СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок победы "Бронепоезд №2 за родину"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бронепоезд №2 за Родину как символ вклада Брянска в Победу.

Просмотр содержимого документа
«Урок победы "Бронепоезд №2 за родину"»

Рекомендовано к публикации

Заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ №66

__________________ /С.П. Кошарная/




Бронепоезд № 2 «За Родину» - как символ вклада Брянска в победу в Великой отечественной войне.


Опыт тематического внеклассного мероприятия

Тришкин Борис Викторович

Учитель географии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №66» г. Брянска


При подготовке внеклассных мероприятий посвященных Великой отечественной войне очень хочется от штампов и шаблонов, найти, что то новое. При подготовке «Урока Победы» стояла задача отразить роль Брянщины в годы войны. Рассматривая тему в таком контексте невозможно обойти партизанское движение, зверства нацистов на Брянской земле и подвиг сынов нашей земли на фронтах Великой отечественной войны. Но есть одна тема, которая мало освещена даже в научной литературе – это история создания и боевого пути Бронепоезда №2 «За Родину!».

Тема заинтересовала еще и тем, что можно выстроить метапредметные связи с экономической географией России. Подчеркнуть индустриальное значение региона, его роль в национальной экономике.

Цель урока: Показать подвиг советских людей в годы Великой отечественной войны

Задачи урока:

- Изучить вклад Брянщины в общую победу над фашизмом;

- Выделить роль Брянска как индустриального центра в обеспечении обороны страны;

- Сформировать у учащихся более глубокие знания о данном периоде истории;

- Стимулировать у учащихся активную познавательную деятельность.

Оборудование: фото из архива, предметы солдатского быта: котелок, пилотка, фляжка, вещмешок.

Участники: «эксперт историк», «технический эксперт», «военный эксперт»

Ход мероприятия: Оргмомент, краткое вступительное слово, представление участников.

«Эксперт историк»:

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, а в середине августа 1941 года фашисты вторглись на территорию Брянщины, в октябре была оккупирована вся территория Брянского края.

Одновременно с эвакуацией населения и материальных ценностей велась напряженная работа по формированию партийного подполья и партизанских отрядов. На территории оккупированных районов Брянщины действовали 27 партизанских бригад, около 200 партизанских отрядов и подпольных организаций. В антифашистском движении участвовало свыше 60 тысяч человек. Ими было проведено более тысячи боевых операций, истреблено свыше 100 тысяч вражеских солдат и офицеров, пущено под откос 993 эшелона противника с живой силой и техникой, разгромлены десятки фашистских штабов, комендатур.

17 сентября 1943 г. в сводке Советского информбюро прозвучало сообщение об освобождении г. Брянска и г. Бежицы войсками Брянского фронта при содействии партизан. К концу сентября вся территория Брянщины была освобождена.

За два года немецкой оккупации около 130 тысяч человек были казнены и замучены, в том числе 8- тысяч мирных граждан и 30 тысяч военнослужащих. 163 тысячи мирных граждан Брянщины были угнаны в Германию или страны фашистского блока и большая их часть погибла в концлагерях.

Весь край лежал в руинах. Враг разрушил все промышленные предприятия, более 70% жилого фонда в городах и 85 тысяч домов колхозников. Уничтожил 930 населенных пунктов, 2930 колхозов и 23 совхоза и 47 МТС. Ущерб, причинный гитлеровцами народному хозяйству Брянщины. составил 23,5 млрд. рублей (в старом денежном исчислении).

«Технический эксперт»: Промышленность брянщины перешла на военные рельсы.

В начале Великой Отечественной войны коллективы трех родственных заводов — Ворошиловградского имени Октябрьской революции, брянского «Красный Профинтерн» и Коломенского завода тяжелого машиностроения решили построить своими силами в неурочное время два бронепоезда, вооружить их, укомплектовать добровольцами и передать фронту.

Первый бронепоезд был быстро построен на Коломенском заводе. Рождение второго, названного «За Родину!», началось на заводе «Красный Профинтерн». Но фронт быстро приблизился к Брянску, и в августе 1941 года бронеплощадки, броневые листы, материальная часть, предназначенные для бронепоезда, были погружены на железнодорожные платформы и отправлены в Ворошиловград, на завод имени Октябрьской революции. Сюда же прибыли и некоторые специалисты.

Бронепоезд № 2 "За Родину" строился на основании постановления ГКО № 287 сс от 26 июля 1941 года на заводе "Красный Профинтерн" в Брянске, а заканчивался (после эвакуации последнего) на заводе имени Октябрьской революции в Ворошиловграде.

Бронепоезд (бепо) состоял из бронепаровоза Ов № 4376 типа ПР-35 и бронеплощадок № 601 и 602 типа ПЛ-37, при этом на последних провели усиление брони бортов путем экранировки. Кроме того, для усиления вооружения бепо "За Родину" получил две частично бронированных платформы с установленными на них открыто (за щитами) 107-мм орудиями образца 1910/30 года на тумбовой установке (они предназначались для тяжелых бронеплощадок типа ПТ-38, спроектированных еще до войны) и платформу ПВО с пулеметами ДШК.

Таким образом бронепоезд был грозным оружием, по сути мобильной крепостью.

«Военный эксперт»:

В начале октября 1941 года бронепоезд был отправлен в распоряжение войск Южного фронта. Его боевые позиции располагались на участках Родаково—Дебальцево, Дебальцево—Чернухино, Дебальцево—Боржиковка — Алмазная.

Первый бой с противником произошел в районе станции Дебальцево-Сортировочная. Бронепоезд прорвался на территорию, занятую фашистами, и, курсируя на линии Алмазная—Дебальцево—Депрорадовка, вел артиллерийский и пулеметный огонь по живой силе и технике врага.

Враг нес ощутимые потери от внезапных огневых начетов крепости на колесах. Сам бронепоезд тоже часто попадал под жестокий огонь противника, но, умело маневрируя, выходил из этих обстрелов невредимым и без потерь.

Позже бронепоезд поступил в распоряжение командующего 18-й армии, некоторое время действовал в районе станции Заповедная, защищая железную дорогу Ростов—Москва. Выполнив задачу, вновь вернулся на землю Донбасса, на станцию Мануиловка.

Почти ежедневно бронепоезд совершал свои рейды, сея смерть среди фашистов. Не обходилось и без потерь. В одной из разведок в конце ноября погибли разведчики Петрунин, Конохов, Шевченко, Богатырев, наткнувшись на засаду немцев километрах в 7—8 от Дебальцево.

В конце ноября 1941 года части Красной Армии успешным наступлением освободили от гитлеровцев свыше 30 населенных пунктов. Вместе с ними действовала и команда бронепоезда «За Родину!»

Фашисты не оставили намерения покончить с бронепоездом. Вскоре они бросили против него 15 самолетов. Повреждения оказались серьезными, и бронепоезд пришлось отправить на завод имени Октябрьской революции для капитального ремонта. Здесь быстро устранили повреждения, поставили новую броню. После ремонта бронепоезд «За Родину!» продолжал громить немцев на участке Голубовка—Попасная, взаимодействуя с артиллерией 261-й стрелковой дивизии 12-й армии.

Летом 1942 года положение на Южном фронте осложнилось. Наши войска, понеся в боях тяжелые потери, отходили на восток. С ними двигался наш бронепоезд. Ранним утром 15 июля над бронепоездом появились немецкие самолеты и начали его бомбить. Три бомбардировщика зенитчики бронепоезда сбили. Но бой был неравным.

Это был последний бой бронепоезда «За Родину!». В нем погибло большинство членов экипажа. Оставшиеся в живых бойцы влились в армейские части и продолжали борьбу за окончательную победу над врагом.

В этом налете на бронепоезд участвовало 39 самолетов 14 в первой волне, 25 во второй, согласно структуре люфтваффе того времени это была целая авиационная группа состоящая из трех эскадрилий.

Вместо резюме. Проведенное мероприятие вызвало живой отклик у ребят и поставило новые вопросы, которые можно реализовать в рамках проектной деятельности учащихся, частности: тактика применения бронепоезда №2 в составе отдельного бронедивизиона №64, с какими предприятиями Брянщины сотрудничал «Красный Профинтерн» при строительстве бронепоезда, от куда поставлялось вооружение и много других более узких исследовательских вопросов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!