СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок, посвященный 100 летию со дня рождения Мустая Карима

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок, посвященный 100-летию башкирского поэта, писателя, драматурга, публициста, гражданина и воина, кавалера многих боевых и трудовых орденов и медалей, выдающегося общественного деятеля. 

Просмотр содержимого документа
«Урок, посвященный 100 летию со дня рождения Мустая Карима»

Идрисова Фларида Халитовна,

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №26

Советского р-на ГО г.Уфа


Повесть Мустая Карима «Помилование»- урок нравственности и гуманизма


Цели: - Познакомить учащихся с творчеством М. Карима, прививать любовь к

башкирской литературе.

- Развивать представление о многообразии подхода писателей к теме войны.

- Воспитывать вдумчивого читателя, способствовать восприятию нравственных уроков повести «Помилование».

Оборудование: Портрет М. Карима, материалы стенда, выставки, плакаты, газетный материал, тексты повести «Помилование», фото из личного архива с посещения РусДрамТеатра, спектакля по повести «Помилование» «Луна и Листопад», слайды, мелодии курая.


ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя

Учитель: Ребята, вы знаете, что в этом году юбилей народного поэта Башкортостана Мустая Карима. Поэтому сегодня, совсем не случайно, состоится наш разговор о творчестве башкирского писателя Мустая Карима, лауреата премии им. С.Юлаева, лауреата Государственных премий РСФСР, ССР, лауреата Ленинской премии


Ученик: «Не русский я, но россиянин»,- утверждает поэт. И это не просто слова. Его книги, переведенные на русский язык, стали достоянием всей нашей многонациональной литературы. Конечно, чтобы по настоящему оценить талант писателя, следует читать его произведения в подлиннике. Но для этого мы должны изучить его язык, язык народа, на земле которого мы живем.


Ученик: Башкирская земля богата талантами. Почему же именно книги Мустая Карима столь популярны у нас в стране? Дело тут, наверное, в личности самого писателя. Он считает, что главное для поэта – сопереживание, глубокое проникновение во внутренний мир человека. Чтобы вы лучше могли понять это прослушайте небольшой отрывок из его воспоминаний «Случилось мне как-то проходит обследование в одной оснащенной всякой техникой больнице. Врачи, лаборантки, сестры почти три недели изучали меня с головы до ног, заглядывая в глаза машин. Но никто не догадался хоть раз взглянуть в глаза мне- больному. А ведь мои глаза, наверное, тоже о чем-то сказали бы»


Учитель: Мустай Карим из тех, кто умеет глядеть в глаза людей. Послушайте как он написал об этом.


Ученик: Когда кусок пути, что мне назначен

Тот, что зовется жизнью прохожу

В глаза людей, как в звезды я гляжу

И слышу: так держать и не иначе!..

И в ясный день и вечером морозным,

Чернее сумрак или зной лютой,

Я путь определяю не по звездам,

А как по звездам,- по глазам людей,

По радостным, печальным и серьезным…

Гляжу в глаза, чтобы с пути не сбиться,

Чтоб в песне не солгать, не ошибиться


Учитель: Мустай Карим- псевдоним писателя. Назовите его настоящее имя и фамилию.


Ученик: Мустафа Сафич Каримов


Ученик: Мустай Карим- глубоко национальный поэт. Хорошо об этом сказал его друг Кайсын Кулиев: «Если бы я ничего не читал о Башкирии, кроме Мустая, то и тогда я мог бы считать, что знаю Башкирию и ее народ. Он тот поэт, который открыл нам, читателям, сердце и ум родного народа…»


Учитель: Мустай Карим своими корнями тесно связан с родной землей. В автобиографии он писал…


Ученик: Я родился в многолюдной семье, где были еще ощутимы родовые устои. Трудно сказать, каким по счету ребенком появился я в доме. Год моего рождения- 1919, месяц рождения- октябрь. Наш аул Кляш расположен на холмистой возвышенности в двух километрах от реки Демы. С наших гор ночью видны огни Уфы- до столицы рукой подать.

В 1935 г. отец привез меня шестнадцатилетнего стихотворца в Уфу, на учебу в Башкирский педагогический рабфак.

До войны успел написать книгу стихов, которую назвал «Весенние голоса». Сигнальный экземпляр сборника я получил за день до выпускного вечера в институте- последнего мирного вечера. На рассвете началась война.


Ученик: «А потом была война…Мурманское училище связи…фронт. В бою под Мценском пуля, пробив комсомольский билет и членский билет союза писателей СССР, прошла в сантиметр от сердца лейтенанта Мустафы Каримова. Потом был госпиталь и снова – фронтовые дороги». Войну он закончил в Вене майским днем 1945 года. «С войны я вернулся с двумя книгами стихов, двумя ранениями, без меры влюбленный в землю и людей…» его влюбленный в людей вы убедились, прочитав его повести «Долгое, долгое детство», «Помилование». Талант Мустая Карима многогранен. Он и поэт и прозаик и драматург


Учитель: Обратите внимание учащихся на выставку книг Мустая Карима. Сегодня наш разговор пойдет лишь об одном его произведении- повести «Помилование», по которому был поставлен спектакль «Луна и листопад»


Учитель показывает учащимся брошюру.


Учитель: все вы прочитали повесть, знаете ее содержание, хорошо ответили на вопросы викторины (называется победитель). Но прежде чем начать разговор о ней, я хочу задать вам вопрос?

Какой национальный музыкальный инструмент вы слышите?

Да, это курай. Вслушайтесь в мелодию.

В одном из стихотворений М.Карим писал: «И стонет курай,

И ликует курай»

Так вот здесь курай стонет или ликует?

А почему выбрала именно такую мелодию? Какая она по настроению?

Она такая же грустная, как и повесть, о которой мы будем говорить.

Когда слушаешь курай, кажется, что кто-то щиплет струны твоего сердца.

А повесть? Задела ли она струны вашего сердца? Вы можете не отвечать на вопрос о том, плакали ли вы, закрывая последнюю страницу. Может быть, глаза остались сухими, но сердце все равно плакало.

Не случайно Ч.Айтматов сказал об этой повести:

«Помилование- это боль, рожденная войной»

Почему же такая небольшая повесть рождает такую боль об этом с вами и будем сегодня говорить.


Беседа по содержанию

- О чем же все-таки эта повесть?

(о войне и о любви)


- Но о какой войне?

Чингиз Айтматов утверждает, что в повести «Помилование» война не привычная, «Во всяком случае, о ней так не писали»

- Чем же отличается война, описанная в повести, и сама повесть от других произведений о войне?

- В повести нет описания боев (нет проявления мужества, героизма, не это главное в повести)


- Да, война, действительно где-то за пределами повести. В этом есть необычность. Но ведь и любовь в повести необычна?


Учащиеся говорят, что герои не обычны (внешность: глаза Марии- нырнешь и вынырнешь; необычна природа: месяц, народившиеся вместе с любовью, происхождении героини и т.д.


Вывод: Любовь в повести романтизирована. Даже интонации романтические. Так, может быть, и вся повесть- это просто красивая легенда (сказка) с трагическим концом? Может быть и сюжет надуман и ничего реального в повести нет. Как вы считаете, могло ли случиться на войне подобное: молодого сержанта расстреляли за то, что отлучился к любимой на 5 часов? Не сгустил ли автор краски?


Учащиеся по-разному отвечают.


- А в каком произведении Мустая Карима мы уже сталкивались с подобной ситуацией, с описанием подобного случая?


- Прочитавшие повесть «Долгое, долгое детство» вспоминают, что там есть эпизод с расстрелом 18-тилетнего солдата.


Учитель напоминает что повесть автобиографичная.


Тогда, в 1942 г. лейтенант Каримов объяснил жестокость приговора условиями военного времени. Но через много лет пуля, пробившая сердце 18-летнего солдата, болью отозвалась в душе писателя М. Карима. О поколении поэтов – фронтовиков Д. Самойлов писал:

Как это было!

Как совпало – Война, беда,

Мечта и юность.

И это все в меня запало,

И лишь потом ко мне вернулось.

Под этими строками мог бы подписаться и М. Карим.

- На могиле Зуха старшина Хомичук написал: «Жертва войны. Любомир Зух. 20 лет».

Но только ли он жертва войны в повести, где и войны-то фактически нет. (все герои повести и те, кого нет в повести (близкие, родные героев) – все они жертвы войны).


Вывод: В маленькой повести автор сумел показать жестокость и бесчеловечность войны, в которой жертвы – все.


- И все же, чья судьба вызывает особую боль и почему? (Мария, Зух. Но сходятся на том, что самая трагичная судьба у Зуха, потому что смерть его нелепа, бесполезна, он ничего не успел).


- А разве менее трагична судьба Янтимира Байназарова? Ведь он тоже не успел сыграть на сцене С. Юлаева, не удалось найти свою любовь. Не удалось дожить до Победы. (Байназаров погиб, защищая Родину. Его будут помнить. Иначе погиб Зух… ).


- Что же является причиной нелепой гибели Зуха? (Война виновата, любовь виновата, сам виноват).

- Конечно, если бы не любовь, ничего бы не случилось. Но разве можно винить любовь? (Виновата все же не любовь, а война).

- Любовь приходит, не спрашивая ни времени, ни места. Вспомните сурового Базарова, Андрия из повести Гоголя, вспомните, наконец, предка Л. Зуха, который нашел свою любовь, находясь в плену.


- И все же имели ли Любомир и Мария право на любовь, на счастье, когда идет война, гибнут люди? Какой период войны изображен в повести?

- И все же была ли неизбежна трагическая развязка?


На слайде - репродукция картины «Возвращение»


- Могли Мария и Любомир вот так же встретить победу, вернуться домой?


Вывод: Могло бы случиться, но не случилось. Страшно это, противоестественно. Но кто в этом виноват?


Вина и трагедия Зуха.

- Вина есть, но оценивают ее по-разному: не надо было влюбляться, нельзя самовольно отлучаться.


Вывод: Зух, несомненно, виновен: могло случиться, что бригаде пришлось срочно сняться, может быть идти в бой, а он сам отлучился, и боевую технику угнали.


- Справедливо ли обвиняло военное начальство Зуха в дезертирстве?

Этот вопрос не вызывает много споров. Дезертиром Зуха не считают. Это легкомыслие, беспечность, не не дезертирство. Вспоминают, что он хотел закончить войну в Берлине, он хотел освобождать и Испанию – родину Марии.


- Справедлив ли, по вашему мнению, приговор военного трибунала? (Все единогласны в том, что Зуха нельзя обвинить в измене Родине. Спор идет о том, что он нарушил: воинскую присягу или устав?).


- Согласны ли Вы с тем, что следствие велось «основательно» и «досконально»?

(Обсуждение моментов приезда прокурора и следователя, допрос Зуха, поездка на Хутор, в Подлипки, допрос свидетелей, повторный запрос Зуха, вспомнили ошибку – не взяли подписи).


Вывод: Формально все было сделано правильно, но ошибка сыграла свою роль.

- А кто-нибудь из героев повести чувствует несправедливость приговора?

- Зух, капитан Казарин, обратившийся за помощью к комиссару, сам комиссар Зубков, солдаты, отводившие в сторону глаза во время расстрела, старшина Павел Хомичук, тайно поставивший дощечку с надписью на могиле Зуха, старик Буренкин, Байназаров, неунывающий Леня Ласточкин, всю ночь притворявшийся спящим, а днем так и не явившийся на расстрел, и даже комбриг.


- Статья УК 193/7 действительно предусматривает для дезертиров военного времени только расстрел. Но дезертиром закон считал того, кто пропадал в самовольной отлучке больше суток, а Зух отсутствовал 5 часов. Ему грозило от 3 до 7 лет заключения или штрафбат.


- Могли судьи этого не знать?

- Почему же так суров приговор, почему Зуха расстреляли? (Об этом говорит комбриг: в бригаде участились случаи нарушения дисциплины, различные ЧП «Пора было»… Бригада должна была на днях выступить на передовую… Чтоб другим было не повадно).


- Можно ли оправдать суровость приговора такой необходимостью?

Вывод: Здесь речь идет не о судебной ошибке.

Добрый Янтимир вынужден исполнить такой приказ. Добрый и чуткий комиссар не хочет понять его переживаний, незлые люди (прокурор, следователь) выносят роковой приговор.

М. Карим показал жестокую правду войны. Ту самую правду, о которой Шамиль Анак написал в стихотворении «Матери и генералы войны»:


Матери так делают из сыновей своих человека:

Вкладывают в сердце своих сыновей любовь …

Матери учат сыновей своих не убивать…

Генералы войны так делают солдат из тех сыновей:

Вынимают то, что было вложено в их сердца матерями

И складывают злобу – чтоб сердце солдата не знало пощады…

Генералы войны учат солдата убивать…

Вывод: Выходит, что повесть не только о войне и о любви. Она о долге человека, патриотическом и гражданском, о жестокости и гуманизме, о том, к чему приводит обезличка.


- Юридический приговор несправедлив, виновники и причина установлены. А кто несет нравственную ответственность за гибель Зуха?


Вопросы по произведению:

1. Можно ли считать виновником старика Буренкина?

2. Есть ли в гибели Зуха вина капитана Казарина? Мог ли он спасти Зуха?

3. Виновен ли лейтенант Байназаров?

4. В чем заключается вина комбрига?

5. В чем вина сержанта, присутствовавшего на заседании трибунала?

6. Осуждает ли автор своих героев или оправдывает?


Вывод: Автор никому не выносит приговора. Он зовет нас к соразмышлению. Повесть «Помилование» - это урок гуманизма, человечности, совести, человеческой мудрости. Автор как бы напоминает нам: судьба человека зависит от многих объективных и субъективных причин, не будьте равнодушными, будьте добрее, внимательнее друг к другу, не забывайте смотреть в глаза человеку, который рядом с вами. И мелочи порой могут обернуться трагедией. В наш довольно суровый и жестокий век призыв к человечности и гуманизму звучит очень своевременно…


Викторина «Звания и награды Мустая Карима»:

  1. Герой Социалистического Труда

  2. Орден «За заслуги перед Отечеством»

  3. Орден Ленина

  4. Орден Отечественной войны

  5. Орден Трудового Красного Знамени

  6. Орден Дружбы народов

  7. Орден Красной Звезды

  8. Орден «Знак Почёта»

  9. Государственная премия СССР

  10. Ленинская премия

Кроме того, М. Карим был членом Комитета по Ленинским и Государственным премиям при Совете Министров СССР, членом Президентского совета Республики Башкортостан.


Памятные места, связанные с именем М. Карима, в г. Уфе:

  • Улица Мустая Карима (бывшая Социалистическая)

  • Национальный Молодежный театр РБ
    имени Мустая Карима

  • Гимназия им. М. Карима


Подведение итогов, выставление оценок.

Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру:

  1. «Помилование – это боль, рожденная войной».

  2. Нравственные уроки повести «Помилование».








6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!