Недашковская М.В.
Русский язык
9 класс
Урок №25 Тема: Понятие о сложносочинённом предложении, его строении.
Планируемые результаты: Личностные: способствовать формированию умений договариваться о совместной работе, формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
Метапредметные: организовать деятельность учащихся по развитию умений работать с текстом и получать информацию из разных источников; -формирование умений анализировать полученную информацию; -формирование умения слушать и вступать в диалог;
Предметные: формирование умений отличать СПП от простых предложений с ОЧП; -формирование умений различать виды сложносочиненных предложений; -развитие пунктуационных навыков; Тип урока: урок формирования умений и навыков. Оборудование: учебник, таблица.
Ход урока
Организационный этап.
Проверка Д/З
Орфографическая разминка – стр. 53
4. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: Ребята! Тему урока вы определите самостоятельно. Она состоит из двух слов. Первое часть слова – антоним к слову – простое; вторая часть – синоним к слову творить, и средняя единица синтаксиса.
Пожалуйста, самостоятельно запишите тему урока в тетрадь.
Работа с Таблицей «Знаю – хочу знать — узнал».
Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке?
Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать».
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Что такое сложносочиненное предложение? | Какими бывают сложносочиненные предложения? | |
Устно сформулируйте цели урока.
Работа по теме урока
Первичное усвоение новых знаний
Что такое знания? Знания – это проверенная информация. И сегодня я вас научу некоторым способам работы с информацией. В этом нам поможет учебник. Какие еще источники информации вы знаете? Откройте учебник на странице 53, п. 8
Работаем в парах с упражнением 88. Прочитайте и сравните предложения из рассказов В. Астафьева. В каких предложениях части являются равноправными по смыслу, а в каких одна часть зависит от другой?
Вспомним алгоритм анализа сложного предложения.
На что мы обращаем внимание, анализируя сложные предложения?
Количество грамматических основ.
Определить, с помощью чего связаны части сложного предложения
Если предложение союзное, попробовать от одной части предложения к другой задать вопрос.
Определить, какой союз по значению соединяет части сложного предложения.
Проверка УПР. 88
Работа с теорией учебника. ПРИЁМ «Пометки на полях» (Инсерт).
Изучите теоретический материал учебника ( с.55), обратите внимание на «Памятку» на сс. 54)
Получение теоретической информации – не всегда интересное занятие. Предлагаю вам изучить материал не совсем обычным способом. Вы можете выразить своё мнение с помощью специальных знаков.
Сделайте пометки на полях: «+» - если считаете, что это вам известно;
«v» - если то, что прочитали, является новым; «?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.
Обсуждение работы с теорией учебника.
Первичная проверка понимания теории.
Отдыхаем, играя. Предлагаю игру « Верите ли вы, что…?»
а) Сложносочиненное предложение – сложное предложение, состоящее из двух и более частей, связанных между собой с помощью интонации и сочинительных союзов (Да).
б) От одной части сложносочиненного предложения к другой можно задать вопрос (Нет).
в) Части сложносочиненного предложения связаны между собой только с помощью интонации ( Да).
г) Части сложносочиненного предложения связаны с помощью подчинительных союзов (Нет).
д) Части сложносочиненного предложения соединяются между собой с помощью соединительных, противительных и разделительных союзов (да).
5.Закрепление
Любое знание лучше запомнится, если оно отрабатывается на практике.
1.Выполним УПР. 89 Записываем предложения 1- 3 , анализируем их.
Чем они похожи, чем различаются?
Подбор подходящего союза с. 55, УПР.90
Работаем в группах: 1 группа работает с предложениями 1, 2
2 группа- 3,4 предложения
3 группа – 5,6 предложения
Попробуйте определить, к какому виду относятся данные сложносочиненные предложения Взаимопроверка.
Физкультминутка
6.Работа с текстом
Я надеюсь, что вы уже безошибочно находите сложносочиненные предложения. Проверим, сможете ли вы найти сложносочиненные предложения в тексте.
Работа с текстом упражнения 91. ( фрагмент заметки Д. Лихачева « О русской природе». Определите стиль и тип текста. Какие слова вызвали затруднения в понимании?
Вспомните название картины и автора, с которой ассоциируется данный текст( Илья Репин « Бурлаки на Волге»). Художественное произведение? ( Н.А. Некрасов « На Волге»)
Выполним первое задание УПР. 91 выпишите из текста ССП. Какими союзами соединяются части.
7. Проверка уровня усвоения материала
Я надеюсь, что материал сегодняшнего урока стал понятен всем. Вам предстоит выполнит следующее задание. Затем вы проверите работы друг друга, а потом сверитесь с ответами, записанными на доске.
1.Выписать номера предложений:
1-й ряд | 2-й ряд | 3-й ряд |
ССП с соединительными союзами | ССП с разделительными союзами | ССП с противительными союзами |
1. Вот идет Ермил к лошади, а лошадь от него таращится, храпит, головой трясет… (Тургенев И.С.)
2. То слишком морозит , то моросит дождь. ( Пришвин М.)
3. Тут раздался лёгкий свист, и Дубровский умолк. (Пушкин А.С.)
4. Не то тучи разойдутся, не то гроза нас всё-таки обойдёт.(Васильев С.)
5. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.(Короленко В.)
6. То падали листья вместе с хлопьями сырого снега, то шел дождь, то светило позднее солнце. (А. Платонов)
7. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей. (Паустовский К.Г.)
8. Бабушки, должно быть, все очень хорошие, у нас тоже хорошая была
9. В зелёной листве задумчивых лесов уже золотились отжившие листки, а потемневшие поля глядели тоскливо и печально.(Чехов А.П.)
используя сложносочинённые предложения разных видов
2.Работаем в группах. Творческое задание.
Используя слова из орфографического практикума, придумайте и запишите ССП с разными союзами, постарайтесь, чтобы у вас получился рассказ.
8. Подведение итогов урока
Ребята, у нас осталась незаполненной третья графа таблицы. Что же мы должны в неё написать? (Посмотрите на неё и допишите всё, чтобы не осталось пустых ячеек)
Узнал |
ССП делятся на ССП с соединительными союзами, ССП с противительными союзами, ССП с разделительными союзами. |
9. Рефлексия. “Знаю – Узнал – Умею” (ЗУМ). Ответы учащихся.
-Чему вы научились?
-Что вам помогало в работе?
-Что показалось сложным?
-Что на уроке было для тебя важным?
10.Комментирование оценок за урок
11. Домашнее задание: выучить теоретический материал П. 8. Письменное задание по выбору: 1. УПР. 90 ИЛИ 92
2. Из романа А.С. Пушкина « Евгений Онегин» выпишите шесть сложносочиненных предложений разных видов, начертите их схемы.