СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок подготовки к написанию сочинения – рассуждения на тему «Бескорыстие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока отвечает всем требованиям ФГОС. Материал включает все изменения в ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Урок подготовки к написанию сочинения – рассуждения на тему «Бескорыстие"»

Тема урока: Урок подготовки к написанию сочинения – рассуждения на тему «Бескорыстие»;

ЦЕЛИ:

1.Обучающая:Подготовить обучающихся к написанию сочинения на тему «Бескорыстие».   

2. Развивающая: Способствовать развитию мыслительной деятельности, устной и письменной речи обучающихся, совершенствованию умения работать со справочной литературой.

2.Воспитательная:Создать условия для повышения интереса обучающихся к учебному процессу и способствовать воспитанию чувства любви к Родине.

2.ЗАДАЧИ

1.Повторение композиционных и стилистических особенностей сочинения –рассуждения;

2.Отбор и структурирование фактического и языкового материала к сочинению-рассуждению на тему «Бескорыстие»;

3. Составление плана сочинения-рассуждения;

4.Организация решения учебной проблемы в совместной деятельности с учителем, индивидуально и в группах;

5. Классификация языковых средств по сфере их применения;

6.Мотивация обучающихся на устное и письменное выражение патриотических чувств: почитания подвига прадедов в годы войны, гордости за настоящее своей страны; почитания материнского подвига, подвига за веру.

 

3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

1.      Предметные.

Знание композиционных  и стилистических особенности сочинения-рассуждения публицистического стиля речи;
- умение отбирать и структурировать фактический и языковой материал для текста сочинения-рассуждения  в публицистическом стиле речи.

2.Метапредметные

-решение учебной  проблемы в совместной деятельности с учителем и сверстниками;

-работа индивидуально и фронтально;
-составление  плана высказывания-рассуждения;
 - классификация языковых средств по сфере их применения.
3.Личностные-

- - осознание  взаимосвязи  языка и речи на основе текста как продукта речевой деятельности;
- выявление  зависимости выбора языковых единиц от цели, типа и стиля речи планируемого высказывания.

Оборудование:  ноутбук, презентация «Подготовка к сочинению-рассуждению,  Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. «Толковый словарь русского языка».


.

 Ход урока.

I. Организационный момент.

1) Приветствие учащихся. Постановка цели урока.

Учитель:

Сегодня на уроке мы с вами продолжим работу по подготовке к написанию сочинения-рассуждения. А именно написание сочинения – рассуждения 13.3 Определённый опыт у вас уже имеется.

Итак, мы продолжаем работать над алгоритмом написания сочинения-рассуждения.

II. Повторение схемы сочинения-рассуждения

Вопросы классу:

1. Какова схема построения сочинения-рассуждения? (слайд)

-Тезис.

-Аргументы (доказательства)

-Вывод.

2. Учитель: Что такое тезис?

Тезис– это положение, утверждение, которое требуется доказать. (слайд )

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод–это заключение, итог проведённого рассуждения


Учитель: Проблемное задание « Определите свой маршрут»

Учитель: Возникает вопрос: а что нам нужно для дальнейшей работы, что необходимо для того, чтобы написать хорошее сочинение - рассуждение?

Ответы детей:

1. Ознакомиться с текстом.

2. Правильно оформить тезис.

3. Подобрать примеры.

4. Оформить вывод.

Слово учителя: Итак, мы повторили основные понятия, необходимые нам для успешного выполнения нашей задачи.

Для анализа мы возьмём текст В.М.Песков. Песков Василий Михайлович (1930–2013) – советский писатель, журналист, путешественник..

Чтение и анализ текста:

Давайте прочитаем текст. Читая, найдите ответ на вопрос, какова тема и основная мысль данного текста.

Выразительное чтение текста учителем.

Анализ текста

Задание:

Вопрос классу:

- Какие чувства вызвал у вас текст?

Итак, читаем задание.

Читает ученик! 

15.3. Как Вы понимаете значение выражения бескорыстие? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример - аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком


Учитель:

- Откуда взялось понятие «бескорыстие»? Что это такое? Давайте разберёмся вместе.

- Подберите однокоренное слово - корысть

- Объясните значение этого слова:

Корысть является крайне распространенным явлением. Стоит отметить, что практически все люди в той или иной степени страдают от корысти. Отличается лишь форма проявления данной проблемы — у кого-то эта черта доминирует, у других проявляется лишь изредка и в более легкой форме. Здесь все во многом зависит от внутреннего устройства мышления человека и его идеалов.

Корысть — качество личности, которые проявляется в чрезмерном стремлении к получению выгоды, материальных ценностей и различных благ. Стоит отметить, что обязательным условием корысти является тот факт, что человек расценивает эти материальные потребности значительно выше моральных ценностей, при этом человек откажется совершать добрый поступок без получения соответствующей награды.

Опасность корысти заключается в методиках достижения конкретного результата. В большинстве случаев корыстные цели достигаются благодаря различным манипуляциям, обману, мошенничеству, принижению чужих заслуг. Корысть всегда идет рука об руку с такими понятиями, как жадность, алчность, эгоизм.

Одним из главных оружий корыстной личности является подлость. В том случае, если человек не может самостоятельно добиться определенных результатов, то он начинает преуменьшать достижения других людей и сослуживцев. В таком случае человек готов пойти на крайние меры, даже навредить другим людям. В ход пойдут любые способы, позволяющие дискредитировать собственного оппонента.

Примеры корысти Встречается корысть и в трудовых отношениях, когда подчиненные заискивают перед собственным начальником в угоду получения определенных выгод.

Основными признаками корыстного интереса можно выделить следующие факторы:

  • Стремление потратить минимальное количество сил для получения результата;

  • Стремление к получению благ, принадлежащих другому;

  • Использование всех доступных мер для достижения результата, включая аморальные;

  • Равнодушие к интересам других людей и негативным последствиям деятельности.

, обман, полный отказ от выполнения некоторых действий.

Мышление корыстной личности отличается следующими характеристиками: в стремлении к обогащению, её не волнуют негативные последствия, которые могут при этом наступить для других людей;

  • причинение вреда другим людям для них является своего рода «жертвой», которую необходимо принести, чтобы достичь поставленных целей;

  • как правило, такие люди не испытывают муки совести от совершенных деяний, в рамках которых могли навредить другим людям.

Выделяют следующие причины появления корыстных целей:

  • Ценностные ориентиры, которые базируются на материальных ценностях и статусе, а также положении в обществе;

  • Эгоизм, отсутствие эмпатии;

  • Разочарование в людях, детские травмы;

  • Особенности воспитания и образования;

  • Окружение конкретного человека.

Жадность проявляется только по отношению к собственному. То есть, человек во что бы то ни стало стремится сохранить имеющиеся у него материальные ценности. Мое и все.

Корысть в свою очередь проявляется по отношению к другим людям, то есть человек вступает в отношения сугубо для получения выгоды. При этом никакие моральные ценности и привязанности не работают.

Стоит понимать, что когда человек постоянно стремится заполучить как можно больше материальных ценностей, он становится жертвой собственных целей и желаний. Рано или поздно он осознаёт, что материальные ценности не являются главенствующими в жизни, что есть вещи гораздо важнее. Но такое осознание, как правило, приходит слишком поздно, когда хорошие отношения с дорогими людьми уже не вернуть.


- Итак, мы рассмотрели первую часть вашего сочинения.


Учитель: С чего обязательно должно начинаться сочинение?

Формулируем тезис

Что такое тезис?

Тезис – толкование, или определение какого-либо данного для анализа слова

Тезис поможет сформулировать ответ на вопрос «Как я это понимаю?»

Учитель: Итак, что такое дать толкование? Давайте определим, что же требуется от ученика?

Дать толкование слова – раскрыть понятие (

значит … дать характеристику

сказать другими словами

установить смысл слова

Учитель: Существует несколько способов толкования слов.

Какие способы толкования слов мы взяли за основу?

Ученик: Основные способы толкования слова. 

- Синонимический

- Способ отрицательного определения

- Описательный способ

- Начать с вопроса и ответа на данный вопрос

- Начать с небольшого рассуждения об актуальности и жизненности этого этического понятия


Цель синонимического способа заключается в том, что неизвестное или непонятное слово раскрывается тождественным по значению или близким словом – синонимом.


Способ отрицательного определения – это способ толкования слова путём указания таких свойств предмета или явления, которые у него отсутствуют. Эти определения не только разграничивают значение слов, но в известной мере открывают их новые свойства, поскольку отсутствие каких-либо свойств также является существенной характеристикой.


Описательный способ – это способ, при котором необходимая информация выражается описательной частью, которая выражена чаще всего придаточным предложением, реже определительными оборотами.


Начать с вопроса и ответа на данный вопрос.

. Что такое бескорыстие? На мой взгляд, это –

Итак, порассуждаем.

Учитель: Как можно дать толкование слова, используя синонимический способ


Учитель: Как начать с небольшого рассуждения об актуальности и жизненности этого этического понятия


Клише для вступления


  • Попробуем разобраться в смысле этого понятия.

  • Попробуем определить данное слово.

  • На мой взгляд, … - это …

  • По моему мнению, … - это …

  • Мне кажется, что … - это …

  • Я думаю, что … - это …

  • Что такое …? Попробуем над эти поразмышлять. Я считаю, что …

  • В моём понимании … - это …


Учитель: А далее? После того, как дано толкование слова, нам надо подумать о возможном комментарии.

Учитель: в чём состоит задача комментария?

Ученик: разъяснить, пояснить, охарактеризовать высказывание.

Учитель: как это можно сделать?

Ученик: Вот, например, через такую систему вопросов. Вопросы, помогающие оформить комментарий.

Комментирование определения (слайд)

Вопросы, помогающие оформить комментарий:


  • Что мне ещё известно об этом слове (явлении, свойстве человека, черте его характера и т.п.)?

  • Чем существенным я могу дополнить это определение?

  • Какое ключевое слово или словосочетание в определении мне хотелось бы пояснить?

  • Какое значение ключевых слов мне хотелось бы уточнить? и др.



Вернёмся к содержанию текста.

Учитель:

Почему герой рассказа с первого дня сумел завоевать расположение хозяйки?

Учитель: Для Поликарповны какие принципы оказались важнее?

Ученик:

1. Для Поликарповны материальные ценности оказались важнее духовных.

2. Она предаёт веру своего постояльца в возможность бескорыстных человеческих отношений.

3. Трифон Петрович был добрым и отзывчивым человеком. Он верил в то, что Поликарповна не такая, как все ее соседки, и то, что она не "поведется" на деньги. К сожалению, он потерял веру в нее, потому что она ему отказала в жилье  и взяла новых постояльцев, которые заплатили ей больше денег. 

4. Рассмотрим предложения 11-12. Люди стали корыстными и начали преследовать свои цели для достижения выгоды, совершенно забывая о человеческих отношениях.



После ответов 

- Это был пример из прочитанного текста.

- Второй аргумент – это пример из жизненного опыта.


Учитель: Что такое аргументы из жизненного опыта?

Ученик:

- Исторические факты

- Общественно – значимые вопросы, обсуждаемые в обществе ( в СМИ)

- Высказывания известных философов, литераторов, художников…

- Высказывания специалистов в какой – то области (психологов, социологов, педагогов…).

- Примеры из читательского опыта.

- Результаты личных наблюдений (частные случаи)


Учитель: Лучшим опытом являются прочитанные книги.

Назовите жизненные ценности героев литературных произведений.


Чудесный доктор

Доктор Пирогов из рассказа Александра Куприна «Чудесный доктор» — прекрасный пример бескорыстного и отзывчивого человека. Встретив в зимнем парке расстроенного, отчаявшегося главу семейства Мерцаловых, доктор не смог пройти мимо. Его сердце подсказало, что человек попал в беду. Несмотря на свои дела, доктор начал расспрашивать у Мерцалова, что у того произошло, а потом без лишних разговоров поехал к нему домой.

В подвале доктор бесплатно осмотрел жену и больного ребенка Мерцаловых, выписал рецепт, да еще и оставил семейству несколько крупных купюр. Уходя, он даже не сказал Мерцалову свою фамилию, когда тот захотел отблагодарить своего спасителя, — мол, пустое.

Чудесный доктор не ожидал ничего взамен, он сделал все это по доброте душевной, хотя услуги доктора стоили в то время недешево. Благодаря бескорыстному, великодушному поступку Пирогова в семью Мерцаловых снова вернулась удача.


Аргументы из литературы


Учитель: Перед вами клише для аргументационной части. Они не только помогают оформить аргументы. Они ещё берут на себя функцию своеобразных мостиков, логических переходов, что делает сочинение связным и цельным.


Клише для аргументационной части (слайд)


  • Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (примерах из текста).

  • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту.

  • В тексте (фамилия автора ) можно найти пример, подтверждающий мою мысль ( мой тезис ).

  • Предложение … подтверждает мысль о том, что …

  • Примеры (слово - понятие ) можно встретить и в жизни.

  • В подтверждение приведу пример из жизни.



Учитель: Переходим к заключению, или выводу

Напомню, что вывод не должен вступить в противоречие с тезисом и аргументами.

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Учитель: в чем задача заключения?

Ученик: подвести итог, обобщить сказанное.

Учитель: Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

Учитель: Начать заключение можно вводными словами

значит, итак, следовательно, таким образом (слайд)

или речевым клише

мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного и т.д.


Учитель: Используйте алгоритм для написания сочинения – рассуждения 15.3, который поможет структруировать ваш текст


Алгоритм для написания сочинение - рассуждения 13.3., который поможет структруировать ваш текст


1. Прочитайте задание. Сформулируйте определение слова, данного в задании. Прокомментируйте тезис – определение. Напишите вступление.


2. Найдите в тексте один пример, подтверждающий данное Вами определение.

Отметьте номер нужного ( - ых) предложения ( - ий).

Запишите один пример из текста (можно указать № предложения или цитату), подтверждающий данное Вами определение (используйте речевые клише).


Вспомните и запишите один пример из Вашего жизненного опыта. Если нет примера из жизни, найдите ещё один пример из текста.

Оформите примеры – аргументы с помощью речевых клише и с соблюдением норм пунктуации.

3. Рассуждение завершите выводом. Помните, что вывод должен быть созвучен тезису.


Чтение получившихся работ.


Рефлексия. Итак, подведем итоги.

- Чем занимались на уроке?

- Какие навыки вы приобрели сегодня на уроке?

- Где вы сможете применить полученные знания?


Учитель: Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение на тему: «Что такое бескрысие», по предложенному тексту. Индивидуальное задание: проверить работу, выставить баллы по критериям.

- пишет комментарий к данному тезису;

- приводит первый аргумент;

- приводит второй аргумент;

- пишет вывод.


Учитель: кроме того работаем по критериям оценивания сочинения (самооценка) раздать критерии


1)Что такое бескорыстность? Бескорыстность – это отсутствие у человека стремления к собственной выгоде. Такой человек делает добро не ради признания. Чтобы доказать правоту своих слов, приведу пример из текста В. М. Пескова.

Перефразировать абзац

В данном тексте мы видим пример бескорыстности в людях. Ребёнок повествует о том, как долго хотел книгу, но после покупки она была утеряна в вагоне дачного поезда. Все в вагоне вместе с мальчиком радовались покупке и с интересом смотрели в книгу, а после поездки обнаружилась пропажа. Сосед мальчика пообещал достать книгу и вернуть ее. Люди, жертвуя свои деньги, слали ребёнку книги. Ещё и ещё, и так много одинаковых. Мы видим искреннюю бескорыстность и доброту, небезразличие к чужому горю. Все они хотели помочь не ради благодарности, а просто так.

Перефразировать абзац

Второй пример приведу из произведения А. Куприна «Чудесный доктор». Доктор делает добро для обедневшей семьи. Он лечит детей, помогает. И делает это не ради славы или признания, а по доброте душевной и бескорыстно.

Перефразировать абзац

Таким образом, на примерах мы видим, каких людей можно назвать бескорыстными. Они делают добро просто так, не ожидая благодарности. Бескорыстные поступки способны совершать только отзывчивые люди с добрым сердцем, которые стремятся помочь просто потому, что кому-то эта помощь необходима.

Перефразировать абзац

Оценка: 4 (195 слов)


2) Бескорыстность – это способность делать людям добро от чистого сердца, без личной выгоды, не требуя за это никакого вознаграждения. Бескорыстность характеризует человека с положительной стороны, потому что обладатель этого качества щедр, добр, внимателен к окружающим.

Перефразировать абзац

В тексте В. М. Пескова идёт речь об одном случае из детства рассказчика. Однажды в поезде совершенно случайно очень ценная для него книга упала между двойными окнами вагона. Достать её не удалось, хотя на помощь пришли все пассажиры, и герой расстроился до слёз. Чтобы как-то утешить ребёнка, неравнодушные взрослые пообещали достать книгу и вернуть по почте. На удивление рассказчика через несколько дней после происшествия почтальон стал приносить один за другим одинаковые пакеты. Оказалось, что добрые люди купили точно такую же книгу и выслали рассказчику по почте. Этот случай заставил мальчика понять, что на свете много бескорыстных людей, которые готовых помочь, не ожидая за это никакой награды.

Перефразировать абзац

Вспоминается также история, описанная А. Платоновым в рассказе «Юшка». После смерти главного героя его земляки узнали, что на протяжении многих лет он бескорыстно помогал одной сироте. Сначала Юшка поместил девочку в московское семейство, а потом отдал в школу с пансионом. Каждое лето он приходил проведывать свою подопечную и приносил деньги на весь год, чтобы она жила и училась. Благодаря Юшке сирота закончила университет и стала врачом. Так бескорыстный поступок героя А. Платонова показал людям, что на самом деле он был человеком добрым и щедрым, а не бесполезно проживающим жизнь, как они считали раньше.

Перефразировать абзац

Таким образом, бескорыстность – это ценное нравственное качество, которое мы должны развивать в своём характере.