СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок – поэзия души «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX и XX веков» Учитель русского языка и литературы: О. И. Атанасова

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок – поэзия души «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX и XX веков» Учитель русского языка и литературы: О. И. Атанасова»

Мастер-класс по литературе

Урок – поэзия души

«Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX и XX веков»

Учитель русского языка и литературы: О. И. Атанасова

Цели: познакомить учащихся с поэзией XIX-XX веков, почувствовать единство человека и природы, увидеть в поэзии совершенство и красоту природы, а значит , и мира; способствовать нравственному восприятию через восприятие лирического текста; воспитывать любовь к родной природе.

Форма проведения урока: может быть разной: коллективной, групповой, индивидуальной.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентации, тексты стихотворений.


Не секрет, что у современных школьников падает интерес к книге и чтению. Этому способствует ряд объективных и субъективных причин: компьютеры, видео, сотовые телефоны, занятость родителей, пропаганда фоно записей книг. Как возродить интерес к живому слову писателей и поэтов? Как нам кажется, это один из актуальных вопросов сегодняшнего образования. Ведь от умения работать с книгой зависит успех изучения всех предметов. Именно поэтому важно мотивировать учащихся на аналитическое чтение русской классики.

Мое внимание привлек раздел учебника литературы «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX и XX веков». Подборка стихов показалась мне интересной: она позволяет не только познакомить ребят с замечательным русскими поэтами, но еще раз обратиться к лирическому произведению, показать, что у каждого из поэтов свое видение окружающего мира и природы, даже если их стихи можно объединить тематически.

Мой небольшой рассказ о поэте , помогает учащимся представить поэта как человека, как личность, делает его творчество более понятным. Например, говорю о том, что Я. П. Полонский был неплохим художником, учился в Италии. Его стихи как будто созданы кистью живописца, нет ни одного лишнего мазка, все ясно и точно в его поэтических картинах природы. Ребят заставляет задуматься история жизни и ранней смерти И. С. Никитина, случай, определивший всю жизнь поэта Е. А Боратынского, и т. д.

Цель первого урока - «Осень в стихотворениях русских поэтов» - показать, что каждый из поэтов находит свои, неповторимые образы для передачи впечатлений и чувств. К примеру, стихотворение «Листья» Тютчева.

- В чем его особенность?

Оно написано от первого лица, от имени листьев, срываемых с веток безжалостным ветром. Короткая строка как будто передает трепет и дрожь последних листочков, еще держащихся на ветках. Множество восклицательных предложений передают остроту переживаемого момента – конец осени, близкое дыхание зимы. Выясняем, что дало обращение к первому лицу: стихотворение приобрело пронзительность и правдивость.

Прежде чем обратиться к стихотворению А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…» разъясним отдельные выражения, непонятные шестиклассникам: «слышится тонко взывающий рог», «зов глашатая медного», «мертвые, что мне листы», «странника бедного нежно приветствуешь ты». Обращаюсь с вопросом:

- Как пишет об осени Фет?

Этот вопрос только кажется легким, т. к. чувство поэта не определены («В лесу одному шумно, и жутко, и грустно, и весело, я ничего не пойму»).

Картина осеннего листопада похожа на тютчевскую: «Ветер. Кругом все гудет и колышется, / Листья кружатся у ног». А вот «Мертвые листы» противопоставлены живым, чувствующим листьям Тютчева.

В стихотворении Фета возникает совсем другой лирический образ. Какой? Что представляют ребята? Голые деревья, опавшие на землю листья, безжизненный лес, но вдруг где – то слышится звук охотничьего рога, и понимаешь, что с наступлением зимы жизнь природы не прекращается, она в этом звуке, раздавшемся как привет «Бедному страннику». Поэтому и не производят гнетущего впечатления «мертвые листы» под ногой, а само стихотворение полно жизнеутверждающей силы. Сопоставление этих произведений помогает ребятам почувствовать разницу поэтического мира Тютчева и Фета.

Далее логично обращение к стихам И. С. Никитина «Встреча зимы» и А. Н. Майкова «Осень».

- Какой предстает поздняя осень у Никитина?

Мы видим дождь в окна, туман над землей, сумрачный лес. Но вот выпал снег!

- Какие впечатления производит эта перемена в природе на лирического героя? Он поражен.

- Как передает поэт свою радость от обновления природы? Находим простые, незатейливые художественные средства : «воздух легок и чист», «снег лежит полотном», «смотрит весело лес», «и на ветках берез, как алмазы горят, капли сдержанных слез».

- А какова осень в изображении Майкова? Обобщая ответы детей, говорю, что в его произведении соединились чувства восхищения природой, свойственные Фету, и трепетное , священное отношение к ней Тютчева.

Отмечаем, что каждый из поэтов, говоря о природе, использует в стихах олицетворение.

- Почему?

Для сопоставительного анализа возьмем стихотворение Полонского «По горам две хмурых тучи…» и Тютчева «Неохотно и несмело». Они о грозе. Выясняю восприятие лирического пейзажа Полонского. Какое художественно-изобразительное средство преобладает в этом стихотворении? Почему автор построил все стихотворение на олицетворении? В че особенность видения природы Полонским?

Ребята приводят примеры олицетворения и говорят о том, что поэт одушевляет природу, потому что она близка и понятна ему.

Стихи русских классиков позволяют убедиться в том, что природа выступает для поэта как источник вдохновения. Такая работа над лирическим не только дает знания о поэте и его лирике, но и обогащает духовно.

Я вам предлагаю фрагмент урока, на котором, как мне кажется, удалось создать мотивацию к восприятию и осознанию стихотворения.

- Итак, мы погружаемся в мир прекрасного. Природа – великий созидатель. Она творит красоту и гармонию окружающего мира. Искусство, учась у природы, созидает свою картину мира. И эта картина может быть не менее прекрасной и удивительной. Художник владеет красками, музыкант – нотами, а поэт – словом. Слово звучит, как музыка, словно рисует образы, как художник.

Поэтому, я очень часто, эти уроки провожу в виде интеграции: музыка + живопись + литература, литература + история и т. д.

Урок литературы с элементами интеграции на тему: «Родная природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева, Е. А. Боратынского и в музыке С. В. Рахманинова».

  1. Беседа о «Вокализе» С. В. Рахманинова и о его жизни.

Мы начали урок с музыки Рахманинова. Прослушав эту композицию я прошу ответить на вопросы.

- Как называется это произведение? («Вокализ»)

- Что такое вокализ? (Запись на доске и в тетрадях: вокализ – песня без слов).

- Что вы представляете себе, слушая эту музыку? ( Природу, широту полей, раздолье степей, богатство лесов, ширину рек).

- Как вы думаете, почему в вокализе нет слов? (Они не нужны так как все понятно без слов).

Далее рассказ о жизни и творчестве С. В. Рахманинова.

  1. Рассказ о поэзии Баратынского.

И, пробужденный вдохновеньем,

Природу снова обниму…



Один из учеников познакомит нас с биографией поэта и прочтет его стихотворение.

«Стансы»

Судьбой наложенные цепи

Упали с рук моих, и вновь

Я вижу вас, родные степи,

Моя начальная любовь…

- Что объединяет поэта и композитора? (Они оба любят тамбовский край, природу родного края, восхищаются ее красотой, чувствуют себя счастливыми среди родных далей).

- Кто желает прочитать стихотворение Боратынского о природе родного края?

3. «Поэт русской природы»

Так называли русского художника XIX в. И. И. Левитана его современники. А. П. Чехов считал его лучшим русским пейзажистом.

- Кто такой пейзажист? ( Это художник, рисующий пейзажи)

Пейзаж-это рисунок, изображающий виды природы, а также описание природы в литературном произведении.

Рассмотрим картину Левитана «Весна - большая вода»

- Какова композиция картины? (Композиция – это построение. На переднем плане мы видим стоящие в воде березки, вода залила их во время весеннего половодья. На заднем плане виднеются сельские постройки, некоторые из них тоже залитые водой).

- Каков ритм картины? (Движение еле-еле чувствуется)

- Какие краски использует художник? (Коричневые и голубые). Коричневый-цвет земли, тепла, он согревает душу. Голубой цвет у Левитана – это цвет надежды на лучшее.

- Какое чувство хочет передать зрителю? (Радостное)

- Какие строки из стихотворения Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист…» созвучны репродукции картины Левитана? Прочитайте их.

- Что различного в этих двух произведениях? (Ритм. В стихотворении быстрый, стремительный, а на репродукции картины медленный, спокойный).

- Давайте прослушаем романс Рахманинова «Весенние воды» на стихи Ф. И. Тютчева. Какую весну изображает Рахманинов: тихую, спокойную или яркую, радостную?

Слушаем романс.

- Какую картину весны вы увидели у Рахманинова? (Радостную, яркую).

- Какому произведению наиболее созвучно настроение и содержание романса: Стихотворению Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист…» или репродукцию Левитана «Весна – большая вода»? (Стихотворению).

- Какие строки это подтверждают? («Шумят ручьи»)

4. Стихотворение Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело».

Итак, мы переходим ко второй поэтической страничке.

«Созвучье полное в природе» (Ф. И. Тютчев)

Открываем учебники и знакомимся со стихотворением Тютчева «Неохотно и несмело». (Один из учащихся, подготовленных, читает выразительно)

- О чем это стихотворение? (О том, как начинается и проходит гроза)

- Какова основная мысль стихотворения? (Автор учит видеть и наблюдать красоту природы).

- Назовите основные образы? (Автор и собирательный образ природы: солнце, туча, земля).

- Что происходит между основными героями стихотворения? (Автор включает себя в мир природы, он как бы ее часть, но наблюдает борьбу солнца и тучи, выражает смятение, т. Е. тревогу земли через тревогу своей души)

- Можно ли соотнести происходящую борьбу в природе с человеческой жизнью? (Да, человек тоже преодолевает трудности в жизни, борется с невзгодами и от этого становится счастливым, видит в этом смысл жизни)

- Какие изобразительно – выразительные средства вы нашли? (Олицетворения: солнце смотрит, земля принахмурилась, струя молнии пробилась ).

- Каким размером написано стихотворение? (Хорей- это двусложный размер стиха с ударением на первый слог).

- В чем созвучие человека и природы в стихотворении? (Состояние противоборства, происходящее в природе, созвучно состоянию души героя, борющегося с невыгодами жизни).

Прослушивание стихотворения Ф. И. Тютчева в исполнении А. С. Смирнова.

- Определите на слух, с помощью каких изобразительно-выразительных средств автор рисует живописную картину осени? (Дивная пора, день как бы хрустальный, лучезарны вечера…)

- Как поэт относится к родной природе?

5. Прослушивание романса Рахманинова «Сирень».

Внимательно читая стихотворения Баратынского и Тютчева, мы смогли увидеть одну из главных тем русской лирики – тему любви к родной природе, родному краю.