СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по творчесвтву М.Ю.Лермонтова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для 7 класса. 

Просмотр содержимого документа
«Урок по творчесвтву М.Ю.Лермонтова»

Недашковская М.В.

Русский язык

9 класс

Урок №25 Тема: Понятие о сложносочинённом предложении, его строении.

Планируемые результаты: Личностные: способствовать формированию умений договариваться о совместной работе, формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

Метапредметные: организовать деятельность учащихся по развитию умений работать с текстом и получать информацию из разных источников; -формирование умений анализировать полученную информацию; -формирование умения слушать и вступать в диалог;

Предметные: формирование умений отличать СПП от простых предложений с ОЧП; -формирование умений различать виды сложносочиненных предложений; -развитие пунктуационных навыков; Тип урока: урок формирования умений и навыков. Оборудование: учебник, таблица.

Ход урока


  1. Организационный этап.

  2. Проверка Д/З

  3. Орфографическая разминка – стр. 53

4. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Ребята! Тему урока вы определите самостоятельно. Она состоит из двух слов. Первое часть слова – антоним к слову – простое; вторая часть – синоним к слову творить, и средняя единица синтаксиса.

Пожалуйста, самостоятельно запишите тему урока в тетрадь.

Работа с Таблицей  «Знаю – хочу знать — узнал». 

Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке?

Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать».


Знаю

Хочу узнать

Узнал

Что такое сложносочиненное предложение?

Какими бывают сложносочиненные предложения?



Устно сформулируйте цели урока.


  1. Работа по теме урока

  1. Первичное усвоение новых знаний

 Что такое знания? Знания – это проверенная информация. И сегодня я вас научу некоторым способам работы с информацией. В этом нам поможет учебник. Какие еще источники информации вы знаете? Откройте учебник на странице 53, п. 8

  1. Работаем в парах с упражнением 88. Прочитайте и сравните предложения из рассказов В. Астафьева. В каких предложениях части являются равноправными по смыслу, а в каких одна часть зависит от другой?

  2. Вспомним алгоритм анализа сложного предложения.

На что мы обращаем внимание, анализируя сложные предложения?

  1. Количество грамматических основ.

  2. Определить, с помощью чего связаны части сложного предложения

  3. Если предложение союзное, попробовать от одной части предложения к другой задать вопрос.

  4. Определить, какой союз по значению соединяет части сложного предложения.


  1. Проверка УПР. 88

  1. Работа с теорией учебника. ПРИЁМ «Пометки на полях» (Инсерт).


  1. Изучите теоретический материал учебника ( с.55), обратите внимание на «Памятку» на сс. 54)

Получение теоретической информации – не всегда интересное занятие. Предлагаю вам изучить материал не совсем обычным способом. Вы можете выразить своё мнение с помощью специальных знаков.

 Сделайте пометки на полях: «+» - если считаете, что это вам известно;

«v» - если то, что прочитали, является новым; «?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.

  1. Обсуждение работы с теорией учебника.


  1. Первичная проверка понимания теории.

Отдыхаем, играя. Предлагаю игру « Верите ли вы, что…?»
а)  Сложносочиненное предложение – сложное предложение, состоящее из двух и более частей, связанных между собой с помощью интонации и сочинительных союзов (Да).

б) От одной части сложносочиненного предложения к другой можно задать вопрос (Нет).

в) Части сложносочиненного предложения связаны между собой только с помощью интонации ( Да).

г) Части сложносочиненного предложения связаны с помощью подчинительных союзов (Нет).

д) Части сложносочиненного предложения соединяются между собой с помощью соединительных, противительных и разделительных союзов (да).

5.Закрепление

 Любое знание лучше запомнится, если оно отрабатывается на практике.

1.Выполним УПР. 89 Записываем предложения 1- 3 , анализируем их.

Чем они похожи, чем различаются?

  1. Подбор подходящего союза с. 55, УПР.90

Работаем в группах: 1 группа работает с предложениями 1, 2

2 группа- 3,4 предложения

3 группа – 5,6 предложения

Попробуйте определить, к какому виду относятся данные сложносочиненные предложения Взаимопроверка.

Физкультминутка

6.Работа с текстом

Я надеюсь, что вы уже безошибочно находите сложносочиненные предложения. Проверим, сможете ли вы найти сложносочиненные предложения в тексте.

Работа с текстом упражнения 91. ( фрагмент заметки Д. Лихачева « О русской природе». Определите стиль и тип текста. Какие слова вызвали затруднения в понимании?

Вспомните название картины и автора, с которой ассоциируется данный текст( Илья Репин « Бурлаки на Волге»). Художественное произведение? ( Н.А. Некрасов « На Волге»)

Выполним первое задание УПР. 91 выпишите из текста ССП. Какими союзами соединяются части.


7. Проверка уровня усвоения материала


 Я надеюсь, что материал сегодняшнего урока стал понятен всем. Вам предстоит выполнит следующее задание. Затем вы проверите работы друг друга, а потом сверитесь с ответами, записанными на доске.

1.Выписать номера предложений:

 

1-й ряд

2-й ряд

3-й ряд

ССП с соединительными союзами

ССП с разделительными союзами

ССП с противительными союзами



 1. Вот идет Ермил к лошади, а лошадь от него таращится, храпит, головой трясет… (Тургенев И.С.)

2. То слишком морозит , то моросит дождь. ( Пришвин М.)

3. Тут раздался лёгкий свист, и Дубровский умолк. (Пушкин А.С.)

4. Не то тучи разойдутся, не то гроза нас всё-таки обойдёт.(Васильев С.)

5. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.(Короленко В.)

6. То падали листья вместе с хлопьями сырого снега, то шел дождь, то светило позднее солнце. (А. Платонов)

7. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей. (Паустовский К.Г.)

8. Бабушки, должно быть, все очень хорошие, у нас тоже хорошая была

9. В зелёной листве задумчивых лесов уже золотились отжившие листки, а потемневшие поля глядели тоскливо и печально.(Чехов А.П.)

используя сложносочинённые предложения разных видов

2.Работаем в группах. Творческое задание.

Используя слова из орфографического практикума, придумайте и запишите ССП с разными союзами, постарайтесь, чтобы у вас получился рассказ.

8. Подведение итогов урока

Ребята, у нас осталась незаполненной третья графа таблицы. Что же мы должны в неё написать? (Посмотрите на неё и допишите всё, чтобы не осталось пустых ячеек)

Узнал

ССП делятся на ССП с соединительными союзами, ССП с противительными союзами, ССП с разделительными союзами.



 9. Рефлексия. “Знаю – Узнал – Умею” (ЗУМ). Ответы учащихся.

Знаю

Узнал (а)

Умею

 

 

 

-Чему вы научились?

-Что вам помогало в работе?

-Что показалось сложным?

-Что на уроке было для тебя важным?

10.Комментирование оценок за урок

11. Домашнее задание: выучить теоретический материал П. 8. Письменное задание по выбору: 1. УПР. 90 ИЛИ 92

2. Из романа А.С. Пушкина « Евгений Онегин» выпишите шесть сложносочиненных предложений разных видов, начертите их схемы.