Игровые задания
для повторения раздела «Морфемика и словообразование». 6 класс.
Задание №1.
Жители многочисленного города «Словообразование» однажды захотели подружиться и до сих пор остаются вместе и воспринимаются в современном русском языке как неделимое слово. Угадайте их и вставьте в предложение.
Сегодня на уроке биологии мы изучали цветы…, …, которые на картинках были изображены… как настоящие.
Задание №2.
Лингвистическая конференция. В ходе неё вам предстоит определить, к какому роду относятся данные сложные существительные, и коротко, но убедительно обосновать свой ответ.
1 вариант.
Диван-кровать, дизайн-студия, шкаф-купе, сумка-холодильник, музей-усадьба.
2 вариант.
Кафе-бар, планета-гигант, крем-мыло, роман-эпопея, план-схема.
Задание №3.
Конкурс «Лучший шифровальщик класса».
Предложенные словосочетания превратить в аббревиатуры, а аббревиатуры - в словосочетания. Титула удостоится тот, кто быстрее всех и правильнее справится с заданием.
1 вариант.
Контрольно-пропускной пункт, гидроэлектростация, министерство иностранных дел, дорожно-патрульная служба.
2 вариант.
Патрульно-постовая служба, военно-морской флот, строительное монтажное управление, высшее учебное заведение.
1 вариант.
ЦГАЛИ, РАН, СМИ.
2 вариант.
ГЭК, МАПРЯЛ, МГУ.
Задание №4.
Поиграем в волшебников!
Практическое задание №1.
За 10 минут превратить слова в словосочетания.
Прикоснуться, заря, разыграться, загораться, блистать, голосочек, невысокий, неправда, полкилометра, не с кем, ежовый, отрежьте, глиняный, кое-чем, раздираемый, смешанный, ни у кого, командовал, незаписанный, слышимый, не зная, вдалеке, невесело, настежь, в течение, сначала, направо, вниз.
Практическое задание №2.
Данные словосочетания ввести в предложения.
1 вариант.
.
Прикоснуться к прекрасному, невысокий интеллект, пройти полкилометра, посмотрел невесело.
2 вариант.
Загорать на пляже, блистать остроумием, ежовые рукавицы, раздираемый сомнениями.
Практическое задание №3.
Произведите морфемный разбор слов, составьте с данными словами предложения, которые проиллюстрируют конкретный отдельно взятый пример. Перед тем как приступить к разбору слова, подумайте хорошо. Не всё так просто в этом задании!
1 вариант: жгут.
2 вариант: пасть.
Практическое задание №4.
Прослушайте фрагмент текста и дайте ответ в виде сочинения-рассуждения на вопрос: «Какой же частью речи является слово «дверь»?
Практическое задание №5.
Перед вами способы образования слов и примеры к ним. Но, к сожалению, наборщик кое-что перепутал. Исправьте ошибки и запишите правильно.
1 вариант.
1. Приставочно-суффиксальный Избушка, радостный.
2. Бессуффиксный Ракета-носитель, плащ-палатка.
3. Суффиксальный Ошейник, безветренный.
4. Приставочный Самовар, пешеход.
5. Сложение целых слов Прилететь, рассмотреть.
6. Переход из одной речи
в другую Заплыв, выход, перелёт.
7. Сложение 2 основ Прачечная, столовая.
2 вариант.
Перед вами термины и их определения. Но, к сожалению, наборщик всё перепутал. Исправьте ошибки, записав каждый термин со своим конкретным определением.
1. Основа слова Морфема, обладающая определённым
значением и участвующая в образовании
форм слова.
2. Приставка Морфема, располагающаяся сразу за
корнем, при помощи которой могут
образовываться новые слова.
3. Корень слова Определённая часть слова, в состав
которой не входит окончание.
4. Суффикс Морфема, стоящая непосредственно
перед корнем ,принимающая участие
в процессах образования новых слов
5. Окончание Самая главная из всех морфем, потому
что в ней содержится обобщённое
лексическое значение полного
однокоренного ряда слов.
4