СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 05.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-практикум "Гидролиз солей"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - практикум с применением цифровой лаборатории для обобщения знаний по теме "Гидролиз солей".

Просмотр содержимого документа
«Урок-практикум "Гидролиз солей"»

Урок-практикум по теме «Гидролиз солей» 11 класс.

Цель:

Обобщить знания по теме «Гидролиз солей»; закрепить теоретические представления о возможности протекания гидролиза и определении реакции среды при гидролизе по формуле соли; подтвердить теоретические представления о процессе гидролизе, проведя собственное исследование. 

Задачи:

Образовательные: проверить степень усвоения учебного материала: составление формул веществ, написание уравнений реакций гидролиза, определение реакции среды при гидролизе солей. Совершенствовать навыки проведения эксперимента с использованием цифровой лаборатории, умение планировать эксперимент, проводить исследование реакции среды растворов солей с использованием датчиков pH и индикаторов, давать оценку исследуемым химическим явлениям и описывать результаты опытов. Решить тестовые задания с выбором одного правильного ответа и задания на соответствие (задания ЕГЭ).

Развивающие: способствовать развитию творческого мышления (умение выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать изученные факты и явления, устанавливать причинно-следственные связи), коммуникативных умений; стимулировать познавательную активность учащихся; развить интерес к предмету, продолжить формирование навыков работы в небольших группах.

Воспитательные: совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения, развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность.

Оборудование и реактивы:

Ноутбуки, проектор, , приборы цифровой лаборатории:, датчик pH,, программное приложение POLYTTECHiLAB,  учебник, тесты, технологическая карта лабораторного практикума.

- реактивы: карбонат натрия (тв.), хлорид натрия (тв), хлорида цинка (тв.), вода, гидроксид натрия, соляная кислота, универсальный индикатор;
- лабораторная посуда: пробирки, стаканчики, штатив для пробирок

Тип практикума: повторение, обобщение, систематизация знаний по теме.

: ИКТ, технология развития критического мышления, технология обучения в сотрудничестве, исследовательская работа.

Формы организации учебной деятельности: групповая, самостоятельная, индивидуальная, экспертная.

ХОД УРОКА

Добрый день, ребята. Мы с вами в течение нескольких уроков изучали тему «Гидролиз солей», данный вопрос есть в ЕГЭ и по этому сегодня нам предстоит закрепить, обобщить наши знания и применить их на практике. Но прежде чем мы приступим к плодотворной работе давайте вспомним немного теории.

  1. Что такое среда раствора? (это отношение концентрации катионов водорода и гидроксид анионов)

  2. Какие бывают среды растворов? (кислая, нейтральная, щелочная)

  3. Как быстро нам определить среду раствора? (c помощью индикатора)

  4. Какие вы знаете индикаторы?

Вот сейчас для вас первое практическое – экспертное «Экспертиза прозрачных растворов» задание определить что находится в пробирках. Перед вами в 3-х пробирках налиты прозрачные жидкости. Скажите. Они отличаются чем-то? (нет). Но в них совершенно разные вещества: Вода, соляная кислота и щелочь-гидроксид натрия. Ваша задача определить с помощью индикаторов где находится какое вещество. Данные занесите в таблицу. ПОВТОРИМ ТЕХНИКУ БЕЗОПАСНОСТИ. (дети работают 5 минут максимум, Сверяемся с презентацией (2 слайд) затем кого то прошу проанализировать эксперимент.)

  1. Ребята, а что такое рН среды? (Это отрицательный десятичный алгоритм концентрации ионов водорода. По количественной характеристике можно судить о среде раствора.) Давайте вспомним как по значению рН сделать вывод о среде раствора. (3 слайд)

  2. Что такое гидролиз солей?

  3. По какой части идёт гидролиз? (по слабому иону)

  4. В растворах каких солей реакция среды щелочная, т.е. больше 7? (слайд 4)

  5. В растворах каких солей реакция среды кислая. Т.е. меньше 7? (слайд 5)

  6. Растворы каких солей дают нейтральную среду, т.е. рН =7? (слайд 6)

  7. Ребята, а с помощью чего мы можем точно определить рН раствора?(с помощью датчика рН цифровой лаборатории)

Второе практическое – экспертное задание.

На столе у вас 3 химических стаканчика с прозрачными растворами солей. По внешнему виду абсолютно одинаковые. Но известно, что среди них есть растворы хлорида цинка, карбоната натрия и хлорида натрия. Ваша задача определить в каком стаканчике какое из веществ, используя датчик рН цифровой лаборатории. Но в начале, как вы понимаете нужно определить, каким будет рН у каждой соли и по значению датчика выявить правильную нумерацию стаканчиков. Повторим правила работы с цифровой лабораторией.

(Инструктаж по ТБ:

Проверить пробирки и стаканы. Они должны быть без трещин.

Перед каждым новым экспериментом рН датчик промыть в дистиллированной воде и просушить.

Выполнение работы:

Учащиеся работают по инструкциям, изложенных в технологической карте лабораторного практикума, выполняют лабораторные опыты, заполняют таблицу, составляют уравнения химических реакций.

Сравнение результатов, полученных традиционным способом с результатами цифровой лаборатории.) Работают 10 минут. Проверяем Ответы. (слайд 7)

Проверка уравнений химических реакций гидролиза. (НА ДОСКЕ) по одному человеку от пары. (5 минут)



Закрепление знаний и умений

Решение тестов «Готовимся к ЕГЭ»

Найдите на компьютере тест «Гидролиз» . Выполняем в парах. Проверяем.

Рефлексия.

Ребята, как вам тема Гидролиз солей пригодится в жизни?

Оценка деятельности групп.

Домашнее задание

Выдаю индикаторную бумагу. Определите значение pH трех средств бытовой химии, которыми ежедневно пользуется ваша семья: туалетное мыло, шампунь и синтетическое моющее средство –стиральный порошок.







































Технологическая карта лабораторного практикума

Ф.И. Дата .

Работа №1 «Экспертиза прозрачных растворов»

Перед вами 3 пробирки с прозрачными растворами, на вид абсолютно одинаковые. Но известно, что в них налиты разные вещества – это соляная кислота, гидроксид натрия и вода. Определите с помощью индикаторов в какой пробирки что находится. Отчет в виде таблицы.

вещество

индикатор

Цвет индикатора

№ пробирки

HCl




NaOH




H2O






Работа №2 «Экспертиза растворов солей»

Перед вами пронумерованные химические стаканы с растворами разных солей. Известно, что среди них есть растворы хлорида цинка, карбоната натрия и хлорида натрия. Ваша задача определить в каком стаканчике какое из веществ. Сначала на листке вы пишите гидролиз данных солей, предполагаете, какую среду они дают. Далее с помощью датчика рН определяет цифровое значение рН в каждом стаканчике (не забываем, после каждого стаканчика промывать в дистиллированной воде датчик!!!). Делаете вывод под каким номером, что находится. Все данные занести в таблицу.

Раствор соли

Уравнение гидролиза

рН среды

Показание рН датчика

№ стаканчика

ZnCl2







Na2CO3








NaCl

































































Алгоритм составления реакций гидролиза солей:

  1. Записать уравнение диссоциации соли.

  2. Выбрать слабый ион (катион или анион).

  3. Записать его взаимодействие с водой.

  4. Записать молекулярное уравнение гидролиза.

  5. Определить водородный показатель рН и указать среду раствора.

  6. Указать вид гидролиза соли.

. Типы гидролиза солей

1. Соль образована катионом слабого основания и анионом сильной кислоты.

(CuCl2, NH4Cl, Fe2(S04)3 — гидролиз по катиону)

CuCl2 Cu2+ + 2Сl-

Н2О  Н+ + ОН-

Cu2+ + 2Сl+ Н+ + ОН- CuОН+ Н++ 2Сl-

Выводы: [ Н+] [ОН-]  pH  среда раствора кислая  окраска индикаторов изменяется

2. Соль образована катионом сильного основания и анионом слабой кислоты.

2С03, Na2S — гидролиз по аниону)

К2С03  2К+ + С032- 

Н2О  Н+ + ОН-

+ + С032-+ Н+ + ОН -  НСО3- + 2К+ + ОН-

Выводы: [ Н+] -]  pH 7  среда раствора щелочная  окраска индикаторов изменяется

3. Соль образована катионом слабого основания и анионом слабой кислоты. ((NH4)2CO3, CH3COONH4,  — гидролиз по катиону и по аниону)

Fe(C03)3 2Fe 3+  + 3C032- 

Н2О  Н+ + ОН-

2Fe 3+  + 3C032-+ Н+ + ОН- Fe (ОН)3+ C02 + Н2О     идёт до конца
Выводы: Характер среды определяется относительной силой кислоты и основания.  

4. Соль образована катионом сильного основания и анионом сильной кислоты. (гидролизу не подвергаются (NaCl, К24, Ba(N03)2).

NaCl  Na+ + Сl- 

Н2О  Н+ + ОН-

Na+ + Сl-  + Н+ + ОН-  Na+ + Сl-  + Н+ + ОН 

Выводы: [ Н+] = [ОН-]  pH = 7  среда раствора нейтральная окраска индикаторов не изменяется



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!