее утро».















































ПРИЛОЖЕНИЯ.

1.Словарик устаревших слов

Нега - наслаждение (устар.);

Взор - взгляд, но в тексте — глаза (устар.);

Вечор - вчера (диал.);

Нынче - сейчас (устар.);

Озарена - освещена (устар.);

Велеть - приказать (устар.);

Запречь - запрячь, запрягать (диал.);

Предадимся - отдадимся (устар.)

Аврора – богиня зари у римлян

Лачужка - небольшая, старенькая избушка.

Веретено- ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом.

Кроет- покрывает.






























2.Какие два мира открываются перед читателем?

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ

Мир природы

Внутренний мир человека. Мир дома

Образ, характеристика, средства выразительности

Образ, характеристика, средства выразительности

день

вьюга

мгла

луна

небо

тучи

небеса

лес

поля

берег

чудесный

злилась

………

………

………

………

………

………

эпитет

……..

олицетворение

……..

………

………

………

………

друг


ты

печь

блеском

треском

кобылка

конь

прелестный, ………..

печальная

трещит

………

………

……….

эпитет

……..

……..

……..

Какое настроение создаётся?































3. Словарь литературоведческих терминов


Гипербола (греч.-преувеличение)- художественный приём, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления («Редкая птица долетит до середины Днепра…» Н.В. Гоголь).


Метафора (греч. – перенесение) – один из основных художественных приёмов, перенесение свойств одного предмета (явления) на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту («Чаша жизни» М.Ю. Лермонтов).


Олицетворение – художественный приём, особый вид метафоры, перенесение черт живого существа на неодушевлённые предметы или явления («Поют деревья, блещут воды…» Ф.И. Тютчев).


Сравнение (лат.) – изображение одного предмета с помощью сопоставления его с другим («Французы двинулись, как тучи…» М.Ю. Лермонтов).


Эпитет (греч. – приложенное) – художественное (образное) определение предмета (явления), выраженное преимущественно прилагательным («Румяным, громким восклицаньем…» Ф.И. Тютчев)


























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!