Урок литературы по творчеству Юлия Черсановича Кима в 5 классе.
Урок внеклассного чтения.
Учителя МКОУ Панская школа-интернат
Лапицкая Ирина Борисовна
Никанорова Виктория Витальевна
Тема урока: "Имя твоё – ПОЭТ!"
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: знакомство с жизнью и творчеством Юлия Черсановича Кима.
Задачи урока
Предметные :
Метапредметные :
регулятивные:
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью.
коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной форме;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод.
вести диалог с учащимися класса, учителем;
высказывать и аргументировать своё мнение.
личностные:
определять своё отношения к прочитанному;
совершенствовать культуру речи;
стремиться к формированию эстетического вкуса.
Методические приемы: беседа, слово учителя, прослушивание аудиозаписей, выразительное чтение, кластер, таблица.
Оборудование: доска, раздаточный материал (карточки с биографией, кластер, таблица), аудиозаписи песен Ю. Кима, презентация.
План урока.
I. Организационный момент. (4 мин)
II. Знакомство с поэтом.
А. Работа с понятием. (4 мин)
Б.Работа с фотографиями. (4 мин)
В.Знакомство с произведением. (10 мин)
Физминутка (2 мин)
III. Самостоятельная работа в командах. (9 мин)
IV. Финальное задание с таблицей. (7 мин)
V. Подведение итогов. (3мин)
VI. Домашнее задание. (2 мин)
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие, выявление отсутствующих.
Здравствуйте, дорогие ребят. Сегодня у нас не простой урок. Мы познакомимся с одним очень интересным и талантливым человеком, однако его имя, вы мне назовете сами в конце урока. Я дам вам подсказку, ЕГО знает практически каждый российский человек, даже тот, кто с трудом припомнит, слышал ли он когда-нибудь это имя. Однако есть такие телефильмы, которые смотрели все, и все слышали песни, звучащие в них. «Про Красную Шапочку» и «Обыкновенное чудо», «Бумбараш» и «Двенадцать стульев», а ещё «Формула любви», «Точка, точка, запятая» и много-много других. Ну кто из нас хоть однажды не напевал: “А-а-а... крокодилы, бегемоты...” или “А бабочка крылышками бяк-бяк-бяк...” Или “Уно, уно, уно, ун моменто...” С автор всех этих популярных песен — мы и познакомимся сегодня.
Мы с вами побудет наблюдательными исследователями, которые не пропустят ни одной детали. Ну что, приступим?
Дети (Да!)
По хожу нашего урока мы с вами будем записывать все новые и непонятные для вас слова в словарь. Также, мы будем составлять кластер.
Кластер - от английского «cluster» - группа, рой, пачка, скопление, сгусток, связка. Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними.
II. Знакомство с поэтом.
А. Работа с понятием.
-Как вы думаете, о ком сегодня пойдем речь?
(о писателе, поэте, художнике, актере, враче и т.п.)
Перед вами, на столах лежал заготовки кластеров. Что написано в центре вашей схемы?
-поэт.
Что это значит?
-то, что мы будет сегодня говорить о поэте.
Ребята, каких поэтом вы знаете? (перечисляют)
Хорошо, посмотрите внимательно на экран и прочитайте строки стихотворения.
Виталий Агафонов (Кто такой поэт) Родились, как и все, но другие.
Сердце бьётся тревожней в двойне.
Наши чувства острей и нагие.
Мы снаряды в тяжёлой войне.
Мы, как узники, в вечной неволе,
Мы борцы, за свободу и свет.
Каждый в жизни собой не доволен.
Подбирая свой нужный ответ.
- Почему стихотворение так названо?
- Почему поэт отличается от других людей?
-В чем проявляется это "другие"?
-Какие слова использует Агафонов для определения ПОЭТА?
(Ученики начинают заполнять кластер ключевыми словами из стихотворения)
Б.Работа с фотографиями.
Перед вами слайд с картинками.
- как вы думаете как связаны эти картинки?
-Что можно сказать о человеке, глядя на эти картинкам?
-Какая картинка особенно привлекла ваше внимание?
Важно отметить, что этот поэт очень тесно связан с нашим городом, и мы особенно должны уделить ему внимание.
Записываем увиденное в кластер.
В.Знакомство с произведением.
Но кто же скажет о себе лучше, чем сам поэт. Читаем стихотворение, потом прослушиваем запись.
-Что говорит о себе поеэ?
-Каким мы его представляем?
физминутка (под музыку повторяем движения) Если долго, долго, долго,
Если долго по дорожке,
Если долго по тропинке
Топать, ехать и бежать,
То, пожалуй, то, конечно,
То, наверно, верно, верно,
То, возможно, можно, можно,
Можно в Африку прийти! Припев: А-а в Африке реки вот такой ширины!
А-а в Африке горы вот такой вышины!
А-ах, крокодилы, бегемоты,
А-ах, обезьяны, кашалоты,
А-ах, и зеленый попугай!
А-ах, и зеленый попугай! III. Самостоятельная работа в командах.
Теперь вам необходимо разделиться на 7 команд.
На ваших столах лежат листы , на которых написаны фрагменты биографии этого человека. Каждая команда должна подготовить биографию и внести дополнения в кластер. В течении 5 минут команды готовятся, читают, выделяют ключевые слова, каждая команда в своем фрагменте. Обратите внимание, на каждом фрагменте стоит буква.
1 кусок (Ю)
был рожден в городе Москве 23 декабря 1936 года. Его отец, был репрессирован, а затем расстрелян, когда ЕМУ исполнилось два года, после чего в ссылку была отправлена и мать. По возвращении домой в 1946 году мать переехала в город Малоярославец, что рядом с городом Калуга, после чего уехала вместе с сыном в поисках работы в Туркмению. По окончании школы в 1954 году ПОЭТ перебирается в Москву.
2 КУСОК (Л)
В мечтах он хотел поступить на факультет журналистики МГУ, но этому не суждено было сбыться, так как сын «врагов народа» не имел допуска в высшее учебное заведение. Тогда он отправляется попытать удачу в МГПИ им.В.И. Ленина. “В педагогический институт ребят брали охотно, и хотя я перепутал водопад Ниагару с Викторией, экзаменатор сделал вид, что Ниагара в Африке тоже имеется, и поставил мне пять".
В результате он был принят на филологический факультет. От учебы он получал огромное удовольствие.
3КУСОК (И)
Институт для ПОЭТА стал возможность творческой самореализации. Тут он становится автором и участником капустников, постоянно присутствует на заседаниях литературного объединения. Его стихи публикуются в газете «Ленинец» и стенгазете «Словесник».
По воспоминаниям автора, песнями в институте он занимался несерьезно, не придавая этому занятию особого значения.
4 КУСОК (Й)
Вплоть до 1990 года в институте, в котором учился ПОЭТ, существовала система, по которой все студенты должны были быть распределены в школы страны, которые нуждались в учителях. Так по распределению ПОЭТ отправиться на Камчатку. В 1959 году приступает к работе учителя русского языка и литературы в средней школе Ильпыринского поселка Карагандинского района и трудится на протяжении пяти лет. То время, что было проведено на Камчатке, было лучшем в его жизни. В этот период он сочиняет много.
5 кусок (К)
В 1962 году ПОЭТ принимает решение вернуться в Москву, и там уже работает учителем в школе № 135, после - в физико-математическом интернате № 18 при МГУ на протяжении трех лет. Тут он пишет песню «Гренадеры». В этот период он сам пишет и пытается разыгрывать с учениками авторские песни, а также вокальные сцены, содержащие элементы, характерные для мьюзикла.
6 КУСОК (И)
В 1965-1968 годах ОН становится одним из активистов правозащитного движения. С1968 года ПОЭТ уходит из рядов учителей; с этого времени он профессионально занимается написанием пьес, песен для телевидения и кино, а также театра. Учительству он посвятил около 9 лет. После, в 1969 году, понимая, что не может больше публиковаться под своим именем и фамилией, он вынужден взять псевдоним Ю. Михайлов.
7 КУСОК (М)
ПОЭТ - лауреат Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы (2000). Он является членом Союза кинематографистов СССР (1987), Союза писателей (1991).
Основным делом своей жизни он считает работу над текстами песен и исполнение их под гитару. В концертах поет как песни, сочиненные для собственного исполнения, так и песни, созданные для театра, кино и телевидения, в том числе и на музыку других композиторов.
(Далее ученики в хаотичном порядке рассказывают свои фрагменты, параллельно распространяя кластер).
IV. Финальное задание с таблицей.
Я предлагаю им заполнить таблицу биографии ПОЭТА в логическом порядке. Если вы сделаете это правильно, тогда у вас получится имя и вы ответите на главный вопрос, кто наш таинственный герой урока.
V. Подведение итогов.
Назовите имя. Юлий Ким. Кто он?
Чем он занимается?
Что вы узнали о нем?
Понравился ли вам урок?
Что запомнилось больше всего?
VI. Домашнее задание.
Выберете понравившееся стихотворение Кима, красочно оформите его.