СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок подготовки к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В плане представлены разнообразные формы и методы работы на уроке. Урок развивающий и воспитывающий.

Просмотр содержимого документа
«Урок подготовки к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе.»



Тема: Подготовка к устному собеседованию в 9 классе

Цели урока:

  • (образовательная) совершенствовать речевую культуру учащихся; смысловой анализ текста, обучение приемам понимания текста, подготовка к устному собеседованию.

  • (развивающая)  формировать у учащихся представления о необходимости соблюдения норм литературного языка;

  • (воспитательная) воспитывать  отношение к русской речи как к нашему национальному достоянию, чувство патриотизма.

  • Педагогические технологии:

  • Здоровьесберегающие,

  • Технология сотрудничества,

  • Информационно- коммуникативные,

  • Проблемная технология,

  • Технология критического мышления.

Оборудование. Цитаты великих писателей, философов о слове и языке:

1 Мотивация к учебной деятельности

- Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, так как на нем вы будете готовиться к экзамену, который называется Устное собеседование. И самая главная задача на данном этапе обучения -подготовиться к устному собеседованию.

Работа с тетрадями Что написано на доске? Незаконченное предложение

2 Задание: продолжите фразу ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ 2 предлож.

И прокомментировать каждое понятие

Чтобы хорошо сдать экзамен, нужно не лениться, нужно не опускать руки; нужно работать качественно; не бросать начатое дело ,быть коммуникабельным, грамотно строить речь, избавляться от комплексов.(объяснение значения слов)

«Чтобы добиться успеха в жизни, нужно стремиться к самосовершенствованию, быть целеустремленным. быть оптимистичным.( объяснение значения слов)

Разбор СПП и схема.

3 Сегодня мы будем работать над 1 и 2 заданием экзамена

Что они из себя представляют?

4 Вспомним все этапы экзамена:

1. Выразительное чтение текста

2. Пересказ текста и вставка цитаты

3. Составление монолога

4. Диалог с экспертом

Какие умения, на ваш взгляд, помогут пройти данную процедуру?

1 это и умение выразительно читать.

2 умение включать цитату,

3 умение выделять главное и передавать содержание

4 это умение находить микротемы



5 СОСТАВЛЕНИЕ СЛОВАРЯ часто употребляемых слов на уроке по теме «Текст»

Записываем в тетрадь.

6. Работа с текстом.

Перед этим прочитайте Памятка к чтению текста

Запомните критерии оценки чтения текста

1 умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;

2 умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;

3 хорошая дикция, ясное, чёткое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

4 Правильность чтения (соблюдение норм) выражается в том, что ученик не должен допускать замены, пропусков, перестановки, добавления, искажения, повторов букв (звуков), слогов и слов, ошибок при постановке ударения в словах.

7. Интонационная функция знаков препинания

Точка

Показывает завершение мысли и законченность предложения. Спокойное понижение тона к концу предложения и сравнительно длительная пауза.

Восклицательный знак

Передаёт соответствующую интонацию. Указывает на целевое назначение предложения.Требует энергичного выделения ударного слова с помощью повышения голоса.

Вопросительный знак

Передаётся с помощью повышения голоса на ударном вопросительном слове вопросительного предложения. К концу вопросительного предложения голос понижается.

Многоточие

Показывает, что мысль не закончена; характерна интонация незавершённости высказывания. Требует длительной паузы.

Запятая

Показывает, что мысль не закончена. Соединительная пауза, которой предшествует повышение голоса на ударном слове.

Точка с запятой

Разделяет и в то же время соединяет в одно целое части сложного предложения.Означает соединительную паузу. Голос понижается, но паузы короче, чем перед точкой.

Тире

Показывает, что следующие за ним слова или даже предложения раскрывают то или иное понятие. В словах, стоящих до тире, голос повышается, а после тире — понижается. Требует значительной паузы.

Двоеточие

Означает, что определённый отрезок мысли завершён, ноДолжна быть соединительная логическая пауза перед поясняемой частью и

Скобки

Служат для дополнительного пояснения, уточнения авторской мысли, второстепенного замечания.Взятое в скобки произносится тоном ниже, а после скобок голос опять возвращается к прежнему звучанию.

Кавычки Выделяют иное значение слова, начало прямой речи или цитаты. Цитата произносится выше или ниже основного текста и с некоторым замедлением темпа речи на цитате, чтобы выделить цитируемые слова.

Абзац Расчленяет текст с целью выделения его компонентов. Выделяется удлинённой разделительной паузой.

Посмотрите на фото. О ком текст?

8. А что вы знаете из биографии Ю.Гагарина? Я задавала домой задание…узнать о космонавте. 1 ученик рассказывает

А что связывает Гагарина с Саратовым? 1 ученик

А какие памятные места есть в нашем городе, связанные с его именем?

Чтение текста про себя

Кандидаты в первый отряд космонавтов набирались среди военных лётчиков-истребителей по решению С.П. Королёва, считавшего, что именно эти лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления. Их было 20 молодых лётчиков, которых готовили к первому полёту в космос. Юрий Гагарин был одним из них.

Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому из них предстоит открыть дорогу к звёздам. Надёжный, сильный и доброжелательный, Юрий никому не завидовал, никого не считал лучше или хуже себя. Он легко брал на себя инициативу, работал упорно и с удовольствием.

12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконỳр стартовал космический корабль «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Вскоре весь мир увидел кадры кинохроники, ставшие историей: подготовка к полёту, спокойное и сосредоточенное лицо Юрия Гагарина перед шагом в неизвестность, его знаменитое «Поехали!».

Смелость и бесстрашие простого русского парня с широкой улыбкой покорили всё человечество. Продолжительность полёта Гагарина равнялась 108 минутам. Всего 108 минут. Но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса. Юрий Гагарин был первым и останется им навсегда!

ЧТЕНИЕ ВСЛУХ 2 ученика

УЧИТЕЛЬ: ЗАМЕЧАНИЯ ПО ЧТЕНИЮ ТЕКСТА

12 Чтение скороговорок с логическим ударением

Карл у Клары украл кораллы.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.  

Чайничек с крышечкой

Крышечка с шишечкой

Шишечка с дырочкой

Из дырочки пар идёТ!

ДЕТИ читают свои скороговорки

9. УЧИТЕЛЬ: Я заметила. Что есть трудности в чтении числительных 40,90.100, от 500 до 900

Повторяем склонение числительных. Записываем

У числительных 40, 90, 100 две формы. На доске

3) При склонении сложных количественных числительных от 50 до 80, от 500 до 900 и от 200 до 300 изменяются обе их части.

Труднее всего склоняются числительные с сотнями: триста, шестьсот, восемьсот.

И.п. семьсот — семь нот

Т.п. семьюстами — семью нотами

От 50 до 80

От 200 до 400

От 500 до 900

И.п.

семьдесят

четыреста

восемьсот

Р.п.

семидесяти

четырёхсот

восьмисот

Д.п.

семидесяти

четырёмстам

восьмистам

В.п.

семьдесят

четыреста

восемьсот

Т.п.

семьюдесятью

четырьмястами

восемьюстами

П.п.

(о) семидесяти

о четырёхстах

(о) восьмистах

4) У составных количественных числительных изменяется каждое слово.

Склоняем числительное шестьсот девяносто шесть

И.п.шестьсот девяносто пять

Р.п.шестисот девяноста пяти

Д.п.шестистам девяноста пяти

В.п.шестьсот девяносто пять

Т.п.шестьюстами девяноста пятью

П.п.о шестистах девяноста пяти



РАБОТА НАД ПЕРЕСКАЗОМ

Не забудьте вставить цитату в текст.

В каком абзаце по смыслу нужно употребить ее?

Прочитаем, что получится?

Запишем в виде тезисов себе ключевые слова. Подготовка.

ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА

Трудно расставлять ударение в некоторых словах..для этого нужно чаще смотреть в словарь ..как произносить слова

10 Расставить ударения в словах, не  забывая о грамматических нормах русского языка

НА карточке 1 ученик с листочка
аэропорты банты шарфы торты сливовый
свекла дозвонится клала рвала красивее оптовый договор танцовщица сироты каталог бармен


11 Сейчас очень уместна  Игра «Переводчик». Вы очень любите иностранные языки.
Заменить в тексте все иноязычные слова русскими

Стагнация – застой, затухание, снижение
мониторинг – контроль, проверка
локальный – местный
бестселлер (от англ. best seller — «продаваемый лучше всех») 
бренд – марка
креативный - творческий идентичный – одинаковый
импонирует – симпатизирует
эволюция – развитие
шарм – очарование
триумф –успех
антракт – перерыв
диалог – беседа
оптимистический – жизнерадостный

13 УПРАЖНЕНИЯ НА УДАРЕНИЕ

•За труд не нужно забывать учителей премировАть.

•Из Парижа привези нам на окна жалюзИ,
И оттуда ж тОрты отправь в аэропОрты!

•А у нашей тёти Веры на уме одни афЕры.

•Объявление: «По средАм я пою для милых дам».

•Долго я ждалА гостей и приятных новостЕй.

•Исинбаевой взятА была и эта высота.

Меня мама балов Ала, словно куклу одевала.

Нам сегодня три ключа от дома нового вручАт!

Вывод из урока:

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ

Вадим Сергеевич Шефнер



  Это так, а не иначе.

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче, 

Но беднее стала речь.


Гаснет устная словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.


Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.


Ты их выпусти оттуда, 

В быт обыденный верни,

Чтобы речь - людское чудо - 

Не скудела в наши дни. 

Д/З Прочитать дополнительно о М.Ломоносове.

Подготовить рассказ устно .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!