СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УРОК ПОЭЗИИ «В СЕРДЦЕ НАВСЕГДА» Посвящён памяти забайкальского поэта Г.А. Головатова.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи:

-  познакомить уч-ся с личностью и судьбой забайкальского  поэта Г.А. 

   Головатова;

 - помочь уч-ся понять взгляды поэта на то, каким должен быть  поэт и  

   какой должна быть поэзия, дать  возможность «пережить» те чувства,  

   которые поэт отразил в лирике  любви, поразмышлять над  

   лирикой и понять и оценить чувство любви  поэта к Родине;

 -  развивать умение видеть образную природу слова, оттенки его значений;

 - развивать умения выразительного чтения, анализа с опорой на    

   произведения;

 - воспитывать чувства патриотизма, любви у природе и малой родине;   

  чувства уважения к автору.

 

Просмотр содержимого документа
«УРОК ПОЭЗИИ «В СЕРДЦЕ НАВСЕГДА» Посвящён памяти забайкальского поэта Г.А. Головатова.»

УРОК ПОЭЗИИ «В СЕРДЦЕ НАВСЕГДА» 10 класс Посвящён памяти забайкальского поэта Г.А. Головатова. 30.01.1940 – 22.02.2001

Цели и задачи:

- познакомить уч-ся с личностью и судьбой забайкальского поэта Г.А.

Головатова;

- помочь уч-ся понять взгляды поэта на то, каким должен быть поэт и

какой должна быть поэзия, дать возможность «пережить» те чувства,

которые поэт отразил в лирике любви, поразмышлять над

лирикой и понять и оценить чувство любви поэта к Родине;

- развивать умение видеть образную природу слова, оттенки его значений;

- развивать умения выразительного чтения, анализа с опорой на

произведения;

- воспитывать чувства патриотизма, любви у природе и малой родине;

чувства уважения к автору.


Оборудование: плакат со стихами, оформление доски, презентация о Г.А. Головатом, книга «Я есть» о поэте и сборники его стихов, оформление столов, за которыми сидят ученики (в зависимости от темы, которую они представляют), открытки со стихотворением «А у нас в Забайкалье…»


Плакат со стихами: Поэты бывают разными:

трудягами и бездельниками

здоровыми и израненными,

семейными и бездетными.

Бывают шутами базарными

и главами кабинетов…

Не могут лишь быть бездарными:

бездарные – не поэты.

Плакат со стихотворением «На сон грядущий». ( Учитель читает в конце урока)


I. Вступительное слово учителя.

 В начале шестидесятых годов на всесоюзный поэтический конкурс, объявленный газетой "Комсомольская правда", поступило несколько десятков тысяч конвертов, бандеролей и даже посылок со стихами. В этом "половодье" не оказалось незамеченным одно стихотворение, состоящее всего из  восьми строк, которое принадлежало молодому, тогда ещё неизвестному поэту из Читы Геннадию Головатому.
Стихотворение "Сила" было опубликовано в одном из номеров газеты и было удостоено первой премии за его художественные достоинства и высокую гражданственность. Причём, ни жюри, ни многочисленные читатели не знали, что его автор в результате болезни, перенесённой в детстве, лишён возможности самостоятельно передвигаться и, что строка "но-безногие могут держать оружие", имеет непосредственное отношение к нему.


Слепые не могут смотреть гневно.
Немые не могут кричать яростно.
Безрукие не могут держать оружие.
Безногие не могут шагать вперёд.
 
Но - немые могут смотреть гневно.
Но - слепые могут кричать яростно.
Но - безногие могут держать оружие.
Но - безрукие могут шагать вперёд. 

С тех пор печатался в журналах «Нева». «Пионер», «Сибирские огни», «Смена», «Дальний восток», в альманахе «Ангара». В 1965 году в Иркутске вышел первый поэтический сборник в серии «Бригада».

Вторая книга поэта «Не забыть и не вспомнить» вышла в 1968 году также в г. Иркутске.

В 1979 году в Москве в издательстве «Современник» вышел сборник, состоящий из 92 стихов под названием «Запретный плод».

В 1987 году в издательстве «Современник» вышел сборник «Два мира – в мире».

В последние годы жизни поэт готовил к печати свой сборник с условным названием «Истоки», но не успел: помешала смерть.


Его стихи вместили в себя понимание, видение мира. В них он покоряет вершины, косит травы, любит, страдает и мучается. С его стихами легче жить. Они дают силу, если плохо, - и глоток воздуха, когда нечем дышать.


Стихотворение «Ведь это счастье, чёрт возьми…»

Стихотворение «Какое чудо бытия…»


II. Ученик о тяжёлой болезни Г.А. Головатова.


Валентина Берегова. Слово о брате. (Из будущей книги Галины Рогалёвой. Альманах "Слово Забайкалья"3(4) 2008г.)
"Гена родился 30 января 1940 года в посёлке Аксёново-Зиловское Чернышевского района Читинской области в большой семье Алексея Самойловича и Надежды Петровны Головатых. Четвёртый ребёнок в нашей семье и единственнный брат пяти сестёр.(...)
И всё было хорошо, пока в 4-5 лет серьёзно не заболел. Гена стал плохо ходить. Врачи объясняли это осложнением после инфекционной болезни...."

Уже взрослым Геннадий вычитает в одном медицинском справочнике, что его случай – один на миллион. Прогрессивная спинальная амиотрофия Вердниг-Гоффмана. С такой болезнью долго не живут. Врачи предсказывали ему не более 25 лет, но прожил он 61 год.

В одном из последних интервью он сказал: «Человек рождается для совершенства… Он приспосабливается к этой жизни, находит всё более достойные средства и способы самовыражения и существования. В этом, очевидно, смысл, который я вижу. Моя задача… - достойно встретить то, что ему даётся. Я говорю себе: ну, чего ты раскисаешь? Давай, выполняй свою задачу. Ты же человек? Мне далось вот это – такое испытание мне предлагает жизнь. Надо его соответственно выполнить…»


Мне кажется, я был уже когда-то.
Но и тогда мне также не везло.
И я, оставив хижину с закатом,
ушёл во тьму, где спят добро и зло.

Менялись боги, рушились гробницы,
стирало время царства без следа.
Неведомая сила возвратиться
меня опять заставила сюда.

Услышать вновь, как дождь стучит по кровле,
как лай собачий гаснет за селом,
как за стеною кашляет корова
и петухи кричат, что рассвело.

Увидеть вновь, как улетают стаи,
а у отца всё больше седины;
увидеть мать - болеющей, усталой -
и думать: как далёко до весны!

А по весне - ещё невыносимей:
сидеть в избе и видеть лишь в окно
кусочек неба, саднящего синью, -
и ощутить забытое давно.

И захотеть опять уйти куда-то -
и не ходить (со мною моё зло!).
И вспомнить, что я был уже когда-то,
и что тогда мне так же не везло!

Валентина Берегова "Слово о брате" - из книги Галины Рогалёвой
"Когда пришло время идти в первый класс, Гена мог только сидеть. Пару недель его возили в школу на самодельнлй тележке, а потом он заболел,  начались морозы, и попытки дать ребёнку образование пришлось прекратить. ... Старшие, а потом младшие сёстры учились в школе. А Гена - по их учебникам. Читать же он начал задолго до своего первого класса. Сколько помню себя маленькой, он всегда читал мне книжки и рассказывал сказки"

Пожелание

Эти сказки цветного детства!
В них я верил. И в них я - жил.
И магического их действа
до сих пор плывут миражи.

Так пускай тебе тоже снится
вещий топот того коня...
Пусть подарят тебе жар птицу,
улетевшую от меня.


Валентина Берегова «Слово о брате» - из книги Галины Рогалёвой.

«… Когда начал писать стихи? Затрудняюсь ответить. Мне кажется, он писал всегда… И вот, когда деньки становились тёплыми, отец, приходя с работы на обед, выносил Гену на руках во двор, сажал на завалинку у дома (об инвалидной коляске тогда даже не мечтали). Это был его МИР».


Стихотворение «У людей на виду».

Я затерян, затерян

в мире звёзд и листвы!

Я не знаю, где берег

океана молвы.


И не вспомнить, откуда

я пришёл и когда?

Может, был я и буду

в мире этом всегда?


Каждый гаснущий вечер –

утро в дальних краях!

Чем же путь мой отмечен?

Чем единственный я?


Отчего мне так тесно

на просторах любых?

Может, звон моих песен –

только эхо других?


Я совсем не уверен:

сам ведом иль веду?

Я затерян, затерян –

у людей на виду.


Валентина Берегова "Слово о брате" - из книги Галины Рогалёвой
"Так он и рос - среди книг - в четырёх стенах. Родители пытались поднять сына на ноги - возили к докторам в Читу, в Новосибирск... Тщетно! Даже диагноз толком ему поставить не могли. ...Немало было допущено докторами и непоправимых ошибок. С возрастом у брата стал деформироваться позвоночник, но никто из "светил" не догадался сохранить его специальным корсетом. Да и зачем? Врачи ведь не прогнозировали Гене даже половины того, что он прожил..."

«Мальчишка»

Стены комнат – слишком

для меня тесны.

Я ж ещё мальчишка – детище весны!

Я ж ещё зелёный, жадный до всего!

Я ещё не кончил детства своего.

Мне ещё хохочет солнище, звеня…

И ещё безумство – мудрость для меня.


В 1955 году лежал в больнице в Чите. Много хороших людей встретил здесь. Многие помогали выжить, помогали жить. Понял, что хороших людей на земле гораздо больше, чем плохих.

Вот как об этом времени впоследствии рассказывал его сын Сила:

Однажды, поняв, что он стал обузой для семьи и для общества в целом, сделал петлю из веревки и уже потянулся завершать свою жизнь. Но раздался стук в дверь: это пришел сосед, который любил играть с отцом. Возможно, с тех пор шахматы приобрели какое-то большее значение для папы, чем просто увлечение… Самый шик был выиграть у отца, когда он не видел доску: ты называл свой ход, а он свой, представляя всю партию в воображении.

Валентина Берегова "Слово о брате" - из книги Галины Рогалёвой
"В 1961 году я закончила 9 класс и отец выписал нам бесплатный железнодорожный билет до Алма-Аты - там жила сестра Катя. Страшило одно - я никогда не ездила смостоятельно, и уж тем более с такой нагрузкой! ... А Гена пообещал, что я его таскать на себе не буду...
В Алма-Ате у брата был шанс впервые побывать в Союзе писателей, показать свои стихи - тогда он печатался только в "районке". Привезли мы Гену в СП (Союз Писателей). Вышел к нам поэт (фамилию уже не помню), посмотрел так пренебрежительно сверху вниз, взял листки со стихами, среди них было и ныне широко известное "Сила", которое волей случая (или судьбы) уже через два года победило в конкурсе "Комсомольской провды". Тогда же "поэт" сказал, что стихи слабые, а "Силу" - даже и стихами нельзя назвать, и что вообще писать не стоит..."


Валентина Берегова "Слово о брате" - из книги Галины Рогалёвой.
"Когда пришло сообщение о таком ошеломляющем успехе - победе во Всесоюзном конкурсе, а потом и премия поступила - 100 рублей (большие по тем временам деньги), Гена загорелся поездкой в Москву. ...И вот, получив премию, летом 1964 года он решил самостоятельно проехать по стране. Мы посадили Гену в Зилово на поезд, далее всё зависило от него самого.
Сейчас трудно поверить, что малоподвижный инвалид смог совершить такое. То ли люди тогда были другие, то ли он обладал особым даром располагать к себе всех, с кем сводила жизнь. Сказывалась, конечно, и его невероятная известность. После публикации в "Комсомолке", письма в Зилово приходили со всего Советского Союза..." Так в 23 года к нему пришла слава.

Валентина Берегова "Слово о брате" - из книги Галины Рогалёвой
"Набравшись опыта, Гена позже совершит ещё не одно такое путешествие. К примеру, однажды укатил в Магадан - поездом добрался до Хабаровска, а оттуда самолётом - на север. Там  тоже завёл друзей, один из которых доктор Олег Соловей устроил его на курорт "Талая". Побывал брат даже на Камчатке..."

III. Философская лирика.

Эпиграф: «А мне судьба сказала – червем будь!»

Символ – птица.

Бело-чёрная скатерть на столе.


Наша группа представляет философскую лирику поэта. Символом мы избрали птицу на чёрно-белом фоне. Птица – самое свободное существо на свете. Никто и ничто не может остановить её вольного полёта. И стихи

Г. Головатова вольные, свободолюбивые и прекрасные. Их звучание ,всём. Они летят к тем, кто умеет ценить их, и стремятся растопить сердца тех, кто не понимает и не ценит красоту поэзии.

Почему чёрно-белый фон? Да потому что белый – это символ чистоты, порядка в мире и в душе. А чёрный – отрицание поэтом всего плохого, уродливого, неприемлемого для духовно развитого общества. А потом, жизнь – это чередование чёрного и белого, плохого и хорошего, побед и поражений, радости и горя.

Всё это вместе составляет символ свободной философской лирики, которая стремится открыть нам мир таким, какой он есть: со всей правдивостью, опасностью и, конечно, красотой.


Стихотворение «Ведь это счастье, чёрт возьми»

Ведь это счастье, чёрт возьми:

вот так – ни за что – в бытиё!

Из недоступной чувствам тьмы –

и в жизнь! И – осязать её!


И воду пить! И солнце – пить!

И нежность пить из рук твоих!

И постигать – волну и вихрь…

Какое это счастье – БЫТЬ!



Стихотворение «А мне судьба сказала: «Червем будь!»


А мне судьба сказала: «Червем будь!»-

и перебила ноги, руки, спину;

подмяла, изуродовала грудь

и, под ноги идущим навзничь кинув,


ушла. А я – увидел над собой, -

так глубоко, как можно только в детстве,

так широко, что некуда и деться, -

не свод – один лишь воздух голубой!


И птицы в нём! Куда они летели?

Какую боль они в себе несли?

Какою жаждой сорваны с земли?

Какою тайной, вольные, владели?...


Судьба сказала: «Червем… Червем будь!»

И перебила ноги, руки, спину.

Я кулаки кусал: так остро грудь

Томила мне дорога из-за тына.


И всё твердила: «Ты – гоним. Гоним!»

Светлица в доме стала мне темницей.

А в сердце у меня взмывали птицы –

Какие дали открывались им!


IV. Любовная лирика.

Учащиеся представляют тему любви в творчестве Г. Головатова.


Эпиграф: «Все утешения друзей не сделали того, что сделала

она…»

Скатерть красного цвета.

Символ – два лебедя. Ваза с цветами.

Любовь. Сколько о ней написано и спето, но она безгранична, так как будущие поколения людей будут любить, писать и петь.

Любовь – это такое чувство, через которое проходит в своей жизни каждый человек. И у всех своя история любви, непохожая ни на какую другую.

Любовь обновляет человека, делает его духовно богаче и красивее.

Скольких поэтов, композиторов, художников, артистов любовь вдохновляла на творчество. Как многого мы были бы лишены, если бы не это прекрасное чувство. Она существовала века, она присутствует в нашей жизни, она будет жить вечно, пока живо человечество. Хочется, чтобы каждый из присутствующих пережил это прекрасное чувство и нашёл свою единственную любовь.

А теперь посмотрим, какой же видел любовь Геннадий Головатый. Стихов о любви у него много. Они разные. Но все их объединяет бережное, трогательное отношение к любимой, которая ему очень нужна и очень для него дорога.


Стихотворение «Спасибо, милая, что было

твоё «пришла», твоё «ушла».

Что город счастья подарила

и морем горе залила.



Ты этим столько мне открыла,

Так обнажила жизни суть!..

Что горе! Только закалило.

А счастье – указало путь.



Ст. «Я ничего не делаю – я занят…»


Я ничего не делаю – я занят:

с тобою встречи жду я целый день,

чтобы глаза твои поцеловать глазами

и тенью рук твою потрогать тень.

А ты придёшь – и я опять прозаик:

о чём-то будничном с усмешкой говорю…

а без тебя – на твой портрет смотрю

и – ничего не делаю, так занят!


Ст. «Пробуждение»

Я сегодня такой молодой

и, наверное, даже красивый,

потому что была ты со мной,

словно Ева с Адамом, счастливой.

О, сейчас я всесильный такой,

что, наверное, двигал бы скалы,

если б ты под моею рукой

на груди моей не задремала.


СТ. «Меж нами молчание встало»

Меж нами молчание встало –

стеклянной до неба стеною.

Я видел: ты руки ломала

В отчаяньи, что не со мною.

Беззвучное губ твоих соло

глаза мои в страхе ловили…

Такой бы трезвон был весёлый,

когда б мы ту стену рубили!


«Женщина»

Он сказал: «Ну что ж, когда-то надо…

И святая ложь – всего лишь ложь.

Я скажу тебе сегодня правду –

и, я знаю, ты меня поймёшь…»

Но она ответила: «Не надо!»

Закричала: «Лучше онемей!

Ты мне нужен – не нужна мне правда!

И молчи о ней. Молчи о ней!»


«Вместе»

Ты руку взяла мою, рядом

С коляской – моею! – шагая…

За что мне такая отрада?

За что мне преграда такая?


Ты спишь под моею рукою,

бессильной отбросить напасти.

За что же мне счастье такое?!

За что же такое несчастье?


«Расставаясь»

Видно, и ты не моя судьба –

Только один её эпизод…

Видно, не перепрыгнуть себя,

если в самом себе – «не везёт».


Много ли значил я для тебя

В тесном круге земных забот…

Видно, и я – не твоя судьба.

Может. Хоть этим – тебе повезёт?


Геннадий Головатый много работал, не жалел себя. Работа помогала ему забыть о своей болезни, вылечить которую было невозможно. Вдохновляла любовь. В 1968 году Геннадий женился. Люба Буракова была освобождённым секретарём комитета комсомола в стройуправлении, где работала младшая сестра поэта Валентина. В конце 1968 года у них родилась дочь – Ивушка, Иоанна. Судьба девочки сложилась трагически. В 9 лет она тяжело заболела. Неизлечимая болезнь протекала стремительно. И хотя Геннадий Алексеевич сделал всё возможное, чтобы спасти дочь – возил в самые известные клиники Москвы, Симферополя, Тбилиси, привлёк на помощь друзей… - исход был предрешён. Ива умерла в августе 1979 года (она училась в 3-ем классе). Умерла в Крыму, куда семья Головатых наметила перебраться ещё до болезни дочери.

Девочка, учась в начальной школе, уже писала стихи. Она была очень талантливая и одарённая. Г. Головатый писал в одном из своих стихотворений: «Выше голову, дочь, выше голову, только голову не опусти…»


Благословение


Оставив следы проталинками,

день прошёл.

Доченька моя маленькая,

будь большой!

Как день этот тёплый, солнышковый,

добрый будь.

И выходи весёлушкою

в долгий путь.


Для поэта это была невосполнимая потеря.

Евгений Евтушенко писал о том, сколько морально горбатых ходит по земле, но они живут, а этому прекрасному человеку судьба шлёт испытание за испытанием».


V. Тема родины

Учащиеся представляют тему родины.

Родина для Г. Головатова – это не только большая страна Советский Союз, которую он изъездил вдоль и поперёк, несмотря на то, что был в инвалидной коляске. Но это ещё и родное Забайкалье, и Аксёново- Зилово, где он вырос. Где бы он ни был, куда бы ни забросила его судьба, лейтмотивом его желания были строки «Всё равно я однажды в Забайкалье сбегу».

Мы подготовили несколько стихов на тему Родина.

А у нас в Забайкалье

А нас в Забайкалье
сопки - малиновые!

Вы небось и не знаете,
что такое - багул?
Вы напрасно стараетесь
жизнь мне сделать малиною,
всё равно я однажды
в Забайкалье сбегу.


Там,  над Белым Урюмом
в воду смотрятся пристально
лозы гибкие - гибкие...
И кукушки грустят.
Там весной на заре
небо чистое-чистое!
Перелётные птицы -
как на праздник летят.


А леса там какие!
Роднички да развилочки.
Березняк непролазный.
А орешник в горах!..
Там - с красивым названием
Аксёново-Зиловское -
мой посёлок рассыпался
на пяти берегах.


Палисадники там

от черёмухи ломятся,

и над станцией виснет –

с тарелку – луна.

И девчонки поют –

так, что мучит бессонница…

И такая потом

настаёт тишина!


А стоять на мосту –

деревянном, прошорканном –

слушать воду,

следя переливы огней…

Или – в поле уйти

к еле слышимым шорохам,

встретить грустных,

никем не хранимых коней…


А чуть свет – пастухи

засигналят особенно,

свои дудки жестяные

прицепив к поясам.

И охотник-любитель

на «мотике» собственном

пса прокатит – на зависть

неохотничьим псам.


Солнце бросит лучи

в склоны сопок малиновые…

Если б раз вы увидели

на рассвете багул!

Здесь бессильны мои

описания длинные,-

просто я в Забайкалье

Однажды сбегу.


«Маленькая родина моя»

Маленькая родина моя!

С лужами по улицам – посёлок.

Под окном – картошка. Да подсолнух –

в море огорода – как маяк.


Он совсем случайно здесь пророс.

И никто, никто его не холил.

Просто как-то бросили на волю,

с шелухою, семечко – в навоз.


Так же ли и я – случайный плод?

Или, по неведомым законам,

властвующим в мире заоконном,

стал необходимым – мой приход?


Родина огромная моя, -

Города твои, поля, заводы,

малые, великие народы! –

для чего, скажи, родился я?


VI. Тема творчества (т.е. поэта и поэзии)

Представление учащимися темы поэта и поэзии. Характеристика стихов.

Скатерть 3х цветов:

белый – символ надежды,

зелёный – символ жизни,

розовый – символ нежности.

Символ – гитара.

  1. «Мои стихи».

Всё! Не сдержать: проклюнулись – стихи.

Они давно мне грудь не бередили.

И вдруг, обычно робки и тихи,

Они меня - средь ночи – разбудили.


Они ютились где-то в глубине –

На самом дне схолонувшего сердца…

Проклюнулись! Птенцы… Их – по весне

Я выпустить хотел на солнце греться.


Пусть, думал я, пойдут на зеленя,

пусть радуются радуге над речкой;

поставлю на крыло – и без меня:

кто в ближний лес, кто далеко-далечко.


Я думал так: закончу вот дела,

Отдам стихам всё время и свободу.

Но, видно, раньше их пора пришла,

Не согласуясь с временами года.


И вот я в руки птёнышка беру:

«Куда ж ты, неразумный, в эту стужу?

Да и по неотросшему перу

я вижу: чуть взлетишь, тебя завьюжит…»


Я говорю, боюсь его пустить,

а он – всё крылышками бьёт, всё рвётся:

«Пусти! Пусти меня! Пусти… Прости – и!»

Окрепнет ли в пути иль разобьётся?


  1. «Сегодня я не тот, что был вчера»

Сегодня я не тот, что был вчера.

Могу ли знать, каким я буду завтра?

Вдруг налетят холодные ветра

иль оттепель распустится внезапно?

Погода настроенье создаёт.

А в нём – залог покоя и метаний.

Вдруг женщина любимая уйдёт –

и женщинам я верить перестану?


Философом пророчили мне стать,

вдруг – стих, другой, а там и «карты в руки».

А в детстве – я любил отцов верстак

и книги рвал тайком на самокрутки.


Великая случайностей игра!

Чья мета глубже – праздника иль будней?

Здесь я не тот, что был вчера,

Ещё не тот, каким я завтра буду.


  1. «Старею?»

Старею? Или, может быть, серею?

Да всё равно: в итоге – что ни год –

Тусклее краски; запахи беднее

и скрипка – реже сердце достаёт.


Но слово – всё острей пронзает слово!

В поэзии, как в детстве, я могу

увидеть мир новорождённым снова,

поверить в солнце, спавшее в стогу…


Геннадий Головатый
1. Кому делать стихи?

Поэты бывают разными:
трудягами и бездельниками,
здоровыми и израненными,
семейными и бездетными.
Бывают шутами базарными
и главами кабинетов...
Не могут лишь быть бездарными:
бездарные - не поэты.


2.Зачем делать стихи?

Затем, чтоб опыт передать -
неповторимый опыт.
Ну, скажем эту благодать -
весенний конский топот.
Она не в топоте самом,
а в эхе сердца звонком.
И представление о нём
ни кисть не даст, ни плёнка.

3. О чём делать стихи?

О насущном хлебе,
о земных делах.
О горах, о небе,
об иных мирах.
О волне под ветром,
о стреле в мишень...
И при всём при этом -
Только о душе.

4. Из чего делать стихи

Делай стихи из простого:
из ненависти и любви,
из радости точному слову,
из опыта предков в крови.
Не делай стихов из жажды
прославиться, удивить...
Занятен кораблик бумажный,
да только куда в нём плыть?

- А теперь просто послушаем стихи Г. Головатова.

«Какое чудо бытия»

Какое чудо бытия:

неповторимы навсегда –

ольховый лист, в реке вода,

твои слова и песнь моя!


Неповторимы облака…

И канут миллиарды лет,

но полевых цветов букет –

не повторить в твоих руках.


И зов твоих тревожных глаз,

и этот – слышишь – дятла стук,

и эта капля с неба вдруг,

и лес – такой, как он сейчас, –


неповторимо! Никогда!

Как дар, я каждый миг ловлю,

и потому тебя люблю,

то ты – со мной не навсегда.


Какое чудо бытия!

«Я не старый…»

Я не старый, я просто усталый.

Мне бы к бабкам в деревню уйти.

Отоспаться бы на сеновалах.

Заскучать по большому пути.


И на свеженькой утренней зорьке,

от избытка нахлынувших сил,

вдруг признаться какой-нибудь Зойке,

что навеки её полюбил…


Только – бабки мои приказали

долго жить. И оставили мне

лишь мечту о степном сеновале –

о счастливой, как детство, стране.


«Завещание»

Сын мой! Царствуй, трудись,

донкихотствуй –

сам найди своё дело и толк.

Кровь же предков продолжить

в потомстве –

это долг перед ними, твой ДОЛГ.

Только плоть их навеки истлела.

Души их – в твоих генах слились.

Жизнь от них получивший и тело,

вместе с ними – в потомках продлись.

Завещаю в наследство, как пращур,

не работу, иконы, рубли,

но лишь имени честь. И – бесстрашье

честью править свои корабли.

Настоящее счастье – запомни! –

Соучастье с другими, в других.

Каждый день твой да будет заполнен

светом радости лиц дорогих.

Да не минут тебя и несчастья –

неудачи, потери и страх:

чтоб и сердцем принять мог участье

в тех, кто терпит нужду или крах.

Чтоб к здоровью, открытиям, встречам,

вызнав цену их, вызнать пути,

чтобы с мудростью в жизненный вечер,

как с отвагою в утро войти.


Стихотворение «Спасибо, милая, что было

твоё «пришла», твоё «ушла».

Что город счастья подарила

и морем горе залила.



Ты этим столько мне открыла,

Так обнажила жизни суть!..

Что горе! Только закалило.

А счастье – указало путь.


Спасибо, милая, что было…»



Что судьба ни сулила бы мне,

я готовлю себя к неудачам,

как солдата готовят к войне,

чтобы не был врасплох он захвачен.


А когда неожиданно встречу –

вместо пропасти - поле в цвету,

лишь скорее пойму красоту

и восторженней счастью отвечу.



VII. Последние годы жизни.


Летом 2000 года Г.А. Головатый приехал в посёлок Яблоново из Москвы с сыновьями Романом и Силой. Сбылось: «… всё равно я однажды в Забайкалье сбегу».

Статья «Возвращение к истокам» Владимира Русака (воспоминания о поэте).


Ст. «Возвратившийся»


Я долго жил в краю чужом,

тоской по родине томим.

И путь мой к дому был тяжёл,

и вдохновенна встреча с ним.


Но здесь, в родном краю, в кругу

друзей, любимой и семьи –

всё почему-то берегу

сухой кусочек той земли.


О стихах поэта. Слово учителя.


22 февраля 2001 года ушёл из жизни человек, оставив нам в наследство свою душу и сердце.

Г. Головатый – поэт ясных, возвышенных мыслей, светлых лирических раздумий, облечённых в такую же ясную форму. В его стихах нет неоправданной усложнённости, и в то же время им присуща метафоричность, духовная экспрессия. они не лишены драматической направленности, мучительных поисков истины.

Вы увидели, что стихи Г. Головатова посвящены вечным темам: любви и ненависти, творческому поиску и сомнениям, мужеству, природе, любви к Родине. Как всякий настоящий поэт, он вносит в эти темы свои ноты, цвета, передаёт ритмы своего времени.


Завещание поэта нам, живущим.

Ст. «На сон грядущий»

Уютной ночи вам! Бесшумной тёплой ночи.

Пусть вам приснятся радостные сны.

А если кто из вас и снов не хочет –

пусть крепко спит, как тополь до весны.


И пусть вас встретит радостное утро,

и солнце тёплой лаской опахнёт,

и ветер – непоседливый и шустрый –

вам в души страсть к движению вдохнёт.


И пусть под ноги бросятся дороги,

и пусть из рук не выпадут дела,

и никакие чёрные тревоги

не омрачат, - и – будет даль светла!


VIII. Заключительное слово учителя


Читая стихи Головатова, понимаешь, чувствуешь, они задевают струнку в душе, которая, казалось, замерла навсегда. Она звенит… От этого удивительное настроение. Понимаешь, что многое надо успеть… Ещё раз признаться кому-то в любви. Помириться с другом. Кому-то сказать «прости».

Его стихи вместили в себя понимание, видение мира. В них он покоряет вершины, косит травы, любит, страдает и мучается. С его стихами легче жить. Они дают силу, если плохо, - и глоток воздуха, когда нечем дышать.

А ещё поражает мужество этого человека, который, ежедневно претерпевая физическую боль, не очерствел душой, н озлобился на мир и людей, а ещё, может быть, больше, чем мы, здоровые, ценил и любил всё, что его окружает.

Хотелось бы ещё больше узнать об этом человеке, познакомиться со всеми его поэтическими сборниками, почитать воспоминания его современников – тех, кто знал его. Работал и общался с ним.


IX. Слово юным корреспондентам, участникам кружка «Журналистика».


- Поделимся своими впечатлениями об услышанном, о поэте, творчестве, вас самих.


Интервью

Начало. Конец.


- Каких забайкальских поэтов вы - Какое впечатление произвели

знаете? на вас стихи Г. Головатова?

- Знаете ли вы о Геннадии - Какое ст. понравилось больше

Головатом? всего?

- Как вы относитесь к творчеству -

поэта? Когда вы впервые познако-

мились с его творчеством?

- Поводили ли вы со своими учениками
урок, посвящённый творчеству этого
поэта? (Если нет – хотели бы провести?)

- Кого из участников мероприятия вы бы

отметили как лучшего чтеца стихов

Г. Головатова?

- Что бы вы хотели пожелать учащимся

нашей школы в дальнейшем

изучении литературы?


- Пусть напоминанием о сегодняшнем внеклассном мероприятии послужат вам эти маленькие сувениры, приготовленные нами от души. (Ученики дарят присутствующим самодельные открытки с нарисованным багульником и стихотворением «А у нас в Забайкалье…»)


Итог урока: присутствующие делятся впечатлениями об уроке.



































САМОАНАЛИЗ внеклассного мероприятия


Цели образовательные:

  1. дать представление об одном из представителе литературы Забайкальского края – Геннадии Алексеевиче Головатом;

  2. восстановить в памяти уч-ся то, что они уже знают об этом поэте;

  3. дать общее представление о биографии и творчестве Г. Головатова;

  4. познакомить уч-ся (а для некоторых расширить имеющиеся знания) со стихами поэта.

Воспитательные:

  1. воспитывать патриотизм, любовь к родному краю и родине через стихи Г.А. Головатова;

  2. воспитывать чувство гордости за выдающегося земляка;

  3. Воспитывать интерес к литературе родного края и отдельным её представителям.

Развивающие:

  1. развивать логическое мышление, внимание, память, читательскую интуицию.


Участники мероприятия: представители разных классов: весь 10 и 11 классы, двое из 9 класса (я там не работаю), причём, один из них меня упрашивал взять его, 8 человек из 8 класса (это мальчики, которых вообще можно было насобирать по школе для чтения стихов), 9 человек из 7 класса (я там веду только русский язык) и девочка из 6 класса.


Форма мероприятия: урок поэзии в форме круглого стола.

Время и место: в классном помещении урок или больше, я не считала, что будет нарушением, если по времени получится больше урока).

Оборудование: проектор, экран для проектора, колонки для воспроизведения звука, презентация, таблички с эпиграфами для каждой темы творчества поэта, доска с записями по теме, распечатки стихотворения, аксессуары, с помощью которых ребята представляли выбранную тему, выставка книг поэта, открытки со стихотворением «А у нас в Забайкалье…» на память о сегодняшнем уроке поэзии.

План мероприятия:

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.

  3. Презентация (по ходу мероприятия).

  4. Выступление учащихся.

  5. Привлечение юных корреспондентов (элективный курс «Журналистика»).


Целенаправленность.

Мероприятие направлено на расширение кругозора

школьников в области литературы Забайкалья. Я выбрала тему, которая 1) непосредственно связана с литературой Забайкалья; 2) предполагает углубление знаний в области литературы.

Обращение к Геннадию Головатому соответствует этим требованиям. Очень часто можно столкнуться с тем, что школьники не знают писателей, поэтов своего родного края, хотя они внесли немалый вклад в литературу нашей страны в целом, в том числе и Геннадий Головатый. Мы с 10 классом над этим работаем.

Литература Забайкалья не изучается на уроках в школе. Поэтому обращение к краеведческому материалу позволяет реализовать такие задачи, как воспитание патриотизма, любознательность. В связи с этим была проведена большая работа.

В прошлом году с 9 и 11 классами мы проводили такое мероприятие. В качестве гостей были приглашены 6 и 10 классы. Всем очень понравилось. А девочки даже вошли в контакт с сыном поэта Силантием, и он их внёс в список своих друзей. Далее последовала просьба провести ещё что-то подобное. Просьба была исполнена. Сейчас мы не повторяем то, что было в прошлом году, за исключением нескольких стихов, самых, на мой взгляд, лучших.

Была выбрана форма Круглого стола, интересная для учащихся, предполагающая, что все будут участвовать.

При подготовке учитывала индивидуальные особенности, способности каждого. Нужны были мальчики, особенно для темы любви. Их, можно сказать, нет. Пришлось взять из того, что есть. Поэтому подбирала такой биографический материал и стихи, которые были бы интересны и доступны для учащихся. Готовились с удовольствием, отнеслись довольно ответственно. Интерес к мероприятию достигался следующим:

  1. никого не загоняла, привлекала только желающих;

  2. использовались средства наглядности (презентация, стихи, желающие из 7 класса делали открытки на память);

  3. привлекла юных корреспондентов, воспользовавшись элективным курсом «Журналистика» (7 класс);

  4. работали со стихотворными текстами;

  5. совместных репетиций не проводила, урок не тренировала, чтобы не убить интереса к нему, чтобы на самом мероприятии учащиеся всё происходящее воспринимали как в первый раз;

  6. обращение к биографии, это всегда интересно детям, особенно детские годы;

  7. были привлечены воспоминания современников, тех, кто знал поэта лично.

Во время проведения была создана доброжелательная атмосфера, поддерживалась дисциплина.

Результативность.

Считаю, что цели мероприятия были достигнуты. Учащиеся были ознакомлены с фактами биографии и особенностями творчества Г.Головатова. Подготовка к мероприятию вызвала явный интерес у детей. В целом мероприятие вызвало положительный эмоциональный отклик, о чём свидетельствуют их высказывания после его окончания и общий настрой во время подготовки и проведения.

Польза от мероприятия: расширен общий кругозор, получены знания о поэте и поэзии, не включённой в школьную программу. Интересно содержание, включающее новизну и опору на уже имеющиеся знания (для 10 и 7 классов). Развитие памяти, внимания, поддержание высокого уровня самостоятельности.

Во время проведения мероприятия выявлен ряд недостатков: очень бедная книжная выставка. Не выдержано время, хотя я не ставила целью, что мероприятие будет по времени равняться уроку.

Об остальном скажут присутствующие учителя.



ЮНКОР ЮНКОР

Бревнова Виктория Пляскина Валерия



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!