СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Подготовка к ОГЭ и итоговому собеседованию по русскому языку".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок подготовки к ОГЭ и устному итоговому собеседованию в 9 классе. Новизна урока заключается в комбинировании заданий из блока подготовки к устному итоговому собеседованию и заданий ОГЭ. В работе использовался текст о Ю.А. Гагарине. К данному тексту были разработаны тестовые задания в форме ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Подготовка к ОГЭ и итоговому собеседованию по русскому языку".»

Подготовка к ОГЭ и устному собеседованию.

Цели и задачи:

Цель урока:

1) формировать умение работать с предлагаемым текстом;

формировать умение находить верные ответы на вопросы ОГЭ 2018, связанные с работой над предложенным текстом:

2) повторить изученный материал разделов «Орфография. Пунктуация»

повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, умение применять их на практике, подготовка к сдаче экзамена по русскому языку;

3) развивать творческие возможности учащихся, вырабатывать навык работы над тестовой частью ГИА;

4) воспитательные: воспитывать любовь к чтению, уважение к слову, воспитывать любовь к родному краю.

Задачи:

1)образовательные:  расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение  самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и  структурной связностью;

 2)развивающие:  развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

3)воспитательные:   формирование таких нравственных качеств учащихся,   как ответственность, осознанное отношение к учению, бережное отношение к природе.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа.

Средства обучения: компьютер, презентация, памятки.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, экологией. Анализ текста, работа над формулировкой понятия нравственного характера к сочинению-рассуждению задания 15.3 части 3 и его комментария.

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства  - Microsoft Word, Microsoft Power Point и другие  для подготовки материала к уроку и самостоятельной работы учащихся. Компьютерная презентация к уроку.

Тип урока: урок комплексного применения полученных знаний.

Форма проведения урока: урок-практикум.



Ход урока.

Ӏ. Организационный момент.

1. Запись даты, темы урока в тетрадь.     

2. Эмоциональный настрой.

II.Работа по подготовке к устному собеседованию.

Задание 1. Чтение текста.

Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этой фотографии. Это Юрѝй Алексѐевич Гага̀рин (1934–1968) – первый космонавт.

Выразительно прочитайте текст о Юрии Алексеевиче Гагарине вслух.



У Вас есть 2 минуты на подготовку.



Кандидаты в первый отряд космонавтов набирались среди военных лётчиков-истребителей по решению Сергея Павловича Королёва, считавшего, что именно эти лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления. Их было 20 молодых лётчиков, которых готовили к первому полёту в космос. Юрий Гагарин был одним из них.

Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому из них предстоит открыть дорогу к звёздам. Надёжный, сильный
и доброжелательный, Юрий никому не завидовал, никого не считал лучше или хуже себя. Он легко брал на себя инициативу, работал упорно
и с удовольствием.

12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени
с космодрома Байконỳр стартовал космический корабль «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Вскоре весь мир увидел кадры кинохроники, ставшие историей: подготовка к полёту, спокойное и сосредоточенное лицо Юрия Гагарина перед шагом
в неизвестность, его знаменитое «Поехали!».

Смелость и бесстрашие простого русского парня с широкой улыбкой покорили всё человечество. Продолжительность полёта Гагарина равнялась 108 минутам. Всего 108 минут. Но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса. Юрий Гагарин был первым и останется им навсегда!

(177 слов)



III. Работа по подготовке к ОГЭ.

Задания части 2.

Задания к тексту.

Докажите, что перед вами текст.



2

Определите стиль и тип речи данного текста.



3

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет:

(А что такое эпитет?)

  1. Но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса.

  2. Продолжительность полёта Гагарина равнялась 108 минутам.

  3. Надёжный, сильный и доброжелательный, Юрий никому не завидовал, никого не считал лучше или хуже себя.

  4. Их было 20 молодых лётчиков, которых готовили к первому полёту в космос.



4

Из последнего абзаца текста выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

(Сформулируйте правило написания таких приставок).

5



Из третьего абзаца текста выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».



6

Замените словосочетание «отряд космонавтов» (предложение 1), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

(Какой частью речи в полученном словосочетании у вас будет зависимое слово?)



7

Выпишите СПП из первого абзаца текста, постройте их схемы, определите вид придаточных предложений.



8

Найдите в тексте СПП с неоднородным (параллельным подчинением), постройте его схему, определите вид придаточных предложений.

9

Как вы понимаете значение слова СМЕЛОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение.

Работа со слайдом 11.



IV. Подготовка к устному собеседованию.



Задание 2.

Монологическое высказывание

Тема «Что я могу сделать для сохранения родной природы?» (Рассуждение по поставленному вопросу)



У Вас есть 1 минута на подготовку.

Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.



Монологическое высказывание

Дайте развернутый ответ на вопрос: «Что я могу сделать для сохранения родной природы?»

Не забудьте дать ответы на вопросы:

  • Почему экологические проблемы так актуальны?

  • Как относятся люди к природе?

  • Кто должен нести ответственность за сохранение родной природы?

  • Что может сделать каждый человек для сохранения природы?



Задание 3.

Диалог



  1. Что вы знаете о Красной книге? Почему некоторые растения и животные попадают в Красную книгу? Что нужно сделать, чтобы растения и животные не попадали в Красную книгу?



  1. Должны ли в школе быть уроки экологии, чтобы развивать экологическую культуру каждого человека?



  1. Как влияет на природу развитие науки и производства?



V. Рефлексия и подведение итогов урока

– Что нового мы узнали сегодня на уроке?
– Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?
– Что особенно понравилось?

Выставление оценок за работу на уроке.
Оценки желательно поставить всем учащимся. Оценка выставляется суммарная, по результатам работы в течение всего урока.

VI. Домашнее задание:



1.Решить вариант 12, задания 2-12.

2. Дописать сочинение «Что такое смелость?» с опорой на текст варианта 12.





















































































Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Сергея Павловича Королёва, выдающегося конструктора и учёного, о Ю.А. Гагарине:



«Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее – он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее…»



Подумайте, где лучше использовать слова С.П. Королёва в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

У Вас есть 1 минута на подготовку.

Таблица 1

Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания

Баллы

П1

Сохранение при пересказе микротем текста



Все основные микротемы исходного текста сохранены

1

Упущена или добавлена одна или более микротем

0

П2

Соблюдение фактологической точности при пересказе



Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет

1

Допущены фактические ошибки (одна и более)

0

П3

Работа с высказыванием




Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично

1

Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа не уместно и/или не логично,

или

приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа

0

П4

Способы цитирования



Ошибок нет

1

Допущены ошибки при цитировании (одна и более)

0

Максимальное количество баллов за всё задание

4



Речевое оформление заданий 1 и 2 оценивается совместно.


Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (Р1)

Г

Соблюдение грамматических норм

Баллы


Грамматических ошибок нет.

1

Допущены грамматические ошибки (одна и более).

0

О

Соблюдение орфоэпических норм



Орфоэпических ошибок нет,

или

допущено не более одной орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением).

1

Допущены орфоэпические ошибки (две и более).

0

Р

Соблюдение речевых норм




Речевых ошибок нет,

или

допущено не более трёх речевых ошибок.

1

Допущены речевые ошибки (три и более).

0

Иск.

Искажения слов



Искажений слов нет.

1

Допущены искажения слов (одно и более).

0

Максимальное количество баллов

4





Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберите одну из предложенных тем беседы.






Тема 1.



Увлечение (на основе описания фотографии).

Тема 2.


Поход (экскурсия), который запомнился мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта).


Тема 3.  


Всегда ли нужно следовать моде? (рассуждение по поставленному вопросу)




У Вас есть 1 минута на подготовку.

Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.



Тема 1.  Увлечение



Опишите фотографию.


Не забудьте описать:

  • место и время года, изображённое на фотографии;

  • одежду девушки;

  • занятие девушки;

  • лицо девушки.





Тема 2.


Интересная поездка.

(Повествование на основе жизненного опыта).

(В.19, стр. 80)













Тема 3.  



Что я могу сделать для сохранения родной природы? (Рассуждение по поставленному вопросу)

(В. 17, стр. 72)















Монологическое высказывание

Дайте развернутый ответ на вопрос:

«Что я могу сделать для сохранения родной природы?

























Тема 1.  Летний отдых



Опишите фотографию.


Не забудьте описать:

  • время и место действия;

  • занятие ребят;

  • их внешний вид;

  • общую атмосферу события и настроение участников.























МБОУ Матвеево-Курганская сош №3 имени Героя Советского Союза

А.М. Ерошина













Урок русского языка в 9 классе

Подготовка

к устному собеседованию и ОГЭ







Хиврич Н.Г., учитель

русского языка и литературы

высшей категории













2018 год