Урок повторения, обобщения и контроля по теме: «Социальная и правовая модернизация страны при Александре II» история России, 9 класс
Вариант – 1
1.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, имеют непосредственное отношение к реформам 60––70-х гг. XIX в. 1) мировой посредник; 2) присяжные; 3) отрезки; 4) земская управа; 5) отруб. Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда. | |
2.В 1860-х гг. в России началась военная реформа. А. Укажите имя (или инициалы) и фамилию государственного деятеля, ставшего основным разработчиком этой реформы. Б. Укажите меру, изменившую порядок комплектования армии, осуществлённую в рамках военной реформы в 1874 г. В. Укажите одну любую причину (предпосылку) проведения военной реформы. |
3.Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки. Отмена крепостного права сделала крестьянина юридически независимым от помещика-землевладельца, но помещики всё же сохраняли в своих руках важные экономические рычаги. В соответствии с положениями реформы 1861 г. размеры крестьянского надела и характер повинностей надлежало определять по соглашению крестьян с помещиками. Это соглашение фиксировалось в духовной грамоте. Её составляли мировые посредники – назначавшиеся правительством лица из числа местных дворян-помещиков. Естественно, эти грамоты-договоры отстаивали права дворян, что вызывало недовольство крестьян. Подобное положение особенно было заметно в нечернозёмных губерниях, где сельское население было весьма многочисленным и где на редкость плодородные земли были несравненно более дорогими, чем в северных, западных и восточных районах Империи. Найдите фактические ошибки и исправьте их. |
4.Дайте развернутый ответ.
Начало формы
Существует точка зрения, что, положение крестьян в первой половине XIX в. и в 1860 – 1870-х гг. имело общие черты. Приведите не менее двух общих черт. |
Конец формы
5.Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. |
| СОБЫТИЯ | | ГОДЫ | А) | начало Ливонской войны | Б) | подавление восстания в Твери московско-ордынским войском | В) | отмена крепостного права в России | | | 1) | 1199 г. | 2) | 1327 г. | 3) | 1558 г. | 4) | 1785 г. | 5) | 1861 г. | | |
А-____; Б-___; В-____.
Урок повторения, обобщения и контроля по теме: «Социальная и правовая модернизация страны при Александре II» история России, 9 класс
Вариант – 2
1.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, появились в ходе Великих реформ 1860–1870-х гг.
1) мировой судья; 2) земская управа; 3) отрезки; 4) предводитель дворянства; 5) всеобщая воинская повинность.
Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.
2.Недавно созданный в ходе проведения либеральной реформы распорядительный орган городского самоуправления Москвы обратился к императору с адресом, где заявлял о своей поддержке дипломатических усилий Горчакова по отмене условий Парижского мира и высказывал просьбу о даровании народу свободы слова, совести и печати. Однако обращение было отвергнуто, а городской голова В.А. Черкасский должен был уйти в отставку. А. Назовите орган городского самоуправления, о котором идёт речь. Б. Назовите упоминаемого в тексте императора. В. Какое стремление властей в отношении полномочий данного органа самоуправления проявилось в такой гневной реакции? |
|
3.Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.
На основании «Положений 19 февраля 1861 года о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» крестьяне получили личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Помещики же сохранили за собой все принадлежавшие им земли, но должны были предоставить крестьянину приусадебный участок и полевой надел. Размеры надела и условия его получения фиксировались в ревизских сказках, которые составляли мировые посредники из числа местных дворян. До выкупа полевого надела крестьянин отбывал барщину или платил помещику оброк и назывался отходником.
Найдите фактические ошибки и исправьте их.
4.Дайте развернутый ответ.
Начало формы
Существует точка зрения, что Крымская война и русско-турецкая война 1877 – 1878 гг. имели общие черты. Приведите не менее двух общих черт. |
Конец формы
5.Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. |
| СОБЫТИЯ | | ГОДЫ | А) | поход новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев | Б) | издание Положения о губернских и уездных земских учреждениях | В) | начало церковной реформы патриарха Никона | | | 1) | 1185 г. | 2) | 1242 г. | 3) | 1653 г. | 4) | 1864 г. | 5) | 1906 г. | | |
А-____; Б-___; В-____.