Урок о жизни и творчестве Иосифа Бродского с использованием краеведческого материала.
Тема урока: «Разрешите представиться: Бродский».
Методический замысел урока и обоснование его темы:
Имя поэта Иосифа Бродского не было широко известно в России, пока он не получил Нобелевскую премию. С 90-х годов возрос интерес к его творчеству, к нему как к личности. В школе о поэзии Бродского говорят только в 11 классе, да и трудны для детского восприятия стихотворения поэта. Поэтому я считаю самым важным при изучении его творчества как можно более образно дать представление о поэте как человеке, полагаясь на факты биографии, воспоминания друзей и его личные высказывания. Нужно создать в классе торжественную атмосферу знакомства с Иосифом Бродским, с этой целью мной в урок включены клипы на его стихотворения: «Натюрморт» (10 часть), концовка которого утверждает человеческое единство как победу над смертью, здесь речь идёт и о внутреннем мире человека; «Ни страны, ни погоста…» в музыкальном исполнении; видео с Иосифом Бродским, где он читает стихотворения «Памяти матери» и «Памяти отца»; аудиозапись стихотворений поэта в авторском исполнении. В презентацию также вошли фотоматериалы о жизни Бродского разных лет, и конечно пребывание поэта в ссылке в Коношском районе, что, на мой взгляд, вызовет в слушателях неподдельный интерес. Урок представляет собой не только подачу материала в готовом виде, но и создаёт проблемные ситуации, требующие творческого мышления учащихся. В обсуждение включается весь класс. Несколько человек готовят чтение стихотворений наизусть. Это должны быть подготовленные ученики, которые не просто проговаривают строчки, а наполняют своим пониманием.