Урок МХК в 10 классе
Урок-поиск
Путешествие в Элладу.
Цели урока:
а) обобщить и систематизировать знания учащихся о культуре Древней Греции, закрепить знания об основных видах древнегреческого искусства, о влиянии античной культуры на мировую художественную культуру, формировать эстетическую грамотность учащихся;
б) развивать художественный вкус, интеллект, логическое мышление, творческие способности учащихся, навыки поиска и переработки информации, умение анализировать и применять найденную информацию, эмоционально воспринимать шедевры мирового искусства, умение рассуждать, работать в группах, умение выступать перед аудиторией;
в) воспитывать уважение к мировому культурному наследию, творческое восприятие и оценку произведений искусства.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, ЭОР «Золотой век Афин. Практическая работа», презентации «Достижения греческой культуры», видеосюжеты «Красивая греческая музыка», «Осип Мандельштам. Бессонница. Гомер. Тугие паруса», Интернет-ресурсы, ноутбуки для учащихся, оборудованная доска, листы с информацией о Серебряном веке, энциклопедии.
Записи на доске:
Урок-поиск «Путешествие в Элладу»
Зачем нам Золотой век чужой Эллады, если есть Серебряный век родной России?
Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости. А.С. Пушкин.
Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства; без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь. Ф.М.Достоевский.
Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не изучил его, то всякое красноречие является напрасным усилием. Римский оратор Цицерон.
Ход урока:
Организационный момент. Перед уроком звучит греческая музыка в современной обработке (видеоролик «Красивая греческая музыка»). Взаимное приветствие.
Введение в тему урока. Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы с вами завершаем путешествие по стране, которая всегда вызывает интерес у любого образованного человека, культура которой занимает особое место в мировой истории, на культурное наследие которой опирается в своем последующем историческом развитии человеческая цивилизация в целом, в особенности культура народов Европы… Это Древняя Греция - колыбель Европейской цивилизации, Эллада…
- Предлагаю вам урок-поиск: во время сегодняшнего путешествия нам надо найти ответ на важный вопрос. Не раз вы совершали путешествия в Древнюю Грецию и на уроках истории, литературы, искусства, МХК и, конечно, уже знакомы с древнегреческой историей и культурой, поэтому знаете и о золотом веке Афин. Это и поможет вам найти ответ вопрос.
- А для начала проверим, как вы справились с домашним заданием и усвоили главу 7. (От каждой группы по одному представителю выходят к доске для выполнения заданий: 1 ученик - практическая работа «Золотой век Афин» (выбирают 1 элемент, собирают на интерактивной доске, комментируют), 2 и 3 ученики отвечают на вопросы (могут воспользоваться подсказкой команды).
Актуализация знаний. Краткая беседа по вопросам:
Какие периоды в развитии древнегреческой культуры вам знакомы?
Какой период получил название «Золотого века Афин»? Синоним названия этого периода?
Какие виды искусства развивались? Какие науки?
Какие архитектурные сооружения золотого века Афин были ведущими?
Как называется средняя часть горизонтального перекрытия колонн на храме Парфенон?
Каковы основные принципы искусства Древней Греции?
(В историческом развитии античной греческой культуры принято выделять следующие периоды:
1) гомеровский (XI –IX вв. до н.э.);
2) архаический (VIII –VI вв. до н.э.);
3) классический (V –IV вв. до н.э.);
4) эллинистический (конец IV – I в. до н.э.).
Классический - период наивысшего подъёма древнегреческой культуры, её наивысшего расцвета… Развивались науки, искусства и философия, развивалось искусство убеждать и побуждать – ораторское искусство. Перикл – афинский государственный деятель, один из «отцов-основателей» афинской демократии, знаменитый оратор и полководец. Основные принципы:
Жизнеутверждающая сила
Сознание ценности и красоты человеческой личности
Вера в безграничные творческие возможности человека
«Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности» - Перикл
Ничего лишнего – главный принцип искусства и жизни Древней Греции.
Постановка проблемы. Элемент новизны.
- Предлагаю вам сегодня, завершая путешествие в Элладу, попробовать самостоятельно найти ответ на вопрос:
проблемный вопрос (на доске): «Зачем нам Золотой век чужой Эллады, если есть Серебряный век родной России?». Обратите внимание на постановку вопроса: «Зачем…?», не «Нужен ли ..?», а именно «Зачем нам золотой век Афин?».
- Вы, возможно, немного удивлены… ведь о Золотом веке Афин мы говорили на уроках МХК. А вот что такое Серебряный век в культуре России? (Возможные ответы уч-ся, раздать распечатки с информацией о серебряном веке). Ученики зачитывают вслух текст:
Серебряный век — образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к началу XX века. Понятие возникло в среде русской эмиграции, ретроспективно оценившей ушедшее время как второй расцвет русской культуры после «Золотого века», которым часто называли пушкинскую эпоху, то есть первую треть XIX века. О литературе Серебряного века говорят только в применении к русской культуре.
- Внимание: в поисках правильного ответа на вопрос вам помогут три ориентира. Подключайте все свое внимание, логику… готовы?
Первый: Это слова великого классика. «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» (А.С. Пушкин)
Второй: «Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства; без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь» (Ф.М.Достоевский)
Третий: Поэзию Серебряного века вы будете изучать на уроках литературы в 11 классе… Но третья подсказка именно в произведениях поэтов Серебряного века… Внимательно посмотрите и прослушайте видеосюжет.
5. Просмотр видеоролика «Осип Мандельштам. Бессонница. Гомер. Тугие паруса». Беседа по содержанию: Что лежит в основе видеосюжета? - (отрывки из художественного фильма «Елена Троянская» (англ. «Елена из Трои»). А в основе песни? – (стихотворение поэта Серебряного века). А в основе стихотворения? – (картины былых времён, лирический герой перечитывает строки из эпической поэмы Гомера «Илиада»).
Работа в группах:
Эрехтейон. Мирон (архитекторы и скульпторы)
Геродот. Олимпионик (историки и спортсмены)
3. Аристофан. Лисий (литераторы и языковеды)
- В течение 7 минут предлагаю вашим группам постараться найти ответ на данный вопрос, дать развернутый ответ на поставленный вопрос, используя в нём примеры шедевров древнегреческой культуры из домашнего параграфа, а также используя ранее полученные знания на уроках литературы, истории. Затем выслушать мнение каждой группы и определить, чьё мнение убедительнее, чья речь ярче. Также вы можете включить в своё выступление строки из стихотворений отрывки поэтов Серебряного века, относящихся к теме нашего урока. Желаю успеха!
7. Выступления групп. (Регламент 5 минут). Обсуждение.
8. Подведение итогов. Вывод:
-Любое время, даже отдалённейшее, живёт сегодня, доходя до потомков, как свет далёких звёзд. «Вчера» всегда говорит с сегодня и обращено в «завтра». Достижения античной культуры поразительны, на них основана вся европейская цивилизация. История мирового искусства переполнена воспоминаниями об античном мире, воспроизведениями античных сюжетов, темами греческой мифологии, истории и быта до такой степени, что античность неразрывно сливается со всей историей мировой художественной культуры со времён, когда античное общество завершило своё существование и до наших дней. К античности восходят современные литературные жанры, философские системы, принципы архитектуры и скульптуры. Античность, чья тысячелетняя история накопила бесценные и зачастую непревзойдённые сокровища человеческого духа, обладает неувядаемой прелестью. «Греческое творчество было освобождением человека из-под ига природы, прекрасным примирением духа и природы дотоле враждовавших между собой.» В.Г.Белинский.
- Завершается ли наше путешествие в Элладу? Нет. Ибо всегда живы яркие воспоминания из детства – из эпохи «счастливого детства человечества». Сегодня вы увидели яркие примеры из разных эпох – начало 20 века, начало 21 века – образы античности живут в них в произведениях разных видов искусства – будь то поэзия или современный кинематограф…
Домашнее задание.
По выбору учащихся:
составить несколько тестов по теме «Искусство Древней Греции»
составить кроссворд
примеры древнегреческих афоризмов
План работы группы «Архитекторы и скульпторы»:
1. Представить наследие древнегреческой культуры на примере архитектуры и скульптуры (работа у доски: собрать пазлы - один из первых трех образцов древнегреческих храмов, рассказать о нем).
2. Подготовить речь – ответ на вопрос: «Зачем нам нужен Золотой век чужой Эллады, если есть Серебряный век родной России?».
3. Выбрать оратора из членов группы для выступления.
4. Регламент выступления: 5 минут.
План работы группы «Литераторы и языковеды»:
1. Представить наследие древнегреческой культуры на примере литературы и языка (работа у доски: выбрать соответствующие слайды и рассказать о памятниках древнегреческой литературы, а также о влиянии греческого языка на русский, о зарождении публицистики и ораторского искусства).
2. Подготовить речь – ответ на вопрос: «Зачем нам нужен Золотой век чужой Эллады, если есть Серебряный век родной России?».
3. Выбрать оратора из членов группы для выступления.
4. Регламент выступления: 5 минут.
План работы группы «Историки и спортсмены»:
1. Представить наследие древнегреческой культуры на примере исторической науки и Олимпийских Играх (работа у доски: выбрать соответствующие слайды и рассказать о зарождении исторической науки, об известных историках, об истории и смысле Олимпийских игр).
2. Подготовить речь – ответ на вопрос: «Зачем нам нужен Золотой век чужой Эллады, если есть Серебряный век родной России?».
3. Выбрать оратора из членов группы для выступления.
4. Регламент выступления: 5 минут.
Видеоролик.
Стихотворение Осипа Эмильевича Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» было опубликовано в первом сборнике поэта «Камень» в 1915 году. В этом произведении автор, как и его лирический герой, обращается к древнегреческой эпической поэме Гомера «Илиада». Важно отметить, что Мандельштам не обращается к сюжетной линии этого произведения. Перед нами оживают картины былых времен. Лирический герой воссоздает в своем воображении древние корабли, которые отправились завоевывать Трою. Стихотворение обращается ко второй песне «Илиады» Гомера «Сон Беотия, или перечень кораблей», посвященной отплытию кораблей на осаду Трои. Ощущение бессонницы великолепно передано действием: «Я список кораблей прочел». Список кораблей греков, идущих походом на Трою из «Илиады» Гомера, содержит 1186 названий кораблей с именами полководцев и описаниями на 366 строках. Бесконечность боевого списка кораблей и создает ощущение бесконечности этой ночи. ) Складывается впечатление, что лирический герой перечитывает строки из «Илиады», где список кораблей становится символом силы и мощи эллинов. Что же стало причиной похода их войск против Трои? Дело в том, что сыном царя Трои была похищена прекрасная Елена. «Илиада» Гомера становится для лирического героя чем-то загадочным, непостижимым и прекрасным одновременно. Он чувствует свою причастность к далеким событиям, ко всему мировому процессу.
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Как журавлиный клин в чужие рубежи,-
На головах царей божественная пена,-
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?
И море, и Гомер - всё движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
Комментирование оценок.
Домашнее задание:
Введение в тему урока, вступительное слово учителя – 3, видеосюжет – 2.30м., пояснения к работе – 1м. Работа в группах – 8 минут. Выступления – 15 минут. Обсуждение, итог – 8 минут.
Чем же была античная культура для этих поэтов, если она жила в их сознании, а не возникла по случайной ассоциации? – Вопрос учащимся. Обмен мнениями.
Комментарий учителя: Античность подарила грядущему свою мифологию, своих героев, которые стали нарицательными для всей мировой литературы
Любое время, даже отдалённейшее, живёт сегодня, доходя до потомков, как свет далёких звёзд. «Вчера» всегда говорит с сегодня и обращено в «завтра».
Новый материал: Путешествие в Древнюю Грецию.
Совершить это путешествие помогут гиды, которые расскажут о величайших достижениях античной культуры.
К
ультура Древней Греции.
мифология архитектура скульптура театр
литература музыка
Сообщения учащихся.
№1 Боги и герои \ Мифология и религия.
Рассказ о мифологии и религии древних греков, как образного воплощения их представлений о природе, человеке, космосе, как «арсенале и почве» художественной культуры. Раскрытие своеобразия и особенностей греческой мифологии .Примеры мифов – О Геракле, Прометее, аргонавтах, Троянской войне и др. Мифологическая основа поэм Гомера, Гесиода, трагедий Эсхила, Софокла, Еврипида, комедий Аристофана. Мифы о героях как источник тем и сюжетов мирового искусства. Примеры - Живопись: Серов В.А. Похищение Европы.
Врубель М.А. Пан.
Рафаэль. Парнас.
Рубенс. Персей и Андромеда.
Литература: Гёте. Прометей.
Брюсов В. Орфей.
Пушкин А. С. Торжество Вакха.
Музыка- Скрябин А. Прометей. Поэма огня.
Глюк К. Орфей и Эвридика.
Стравинский И. Царь Эдип.
№2. Архитектура.
Особенность архитектуры в Древней Греции заключается в том ,что наибольшее внимание уделялось общественным зданиям. Рассказ о двух главных архитектурных ордерах: дорическом и ионическом. Сравнение этих двух ордеров и примеры их применения: Афинский акрополь, храм Ники, Парфенон, храм Посейдона в Пестуме, колонны храма Геры и др. Применение греческих ордеров в 19 и 20 в.
№3. Застывшие в камне. \ Скульптура.
Ведущее место в художественной культуре Эллады занимала скульптура, которая передавала красоту и величие образа свободного гражданина, являла тесную связь представлений об идеально- прекрасном человеке с образами греческой мифологии. Характеристика творчества скульпторов Фидия, Мирона, Праксителя, Поликлета. Раскрытие традиций древнегреческой скульптуры в мировой художественной культуре.
№4. Театр и музыка.
Раскрываются взгляды древних греков на природу творчества .Мифы об Аполлоне и девяти музах- покровительницах искусств Рассказ о греческих музыкальных инструментах, о греческих музыкальных жанрах. Музыкальные мифы древних греков в мировом изобразительном искусстве ( Рафаэль. Парнас. Врубель. Пан.) Дионисийские праздники и начало древнегреческого театра. Его устройство, особенности театрального действа. Роль зрителя в древнегреческом театре. Комедии и трагедии, их атрибуты. Творческое наследие Эсхила и Аристофана.
Вывод:
Достижения античной культуры поразительны, на них основана вся европейская цивилизация. История мирового искусства переполнена воспоминаниями об античном мире, воспроизведениями античных сюжетов, темами греческой мифологии, истории и быта до такой степени, что античность неразрывно сливается со всей историей мировой художественной культуры со времён, когда античное общество завершило своё существование и до наших дней. К античности восходят современные литературные жанры, философские системы, принципы архитектуры и скульптуры.
Вопросы учащимся:
1.Перечислите основные черты античной культуры.
2.Каков был вклад древнегреческих поэтов в мировую литературу?
3.Объясните, в чём состояло значение изобретения ордерной системы для дальнейшего развития архитектуры?
4. В чём сходство и различие греческого театра и современного?
5. Каковы особенности древнегреческой скульптуры?
Применение. Самостоятельная работа.
Работа по группам с привлечением справочных материалов.
1.Мифологический словарь.
2.Иллюстрированная энциклопедия « Греки ».
3.Энциклопедия « История древнего мира ».
4.Сборники «Крылатые слова и выражения ».
Вопросы викторины.
1.Какой миф христианские авторы в средние века истолковывали как предание о земном рае?
2.Кто был самым могущественным богом, перед которым не могли устоять ни боги, ни люди?
3.Почему богиня обмана Ата жила среди людей?
4.Какую тайну Зевс тщательно скрывал от людей?
5.Кто выковал Зевсу молнии?
6.Чем питались боги?
7.Кто из богов имел шапку-неведимку?
8.Кто из греческих богов и каким образом изобрёл лиру, свирель, флейту?
9.Кто из богов был больше всех занят и не спал по ночам?
10.Какие мифы подрывают веру в справедливость богов?
Подготовить сообщения:
«Образ Прометея в мировом искусстве»;
«Свет античной культуры»;
«Время и архитектура» (по выбору)
Информационные ресурсы:
Гузик М. А. В поисках золотого руна.-М.:Просвещение,1994.
Хоруженко К. М. Мировая художественная культура. Тесты. – М.:Владос,2000.
Мирецкая В. Уроки античной культуры. – М.:Просвещение,1997.
Максимилиан Волошин. Акрополь
Серый шифер. Белый тополь.
Пламенеющий залив.
В серебристой мгле олив
Усеченный холм — Акрополь.
Ряд рассеченных ступеней,
Портик тяжких Пропилей,
И за грудами камений,
В сетке легких синих теней,
Искры мраморных аллей.
Небо знойно и бездонно —
Веет синим огоньком.
Как струна, звенит колонна
С ионийским завитком.
За извивами Кефиза
Заплелись уступы гор
В рыже-огненный узор...
Луч заката брызнул снизу...
Над долиной сноп огней...
Рдеет пламенем над ней он —
В горне бронзовых лучей
Загорелый Эрехтейон...
Ночь взглянула мне в лицо.
Черны ветви кипариса.
А у ног, свернув кольцо,
Спит театр Диониса.
С е р е б р я н ы й в е к
Серебряный век — образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к началу XX века. Понятие возникло в среде русской эмиграции, ретроспективно оценившей ушедшее время как второй расцвет русской культуры после «Золотого века», которым часто называли пушкинскую эпоху, то есть первую треть XIX века. О литературе Серебряного века говорят только в применении к русской культуре.
Стихи поэтов Серебряного века (образы античности)
Максимилиан Волошин
Акрополь
Серый шифер. Белый тополь.
Пламенеющий залив.
В серебристой мгле олив
Усеченный холм — Акрополь.
Ряд рассеченных ступеней,
Портик тяжких Пропилей,
И за грудами камений,
В сетке легких синих теней,
Искры мраморных аллей.
Небо знойно и бездонно —
Веет синим огоньком.
Как струна, звенит колонна
С ионийским завитком.
За извивами Кефиза
Заплелись уступы гор
В рыже-огненный узор...
Луч заката брызнул снизу...
Над долиной сноп огней...
Рдеет пламенем над ней он —
В горне бронзовых лучей
Загорелый Эрехтейон...
Ночь взглянула мне в лицо.
Черны ветви кипариса.
А у ног, свернув кольцо,
Спит театр Диониса.
Дмитрий Мережковский
Парфенон
Мне будет вечно дорог день,
Когда вступил я, Пропилеи,
Под вашу мраморную сень,
Что пены волн морских белее,
Когда, священный Парфенон,
Я увидал в лазури чистой
Впервые мрамор золотистый
Твоих божественных колонн,
Твой камень, солнцем весь облитый,
Прозрачный, теплый и живой,
Как тело юной Афродиты,
Рожденной пеною морской.
Стихи поэтов Серебряного века (образы античности)
Осип Мандельштам
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Как журавлиный клин в чужие рубежи,-
На головах царей божественная пена,-
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?
И море, и Гомер - всё движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
Анна Ахматова
Смерть Софокла
На дом Софокла в ночь слетел с небес орел, И мрачно хор цикад вдруг зазвенел из сада. А в этот час уже в бессмертье гений шел, Минуя вражий стан у стен родного града. Так вот когда царю приснился странный сон: Сам Дионис ему снять повелел осаду, Чтоб шумом не мешать обряду похорон И дать афинянам почтить его отраду.
Софокл (ок. 496–406 до н.э.) · афинский драматург, считающийся наряду с Эсхилом и Еврипидом одним из трех величайших трагических поэтов классической древности. Софокл родился в деревне Колон (место действия его последней драмы), находившейся примерно в 2,5 км к северу от Акрополя. Его отец, Софилл, был состоятельным человеком. Софокл обучался музыке у Лампра, выдающегося представителя старшей школы, а кроме того, брал призы на атлетических состязаниях. В молодости Софокл отличался необычайной красотой, вероятно, поэтому ему поручили возглавить хор юношей, певших благодарственные гимны богам после победы над персами при Саламине (480 до н.э.). Двенадцатью годами позже (468 до н.э.)
историю мировой литературы Софокл вошел как создатель трагического образа мудрого царя Эдипа, принадлежавшего к роду, над которым за грехи предков тяготело проклятие богов. Трагедия "Царь Эдип" была представлена на третий год Пелопоннесской войны, когда в Афинах свирепствовала эпидемия чумы.
Великий трагический поэт Софокл родился во второй год 71-й Олимпиады в небольшом селе Колон, в получасе ходьбы от Афин. На всю жизнь сохранил Софокл при-вязанность к родным местам. Уже стариком он с любовью вспоминал о храмах и домах Колона, о вечно бегущих водах реки Кефис, о виноградниках и холмах, с вершины которых открывался велико-лепный вид на афинский Акрополь и далекое синее море с вид-неющимся на горизонте берегом Арголиды. Став известным поэтом, Софокл увековечил свою родину в пьесе "Эдип в Колоне", где он назвал "светлый Колон с его сладкозвучными соловьями" украше-нием афинской земли.
ГЛАВНАЯ / Страны / Греция | | | | Версия для печати | | Афины Расположение Афины расположены в Южной Греции, в чашеобразной равнине Леканопедио, которая с трех сторон окружена горами Эгалео, Парнита, Пендели и Гимет (Имитос). Юго-западная часть города обращена к Сароническому заливу, где в 8 км от центра города находится порт Пирей - морские ворота Афин. Климат В Афинах умеренный средиземноморский климат. В июне, июле и августе обычно стоит жара, которая переносится довольно легко из-за низкой влажности воздуха. Летом температура воздуха колеблется от 25 до 35 градусов, а зимой - от 5 до 15. В январе, феврале и начале марта бывает холодно и ветрено, но осадков выпадает немного. Как правило, это непродолжительные дожди, иногда грозы в период с октября по апрель, но не более 12-13 дней в месяц. И стория История этого города создавалась тысячелетиями. Первые поселения возникли здесь в 16 - 13 вв до н. э. В 6 в до н. э. был построен Акрополь - царская резиденция, ставшая впоследствии символом города. Его видно из любого места, так как он построен на холме высотой 156 метров. Но "золотой век" Афин приходится на 5 в до н. э. при Перикле. Гордостью "золотого века" Афин стал философ Сократ и драматург Софокл. К этому времени достигла своего расцвета наука, философия, живопись и архитектура. |
Стихи поэтов Серебряного века (образы античности)
Стихи поэтов Серебряного века (образы античности)