Урок-практикум по теме «Человек» (сценарий урока)
Задачи урока: -закрепить знания и умения, полученные на предыдущих уроках по теме;
-развивать коммуникативные и регулятивные УУД;
-опыт применения полученных знаний и умений
Цели урока: 1) предметные:
характеризовать основные положения раздела;
усвоить относительно целостное представление о человеке
высказывать собственную точку зрения
2) метапредметные: умения
работать с текстом учебника,
выделять главное,
использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
анализировать реальные социальные ситуации,
выполнять познавательные и практические задания
3) личностные:
воспитание трудолюбия,
уважения к своему и чужому труду
оценка результатов своей работы
становление социального поведения
I. Сегодня мы проведем урок-практикум по теме «Человек».
(Самостоятельное построение учебных целей – П/У)
-Как вы понимаете слово «практикум»?
-Давайте откроем оглавление и вспомним пройденные темы.
-Вспомнили? А теперь попробуйте поставить цели сегодняшнего урока.
(повторить главные мысли, вспомнить, чему научились, решить практические задачи и др.)
II. Сначала вспомним тему «Загадка человека»
- А как вы поняли, в чем загадка человека? Он необычное существо, а биосоциальное,
У человека двойная природа
(Обобщение; выражение собственного мнения с аргументацией В/У)
- Молодцы.
А теперь выполним задание 1 в своих карточках. –
-Проверьте задания друг у друга.
(Работа в парах – взаимопроверка – коммуникативные умения )
Б/У
1. В приведенном списке указаны черты сходства человека и животных и их различия. Выбери и запиши в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем – черт различия.
1) способность к творчеству 2) потребность в отдыхе
3) наличие органов чувств 4) сознательное выдвижение целей
ЧЕРТЫ СХОДСТВА | ЧЕРТЫ РАЗЛИЧИЯ |
| |
П/У
2. Вставьте пропущенные в определении слова.
…………. – это определенные признаки, которые человек получает от своих предков.
3. Определенные действия, реакции организма, полученные при рождении, называются …………………..
4. Серьезные изменения в организме, резкая смена настроений, мечтательность характерны для ……..
III. А теперь поработаем с учебником. Задание 2* на стр. 22.
(Обоснование собственного мнения –В/У)
А что еще характерно для подростков? (Умение общаться)
( Дополнительная работа со знакомым текстом Алгоритм. Б/У)
Умеем ли мы общаться?
- Какие правила общения мы можем найти в тексте учебника на стр. 20-21
Быть внимательным
Терпеливым
Уважать собеседника
Уметь слушать
Уважать чужое мнение.
IV. Работа в группах.
(Коммуникативные навыки)
-Обсудите ситуации, приведенные в ваших карточках. Найдите ошибки в поведении людей, если они есть. Скажите, как правильно нужно поступить.
Проверка выполнения задания.
V. Давайте сделаем выводы.
Человек – сложное биосоциальное существо, которое рождается человеком, но становится им не сразу. Человек учится разговаривать, мыслить, трудиться и общаться. Важную роль в становлении человека играет подростковый возраст. Общение – это большое искусство. Ему нужно учиться и соблюдать определенные правила, потому что человек живет среди других людей, он существо общественное.
Оборудование урока:
-Карточки-задания
-карточки-ситуации
-учебник.
Задания для работы в группах.
В транспорте.
1. Женя и Вася на остановке в ожидании автобуса играют в салочки, не обращая внимания на находящихся рядом людей.
- Смотри, наш автобус!
- Женька, займи мне место у окна!
Садятся рядом. Входит контролер.
- Ваши билеты!
- У нас денег нет.
- Мы вообще платить не обязаны. Мы – дети.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В столовой или кафе
Петя и Маша пришли в кафе, сели за столик.
- Уф, жарко! – Петя развалился на стуле и стал обмахиваться салфеткой.
- Ой, у нас соли нет! – заметила Маша.
- Вон там возьми, на другом столике,- посоветовал Петя.
Маша молча взяла солонку с соседнего столика… Сидящие за столом проводили ее недоуменным взглядом. Петя в это время увлеченно играл ножом и вилкой.
- Петь, что это ты делаешь?
- Хочу прокатить эту горошину вокруг тарелки, а она все время откатывается!
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Знакомство.
К тебе зашел одноклассник, и его нужно познакомить с мамой. Знакомить можно по-разному. Какой из нескольких вариантов тебе кажется наиболее подходящим?
1. «Проходи, Коля. Мама, это Коля, мы сидим с ним за одной партой. Коля, маму зовут Наталья Ивановна».
2. «Проходи, Коля. Это моя мама, Наталья Ивановна. Мама, мы с Колей за одной партой сидим».
3. «Проходи, Коля. Здесь у нас книги, это мой аквариум, это мама, там дверь на балкон».
Выберите правильный вариант и ответьте, почему. Поразмышляйте, почему не годятся другие приведенные решения.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В театре.
Мальчик и девочка входят в двери. Их встречает билетер.
- Ваши билеты. Проходите, пожалуйста, раздевайтесь быстрее: скоро третий звонок.
«Зрители» проходят в «гардероб», снимают пальто, подают, отходят.
- А номерок?- сказала им гардеробщица и протянула металлический кружок.
«Зрители» молча взяли номерок и пошли в зрительный зал.
- Где наши места?
- Смотри, вон Вовка сидит из 6 «А», пошли к нему: вместе веселее.
- Идем! (Кричит): Вовка, привет!
Садятся рядом, начинают оживленный разговор. К ним подходят другие зрители.
- Извините, но это наши места.
- Подумаешь, вон сколько мест свободных! Садитесь, куда хотите!
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Анализ ситуации «Транспорт»
- находясь на остановке, нужно вести себя так, чтобы не мешать окружающим;
-воспитанный человек никогда не будет стараться забежать в автобус первым, чтобы занять место: он займет свободное или останется стоять;
-необходимо всегда оплачивать проезд в общественном транспорте.
---------------------------------------------------------------------------------------
2. Анализ ситуации « В столовой»
- салфетка не предназначена для того, чтобы ею обмахиваться;
- не стоит разваливаться на стуле и играть со столовыми приборами;
- если хочешь что-то взять с другого стола, надо спросит разрешения у сидящих за ним людей.
---------------------------------------------------------------------------------------------
3. Анализ ситуации «Знакомство»
Правила знакомства: младшего представляют старшему и только затем старшего называют младшему; ровесников представляют друг другу.
---------------------------------------------------------------------------------------------
4. Анализ ситуации «В театре»
- не стоит забывать о «волшебных» словах при общении с людьми;
- в театре, как и в других общественных местах, не принято громко разговаривать и кричать;
- места для зрителей указаны на билетах.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Критерии оценки
тестового задания:
1. Базовый уровень – не менее 50% заданий – «3»
2. Повышенный уровень не менее 65 % базового уровня и 50-75 % повышенного - «4»
3. Высокий уровень – не менее 65 % базовых и 50-75% повышенного – «5»
4. менее 50% - «2»
Критерии оценки сформированности метапредметных умений.
Активная работа, высказывание собственной позиции и ее аргументация, формулировании е цели познавательной деятельности - «5»
Попытки сформулировать собственную позицию, недостаточность аргументации, ошибки в анализе – «4»
Несамостоятельное участие (только по инициативе учителя), затруднение в аргументации, ответы только по наводящим вопросам -«3»
Отсутствие активной деятельности; ученик только записывает выводы, сделанные другими, не может ответить на вопросы - «2»
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы.
У; Н/У; Ср./У
Уровни сформированности УУД:
-Нулевой – отсутствие учебных действий как целостных единиц деятельности;
- выполнение учеником лишь отдельных операций
- копирование действий учителя
- подмена задачи только заучиванием. Оценка «2»
-Базовый - выполнение УД в сотрудничестве с учителем;
- выполнение действий только по алгоритму
- неадекватный перенос УД на новые типы задач. Оценка «3»
- Повышенный - адекватный перенос УД в сотрудничестве с учителем
- самостоятельное построение учебных целей (подбирать алгоритм при
неявном условии) Оценка «4»
- Высокий – обобщение УД на основе выявления общих принципов;
- построение новых способов действий;
- творческий уровень Оценка «5»
Критерии оценки работы на уроке: 1.активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий на всех этапах - «5»
2.активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения заданий разного уровня – «4»
3.неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности –«3»
4.полное отсутствие активности, большое количество ошибок, выполнение заданий только под руководством учителя - «2»;