СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "подлежащее" 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта по русскому языку для 8 класса, по теме : "Подлежащее. Способы выражения подлежащего"

Просмотр содержимого документа
«Урок "подлежащее" 8 класс»

Урок русского языка в 8 классе.

Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего»

Цели:

образовательные:

- расширить знания о подлежащем как о главном члене предложения;

- повторить способы выражения подлежащего, познакомиться с новыми способами

- совершенствовать умение находить подлежащее в предложении и определять способ его выражения;

развивающие:

- развитие познавательной активности учащихся;

- развитие внимания, памяти, критического мышления;

- развитие умения самостоятельно работать с информационным текстом (выбирать информацию, обосновывать свой выбор, систематизировать материал и графически его представить);

- развитие речи учащихся;

воспитывающие:

- воспитание интереса к предмету;

- воспитание умения работать  в группе.

Оборудование урока: карточки с информационным текстом, с предложениями; презентация,

Ход урока

I ВЫЗОВ

– Откройте тетради, запишите число.

1Прием «Верите ли вы, что…»

– Итак, первое задание «Верите ли вы…».

1. Предложение – это единица синтаксиса.

2. Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.

3. В русском языке фиксированный порядок слов.

4. Предложения с одним главным членом называются односоставными.

5. День чудесный. – двусоставное предложение.

6. В предложении Отец построил дом. Подлежащим является существительное дом.

7. Подлежащее может быть выражено местоимением

– Проверим ответы и поставим плюсы, если ответы совпадают.

– На полях поставьте себе баллы по количеству плюсов.

– Объясните, почему 2 и 6 утверждения неправильные.

2. Формулирование темы.

– Вы, наверное, уже догадались, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.

– Запишем тему в тетрадь.

3. Таблица З – Х – У

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)




– А сейчас нам нужно вспомнить все, что мы знаем о подлежащем.

– Начертите в тетрадь таблицу З-Х-У и заполните 1-й столбик.

– Можно совещаться с товарищами.

5. Проверка записей. (по группам, по очереди)

– Мы вспомнили все, что знали о подлежащем. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Что мы туда напишем?

5. Прием «Корзина идей»

– А как вы думаете, чем еще кроме существительного и местоимения может быть выражено подлежащее? Какой частью речи? Вспомните части речи и подумайте, какая из них могла бы быть в предложении подлежащим. Посовещайтесь в группе.

– Итак, собираем «корзину идей» (1-я группа, 2-я группа, 3-я группа)

II ОСМЫСЛЕНИЕ

– Хорошо, идеи собрали, теперь их нужно проверить. Как будем проверять?

– Для начала давайте прочитаем информационный текст, используя прием «Инсерт».

1. Работа с информационным текстом. Прием «Инсерт»

Текст

Маркировка

Термины «подлежащее» и «сказуемое» по отношению к главным членам предложения были введены М.В. Ломоносовым.

Подлежащее – значит «лежащее в основе предложения». Оно отвечает на общий вопрос: о чем? (о ком?) говорится в предложении? и обозначает предмет речи. Например: Пришла щедрая Осень и раскрасила листья в оранжевые, багряные, пурпурные цвета. О чем говорится в предложении? - Об Осени. Осень – подлежащее, называет предмет речи.

Но на вопрос «О чем?» может отвечать и второстепенный член предложения – дополнение, поэтому, чтобы правильно найти в предложении подлежащее, нужно запомнить, что подлежащее всегда отвечает на вопросы именительного падежа «кто?» или «что?».

Способы выражения подлежащего различны. Чаще всего подлежащее бывает выражено существительным в именительном падеже: Листья кружились в воздухе и плавно опускались на землю.

А также местоимением в именительном падеже: Никто ничего не знал.

Место подлежащего может занять любая часть речи.

Например, имя прилагательное: Стойкий всегда побеждает.

Или причастие: Провожающие стояли у вагона.

Прилагательные и причастия, занимая место подлежащего, приобретают некоторые признаки существительных и могут перейти в разряд существительных. Такое явление в русском языке называется субстантивация.


– Что нового вы узнали из этого материала?

– Занесите новую информацию в третью колонку таблицы З-Х-У

2. Дополнить таблицу З – Х – У новой информацией.

– Какое предложение в информационном тексте вызвало у вас вопросы? (Место подлежащего может занять любая часть речи.)

– Так это или нет, мы узнаем, проведя небольшое исследование.

3. Исследование (разбор предложений)

– Найдите в предложениях грамматические основы, определите, чем выражено подлежащее.

Двое уехали в столицу.

Курить – здоровью вредить.

Завтра не наступит никогда.

В воздухе прокатилось «ура».

Анютины глазки растут в саду.

«Из» – это предлог.

– Поменяйтесь работами и проверьте по слайду. Если правильно подчеркнули подлежащее – 1 балл, если правильно определили часть речи – еще 1 балл.

– Ребята, давайте посмотрим, что мы с вами выяснили, разобрав эти предложения?

4. Дополнить таблицу З – Х – У новой информацией.

III РЕФЛЕКСИЯ – выход на применение знаний, полученных в ходе урока.

– А теперь, чтобы закрепить наши новые знания, выполним упражнение 90 из учебника.

1. Упражнение 90

2. Проверка по слайду.

– Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу по слайду и поставьте баллы.

– Давайте подведем итог и скажем, что нового узнали сегодня на уроке?

– А теперь составим синквейн на тему «Подлежащее»

3. Прием «Синквейн»

Схема синквейна:

1) Ключевое слово (существительное) – тема стихотворения.

2) Два прилагательных, характеризующих тему.

3) Три глагола, показывающих действие темы.

4) Короткое предложение (не больше четырех слов) – отношение автора к теме.

5) Синоним к ключевому слову, повторяющий суть темы на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне.

Пример синквейна

Подлежащее.

Основное, главное.

Называет, обозначает, отвечает.

Подлежащее – ключевое слово в предложении.

Предмет речи.

– Молодцы, посчитайте, сколько баллов вы набрали и поставьте себе оценку.

IV Домашнее задание: упр. 93, составить рассказ по аналогии с текстом на карточке, в котором были бы различные способы выражения подлежащего.







Отметьте предложение, в котором

подлежащее выражено:

Отметьте предложение, в котором

подлежащее выражено:

мОтметьте предложение, в котором

подлежащее выражено:

Отметьте предложение, в котором

подлежащее выражено:

Отметьте предложение, в котором

подлежащее выражено:

Отметьте предложение, в котором

подлежащее выражено:

Отметьте предложение, в котором

подлежащее выражено:




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!