СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-практикум "Человек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепление  знаний и умений, полученных на предыдущих уроках по теме;       

   развитие  практических навыков.

Просмотр содержимого документа
«урок-практикум "Человек"»

Урок-практикум по теме «Человек» (сценарий урока)


Задачи урока: -закрепить знания и умения, полученные на предыдущих уроках по теме;

-развивать коммуникативные и регулятивные УУД;

-опыт применения полученных знаний и умений


Цели урока: 1) предметные:

  • характеризовать основные положения раздела;

  • усвоить относительно целостное представление о человеке

  • высказывать собственную точку зрения

2) метапредметные: умения

  • работать с текстом учебника,

  • выделять главное,

  • использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

  • анализировать реальные социальные ситуации,

  • выполнять познавательные и практические задания

3) личностные:

      • воспитание трудолюбия,

      • уважения к своему и чужому труду

      • оценка результатов своей работы

      • становление социального поведения


I. Сегодня мы проведем урок-практикум по теме «Человек».

(Самостоятельное построение учебных целей – П/У)

-Как вы понимаете слово «практикум»?

-Давайте откроем оглавление и вспомним пройденные темы.

-Вспомнили? А теперь попробуйте поставить цели сегодняшнего урока.

(повторить главные мысли, вспомнить, чему научились, решить практические задачи и др.)


II. Сначала вспомним тему «Загадка человека»

- А как вы поняли, в чем загадка человека? Он необычное существо, а биосоциальное,

У человека двойная природа

(Обобщение; выражение собственного мнения с аргументацией В/У)

- Молодцы.

А теперь выполним задание 1 в своих карточках. –

-Проверьте задания друг у друга.

(Работа в парах – взаимопроверка – коммуникативные умения )


Б/У

1. В приведенном списке указаны черты сходства человека и животных и их различия. Выбери и запиши в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем – черт различия.

1) способность к творчеству 2) потребность в отдыхе

3) наличие органов чувств 4) сознательное выдвижение целей


ЧЕРТЫ СХОДСТВА

ЧЕРТЫ РАЗЛИЧИЯ




П/У

2. Вставьте пропущенные в определении слова.

…………. – это определенные признаки, которые человек получает от своих предков.


3. Определенные действия, реакции организма, полученные при рождении, называются …………………..

4. Серьезные изменения в организме, резкая смена настроений, мечтательность характерны для ……..


III. А теперь поработаем с учебником. Задание 2* на стр. 22.

(Обоснование собственного мнения –В/У)

А что еще характерно для подростков? (Умение общаться)

( Дополнительная работа со знакомым текстом Алгоритм. Б/У)

Умеем ли мы общаться?

- Какие правила общения мы можем найти в тексте учебника на стр. 20-21

Быть внимательным

Терпеливым

Уважать собеседника

Уметь слушать

Уважать чужое мнение.

IV. Работа в группах.

(Коммуникативные навыки)

-Обсудите ситуации, приведенные в ваших карточках. Найдите ошибки в поведении людей, если они есть. Скажите, как правильно нужно поступить.

Проверка выполнения задания.

V. Давайте сделаем выводы.

Человек – сложное биосоциальное существо, которое рождается человеком, но становится им не сразу. Человек учится разговаривать, мыслить, трудиться и общаться. Важную роль в становлении человека играет подростковый возраст. Общение – это большое искусство. Ему нужно учиться и соблюдать определенные правила, потому что человек живет среди других людей, он существо общественное.


Оборудование урока:

-Карточки-задания

-карточки-ситуации

-учебник.

Задания для работы в группах.


В транспорте.

1. Женя и Вася на остановке в ожидании автобуса играют в салочки, не обращая внимания на находящихся рядом людей.

 - Смотри, наш автобус!

 - Женька, займи мне место у окна!

 Садятся рядом. Входит контролер.

 - Ваши билеты!

 - У нас денег нет.

 - Мы вообще платить не обязаны. Мы – дети.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В столовой или кафе

Петя и Маша пришли в кафе, сели за столик.

 - Уф, жарко! – Петя развалился на стуле и стал обмахиваться салфеткой.

 - Ой, у нас соли нет! – заметила Маша.

 - Вон там возьми, на другом столике,- посоветовал Петя.

Маша молча взяла солонку с соседнего столика… Сидящие за столом проводили ее недоуменным взглядом. Петя в это время  увлеченно играл ножом и вилкой.

 - Петь, что это ты делаешь?

 - Хочу прокатить эту горошину вокруг тарелки, а она все время откатывается!

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Знакомство.

К тебе зашел одноклассник, и его нужно познакомить с мамой. Знакомить можно по-разному. Какой из нескольких вариантов тебе кажется наиболее подходящим?

1. «Проходи, Коля. Мама, это Коля, мы сидим с ним за одной партой. Коля, маму зовут Наталья Ивановна».
2. «Проходи, Коля. Это моя мама, Наталья Ивановна. Мама, мы с Колей за одной партой сидим».
3. «Проходи, Коля. Здесь у нас книги, это мой аквариум, это мама, там дверь на балкон».

Выберите правильный вариант и ответьте, почему. Поразмышляйте, почему не годятся другие приведенные решения.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В театре.

Мальчик и девочка входят в двери. Их встречает билетер.

 - Ваши билеты. Проходите, пожалуйста, раздевайтесь быстрее: скоро третий звонок.

«Зрители» проходят в «гардероб», снимают пальто, подают, отходят.

 - А номерок?- сказала им гардеробщица и протянула металлический кружок.

«Зрители» молча взяли номерок и пошли в зрительный зал.

 - Где наши места?

 - Смотри, вон Вовка сидит из 6 «А», пошли к нему: вместе веселее.

 - Идем! (Кричит): Вовка, привет!

Садятся рядом, начинают оживленный разговор. К ним подходят другие зрители.

 - Извините, но это наши места.

 - Подумаешь, вон сколько мест свободных! Садитесь, куда хотите!

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1. Анализ ситуации «Транспорт»

- находясь на остановке, нужно вести себя так, чтобы не мешать окружающим;

-воспитанный человек никогда не будет стараться забежать в автобус первым, чтобы занять место: он займет свободное или останется стоять;

-необходимо всегда оплачивать проезд в общественном транспорте.

---------------------------------------------------------------------------------------

2. Анализ ситуации « В столовой»

 - салфетка не предназначена для того, чтобы ею обмахиваться;

 - не стоит разваливаться на стуле и играть со столовыми приборами;

 - если хочешь что-то взять с другого стола, надо спросит разрешения у сидящих за ним людей.

---------------------------------------------------------------------------------------------

3. Анализ ситуации «Знакомство»

Правила знакомства: младшего представляют старшему и только затем старшего называют младшему; ровесников представляют друг другу.

---------------------------------------------------------------------------------------------

4. Анализ ситуации «В театре»

 - не стоит забывать о «волшебных» словах при общении с людьми;

 - в театре, как и в других общественных местах, не принято громко разговаривать и кричать;

 - места для зрителей указаны на билетах.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Критерии оценки

тестового задания:

1. Базовый уровень – не менее 50% заданий – «3»

2. Повышенный уровень не менее 65 % базового уровня и 50-75 % повышенного - «4»

3. Высокий уровень – не менее 65 % базовых и 50-75% повышенного – «5»

4. менее 50%  - «2»                                                                                                                        

Критерии оценки сформированности метапредметных умений.

    • Активная работа, высказывание собственной позиции и ее аргументация, формулировании е цели познавательной деятельности - «5»

    • Попытки сформулировать собственную позицию, недостаточность аргументации, ошибки в анализе – «4»

    • Несамостоятельное участие (только по инициативе учителя), затруднение в аргументации, ответы только по наводящим вопросам -«3»

    • Отсутствие активной деятельности; ученик только записывает выводы, сделанные другими, не может ответить на вопросы - «2»

    • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы.

У; Н/У; Ср./У

Уровни сформированности УУД:

-Нулевой – отсутствие учебных действий как целостных единиц деятельности;

- выполнение учеником лишь отдельных операций

- копирование действий учителя

- подмена задачи только заучиванием. Оценка «2»

-Базовый - выполнение УД в сотрудничестве с учителем;

- выполнение действий только по алгоритму

- неадекватный перенос УД на новые типы задач. Оценка «3»

- Повышенный - адекватный перенос УД в сотрудничестве с учителем

- самостоятельное построение учебных целей (подбирать алгоритм при

неявном условии) Оценка «4»

- Высокий – обобщение УД на основе выявления общих принципов;

- построение новых способов действий;

- творческий уровень Оценка «5»


Критерии оценки работы на уроке:     1.активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий на всех этапах - «5»    

2.активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения заданий разного уровня – «4»

3.неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности –«3»                                                                                                                                          

4.полное отсутствие активности, большое количество ошибок, выполнение заданий только под руководством учителя - «2»;