Конспект урока по теме «Нахождение НОД и НОК чисел»
Тема урока: Нахождение НОД и НОК чисел.
Тип урока: урок систематизации знаний
Форма урока: повторение и обобщение полученных знаний
Вид урока: урок-путешествие.
Цели урока:
Создать условия для эффективного повторения тем нахождения наибольшего общего знаменателя и наименьшего общего кратного, научить структурировать собственные знания обучающихся.
Способствовать развитию умственной деятельности и вычислительных навыков, в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся.
Формировать у обучающихся коммуникативность, умение преодолевать трудности.
Задачи:
регулятивные: создание ситуации для постановки учебной задачи на основе знаний о делителях и кратных натуральных чисел; прогнозирование результата уровня усвоения на основе понятий делителей и кратных, НОД и НОК. Организация сопоставления результата самостоятельной работы с решением заданий на доске с целью обнаружения отклонений и отличий от образца, оценки того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению по теме;
познавательные: обучение умению самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, поиску и выделению необходимой информации с помощью самостоятельной работы и вопросов учителя. Совершенствовать умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной и письменной форме, анализировать объекты с целью выделения существенных признаков для составления алгоритма, обучение умению выдвигать гипотезу;
коммуникативные: Организация рефлексии обучающихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности. Моделирование ситуации коллективного обсуждения проблем, обучение умению слушать вступать в диалог. Развитие монологической и диалогической речи.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие.
Сегодня я предлагаю совершить путешествие в экзотические места нашей планеты, где мы встретимся с препятствиями, которые сможем преодолеть при помощи наших знаний.
2. Путешествие.
1-я остановка.
Самый необычный континент нашей планеты – Австралия. Огромное количество уникальных видов животных и растений. Нам с вами уже пришли на ум такие экзотические обитатели, как кенгуру, утконос или коала. Как раз с последними мишками-«трудоголиками» мы и приступим к первому этапу.
Скажи:
- Что такое делитель и кратное чисел
- Назовите 5 чисел, кратных числу 8
- Назовите делители числа 60
Посчитай в уме:
- 20+5*4 - (20+5)*4
- 13+7*2+8 - (13+7)*(2+8)
- 12-1,5 - 3+2,4
- 6,2-2,6 - 12,3+3,4
- 0,3*15 - 2,2*20
Немного размялись? Не будем более отвлекать наших новых друзей от их важных дел, двигаемся далее.
2-я остановка.
Далее на нашем пути Северная Америка. Из интересующих нас представителей фауны остановимся на одной замечательной бабочке, которая, как и многие птицы, в холодное время года улетает на зимовку в тёплые края. Вот такая у нее чудесная способность и тяга к долгим перелетам. Остаётся только назвать нашу героиню. Давайте немного поработаем в тетрадях. Для того, чтобы найти название вида бабочки, выполните вычисления и рядом с примерами выпишите буквы, соответствующие найденным ответам.
Ответ: бабочка МОНАРХ
6,8:2 = 3,4
10,25:5 = 2,05
80,64:8 = 10,08
0,3:6 = 0,05
2,4:4 = 0,6
1:4 = 0,25
А | М | Н | О | Р | Х |
0,05 | 3,4 | 10,08 | 2,05 | 0,6 | 0,2 |
М
О
Н
А
Р
Х
Сотни и тысячи этих бабочек, разместившись на ветках, создают впечатление пестрой листвы и цветов.
Блиц:
Прочитайте вслух и скажите верно, или не верно утверждение:
Если число а делится на число в, значит, а кратно в.
Если число а делится на число в, значит, в - делитель а.
4 кратно 16.
Число 68 является наименьшим общим кратным чисел 68 и 14.
Числа 18, 27, 45, 72 кратны 9.
НОД(6;18;54) = 54.
НОК(6;18;54) = 54.
Число 25 кратно 5, значит НОД(25;5) = 25.
Числа 109 и 233 являются взаимно простыми.
(*) Если два числа взаимно простые, то их наименьшее общее кратное равно произведению данных чисел.
Закончи фразу:
Если число делится на 3, то…
Если сумма цифр числа делится на 9, то…
Если число делится на 3, то на 9 оно…
Натуральное число не делится на 2, если…
На 10 делятся числа, …
Натуральное число делится на 2, 5 и 10, если…
(*) Число 361 287 … на 3, так как сумма его цифр равна ... и … на 3.
(*) Число 638 … на 11, так как …
3-я остановка.
Будучи монархом, многие бы из вас не отказались от бесконечных запасов вкусностей. А еще лучше, чтобы они росли на деревьях! В Африке растет дерево, которое называют колбасным. Узнаем почему чуть позже, а пока что нам надо узнать его название.
А для начала, вспомним, как найти наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное двух или более чисел (не более 2 человек)
Выполните задания: найдите НОД и НОК чисел (индивидуально)
НОК(6 и 8) = [24]
НОД(3 и 5) = [1]
НОД(5 и 25) = [5]
НОК(33 и 77) = [231]
НОК(246 и 126) = [5166]
НОД(16 и 39) = [1]
НОД(36 и 18) = [18]
Г | Е | И | К | Л | Я |
5 | 231 | 1 | 24 | 5166 | 18 |
Полученное слово “КИГЕЛИЯ” является названием дерева, которое растет в Африке и называется “колбасным”. Его зрелые плоды похожи на вареные колбаски до 60 см. Этими колбасками охотно питаются животные, но для человека они не съедобны. Их используют для производства некоторых лекарств и красок.
Зарядка для глаз
- Посмотрите налево, направо, вверх, вниз; повторите 4 раза
- Вытяните правую руку перед собой, смотрите на указательный палец, приближая и удаляя руку от глаз; повторите 2 раза
- Зажмурьте глаза, сосчитайте до пяти
- Широко откройте глаза, быстро-быстро поморгайте.
4-я остановка. Вы, скорее всего, уже слышали пословицу «Делу - время, потехе – час). В нашем случае она напоминает нам о том, что всегда необходимо помнить о рабочих заданиях, которые надо обязательно выполнять перед тем, как собраться отдыхать. Иначе, в нашем случае, можно не узнать тему, не выучить домашнее задание, потерять знания. Я хочу вам показать одну картину, которая напоминает нам о подобных горестях. Знаете ее название? А для того, чтобы назвать автора, придется немного посчитать. Работаем в парах. Каждой парте предлагается решить пример на нахождение НОД чисел.
НОД (14,21) = 7 | НОД (8,9) = 1 | НОД (39,65) = 13 |
НОД (10,14) = 2 | НОД (20,24) = 4 | НОД (40,60) = 20 |
НОД (5,25) = 5 | НОД (40,48) = 8 | НОД (34,51) = 17 |
НОД (25,75) = 25 | НОД (8,12) = 4 | НОД (125,150) = 25 |
НОД (54,65) = 1 | НОД (22,66) = 22 | НОД (30,36) = 6 |
Теперь сопоставим полученные ответы с соответствующими буквами и тем самым узнаем имя и фамилию художника, написавшую эту картину (Федор Решетников).
А | 20 | Ё | 2 | Л | 11 | С | 26 | Ч | 29 | Э | 33 |
Б | 3 | Ж | 10 | М | 21 | Т | 22 | Ш | 8 | Ю | 15 |
В | 6 | З | 14 | Н | 13 | У | 23 | Щ | 24 | Я | 32 |
Г | 18 | И | 20 | О | 25 | Ф | 7 | Ъ | 9 | | |
Д | 5 | Й | 27 | П | 12 | Х | 28 | Ы | 31 | | |
Е | 4 | К | 17 | Р | 1 | Ц | 13 | Ь | 19 | | |
Итог урока: Рефлексия
Молодцы! К сожалению, нам пора заканчивать наше небольшое приключение. На слайде у нас представлены наши добрые друзья из нашей первой точки остановки, которые показывают своё отношение к сегодняшнему уроку. Первому всё далось легко и теперь можно немного улыбнуться и расслабиться, второй так внимательно пытался уследить за всем, что устал и заснул, а третий остался сегодня недоволен, уроком или своей работой – мы не знаем. А как оцените вы этот урок? Покажите, на чьем месте бы вы оказались сейчас.
Спасибо за работу!