СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Популяционная структура вида

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок Популяционная структура вида»

Конспект урока по биологии

Тема: Микроэволюция

Тема урока: Популяционная структура вида. Характеристики популяций.

Тип урока: изучение нового материала с применением мультимедийных технологий.

Цель урока: познакомить учащихся со структурой таксономической единицы – вида и основными характеристиками популяций.

Задачи урока:

Образовательные

1.ввести новые биологические термины (вид, ареал, популяция, репродуктивная изоляция и т.д.);

2. сформировать понятие о виде на основе знаний о

популяции как обязательной структурной единице вида; изучить ее

характерные показатели;

3. сформировать понимание того, что популяция

представляет собой элементарную единицу эволюции.;

4.сформировать у учащихся знания об ареале вида.

Развивающие

1.развивать у учащихся умение работать с таблицами, с учебником;

2.развивать у учащихся логическое мышление.

Воспитательные

1.у учащихся должно сложиться целостное и ясное понятие о виде, его значении для эволюции, популяциях и их характеристиках;

2.воспитать у учащихся стремление к познанию нового.

Методы обучения:

1.объяснительно-иллюстративный;

2.репродуктивный;

3.наглядный.

Оборудование:

- учебник («Биология. Общие закономерности. 9 класс. учеб. для общеобразоват. Учреждений / С.Г.мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова, Н.И. Сонин. – М.:Просвещение, 2010. – 255с.)

- рабочие тетради;

- мультимедийная установка для презентаций (экран, проектор, ноутбук).



Ход урока:

I этап. Организационный момент (1-3 минуты)

- приветствие;

- проверка наличия школьных принадлежностей;

- проверка освещенности и проветриваемости класса;

- проверка работоспособности ТСО.



II этап. Проверка домашнего задания (7-10 минут)

1.теоретические вопросы:

- назовите примеры заботы о потомстве у разных групп организмов.

-какое значение имеет забота о потомстве для выживания и процветания вида?

-как выражается забота о потомстве у членистоногих и низших позвоночных?

- как выражается забота о потомстве у высших позвоночных животных?

- почему у видов животных, заботящихся о потомстве, число потомков уменьшается?

- дайте определение физиологической адаптации.

- в чем суть физиологической адаптации животных?

- каков биологический механизм развития приспособлений у животных?



2.практическая часть:

Заполните таблицу:

Физиологические адаптации животных:

Примеры животных

В наземно-воздушной среде


В водной среде


В почвенной среде


3.выберите верный ответ:



Наивысшей сложности забота у потомства наблюдается у:

а) млекопитающих;

б) птиц;

в) членистоногих;

г) низших позвоночных.



Высокая плодовитость беспозвоночных объясняется:

а) высоким уровнем заботы о потомстве;

б) борьбой за выживание вида в условиях его высокой истребляемости;

в) относительно простым строением беспозвоночных животных.



Физиологические адаптации животных - это:

а) приспособления для размножения;

б)изменение поведения животных;

в) приспособленность процессов жизнедеятельности к условиям обитания.



4.индивидуальные карточки:

Карточка №1

- приведите примеры заботы о потомстве у разных видов рыб.

- перечислите основные физиологические адаптации у морских организмов.



Карточка №2

- назовите примеры заботы о потомстве у млекопитащих.

- перечислите основные физиологические адаптации у организмов, обитающих в пустынях.



III. этап. Изучение нового материала (15-20 минут)

Рассказ-беседа

Учитель: на прошлом уроке мы с вами познакомились с примерами заботы о потомстве у разных видов организмов и основными физиологическими адаптациями организмов. Для чего же они служат?

Ученики: забота о потомстве и физиологические адаптации служат для приспособления вида к условиям окружающей среды и для его выживания и процветания во времени.

Учитель: Сегодня мы с вами приступим к изучению новой темы – вид, его популяционная структура и характеристика популяций. Эта тема – начало большого раздела – микроэволюция. Давайте дадим ее определение:

Микроэволюция – это процесс образования новых видов живых организмов. (приемы учебной работы – с рабочей тетрадью).

Учитель: но чтобы начать изучение микроэволюции, надо дать определение вида, итак, вид – это совокупность особей, сходных по строению, имеющих общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство.

(приемы учебной работы – с рабочей тетрадью).

Учитель: все особи одного вида имеют одинаковый кариотип. Найдите определение кариотипа в учебнике. (приемы учебной работы – с учебником).

Ученики: кариотип – это хромосомный набор всех особей вида

Учитель: правильно! Итак, мы с вами сказали, что особи одного вида свободно скрещиваются между собой, и основной характеристикой вида является репродуктивная изоляция. Найдите ее определение и запишите.

(приемы учебной работы –с учебником).

Ученики: репродуктивная изоляция – это механизмы, препятствующие скрещиванию особей разных видов.

Учитель: итак, теперь назовите примеры репродуктивной изоляции.

Ученики: примерами репродуктивной изоляции могут служить несовпадение сроков или мест размножения близких видов, существование строгого ритуала брачного поведения перед спариванием, географическая изоляция.

Учитель: правильно! Но иногда происходит скрещивание разных видов, но в этом случае гибриды отличаются пониженной жизнестойкостью или оказываются бесплодными. Самый известный гибрид двух видов – мул, гибрид лошади и осла.

Перечисленные механизмы вместе имеют высокую эффективность и создают непроницаемую генетическую изоляцию между видами, препятствую смешению генов. Какой модно сделать их этого вывод?

Ученики: вывод: вид – единица органического мира.

Учитель: в природе каждый вид имеет определенную территорию обитания – ареал. Для одних видов он широкий, для других – узкий. Но особи одного вида не могут перемещаться внутри ареала свободно, особенно если ареал довольно широкий. Степень подвижности особи выажется в радиусе индивидуальной активности. Найдите его определение в учебнике.

Ученики: радиус индивидуальной активности – расстояние, на которое может перемещаться организм.

Учитель: правильно. Радиус индивидуальной активности варьируется у разных организмов. Например, у виноградной улитки он несколько десятков метров, а у северного оленя – более сотни километров. Особи одного вида распределены внутри ареала неравномерно, поэтому внутри вида выделяют популяции. Итак, популяция – это совокупность особей данного вида, занимающих определенный участок территории внутри ареала вида, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от других популяций. Реально вид существует в виде популяций. Это можно представить на схеме:



Ареал вида

















популяции











Учитель: популяция имеет свои характеристики. Это численность, плотность, рождаемость и смертность. Давайте дадим определение каждой их характеристик.

Ученики: численность – количество особей популяции;

Плотность – число особей на единицу площади;

Рождаемость – число особей, родившихся в единицу времени;

Смертность – число особей, умерших за единицу времени.

Учитель: правильно. А теперь подумаем, как связаны организмы одной популяции и заполним схему:



местообитание

Общее происхождение



Защита от врагов





связи между организмами одной популяции









Совместный поиск пищи

Забота о потомстве







Учитель: итак, мы с вами изучили новую тему. Какой вывод можно сделать?

Ученики: Вид – единица органического мира. Вид включает в себя популяции, которые имеют определенные характеристики.

IV этап. Закрепление нового материала (5-7 минут)

1.Теоретические вопросы:

- дайте определение вида.

- дайте определение микроэволюции.

- дайте определение репродуктивной изоляции.

- какие механизмы мешают скрещиванию особей разных видов?

- дайте определение популяции.

- назовите основные характеристики популяции





2. Практическая часть

- начертите схему, отражающую положение популяции внутри ареала вида.

Начертите схему, отражающую связи особей в популяции.



3. Выберите правильный ответ:



Выберите из предложенных ответов характеристики популяции:

А)численность

Б) плотность

В)приспособленность

Г)рождаемость

Д)равномерность

Д)отсутствие скрещивания

Е)смертность



V этап. Домашнее задание (2 минуты)

- повторить основные понятия;

- параграф 10, стр. 53-55.



VI этап. Итог урока (2минуты)

Выставление оценок в дневники и журнал, рекомендации по устранению пробелов.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!