СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по всемирной истории в 5 классе, на тему "Индийские касты"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по всемирной истории к теме "Индийские касты" раскрывает сущность брахманства, позволяет расширить понимание учащихся о кастовом строе Индии, возникновении буддизма.

Просмотр содержимого документа
«Урок по всемирной истории в 5 классе, на тему "Индийские касты"»

















Конспект урока по всемирной истории

в 5 классе,

«Индийские касты»

учителя истории

ГБОУ ЛНР «Кировская СОШ № 3»

Буниной Т.Л.





















2017 г.

Тема: Индийские касты

Цель: Дать представление о религиозных верованиях индийского народа. Познакомить с понятиями «каста», «буддизм», «отшельничество». Продолжить формирование умения пересказывать текст учебника, самостоятельно строить рассказ на основе различных источников знаний. Развивать познавательный интерес, логическое мышление. Воспитать устойчивый интерес к предмету «история».

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: карта, мультимедийная презентация, карточки с тестом.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания. Проведение тестирования по карточкам на тему «Природа и люди Древней Индии». (Приложение 1) Проверка результатов теста (компьютерная).

Беседа:

- Опишите климат полуострова Индостан

- Дайте объяснение понятия «джунгли»

- Каких животных почитали древние индейцы и почему?

- Какая река считалась священной?

- В чём заключалась вера в переселение душ?

О каких растениях, которые выращивали в Индии, идёт речь в загадках:

«Мягкий, а не мех,

Белый, а не снег,

Но оденет всех»

(Хлопчатник)





«Где вода или болото,

Часто там растёт чего-то.

Из него на жарком юге

Сахар получают люди».

(Сахарный тростник)



  1. Изучение нового материала

Учитель: Мы познакомились с условиями Древней Индии, занятиями населения, религиозными верованиями.

Представьте, что мы в Индии познакомились с семьей землевладельцев и, разговорившись, поинтересовались, кем хотят быть его сыновья. На что глава семьи нам ответил, что они хотят стать воинами, но это невозможно, и дети должны будут, как и он, работать на земле. Что бы Вы спросили у него? (почему невозможно?)

- Так мы не из той касты, - ответил он.

- Какое новое слово вы услышали? (Каста)

- Давайте прочитаем в учебнике, что такое каста (страница 100). Учащиеся записывают понятие «каста» в словари. Каста – группа людей в Индии, имеющая определённые занятия, права и обязанности.

Итак, ребята, тема нашего урока «Индийская каста». Учитель сопровождает урок мультимедийной презентацией.

Слайд 1 Тема урока

Слайд 2 План урока

Слайды 3-4 Брахма

Рассказ учителя.

Слайд 5 Пураны

Рассказ учителя

Слайд 6 Создание каст

Рассказ учителя

Работа с учебником страница 101-102, «Как брахманы приносили жертвы».

Учитель

Брахманы - это представителям самой высшей касты. Они носили белый цвет — цвет чистоты, незапятнанности. Брахманы выполняли обязанности жрецов и совершали - многочисленные обряды, которым в Древней Индии придавалось исключительно важное значение: они считались представителями людей перед лицом богов, требовавших совершения жертвоприношений и произнесения заклинаний. Брахманы были также хранителями древней учености, знатоками священных текстов. В течение многих веков эти тексты, будучи еще не записанными, хранились исключительно в памяти ученых - брахманов. Именно поэтому каждый брахман проходил длительное обучение: еще мальчиком отдавали его в дом учителя, где он проводил жизнь в труде и заучивании вед. Когда мальчику исполнялось 16 лет, родители преподносили учителю в дар корову, а сыну подыскивали невесту. Начинался второй этап жизни брахмана – обзаведение семьёй. Когда у брахмана появлялись внуки, он мог оставить дом своему старшему сыну и уходил в отшельники.

- Итак какие три периода проходил каждый брахман?

Давайте прочитаем в учебнике кто такие «отшельники» с. 102 от слов «Когда у брахмана появлялись внуки…»

Учащиеся записывают понятие «отшельник» в словари. («Отшельник - человек живущий уединённо»).

Учитель:

- Какой подарок дарили хозяева дома брахману?

- Какие жертвы приносили богам?

Учитель зачитывает отрывки из религиозных законах Ману о брахманах

«Законы Ману»

- Обучение, изучение (Веды), жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он (Брахма) установил для брахманов.

- Все, что существует в мире, - это собственность брахманов; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на всё это.

- Брахман - ученый или неученый – великое божество, равно как великое божество и огонь, и использованный (при жертвоприношении) и неиспользованный.

Слайды 11-13 Кшатрии

Рассказ учителя

Кшатрии - воины. Им приписывали красный цвет — цвет огня, войны, решительности и энергии. Кшатрии с детства обучались владеть оружием, управляться с конем и колесницей. К этой касте обычно принадлежали правители государств.

Учитель зачитывает отрывки из религиозных законах Ману о кшатрии

«Законы Ману»

- Охрану поданных, раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды) и неприверженность к мирским утехам он (Брахма) указал для кшатрия.

- Для кшатрия предписано (ношение) меча и стрелы, для вайшья (рядовые общинники, земледельцы) – торговля.

- Кшатрий, взимающий в крайних обстоятельствах даже четвертую часть (урожая), со всей энергией охраняющий поданных, освобождается от греха

Работа с учебником пункт 4 с. 103.

Слайды 14 Вайшьи

Вайшьи — земледельцы и ремесленники, «народ». Их цвет — желтый, цвет земли. На них лежала обязанность возделывать поля, работать в мастерских, а также торговать. Среди них были и весьма состоятельные люди.

Учитель зачитывает отрывки из религиозных законах Ману о вайшьи

«Законы Ману»

- Пастьбу скота, а также раздачу (милостыни), жертвоприношенье, изучение (Веды), торговлю, ростовщичество и земледелие для вайшьев.

- Вайшью, получившему посвящение, вступившему в брак, надо всегда быть занятым хозяйственной деятельностью и особенно разведением скота.

- Ему надо быть знатоком посева семян, хорошего и дурного (качества) земли, ему следует знать полностью использование мер и весов.

Слайд 15-16 Шудры

Шудры, или слуги. Их цвет — черный. Обязанность шудр — служить представителям высших каст.

Учитель зачитывает отрывки из религиозных законах Ману о шудрах

«Законы Ману»

- Но только одно занятие Владыка указал для шудры – служение эти кастам со смирением.

- Шудра, даже отпущенный (раб) хозяином, не освобождается от обязанности услужения; ведь оно врожденно для него, поэтому кто может освободить его от этого?

- Шудра не должен накапливать богатств, даже имея возможность (сделать это), так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов.

- Убив кошку, голубую сойку, лягушку, собаку, крокодила, сову или ворона, надо исполнять покаяния, (полагающееся) за убийство шудры.

Работа с учебником

Слайд 17 «Неприкасаемые»

Работа с учебником пункт 5 с. 104. (Самостоятельное чтение)

- Кто такие «неприкасаемые»?

В наши дни в Индии деление людей, на касты отменено законом, но власть религиозных обычаев над людьми еще велика. Например, в современных индийских деревнях многие крестьяне не возьмут пищу и воду из рук человека низшей касты; если им захочется пить в чужом доме, то они льют воду из чашки в ладонь и пьют с ладони; курильщики не берут сигарету в рот, а сосут дым через кулак (вдруг чашку или сигарету держал в руках человек, стоящий ниже их по кастовому положению!).

Учитель зачитывает отрывки из религиозны законах Ману о «неприкасаемых»

«Законы Ману»

- Местожительство чандалов и швапачей(неприкасаемых) – (должно быть) вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться (другими), имуществом их (должны быть) собаки и ослы.

- Одежда их - одеяние мертвых, пища (должна им даваться) в разбитой посуде, украшение (их должны быть) из железа, и они должны постоянно кочевать

- Днем они, отмеченные по приказу царя знаками, могут входить (туда) для исполнения работ и путь уносят трупы людей, не имеющих родственников: таков порядок.

- Какое наказание ждало человека из низшей касты за неподобающее, неуважительное отношение к человеку из высшей касты?

Физкультминутка

Слайд 18 Будда, буддизм.

Сообщение учащихся «Легенда о Будде» (4 учащихся)


Легенда о Будде

Некогда в одном царстве на севере Индии у царя родился сын. Ему дали имя Сиддхартха Гаутама. Вскоре мать мальчика умер­ла, и отец решил сделать все возможное, чтобы избавить сына от тяжких жизненных переживаний. Дом вместе с садом был огоро­жен высокой стеной, Прожив в роскоши 29 лет, Гаутама ни разу не выходил за ворота. Царевич наивно полагал, что всюду живут так же беззаботно, как он.

Однажды, гуляя вместе со слугой по саду, Гаутама обнаружил, что от стены отвалилось несколько камней и в стене образовалось отверстие. Он выглянул в него и увидел дорогу, по которой брел человек. Спина его была согнута, точно он нес какую-то невиди­мую тяжесть.

Кто это? Почему он согнулся? — спросил Гаутама у своего спутника.

Это старец,— ответил слуга,— а согнулся, он от прожи­тых лет.

«Значит, и я буду таким»,— подумал Гаутама.

В другой раз через то же отверстие Гаутама увидел странное зрелище. Четверо несли на плечах носилки, в которых недвижи­мо лежал бледный человек. Сзади шли мужчины и женщины, слышался плач. Слуга объяснил царевичу, что это умерший и что все люди смертны.

Вечером того же дня Гаутама вновь подошел к отверстию в
стене. Он увидел, что по дороге идет человек и звенит колокольчиком. .

— Подойди сюда! - крикнул царевич.

— Зачем ты звенишь ко­локольчиком?

— Человек остановился, и тогда Гаутама увидел, что лицо и грудь незнакомца были в язвах и струпьях.

— Я болен заразной болезнью и звоню, чтобы люди разбегались,— отвечал; несчастный.

Так Гаутама узнал о неизбежных болезнях, старости и смерти. Он был пронзен состраданием к людям. Царевич покинул свой дом и пустился в странствия, чтобы познать людские горести. Он появлялся там, где слышались плач и стоны, поил больных, обмывал раны. Для слепых он был поводырем.

Потом Гаутама ушел в горы и стал жить один в жалкой хижи­не. Долго размышлял он о том, как избавить людей от страда­ний. А когда ему открылась истина, он спустился с гор в долину. Там были люди, словно бы ожидавшие его прихода. Им Гаутама и возвестил истину. С тех пор его стали называть Просветлен­ным — по-индийски Буддой.

Жизнь наполнена страданиями, учил Будда. Причина страда­ний в невыполнимых желаниях. Все стремятся к счастью, к любви, к богатству, к власти. Для большинства эти желания недостижи­мы, и это причиняет людям боль. Только поняв ничтожность и не­выполнимость человеческих желаний, можно освободиться от страданий, от страха перед болезнями, старостью и смертью. Толь­ко этим путем можно достигнуть блаженного состояния успоко­енности — нирваны.

Будда умер в глубокой старости. Его учение было обращено к простым людям независимо от того, на каком языке они гово­рили, к какой касте принадлежали, каково было их имущество. Будда утверждал, что достоинство человека не зависит ни от его происхождения, ни от, того, богат он или беден. Будда призывал людей не лгать, не посягать на чужое имущество. Но, как из­вестно, земля и богатства принадлежали богачам и рабовладель­цам. Будда не призывал вернуть труженикам того, что у них было отнято. Он призывал отказаться от желаний. Отказ от же­ланий означал отказ от борьбы, примирение с несправедливыми порядками.

Со временем почитатели Будды стали считать его богом.


Беседа

- В чем суть учения Будды?

- Как учение Будды помогало держать угнетенных в подчинении?

Учащиеся записывают в словари понятие «буддизм».

Буддизм – одна из мировых религий, возникла в Древней Индии.

Слайд 19 Ашока (рассказ)

Индийская мудрость

Изобретение шахмат и цифр. Индийские йоги.

  1. Закрепление изученного материала.

Игра «Угадайка».

Учитель предлагает детям вытащить из «чудесного ящичка» по одной игрушке разного цвета. Они соответствуют цветам индийских каст: белый, красный, желтый, черный. Касту неприкасаемых олицетворяет игрушка серого цвета.

Задание: отгадать, какая это каста и коротко охарактеризировать.

Игра «Данетки»

  1. Имя бога, создавшего в Индии касты, - Брахма? (да)

  2. Из ступней Брахмы создана каста воинов? (нет)

  3. Жрецы были самой важной и самой главной кастой? (да)

  4. Индийцы принадлежали к определенным кастам с самого рождения? (да)

  5. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую (нет)

  6. Неравенство между кастами казалось индийцами естественным? (да)

  1. Подведение итогов. Выставление оценок.

  2. Д/з § 21




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!